ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-12282/13 от 29.07.2013 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

05 августа 2013. Дело № А53-12282/13

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2013.

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2013.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Чернышевой И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дорошенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Кредит-Юг» ИНН <***>, ОГРН 1116193004971

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя : представитель ФИО1, доверенность от 08.07.2013, представитель ФИО2, доверенность от 25.09.2012, директор ФИО3;

от заинтересованного лица : представитель ФИО4, доверенность от 29.07.2013

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ломбард Кредит-Юг» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности № 23-13/70 от 10.06.2013, вынесенное Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу с наложением административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В судебном заседании представители общества заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить. В обоснование заявленных требований указывали, что административным органом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, незаконно вменено в вину заключение договоров займа между обществом и его директором, поскольку данные денежные средства были направлены на поддержание финансово дисциплины, а выдача денежных средств по залоговым билетам ряду граждан не может быть признана быть признана сомнительными сделками, иные правонарушения были устранены немедленно после их выявления.

Представитель заинтересованного лица в удовлетворении заявления просил отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения, вместе с тем полагает необходимым исключить из события правонарушения выдачу гражданам денежных средств за сдаваемые ими в ломбард изделий из золота.

При исследовании доказательств по делу судом установлено, что в отношении общества Управлением была назначена и проведена в период с 29.04. 20123 по 27.05.2013 проверка на предмет исполнения законодательства «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» .

В ходе проверки Управлением Финмониторинга было установлено, что основным видом деятельности ООО «Ломбард Кредит-Юг» является предоставление краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, что подтверждается копией Выписки из ЕГРЮЛ, материалами дела, следовательно на него распространяются действия закона № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - закон №155-ФЗ).

По результатам проверки выявлены нарушения:

- общество использует в работе редакцию правил внутреннего контроля от 06.10.2011;

- специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение и применение Правил внутреннего контроля не соответствует квалификационным требованиям;

- обществом заключены договоры займа о получении от физического лица беспроцентного займа на суммы свыше 600 000 рублей без предоставления соответствующих сведений в орган контроля;

- имеет место заключение сомнительных сделок, систематическое предоставление ссуд под залог ювелирных изделий без последующего выкупа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 27.05. 2013 в отношении общества протокола об административном правонарушении по признакам наличия в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Постановление Управления общество привечено к административной ответственности за совершение вмененного ему в вину правонарушения с наложением административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, ООО « Ломбард Кредит-Юг» оспорило его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался следующим.

Частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица. Объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.

Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации N 715 от 05.12.2005 г. "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе нормы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Как следует из пункта 6 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. N 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обучение проводится в следующих формах:

а) вводный инструктаж;

б) дополнительный инструктаж;

в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, Необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступном путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);

г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и. финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).

Повышение уровня знаний сотрудники организаций проходят соответственно в тех организациях, в которых согласно пункту 11 Приказа N 203 предусмотрено прохождение целевого инструктажа, по программам обучения, разрабатываемым такими организациями самостоятельно.

Повышение уровня знаний не реже одного раза в три года проходят специальное должностное лицо организации (филиала) (за исключением организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке), а также сотрудники организаций, обозначенные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 10 Приказа N 203.

Прохождение соответствующим должностным лицом организации повышения уровня знаний должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, проводящей такое обучение, либо документом, подтверждающем участие соответствующего должностного лица в обучающем мероприятии.

Судом установлено и не оспаривалось представителями общества, что на момент проведения проверки ООО «Ломбард Кредит-Юг» использовало в работе редакцию правил внутреннего контроля от 06.10.2011 без приведения их в соответствие с требованиями действующего законодательства, а руководитель не имел документа, подтверждающего его квалификацию, но к моменту рассмотрения дела, данные нарушения обществом устранены.

Согласно части 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в том числе, к одному из следующих видов операций:

- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. При этом под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 данной статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 названного Федерального закона.

В соответствии с названными нормами, основаниями документального фиксирования информации являются:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных названным Федеральным законом;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Одним из оснований фиксирования информации является запутанный или необычный характер сделки, которая не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели.

При таких обстоятельствах, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать должностных лиц, ответственных за реализацию указанных правил, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований Правительства Российской Федерации и утверждаются директором организации.

Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 введен следующий признак выявления необычных сделок, в том числе: неоднократное получение ссуды под залог ювелирных изделий без последующего выкупа.

Пунктом 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" предусмотрено, что форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному лицу определяются организацией самостоятельно и отражаются в программе документального фиксирования информации.

Как следует из материалов дела, административным органом при проведении проверочных мероприятий установлено, что общество осуществляло операции, подпадающие под описанный признак необычных сделок, таких как:

1. ФИО5 (залоговые билеты № 1583 от 09.08.2012, 929866 от 05.07.2012 на общую сумму 5900 рублей);

2. ФИО6, (залоговые билеты № 1370 от 12.09.2012, 223247 от 22.08.2012 на общую сумму 9100 рублей);

3. ФИО7, (залоговые билеты № 23 от 27.12.2011, 749 от 03.07.2012 на общую сумму 15000 рублей);

4. Баштырева ЕвдокияХарлампьевна, (залоговые билеты № 1719 от 10.09.2012, 4166 от 12.11.2012 на общую сумму 6100 рублей);

5. ФИО9, (залоговые билеты № 1188 от 13.09.2012, 6540 от 04.03.2013 на общую сумму 9600 рублей);

6. ФИО10, (залоговые билеты № 4554 от 03.12.2012, 4690 от 24.12.2012 на общую сумму 3750 рублей);

7. ФИО11, (залоговые билеты № 3079 от 13.10.2012, 3111 от 21.10.2012 на общую сумму 5200 рублей);

8. ФИО12, (залоговые билеты № 4805 от 09.01.2013, 4806 от 09.01.2013 на общую сумму 9100 рублей);

9. ФИО13, (залоговые билеты № 3733 от 24.10.2012
 г., 3759 от 26.10.2012 г. на общую сумму 8800 рублей);

10. ФИО14, (залоговые билеты № 929622 от 18.05.2012, 929784 от 18.05.2012 на общую сумму 10200 рублей);

11. ФИО15, (залоговые билеты № 223131 от 10.07.2012, 223155 от 19.07.2012 г. на общую сумму 12200 рублей);

12.ФИО16, (залоговые билеты № 1410 от 16.09.2012, 4791 от 08.01.2013 на общую сумму 1900 рублей);

13.ФИО17, (залоговые билеты № 63 от 20.01.2012, 709 от 27.06.2012 на общую сумму 56950 рублей);

14. ФИО18 (залоговые билеты № 3885 от 12.11.2012, 6494 от 22.03.2013 на общую сумму 17550 рублей);

15.3аточный Дмитрий Игоревич, (залоговые билеты № 1819 от 29.09.2012, 1824 от 01.10.2012 на общую сумму 9500 рублей);

16.3ахарова Татьяна Анатольевна, (залоговые билеты № 621 от 10.06.2012, 5203 от 22.01.2013 на общую сумму 17100 рублей);

17.ФИО19, (залоговые билеты № 25 от 27.12.2011., 557 от 27.05.2012 на общую сумму 11100 рублей);

18.ФИО20, (залоговые билеты № 491 от 13.05.2012, 513 от 17.05.2012. на общую сумму 6700 рублей);

19.ФИО21, (залоговые билеты № 3297 от 17.11.2012, 3304 от 19.11.2012 на общую сумму 4300 рублей);

20.ФИО22, (залоговые билеты № 94 от 07.02.2012, 841 от 17.07.2012 на общую сумму 3200 рублей);

21.ФИО23, (залоговые билеты № 88165 от 23.07.2012, 697247 от 23.07.2012 на общую сумму 4090 рублей);

22.ФИО24, (залоговые билеты № 319 от 08.04.2012, 457 от 06.05.2012 на общую сумму 11350 рублей);

23.ФИО25, кв. 1 (залоговые билеты № 3448 от 09.12.2012, 3492 от 18.12.2012 на общую сумму 9000 рублей);

24.ФИО25, (залоговые билеты № 5301 от 04.02.2013, 5302 от 04.02.2013 на общую сумму 19750 рублей);

25.ФИО26, (залоговые билеты № 4061 от 23.10.2012, 4377 от 23.12.2012 на общую сумму 3800 рублей);

26.ФИО27, (залоговые билеты № 1737 от 12.09.2012, 1776 от 20.09.2012 на общую сумму 8800 рублей);

27.ФИО28, (залоговые билеты № 1228 от 19.09.2012 г., 5390 от 16.02.2013 г. на общую сумму 10100 рублей);

28.ФИО29, (залоговые билеты № 653 от 18.06.2012 г., 5414 от 19.02.2013 г. на общую сумму 15300 рублей);

29.ФИО30, (залоговые билеты № 1397 0т 15.09.2012 г., 3553 от 03.10.2012 г. на общую сумму 2800 рублей);

30.ФИО31, (залоговые билеты № 223011 от 04.06.2012 г., 371444в от 04.06.2012 г. на общую сумму 3700 рублей);

31.ФИО32, (залоговые билеты № 758 от 04.07.2012 г., 759 от 04.07.2012 г. на общую сумму 3000 рублей);

32.ФИО33 ФИО34 Ивановна, (залоговые билеты № 223217 от 10.08.2012, 223218 от 10.08.2012 на общую сумму 20750 рублей);

33.ФИО35, (залоговые билеты № 3798 от 01.11.2012 г., 3799 от 01.11.2012 г. на общую сумму 7321 рублей);

34.ФИО36, (залоговые билеты № 1403 от 16.09.2012 г., 1479 от 25.09.2012 г. на общую сумму 10200 рублей);

35.ФИО37, (залоговые билеты № 1561 от 05.08.2012 г., 1601 от 14.08.2012 г. на общую сумму 8200 рублей);

36.ФИО38 (залоговые билеты № 3951 от 20.11.2012 г., 6270 от 01.03.2013 на общую сумму 7250 рублей);

37.ФИО39 (залоговые билеты № 3420 от 05.12.2012 г., 5062 от 28.12.2012 на общую сумму 6950 рублей);

38.ФИО40, (залоговые билеты № 868 от 21.07.2012 г., 904 от 26.07.2012 г. на общую сумму 3050 рублей);

39.ФИО41 (залоговые билеты № 543 от 22.05.2012 г., 3172 от 29.10.2012 г. на общую сумму 9650 рублей);

40.ФИО42, (залоговые билеты № 3753 от 25.10.2012 г., 4716 от 26.12.2012 г. на общую сумму 24000 рублей);

41.ФИО43, (залоговые билеты № 4636 от 16.12.2012 г., 4637 от 16.12.2012 г. на общую сумму 4000 рублей);

42.ФИО44, (залоговые билеты № 395 от 25.04.2012 г., 1114 от 01.09.2012 г. на общую сумму 3800 рублей);

43.ФИО45, (залоговые билеты № 1001 от 09.08.2012 г., 3287 от 15.11.2012 на общую сумму 2300 рублей);

44.ФИО46, (залоговые билеты № 3764 от 27.10.2012 г., 3810 от 02.11.2012 на общую сумму 5350 рублей);

45.ФИО47, (залоговые билеты № 707 от 27.06.2012 г., 726 от 30.06.2012 г. на общую сумму 2150 рублей);

46.ФИО48, (залоговые билеты № 5186 от 21.01.2013 г., 5229 от 25.01.2013 на общую сумму 14700 рублей);

47.ФИО49 (залоговые билеты № 675 от 22.06.2012 г., 1220 от 18.09.2012 г. на общую сумму 12000 рублей);

48.ФИО50, (залоговые билеты № 5207 от 23.01.2013 г., 5526 от 25.01.2013 г. на общую сумму 12500 рублей);

49.ФИО51, (залоговые билеты № 385 от 22.04.2012 г., 400 от 26.04.2012 г. на общую сумму 5270 рублей);

50.ФИО52, (залоговые билеты № 3048 от 08.10.2012 г., 5064 от 28.12.2012 г. на общую сумму 2700 рублей);

51.ФИО53, (залоговые билеты № 5220 от 24.01.2013, 5222 от 24.01.2013 на общую сумму 4050 рублей);

52.ФИО54, (залоговые билеты № 3485 от 17.12.2012 г., 5118 от 08.01.2013 г. на общую сумму 2370 рублей);

53.ФИО55, (залоговые билеты № 3400 от 03.12.2012 г., 3402 от 03.12.2012 г. на общую сумму 87800 рублей);

54.ФИО56, (залоговые билеты № 5248 от 28.01.2013 г., 5331 от 06.02.2013 г. на общую сумму 5650 рублей);

55.ФИО57, (залоговые билеты № 329 от 09.04.2012 г., 384 от 21.04.2012 г. на общую сумму 7500 рублей);

56.ФИО58, (залоговые билеты № 660 от 19.06.2012 г., 719 от 29.06.2012 г. на общую сумму 7100 рублей);

57.ФИО59, (залоговые билеты № 3805 от 02.11.2012 г., 3821 от 03.11.2012 на общую сумму 4650 рублей);

58.ФИО60, (залоговые билеты № 5608 от 10.02.2013 г., 5678 от 22.02.2013 г. на общую сумму 10550 рублей);

59.ФИО61, (залоговые билеты № 929836 от 14.06.2012 г., 929877 от 19.07.2012 на общую сумму 6400 рублей);

60. ФИО62, (залоговые билеты № 223098 от 29.06.2012, 223168 от 24.07. 2012 на общую сумму 7180 рублей);

61.ФИО63, (залоговые билеты № 5226 от 25.01.2013, № 5253 от 28.01.2013, 5280 от 28.01.2013 на общую сумму 9550 рублей);

62.ФИО64, (залоговые билеты № 4314 от 12.12.2012, , 4321 от 13.12.2012, №5570 от о01.02.2013 на общую сумму 20600 рублей);

63.ФИО65 (залоговые билеты № 813 от 12.07.2012, №814 от 12.07. 2012, № 901 от 41116 на общую сумму 17300 рублей);

64.ФИО66, (залоговые билеты № 3072 от 12.10.2012, № 3127 от 23.10.2012, 5394 от 16.02.2013 на общую сумму 5050 рублей);

65.ФИО67, (залоговые билеты № 913 от 29.07.2012, , №3481 от 16.01.2012, № 5366 от 12.02.2013 на общую сумму 4500 рублей);

66.ФИО68, (залоговые билеты № 3659 от 16.10.2012, № 88321 от 22.03.2012, № 223216 от 10.08.2012, 41131 на общую сумму 4590 рублей);

67.ФИО69, (залоговые билеты № 3491 от 18.12.12, №5217 от 24.01.2013, №5218 от 24.01.2013 на общую сумму рублей);
  68.Лозин ФИО70, (залоговые билеты № 898 от 25.07.12, №3064 от 10.10.2012, № 5282 от 01.02.2013 на общую сумму 3280 рублей);

69.ФИО71, (залоговые билеты № 174 от 03.03.12, № 654 от 19.06.2012, № 5161 от 16.01.2013 на общую сумму 6400 рублей);

70.ФИО72, (залоговые билеты № 5254 от 18.01.2013, № 5356 от 11.02.2013, 5415 от 10.02.2013 на общую сумму 5300 рублей);

71.ФИО73, (залоговые билеты № 343 от 12.04.2012, №364 от 18.04.2012, №365 от 18.04.2012, на общую сумму 29300 рублей);

72.ФИО74, (залоговые билеты № 762 от 05.07.2012, 860 от 21.07.2012, № 950 от 092.08.20912 на общую сумму 23300 рублей);

73.ФИО75, (залоговые билеты № 162 от 01.03.2012, 649 от 17.06.2012, № 804 от 10.07.2012 на общую сумму 8800 рублей);

74. ФИО76, (залоговые билеты № 4208 от 20.11.2012, №4357 от 19.12.2012, №4436 от 08.01.2013, № 5523 от 24.01.2013 на общую сумму 12200 рублей);

75.ФИО77, (залоговые билеты № 4557 от 04.12.2012, № 4653 от 18.12.2012, 4708 от 25.12.2012, № 4829 от 11.01.2013 на общую сумму 19050 рублей);

76.ФИО78, (залоговые билеты № 1528 от 30.07.2012, 1617 от 17.08.2012, №16.09.2012, 1754 от 16.09.2012, №1799 от 26.09.2012, № 4455 от 11.01.2013, № 5822 от 16.03.2013 на общую сумму 24100 рублей);

77. ФИО79, (залоговые билеты № 920 от 30.07.2012, № 957 от 03.08.2012, № 972 от 06.08.2012, № 980 от 08.09. 2012, 987 от 07.08.2012, №1000 от 09.09.2012. № 1010 от 11.08.2012, № , 1140 от 05.09. 2012 на общую сумму 24150 рублей).

Исследовав представленные в судебное заседание копии залоговых билетов, суд приходит к выводу о необходимости исключения из события данного вида правонарушений залоговые билеты, кроме залоговых билетов - сделок, совершенных с ФИО79, ФИО78, ФИО76, ФИО74, ФИО73, ФИО72, ФИО80, ФИО65, ФИО64, поскольку данным лицам выдавались займы под залог ювелирных изделий с определенно регулярностью, а сдаваемые изделия , их количество и вид позволяют сделать вывод о сомнительности заключенных договоров.

Относительно иных включенных в вину обществу договоров, суд полагает возможным исключить их , т.к перечисленные выше лица сдавали в ломбард золотые изделия с недостаточной регулярностью и сомнительным количеством однородных золотых изделий (обручальные кольца, браслеты и пр.), сдаваемых одновременно, что не могло вызвать сомнения в осуществляемых сделках.

Периоды составляли по нескольку месяцев, а количество сдаваемых золотых изделий не могли объективно свидетельствовать о сомнительности принадлежности изделий конкретному лицу.

При этом, согласно разработанным основным критериям выявления необычных сделок (приложение №6 к Правилам внутреннего контроля общества), в пункте 45 указано, что под сомнительными сделками следует понимать систематическая сдача на комиссию, под залог или в скупку физическим лицом нескольких ювелирных изделий или однотипных ювелирных изделий, в том числе имеющих товарные бирки.

Вместе с тем, суд не соглашается с доводами представителей общества о незаконном вменении в событие правонарушения заключение договоров займа, поскольку они должны быть признаны судом ничтожными, т.к. заключены с единственным учредителем и владельцем общества с целью прикрыть иную сделку - инвестиции в собственный бизнес.

В ходе проведения проверки документов и информации, представленных организацией, выявлены :

Договор беспроцентного займа между гр. ФИО3 и ООО «Ломбард Кредит-Юг» от 01.07.2012г. на сумму 1 352 000 (один миллион триста пятьдесят две тысячи) рублей;

Договор беспроцентного займа между гр. ФИО3 и ООО «Ломбард Кредит-Юг» от 01.09.2012г. на сумму 2 115 000 (два миллиона сто пятнадцать тысяч) рублей;

Договор беспроцентного займа между гр. ФИО3 и
 ООО «Ломбард Кредит-Юг» от 01.11.2012г. на сумму 630 000 (шестьсот тридцать тысяч) рублей;

Договор беспроцентного займа между гр. ФИО3 и ООО «Ломбард Кредит-Юг» от 01.12.2012г. на сумму 795 000 (семьсот девяносто пять тысяч) рублей;

Договор беспроцентного займа между гр. ФИО3 и ООО «Ломбард Кредит-Юг» от 01.01.2013г. на сумму 840 000 (восемьсот сорок тысяч) рублей;

Договор беспроцентного займа между гр. ФИО3 и ООО «Ломбард Кредит-Юг» от 01.02.2013г. на сумму 975 000 (девятьсот семьдесят пять тысяч) рублей;

Договор беспроцентного займа между гр. ФИО3 и ООО «Ломбард Кредит-Юг» от 01.03.2013г. на сумму 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Не соглашаясь с доводами представителей общества, суд считает необходимым отметить, что в соответствии с положениями Закона о ломбардах, последнему запрещено заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Поскольку основным видом деятельности ломбарда является предоставление (а не получение) краткосрочных займов гражданам, то получение обществом займов у физических лиц не может быть обусловлено характером его хозяйственной деятельности. (  Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлениях 15ААС от 15.07.2010 по делу А32-530709, от 03.02.2010 по делу А53-21172/2010).

В нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ общество не представило в Росфинмониторинг сведения по данным операциям, тем более что пунктом 1 статьи 6 закона и№115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций, в том числе операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

Доказательств зачисления спорных сумм, полученных по договорам займа, на расчетный счет и направление их на иную хозяйственную деятельность, представили общества суду не представили.

Судом не принимается довод заявителя об отсутствии у общества обязанности по ненаправлению сведений о спорных сделках в административный орган, поскольку подозрений совершения их в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем по вышеназванным договорам у сотрудникам, осуществляющими исследуемые сделки, не возникло, поскольку вышеназванные сделки подпадают под критерий сделок, информация по которым подлежит обязательному представлению в Росфинмониторинг. Непредставление указанной информации в уполномоченный орган свидетельствует об отсутствии в обществе организованной системы внутреннего контроля.

Вина общества в совершении правонарушения является доказанной, и в материалах дела отсутствуют доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства РФ в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Информация об указанных сделках в Обществе не выявлена, в сообщении не зафиксирована и не направлена в Росфинмониторинг, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля в Обществе, повлекшее не предоставление сведений об' операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным органом сделал правомерный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

Судом установлено, что службой по финансовому мониторингу соблюден порядок привлечения заявителя к административной ответственности. Нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях не допущено, заявитель на это не ссылается.

В соответствии со статьей 208 АПК РФ заявление об спаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.В.Чернышева