ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-13013/19 от 24.07.2019 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   24 июля 2019 г.

Полный текст решения изготовлен            30 июля 2019 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Захарченко О.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Адиловой С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску администрации Краснооктябрьского сельского поселения к администрации Веселовского района Ростовской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Территориальное Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области о признании права муниципального собственности,

при участии:

от истца: Благих Н.А. - представитель по доверенности от 19.07.2019,

от ответчика: представитель не явился, извещен,

установил:

Администрация Краснооктябрьского сельского поселения обратилась в суд с иском к администрации Веселовского района Ростовской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Территориальное Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области о признании права на бесхозяйный объект: «Памятник погибшим в ВОВ 1941-1945 года на братской могиле», расположенном по адресу: Ростовская область, Веселовский район, х.Красный Маныч, ул. Центральная, дом 102-а, кадастровый номер объекта 61:06:0030306:210, 30.10.2015 принятый на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.

Истец настаивает на исковых требованиях.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому полагает иск обоснованным.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили

Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области представило письменные пояснения с указанием на отсутствие в реестре государственного имущества Ростовской области спорного объекта.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом правил статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В результате проведения Администрацией Краснооктябрьского сельского поселения работ по инвентаризации муниципального имущества на территории Краснооктябрьского сельского поселения в 2015 году был обнаружен Памятник погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на братской могиле, расположенный по адресу: Россия, Ростовская область, Веселовский район, х.Красный Маныч, ул. Центральная, дом № 102-а. Администрацией Краснооктябрьского сельского поселения была проведена работа по установлению собственника вышеуказанного памятника. Собственник имущества не установлен.

Администрация Краснооктябрьского сельского поселения, как орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обратилась с заявлением в Веселовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о государственной регистрации объекта недвижимого имущества и принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта имущества, находящегося на территории Краснооктябрьского сельского поселения.

На основании заявления от 30.10.2015 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество внесена запись № 61-61/008-61/008/001/2015-852/1У от 30.10.2015 о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: наименование объекта: «Памятник погибшим в ВОВ 1941-1945 г. на братской могиле», адрес объекта: Россия, Ростовская область, Веселовский район, х.Красный Маныч, ул. Центральная, дом № 102-а, кадастровый номер объекта: 61:06:0030306:210.

Указанный объект недвижимого имущества «Памятник погибшим в ВОВ 1941-1945 г. на братской могиле» 30.12.2015 г. поставлен на учет Военным Комиссариатом Ростовской области согласно директиве Министерства Обороны СССР 1990 года № Д-35, о чем составлена учетная карточка воинского захоронения № 61-175. Однако дальнейших действий по легализации указанного объекта недвижимого имущества Военным Комиссариатом Ростовской области предпринято не было.

Также, 27.12.2016 г. Администрация Краснооктябрьского сельского поселения обратилась с заявлением о признании права на бесхозяйный объект недвижимого имущества «Памятник погибшим в ВОВ 1941-1945 г. на братской могиле» в Багаевский районный суд Веселовского района Ростовской области. Определением суда от 30.12.2016 г. заявление оставлено без движения в связи с несоблюдением требований ст. ст. 131, 132 ГПК РФ. По результатам устранения нарушения требований ст. ст. 131, 132 ГПК РФ Администрация Краснооктябрьского сельского поселения обратилась в Багаевский районный суд в порядке искового производства. Определением от 14.02.2017 делу №2-129/2017 Багаевский районный суд производство по делу по иску Администрации Краснооктябрьского сельского поселения к Военному комиссариату Ростовской области о признании права на бесхозяйный объект недвижимого имущества прекратил в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.

В связи с необходимостью легализации объекта недвижимого имущества как бесхозяйного, истец обратился в суд с заявленными исковыми требованиями.

Рассмотрев заявленные требования, суд пришел к выводу о необходимости их удовлетворения ввиду следующего.

Защита гражданских прав осуществляется способами защиты, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Исходя из смысла указанных норм, способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный статьей 225 ГК РФ возможен только тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект недвижимого имущества.

Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 N ВАС-1150/13 по делу N А76-24747/2011).

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом, к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что памятники, в том числе отдельные захоронения, являются особым видом недвижимого имущества (статьи 1, 3).

Таким образом, заявленный памятник в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к самостоятельным объектам недвижимого имущества, права собственности на которые, подлежат регистрации в ЕГРП в установленном законом порядке.

Из материалов дела следует, что в обоснование наличия прав на спорные объекты недвижимости ответчиком представлены учетная карточка воинского захоронения от 30.12.2015, кадастровый паспорт на сооружение.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, администрация представила доказательства о том, что сооружение было поставлено на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и находился на этом учете год.

Поскольку со дня постановки данного объекта на учет никто о своих правах на него не заявил, у администрации возникло право на обращение в суд с заявлением о признании на него права муниципальной собственности.

Кроме того, в соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселений относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры и сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В силу статьи 50 указанного закона в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, и объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из преамбулы Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 3Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите отечества" захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Согласно статьей 5 Закона РФ от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите отечества" ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

Суд считает, что сооружение «Памятник погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на братской могиле» является объектом культуры, поскольку относится к памятникам истории и имеет важное историческое и культурное значение.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что заявленный объект недвижимого имущества находится на территории муниципального образования Краснооктябрьского сельского поселения, администрация которого им владеет, пользуется и несет бремя содержания имущества.

Судом также установлено, что сооружение «Памятник погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на братской могиле» не является ни объектом федеральной собственности, ни объектом государственного имущества Ростовской области.

Таким образом, требования истца являются законными и подлежат удовлетворению.

Решение суда, вступившее в законную силу, в соответствии со статьей 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является основанием для государственной регистрации права.

Судом вопрос о государственной пошлины не рассматривается, поскольку истец, ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать право собственности муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» на объект недвижимого имущества (сооружение): «Памятник погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на братской могиле», расположенный по адресу: Ростовская область, Веселовский район, х.Красный Маныч, ул. Центральная, дом 102-а.

 Решение суда по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                               О.П. Захарченко