ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-12837/11 от 31.08.2011 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

05 сентября 2011. Дело № А53-12837/11

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2011.

Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2011.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Чернышевой И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Петросян К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Аэропорт Ростова-на-Дону» (ИНН 6166011054, ОГРН 1026104023450)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя : представитель Слугин С.А., доверенность от 22.03.2011, паспорт; Кравченко Н.И., доверенность от 30.08.2011, паспорт,

от заинтересованного лица : представитель Соляник И.Г., доверенность от 05.08.2011, удостоверение; представитель Акопян Б.Б., доверенность от 01.12.2010, удостоверение.

установил:

открытое акционерное общество «Аэропорт Ростова-на-Дону» (ИНН 6166011054, ОГРН 1026104023450) ( далее общество) обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Ростовской области с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представители общества заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании в удовлетворении заявления просили отказать.

Изучив материалы дела, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, суд находит заявление, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что административным органом проверка деятельности общества по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием расчетных карт на объектах, расположенных на подведомственной обществу, полноты учета выручки за период с 05.03. 2011 по 05.05.2011.

21.06.2011 по результатам проверки был составлен акт №11/131 проверки полноты учета выручки, а именно: значится неоприходованной выручка:

В Агентстве ( билетные кассы) на 04.05.2011 – 283211 рублей, на 05.05.2011 – 565425 рублей;

В гостинице - на 26.04.2011 -1511 рублей, на 02.05.2011- 46689, 10 рублей, на 05.05.2011 -10833, 15 рублей;

В камере хранения – на 27.04.2011 – 250 рублей, на 29.04.2011 -1750 рублей, на 01.05.2011- 1708 рублей, на 02.05.2011 -1366 рублей, на 05.05.2011 – 39 рублей.

На автостоянке №1 – на 29.04.201 -4200 рублей, на 30.04.2011 -17845 рублей, на 01.05.2011 11615 рублей, на 02.05.2011 – 16525 рублей;

На автостоянке №3- на 01.05.2011 – 4800 рублей, на 02.05.2011 -5280 рублей;

Цех бортового питания – на 31.03.2011 -19749,11 рублей.

22.06.2011 в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении по признакам совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

04.07.2011 начальником межрайонной ИФНС №23 вынесено постановление №131, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании .

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно пункту 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

В статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях АП установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Совершение данного правонарушения юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу об отсутствии вины лица привлекаемого к административной ответственности в инкриминируемом правонарушении.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40 (далее -Порядок). В соответствии с данным Порядком для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (пункт 3).

Судом установлено, что общество имеет структурные подразделения режим работы которых не совпадает с работой центральной кассы. При этом, процедура оприходования выручки и кассу, в случае наличия у организации структурных подразделений с иным режимом работы, не предусмотрена Порядком ведения кассовых операций в РФ и не урегулирована иным нормативными актами.

В пункте 13 Порядка предусмотрено, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия должны учитывать в кассовой книге (пункт 22 Порядка).

Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилам и или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служить отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в

конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (пункты 23 и 24 Порядка).

Пункт 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных письмом Центрального банка Российской Федерации от 18.08.1993 № 51, и пункт 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 № 104, также устанавливают, что кассир обязан при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Из приведенных правовых норм следует, что организации в соответствии с Порядком ведения кассовых операций обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах). Таким образом, требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств при условии надлежащего документального оформления каждой операции.

Оприходование денежной наличности в кассу в установленном порядке не в полном объеме является неполным оприходованием денежных средств и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что налоговым органом установлен факт неоприходования в кассу выручки структурных подразделений общества.

Из представленного суда приложения №1 к правилам внутреннего трудового распорядка общества, следует, что имеются , утвержденные в установленном порядке Виды режима рабочего времени в «Аэропорту Ростов-на-Дону.», из которых следует, что для сотрудников бухгалтерии установлен Режим №1, а именно – с 8-00 до 17-00. Правилами внутреннего трудового распорядка установлено, что сотрудники – операционисты структурных подразделения смены с 8-00 до 20-00, передают выручку смене с 20-00 до 8-00, а те, в свою очередь осуществляют сдачу денежных средств в центральную кассу предприятия. Данные обстоятельства сложились в виду отсутствия возможности кассиров иных операционных касс до 17 -00 оформить все кассовые ордера, внести в этот же день в кассовую книгу записи о поступивших денежных средствах.

При этом, режим работы данных касс не совпадает с режимом работы центральной кассы и бухгалтерии, на что указывается обществом и налоговым органом не оспаривается. Операционные кассы работают по своим индивидуальным графикам, и сходя из особенностей производства.. При таких обстоятельствах операционист не в состоянии до момента закрытия бухгалтерии сдать денежные средства от выручки, оформить кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации, а также внести в этот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах.

При этом, суд отмечает, что указанные обстоятельства обусловлены именно характером предпринимательской деятельности общества, а также принимает во внимание, , что действующими нормативными правовыми актами не установлены правила, регулирующего именно изложенные обстоятельства несовпадения времени работы бухгалтерии и операционных касс и по убеждению суда, указанное не должно ограничивать право общества на ведение не запрещенной законом предпринимательской деятельности.

В связи с чем, довод представителя административного органа, заявленный в судебном заседании, что при сложившихся обстоятельствах, руководству необходимо организовать круглосуточную работу бухгалтерии и центральной кассы, судом признается несостоятельным и не подтвержденный наличием нормативно-правовой базы.

Факт последующего внесения обществом денежных средств в полном объеме в кассу предприятия и их надлежащее оформление (оприходование) указывается обществом и налоговым органом не опровергается.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопросы наличия у общества вины, с учетом фактов несовпадения времени работы операционных касс и бухгалтерии заявителя, налоговым органом не исследовались.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Из анализа указанных норм права следует, что наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении. Все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении о назначении наказания.

Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление №131 от 04.07.2011, вынесенное начальником межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Ростовской области, которым открытое акционерное общество «Аэропорт Ростова-на-Дону» (ИНН 6166011054, ОГРН 1026104023450) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.В.Чернышева