ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-12958/11 от 09.11.2011 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«11» ноября 2011. Дело № А53-12958/11

Резолютивная часть решения оглашена 09.11.2011

Полный текст решения изготовлен 11.11.2011

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевич И.С. .

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ГУП СК «Международный аэропорт Минеральные Воды»

к Управлению на транспорте по Северо-Кавказскому Федеральному округу,

о признании недействительным отказа выдать лицензии на приобретение служебного оружия,

при участии:

от заявителя: представитель ФИО1 (доверенность от 02.09.2011)

от заинтересованного лица: 1) представитель по доверенности от 29.12.2010г. № 2961 ФИО2, 2) представитель по доверенности от 09.08.2011г. № 2129 ФИО3, (после перерыва не явились)

установил: государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Международный аэропорт Минеральные Воды» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления на транспорте по Северо-Кавказскому округу от 08.07.2011г. № 1835 выдать лицензии на приобретение служебного оружия.

В судебном заседании, состоявшемся 02.11.2011 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявился перерыв до 09.11.2011 до 16 час. 00 мин., в обоснование чего судом принято протокольное определение, что получило отражение в протоколе судебного заседания. После перерыва судебное заседание в назначенное время было продолжено. Стороны в судебное заседание явились.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении, ранее представил в материалы дела письменные возражения на отзыв заинтересованного лица, которые судом приобщены к материалам дела.

Представители заинтересованного лица в судебное заседание явился, высказал возражения по доводам изложенным заявителем в судебном заедании, по основаниям изложенным в отзыве, который так же приобщен в материалы дела.

Ранее судом в распоряжение Министерства транспорта РФ был направлен запрос с ходатайством о предоставлении информации:

1. Действует ли (обладает юридической силой) в настоящий момент приказ Министра гражданской авиации СССР от 13.11.1979 года № 161 «О введение в действие инструкции о порядке приобретения и использования огнестрельного оружия в предприятиях гражданской авиации».

2. Действует ли (обладает юридической силой) указанный выше приказ в отношении служб авиационной безопасности аэропортов в части определения расчета потребного количества оружия с учетом норм обеспечения для служб авиационной безопасности (применительно к подпункту «К» пункта 17 Инструкции, утвержденной приказом МВД России № 288 от 12.04.1999 года).

3. В случае неприменения приказа Министерства гражданской авиации СССР № 161 от 13.11.1979 года к рассматриваемым правоотношениям, каким нормативно- правовым актом следует руководствоваться в части определения расчета потребного количества оружия с учетом норм его обеспечения для служб авиационной безопасности аэропортов (применительно к подпункту «К» пункта 17 Инструкции, утвержденной приказом МВД России № 288 от 12.04.1999 года).

В настоящий момент ответ на запрос получен и из данного документа следует, что акты Российской Федерации, а так же акты законодательства СССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Воздушному кодеку РФ.

Представленный ответ на запрос судом приобщен в материалы дела.

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и оценив их доводы, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В настоящее время ГУП СК «Международный аэропорт Минеральные Воды» находится в процедуре лицензирования по обеспечению авиационной безопасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обеспечению авиационной безопасности утвержденного постановление Правительства РФ от 22.11.2006 года № 784 пп. «в» п.7 соискатель лицензии должен представить копию разрешения на хранение и ношение оружия работниками службы авиационной безопасности (САБ), а так же лицензии (разрешений) на право приобретения, хранение и использования оружия.

06.07.2011 заявитель обратился к заинтересованному лицу письмом № 24/1048 (т.2 л.д. 8-11) с просьбой выдать лицензию на приобретение служебного оружия, разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.

Письмом № 1835 от 08.07.2011 года за подписью начальника Управления на транспорте по Северо-Кавказскому Федеральному округу ФИО4 предприятию в выдаче лицензии было отказано, по основаниям отсутствия нормативной базы по определению порядка и норм обеспечения видами, типами, моделями служебного оружия.

Предметом рассмотрения по настоящему делу является требование государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Международный аэропорт Минеральные Воды» о признании недействительным отказа Управления на транспорте по Северо-Кавказскому округу от 08.07.2011г. № 1835 (т.2 л.д. 7) выдать заявителю лицензии на приобретение служебного оружия.

Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации виды объектов гражданских прав, которые

могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в

обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом (абзац второй пункта 2 статьи 129).

Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ (далее – Закон об оружии), регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, и направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия (преамбула).

Согласно ст. 9 Закона об оружии приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензии на приобретение, в том числе служебного оружия и патронов,

регулируются Законом об оружии, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации », Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю №1079 за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.98 N 814».

В соответствии с пунктами 19, 21 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, право на приобретение оружия на территории Российской Федерации по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел, имеют субъекты, указанные в статьях 10 и 15 Закона об оружии, за исключением государственных военизированных организаций, а форма, порядок предоставления и рассмотрения заявлений устанавливаются МВД России.

Из статьи 4 Закона N 150-ФЗ следует, что к служебному оружию относится оружие,

предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

Из представленных документов усматривается, что ГУП СК «Международный аэропорт Минеральные Воды» зарегистрировано в качестве юридического лица о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Основным видом деятельности предприятия, является деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Исходя из положений статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами

внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются

службами с особыми уставными задачами.

В силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации сотрудникам службы авиационной безопасности (далее - САБ) при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Федеральных авиационных правил «Требования безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, САБ аэропорта, САБ авиационных предприятий помимо служебного оружия и специальных средств, автотранспорта, средств связи и других необходимых материальных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации оснащаются техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа. Сотрудники служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) осуществляют деятельность, связанную с охраной жизни и здоровья пассажиров, а также с защитой объектов авиатранспортной инфраструктуры. Такая деятельность предусматривает и возможность применения силы, в том числе оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации. По этим причинам эти службы являются службами с особыми уставными задачами, регламентированными специальными нормативными актами, предоставляющими сотрудникам этих служб особые права (в том числе право применять оружие) и возлагающие на них особые обязанности (часть 2 статьи 4 Закона об оружии).

Суд приходит к выводу о том, что заявитель, имея в своей структуре службу авиационной безопасности, является юридическим лицом с особыми уставными задачами.

В силу ст. 9 Закона об оружии лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные данным Федеральным законом основания.

Пунктом 17 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 (далее – инструкция № 288) установлено, что для получения лицензий на приобретение оружия и патронов при первоначальном обращении руководители организаций (за исключением руководителей юридических лиц - поставщиков, а также юридических лиц, занимающихся коллекционированием оружия и патронов) должны представить в орган внутренних дел:

а) заявление (приложение 36);

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

в) документы, подтверждающие законность владения (использования) помещений,

зданий и складов для хранения или размещения оружия и патронов;

д) акты комиссионных обследований помещений, зданий и складов для хранения оружия и патронов сотрудниками лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел с привлечением представителей органов внутренних дел, государственного санитарно-эпидемиологического, пожарного и архитектурного надзоров;

е) акты, составленные подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел по месту нахождения объектов о соответствии оборудования их помещений для хранения оружия и патронов требованиям МВД России;

ж) копию приказа руководителя юридического лица о назначении лица, ответственного за сохранность оружия и патронов;

и) списки работников юридических лиц, допущенных к хранению, выдаче, производству разрешенных видов работ с оружием и патронами и (или) прошедших периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия;

к) расчет потребного количества оружия (приложение 37) с учетом норм его обеспечения для данной организации, утвержденных Правительством Российской Федерации либо МВД России (для отдельной категории юридических лиц.

В последующем лицензии на приобретение оружия и патронов выдаются юридическим лицам по представлению заявлений, сведений о наличии имеющегося оружия и других материалов, необходимых для принятия решения.

Согласно статьи 12 Закона об оружии, при регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия. Форма разрешения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном для получения лицензии на приобретение оружия. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 20 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на

территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от

21.07.1998 N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия

и патронов к нему на территории Российской Федерации», определено, что юридические лица с особыми уставными задачами приобретают оружие и патроны в соответствии с установленными нормами их обеспечения.

Согласно пункту 51 названных Правил субъекты, имеющие право на приобретение

оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Федерального закона "Об оружии", и юридические лица, занимающиеся для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании названных Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия.

В подпункте «к» пункта 17 Инструкции № 288 установлено, что соискатели на получение лицензии (разрешения) для приобретения оружия и патронов, обязаны предоставлять в органы внутренних дел расчет потребного количества оружия, с учетом норм его обеспечения для данной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации. Необходимость предоставления таких данных вызвана внесением их в соответствующий раздел разрешения на хранение и использование оружия серии (РХИ), форма которого утверждена Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 06.07.2011 в связи с выдачей 27.04.2011 года Федеральным агентством воздушного транспорта ГУП СК «Международный аэропорт Минеральные Воды» сертификата соответствия № ФАВТ А 07.00437, сроком действия до 18.08.2011 года и для выполнения деятельности связанной с обеспечением защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и охраны аэропорта, воздушных судов и транспортной инфраструктуры, с целью получения лицензии заявитель обратился к начальнику УТ МВД России по СКФО с заявлением о выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (т.1 л.д.8-11).

Однако, предприятие заявление № 24/1048 от 06.07.2011 на приобретение служебного оружия и патронов к нему оформило ненадлежащим образом, что не соответствует установленной форме (приложения № 36) вышеуказанной Инструкции № 288, поскольку в нем не указаны приложенные документы (позиция заинтересованного лица в процессе рассмотрения дела сводись к тому, что кроме самого заявления никаких документов им не преставлялось). Более того предоставлены документы с нарушением требований статей 9, 12 Закона об оружии, пункта 20 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и подпункта «к» пункта 17 Инструкции № 288 (в том числе не был приложен и сам расчет потребного количества оружия (приложение 37) с учетом норм его обеспечения для данной организации, утвержденных Правительством Российской Федерации либо МВД России (для отдельной категории юридических лиц).

Как следует из содержания п. 7 Инструкции № 288 материалы о выдаче разрешений рассматриваются органами внутренних дел в срок до двух недель со дня подачи заявления. Согласно пункту 11 Инструкции № 288 сведения о приеме граждан, их паспортные данные, данные юридических лиц заносятся в журнал регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений (приложение 30) и в нем одновременно осуществляется регистрация представленных документов, производятся отметки о результатах их рассмотрения, а также записи о выдаче заявителю лицензий или разрешений либо письменных уведомлений об отказе в их выдаче (приложение 31). Перед регистрацией сверяются паспортные данные граждан с указанными в заявлениях, а поступившие материалы проверяются на соответствие требованиям названной Инструкции, положениям учредительных и регистрационных документов юридических лиц.

В силу пункта 12 Инструкции № 288 не допускается регистрация заявлений и поступающих материалов, которые не имеют необходимых документов согласно перечню, установленному в названной Инструкции, либо оформленных с нарушением требований названной Инструкции.

В процессе рассмотрения дела заявитель пояснил, что в связи с отсутствием полного перечня документов, необходимых для получения разрешения, заявителю не был выдан талон-уведомление, подтверждающий, что материал зарегистрирован в соответствующем журнале «Учета выдачи лицензий и разрешений на оружие» и принят к рассмотрению. Данный вывод в процессе рассмотрения дела не был документально оспорен и самим заявителем и суду не были представлены надлежащие доказательства свидетельствующие об обратном.

Суд приходит к выводу о том, что официального письменного обращения (заявления по установленной форме) от ГУП СК «Международный аэропорт Минеральные Воды» с приложением материалов согласно требованиям пункта 17 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, ни в адрес УТ МВД России по СКФО, ни в адрес Центра лицензионно-разрешительной работы УТ МВД России по СКФО не поступало. Отметок в журнале регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий Центра лицензионно-разрешительной работы УТ МВД России по СКФО не имеется. Талон-уведомление, предусмотренный пунктом 14 Инструкции, не выдавался. Изложенные обстоятельства подтверждаются приобщенными к делу материалами, в связи с чем, судом делается вывод о том, что заявителем нарушен порядок подачи заявления на выдачу разрешения.

Фактически предметом рассмотрения по настоящему делу является обжалование письменного ответа УТ МВД России по СКФО от 08.07.2011 № 1835 на письмо ГУП СК «Международный аэропорт Минеральные Воды» (свободного содержания) от 06.07.2011 № 24/1048, которое не отвечает требованиям пункта 17 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, к заявлению о выдачи лицензии (заявление должно соответствовать форме Приложения 36 к Инструкции). Отказ в выдаче лицензии оформляется особым образом – в соответствии с приложением № 31 к Инструкции. Названная инструкция не запрещает на обращения граждан и юридических лиц, которые не подпадают по предъявляемой к ним форме (включая прилагаемые материалы) к специальным обращениям, в том числе на выдачу лицензии, предоставлять ответ в свободной форме, что и было сделано в рассматриваемом случае.

Кроме того, судом на основании материалов дела установлено и обществом не оспаривается тот факт, что при обращении в Управление на транспорте по Северо-Кавказскому федеральному округу с заявлением № 24/1048 от 06.07.2011 о выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему не были представлены все предусмотренные законодательством РФ документы для получения лицензии, а также то, что данное заявление не отвечает требованиям, предусмотренным приложением №36 к Инструкции по работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему (в том числе и расчет потребного количества оружия (приложение 37) с учетом норм его обеспечения для данной организации, утвержденных Правительством Российской Федерации либо МВД России (для отдельной категории юридических лиц). Фактически заявитель просит выдать разрешение на хранение оружие, не обосновывая его количественное соотношение, которое должно быть указано в расчете произведенном самим заявителем и которое является обязательным приложением к самому поданному предприятием заявлению.

Для Управления на транспорте по Северо-Кавказскому федеральному округу предъявляемые действующим законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами требования являются обязательными, и орган внутренних дел действует правоприменительно по отношению к подзаконному акту, он не вправе самостоятельно входить в сферу правотворческой деятельности, в том числе отходить от разработанных форм и инструкций и давать трактовку содержанию заявления (включая прилагаемые материалы) о выдачи лицензии, в связи с чем, с учетом приведенной выше позиции, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ГУП СК «Международный аэропорт Минеральные Воды».

Судебные расходы в данном случае подлежат отнесению на заявителя, которым госпошлина при подаче заявления в суд была оплачена, о чем свидетельствует имеющееся в деле платежное поручение №1981 от 12.07.2011 года.

Руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в вышестоящие инстанции в порядке и сроки определенные главами 34-34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Е.В.Бондарчук.