ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-13131/14 от 04.09.2014 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.  Ростов-на-Дону                                                                                 

«05» сентября 2014 года.                                                               Дело № А53-13131/2014

Резолютивная часть решения объявлена «04» сентября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен «05» сентября 2014 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Колесник И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Магоевой Р.Х.,

рассмотрев в  открытом судебном заседании  материалы дела по заявлению ФГУП «Рогожкинский рыбоводный завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу

об оспаривании постановления от 14.05.2014 № 0256/09/7232/585/ПР/2014,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель не явился;

от заинтересованного лица:  представитель по доверенности от 25.12.2013. ФИО1;

установил: ФГУП «Рогожкинский рыбоводный завод» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по Южному Федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.05.2014 № 0256/09/7232/585/ПР/2014 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы, на которых основывает свою позицию, изложенные в отзыве на заявление, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

В период с 07.04.2014 по 06.05.2014, в рамках исполнения приказа начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.03.2014 № 585, была проведена плановая выездная проверка соблюдения заявителем обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки выявлено несоблюдение со стороны общества экологических и санитарно-эпидемиологических требований, по результатам проверки составлен акт проверки от 06 мая 2014 года № 0084/09/707/585/ПР/2014.

06 мая 2014 года на основании указанного акта проверки специалистом-экспертом отдела экологического надзора по Ростовской области-государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу в отношении ФГУП «Рогожкинский рыбзавод» составлен протокол об административном правонарушении № 0256/09/7232/585/ПР/2014 по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

14.05.2014 специалист-эксперт департамента рассмотрев материалы проверки и протокол об административном правонарушении, вынес постановление № 0256/09/7232/585/ПР/2014 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены умышленно, а также по неосторожности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов:

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Это означает, что всякая планируемая и осуществляемая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду рассматривается законодательством как потенциально опасная. В связи с чем, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своей деятельности.

Согласно положений статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

Как следует из материалов административного дела, департаментом в ходе проверки установлено, что Федеральное государственное унитарное предприятие «Рогожкинский рыбовод­ный завод» является юридическим лицом, действует на основании Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», иного законодатель­ства и нормативно-правовых актов Российской Федерации и Устава Предприятия, утвержденного приказом от 16.09.2005 № 338 Федерального агентства по рыболов­ству.

Согласно Устава, основной производственной деятельностью Предприятия яв­ляется воспроизводство водных биологических ресурсов, зарыбление водных объектов, спасение молоди промысловых видов водных биоресурсов.

ФГУП «Рогож­кинский рыбзавод» в период с 06.05.2013 по 06.05.2014 вело хозяй­ственную и иную деятельность, связанную с образованием отходов.

Согласно «Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления» М., 1999 г., при осуществлении санитарной очистки производственных и административно бытовых помещений образуются бытовые отходы, а именно - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).

В результате деятельности ФГУП «Рогожкинский рыбзавод», образуется 1 вид отхода IV класса опасности, а именно: - мусор от бытовых помещений организаций не­сортированный (исключая крупногабаритный).

ФГУП «Рогожкинский рыбзавод» не был разработан проект нормативов образо­вания отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для отходов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности ФГУП «Рогожкинский рыбзавод».

Предприятие не имеет установленных и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, для отходов, образующихся в результате хозяй­ственной и иной деятельности ФГУП «Рогожкинский рыбзавод».

ФГУП «Рогожкинский рыбзавод» не имеет утвержденного и согласованного в установленном законодательством порядке паспорта опасного отхода для отхода IV класса опасности, образующегося в результате хозяйственной и иной деятельности предприятия, а именно: - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).

Согласно представленных предприятием Расчетов платы за негативное воздей­ствие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2013 года при осуществлении хозяйствен­ной и иной деятельности ФГУП «Рогожкинский рыбзавод» фактически образуется 1 вид отхода IV класса опасности, а именно: - мусор от бытовых помещений организаций не­сортированный (исключая крупногабаритный), который составил - 0,5 т/год.

Предприятием не представлен Договор на оказание услуг по вывозу твердых бы­товых отходов и Акты о выполнении работ по вывозу ТБО за 2013 год и за период с 01.01.2014 по 06.05.2014.

ФГУП «Рогожкинский рыбзавод» не ведется учет образовавшихся, использован­ных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов.

Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2013 г. в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора в 2014 году не представлялись в установ­ленные сроки.

ФГУП «Рогожкинский рыбзавод» является лицом, фактически осуществляющим обраще­ние с опасными отходами, однако приказом руководителя не назначены и не допущены лица, ответственные за допуск к работе по обращению с отходами I-IV класса опасности, а также они не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свиде­тельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Предприятием производственный контроль в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охра­ны окружающей среды, не осуществляется, а именно: порядок осуществления производ­ственного контроля в области обращения с отходами не организован и не определен по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти, в том числе в области обращения с отходами.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что ФГУП «Рогожкинский рыбзавод» не имеет утвержденного и со­гласованного в установленном законодательством порядке паспорта опасного отхода для отхода IV класса опасности, а именно: - мусора от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); не ведется учет образовавшихся, ис­пользованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов; сведения об образовании, использовании, обезвре­живании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2013 г. в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора в 2014 г. не представлялись в установленные сроки; лица, фактически осуществляющие об­ращение с опасными отходами, приказом руководителя о назначении лиц ответствен­ных за допуск к работе по обращению с отходами I-Vкласса опасности не определены и не допущены, а также не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами; порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами не орга­низован и не определен по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти, в том числе в области обращения с отходами; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для отходов, образующихся в резуль­тате хозяйственной и иной деятельности ФГУП «Рогожкинский рыбзавод» не был раз­работан; нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, для отходов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности ФГУП «Рогожкинский рыбзавод» не установлены и не утверждены, что является нарушением требований ст. 11, ч.ч. 2, 3 ст. 14, ст. 15, ст. 18, ст. 19, ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах произ­водства и потребления» № 89-ФЗ; п. 2.2 приказа Федеральной службы по экологическо­му, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации отходов»; Приказа Министерства природных ресурсов Рос­сийской Федерации от 15 июня 2001 года № 511; Приказа Министерства природных ре­сурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786; Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

Доводы заявителя о том, что в его действиях отсутствует состав админи­стративного правонарушения, судом отклонены как необоснованные по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее со­стоянии, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и дея­тельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зда­ний, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые техно­логии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производ­ства и потребления» № 89-ФЗ, право собственности на отходы принадлежит собствен­нику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, отходы производства и потребления (далее - отходы) - остат­ки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образо­вались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утра­тившие свои потребительские свойства.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридиче­ские лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объек­тов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно частям 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах про­изводства и потребления» № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обяза­ны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим госу­дарственное регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасно­сти составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Пра­вительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требо­ваний к измерениям, средствам измерений.

Согласно п. 2.2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологиче­скому и атомному надзору от 15 августа 2007 года № 570 «Об организации работы по пас­портизации отходов» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процес­се деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.

Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в со­ответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружаю­щей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511.

Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным класси­фикационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным Приказом Министер­ства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786,  и приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осу­ществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установ­ленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполни­тельной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета; индивидуальные предприни­матели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с от­ходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены фе­деральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согла­сованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с от­ходами в соответствии со своей компетенцией; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральны­ми органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Из положений ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», следует что, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индиви­дуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования от­ходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружаю­щую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отхода­ми в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юри­дические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разраба­тывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Субъек­ты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной дея­тельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использова­нии, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок раз­работки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает фе­деральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность ин­дивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производ­ства и потребления» № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в об­ласти обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обра­щения с отходами; порядок осуществления производственного контроля в области об­ращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполни­тельной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические ли­ца, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах про­изводства и потребления» № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности; ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

В своем заявлении об оспаривании постановления Департамента, заявитель ука­зывает, что им были предприняты меры по соблюдению законодательства в области об­ращения с отходами, а именно, был заключен договор б/н от 12.04.2013 с обществом с ограниченной ответственностью «Раду­га» на вывоз твердых бытовых отходов, согласно которому исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по вывозу твердых бытовых отходов на полигон по заявке заказчика, а заказчик обязан оплатить указанные услуги.

Однако, в ходе плановой выездной проверки, ко­торая проводилась в период с 07.04.2014 по 06.05.2014, а также при рас­смотрении административного дела № 0256/09/7232/585/ПР/2014 ФГУП «Рогожкинский рыбзавод» не был представлен вышеуказанный договор, а именно: договор б/н от 12.04.2013 заключенный с ООО «Радуга» на вывоз твердых бытовых отходов, а также не были представлены акты  выполненных работ.

Своевременных мер, направленных на утверждение и согласование в установ­ленном законодательством порядке паспорта опасного отхода для отхода IV класса опасности; ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, передан­ных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов; све­дений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2013 г. в уведомительном порядке в терри­ториальные органы Росприроднадзора в 2014 году не представлялось в установленные сроки; определение и допуск лиц, фактически осуществляющих обращение с опасны­ми отходами, на основании приказа руководителя о назначении лиц ответственных за допуск к работе по обращению с отходами I-V класса опасности а также обучение профессиональной подготовке, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами; организация и определение порядка осуществле­ния производственного контроля в области обращения с отходами по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти, в том числе в области обращения с отходами; разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их разме­щение (ПНООЛР) для отходов, образующихся в результате хозяйственной и иной дея­тельности ФГУП «Рогожкинский рыбзавод»; установление и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, для отходов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности ФГУП «Рогожкинский рыбзавод» заявителем не принималось.

На основании вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение указанного выше правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении от 06.05.2014 вынесен в присутствии директора общества, о чем свидетельствует его подпись, извещенного надлежащим образом. Факт надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении подтверждается материалами дела, и не оспаривается заявителем.

 Постановление о привлечении к административной ответственности от 14.05.2014 вынесено в отсутствии представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Факт надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждается материалами дела, и не оспаривается заявителем.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении  лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который при вынесении решения о привлечении к административной  ответственности последние обязан учитывать.

Как следует из материалов дела, общество ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, что свидетельствует о наличии смягчающего вину обстоятельства. Данные обстоятельства были учтены административным органом при вынесении оспариваемого постановления, обществу назначен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Совершенное обществом правонарушение не может быть отнесено к категории малозначительного по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Одновременно с этим в частях 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении обществом публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством. Правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок экономического регулирования в области охраны окружающей среды.

При оценке формального состава административного правонарушения последствия деяния не имеют квалифицирующего значения. Действия заявителя по нарушению требований законодательства в области охраны окружающей среды свидетельствуют о пренебрежительном отношении заявителя к формальным требованиям публичного порядка.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»). Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявителем не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что совершенное обществом правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть квалифицировано как малозначительное.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 по делу № А53-11996/2012.

Оценив доказательства в совокупности, суд считает, что оспариваемое постановление Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу от 14.05.2014 № 0256/09/7232/585/ПР/2014, о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.

            Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  через суд, вынесший решение, при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Судья                                                                                                                       И.В. Колесник