АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
11 мая 2012. Дело № А53-12354/12
Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2012.
Полный текст решения изготовлен 11 мая 2012.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Чернышевой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мищенко Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации г.Гуково Ростовской области
к Отделу Внутренних дел г.Гуково Ростовской области
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя : представитель ФИО1, доверенность №2 от 30.12.2011
от заинтересованного лица : представитель ФИО2, доверенность №7779 от 18.04.2012
от прокурора города Гуково: не явился
установил:
Администрация г.Гуково Ростовской области обратилась в арбитражный суд к Отделу Внутренних дел г.Гуково Ростовской области с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности по статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании представитель администрации заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании в удовлетворении заявления просил отказать.
Представитель прокуратуры города Гуково в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает заявление, подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Гуково совместно с инспектором ОГИБДД ОМВД по г. Гуково 16.02.2012 проведена совместная проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории данного муниципального образования.
В ходе проверочных мероприятий было установлено, что в период с 15 по 16 февраля 2012 имели место метелевые ветры, снежные заносы и заторы, что привело к образованию снежных накатов и наледи.
20.02.2012 проведена повторная проверка на предмет устранения снежных препятствий и было выявлено, что по улицам Костюшкина, Крупкской, Герцена, ФИО3, шахтерской, Колодезной, Комсомольской непрерывный проезд автотранспорта затруднен по причине образовавшихся снежных накатов и наледи, скопления снега на обочинах дорог.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора города постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении администрации города Гуково по признакам наличия в действия администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материал проверки направлен по подведомственности в ОМВД гор. Гуково для рассмотрения административного материала и принятия по нему решения.
13.03.2012 постановлением главного государственного инспектора администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, а дминистратиция обжаловала его в судебном порядке.
При принятии решения суд руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектами правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются, в том числе, юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Дорожные органы и организации, в ведении которых находятся дороги, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.
Согласно статье 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») дорога, это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 №221 (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению. Стандарт также регламентирует сроки ликвидации гололедицы, уборки улиц и дорог от снега. Более полно требования к эксплуатационному состоянию дорог изложены в Методических рекомендациях по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденными Росавтодором 17 марта 2004 .
ГОСТОМ Р 50597-93 установлено, что все стандарты являются обязательными и распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов, должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно пункту 3 ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В силу пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Перечисленные выше акты устанавливают требования к состоянию проезжей части дорог, обочин, пешеходных и велосипедных дорожек; ровности покрытия, состоянию вентиляционных и других колодцев, освещению, водоотводам на искусственных сооружениях (мостах, эстакадах и т.д.); обозначению и оборудованию мест пешеходных переходов; искусственного освещения на участках улиц и дорог и т.п.
Согласно пункту 6.1.1. Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденными Росавтодором 17 марта 2004 непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающего работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог.
Пунктом 6.1.2. Методических рекомендаций виды и объемы работ, дислокация машин и механизмов, наличие снегозащитных сооружений, баз и складов ПГМ, скважин природных рассолов, метеостанций (постов), связь и другие вопросы по зимнему содержанию автомобильных дорог отражаются в "Проекте содержания автомобильной дороги", разрабатываемым в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке проекта содержания автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6.1.4. работы по зимнему содержанию основываются на данных гидрометеослужбы и своих метеорологических постов (станций), оснащенных специальной аппаратурой для определения температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра, интенсивности и количества осадков, а также состояния поверхности дороги (температура, наличие влаги и концентрация солей).
Согласно пункту 6.1.5. уровень зимнего содержания принимаются соответственно требованиям табл. 6.1, согласованной с ГОСТ Р 50597-93., в соответствии с которой зимнее содержание организуется по принципу приоритета. В первую очередь мероприятия проводятся на дорогах с постоянным автобусным движением, на туристических маршрутах, подъездах к постоянно действующим курортам, а также на дорогах специального назначения. Обеспеченность дорожных организаций основными средствами механизации работ по зимнему содержанию принимается в соответствии с "Нормативами потребностей в дорожной технике для содержания автомобильных дорог".
Нормативные сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для улиц и дорог города с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик составляют: для группы А (магистральные дороги скоростного движения, магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения с общественным движением транспорта (1-й, 2-й категории) 4 - 5 часов; для группы Б (улицы и дороги районного и местного значения 2-й, 3-й категории, внутриквартальные проезды, грунтовые дороги) - 6 часов. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств. Уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в следующие сроки: при интенсивности движения пешеходов свыше 250 человек в час - не более 1 часа; при интенсивности движения пешеходов от 100 до 250 человек в час - не более 2 часов; при интенсивности движения пешеходов до 100 человек в час - не более 3 часов.
Регламентом предусмотрены сроки распределения технологических материалов в период снегопада: в слабый снегопад (интенсивность выпадения снега менее 10 мм/ч) к распределению технологических материалов приступают через 30 - 45 минут после начала снегопада; в умеренный или сильный снегопад (интенсивность выпадения снега свыше 10 мм/ч) через 15 - 30 минут после начала снегопада.
Из представленных суду материалов административного дела сделать вывод о соблюдении административным органов требований к сбору доказательств в соответствии с установленными ГОСТом требованиями, не предоставляется возможным, поскольку отсутствует справка из метеослужбы, замеры заноса снега и пр.
Суд соглашается с доводами представителя администрации, что вмененное в вину правонарушение- не принятие своевременных мер по заключению контракта с УДС города в зимнее время в соответствии с ГОСТ Р 30597-93 не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 12.34 КоАП РФ.
Объективной стороной данного правонарушения является - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Частью 2 ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Субъектом указанного правонарушения являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов.
Кроме этого, административным органом при принятии решения о привлечении к административной ответственности не были приняты во внимание такие заслуживающие внимания обстоятельства, как-то: несмотря на отсутствие бюджетных целевых денежных средств на 2012 для содержания дорог , администрацией 30.01.2012 опубликовано извещение о проведении аукциона на заключение муниципального контракта, который по итогам проведения аукциона заключен 11.01.2012 с муниципальным унитарным предприятием «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него в т.ч. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд, принимая решение, исходит из того, что заявителем представлены доказательства, подтверждающие принятие предприятием всех возможных мер, направленных на предупреждение и ликвидацию зимней скользкости на спорных участках автодороги.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить Постановление Главного государственного инспектора по безопасности дорожного движения по гор. Гуково № 077005 от 13.03.2012, которым администрация города Гуково признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.В.Чернышева