АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. ФИО2-на-Дону
29 августа 2011. Дело № А53-13719/11
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2011.
Полный текст решения изготовлен 29 августа 2011.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Чернышевой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петросян К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ростовского транспортного прокурора
к обществу с ограниченной ответственностью «Экотол Сервис»
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя : помощник прокурора Петренко А.Н., удостоверение;
от заинтересованного лица : представитель ФИО1,
установил:
Ростовский транспортный прокурор обратился в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью «Экотол Сервис» с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель прокурора заявленные требования поддержал, просила их удовлетворить.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать.
Изучив материалы дела, суд находит заявление, не подлежащим удовлетворению последующим основаниям.
Судом установлено, что Ростовской транспортной прокуратурой совместно со специалистом-экспертом Департамента Росприроднадзора по ЮФО проведена проверка соблюдения обществом требований природоохранного законодательства и законодательства о лицензировании.
21.07.2011 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собранный в ходе проверки материал направлен в суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом принимается во внимание следующее.
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет деятельность по сервисному обслуживанию экологически чистых туалетов пассажирских вагонов в пассажирском вагонном дело ФИО2- структурном подразделении Северо- Кавказского филиала ОАО « Федеральная пассажирская компания» на основании договора №ФПДВ-440/10 от 20.05.2010 . Срок действия договора 2010-2020 годы.
В ходе эксплуатации пассажирских вагонов, в баках-сборниках образуются отходы 1V класса опасности, которые по мнению проверяющих согласно Федеральному классификатору - являются отходами ( осадками) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков, имеют код 9510000000000.
Работы по обслуживанию пассажирских вагонов включают в себя: опорожнение ( сбор отходов), дезодорацию, дезинфекцию и механическую чистку баков-сборников, диагностику оборудования и пр. Транспортировка отходов осуществляется вакуумных автомобилем ГАЗ 3309 КО 503 В2, госномер Н 552 ХХ 61Выполнение работ подтверждается актами приема-сдачи выполненных работ и предоставленными копиями путевых листов за период с 01.06.2011.
Сдача отходов осуществляется на основании договора №13510- от25.05.2011 с, заключенных между обществом и ОАО « ПО Водоканал г.Ростова-на-Дону».
Считая, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, прокурор обратился в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Из представленных прокурором материалов следует, что общество действительно в рамках заключенного договора с ОАО « РЖД» осуществляет сервисное обслуживание экологически чистых туалетных комплексов пассажирских вагонов через обособленное подразделение в г.Ростове-на-Дону, что включает в себя опорожнение ( сбор отходов), дезодорацию, дезинфекцию и механическую чистку баков-сборников, диагностику оборудования и транспортировка отходов 4 класса опасности под кодом 9510000000000. Данная деятельность подлежит лицензированию.
29.07.2010 обществом была получена лицензия № ОП-01-004402 (77) на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 4 класса опасности со сроком действия до 29.07.2015. Местом осуществления деятельности на территории г.Москвы и Московской области
В соответствии с положениями статьи 7 Закона №123-ФЫЗ « О лицензировании» на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно указанной выше лицензии следует, что она выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
Статья 11 Закона №128-ФЗ устанавливает, что в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат, его правопреемник либо иное предусмотренное федеральным законом лицо обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. В заявлении указываются новые сведения о лицензиате, его правопреемнике либо об ином предусмотренном федеральным законом лице и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей следовательно перемена адресов мест осуществления лицензируемых видов деятельности также является основанием для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии (см. комментарий к п. 5 ст. 9 комментируемого Закона).
С предоставлением лицензии связано изменение правового статуса соискателя лицензии, который с момента получения документа, подтверждающего наличие лицензии, становится лицензиатом, обладающим иным объемом прав и обязанностей. И одной из основных обязанностей является обязанность лицензиата поставить в известность лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Учитывая, что адрес мест осуществления лицензируемого вида деятельности является одной из обязательных составляющих лицензии и указывается в документе, подтверждающем наличие лицензии, то изменение таких сведений имеет принципиальное значение. При изменении адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности получается, что документ, подтверждающий наличие лицензии, становится недействительным в части сведений об адресах этих мест. Следствием этого является тот факт, что лицензиат не может осуществлять лицензируемый вид деятельности на законных основаниях, в связи с чем требуется переоформление такого документа в порядке ст. 11 комментируемого Закона №128-ФЗ ( ст.9)
Согласно части 1 статьи 49 гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
С учетом изложенного, суд соглашается с доводами представителя общества, что в действия ООО « Экотол Сервис» отсутствует состав вмененного ему в вину административного правонарушения, но согласны с тем, что имело место нарушение условий лицензии, что подпадает состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Кроме этого, на момент вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении обществу была выдана лицензия серии 077 № 00254 от 20.07.2011, предусматривающая ведение лицензированной деятельности на территории Ростовской области в том числе.
Данные обстоятельства, установленные представленные представителем общества доказательства, соответствующие требованиям относимости и допустимости, позволяют суду сделать вывод о незаконности возбуждения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.07.2011.
Судом принимается во внимание следующее, что в Приказе Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" прямо сказано: в целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора на данном направлении приказываю обеспечить безусловное соблюдение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Кроме того, приказано исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий, незаконного приостановления либо прекращения их деятельности, а также вовлечения органов прокуратуры, иных правоохранительных и контролирующих органов в хозяйственные споры между коммерческими структурами.
При этом не должен ослабевать надзор за исполнением законов самими хозяйствующими субъектами, которые наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и вести свою деятельность, не нарушая прав и законных интересов других предпринимателей, граждан, общества и государства.
С учетом требования о недопустимости подмены прокуратурой иных государственных органов в Законе о прокуратуре определяются поводы и основания проверок исполнения законов. Для проведения проверки существуют обязательные условия:
- прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона;
- содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов и требуется принятие мер непосредственно прокурором.
Поводами для проверок являются поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений
Действия прокуратуры по организации проверок регламентированы Приказами Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях", от 26.12.2006 N 120 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации". С учетом предъявляемых требований для начала проведения проверки хозяйствующих субъектов, прокурором в данном деле так и не были предоставлены доказательства обоснованности проведения и отсутствуют в материалах дела: основание проведения проверки общества, не представлено распоряжение прокурора о проведении проверки с указанием лиц, которым данная проверка поручена, что является важным условием для соблюдения принципа законности.
При проведении проверки, прокурором были нарушены и требования процессуального характера, а именно отсутствуют доказательства извещения юридического лица о приглашении в прокуратуру для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Присутствие представителя по доверенности без четкого формирования всех переданных представителю полномочий, суд не считает надлежащим уведомлением юридического лица, место нахождения которого – гор. Москва.
Данные нарушения повлекли за собой принятие незаконного постановления и рассмотрение дела в арбитражном суде. При соблюдении процедуры, установленной статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в прокуратуру были бы представлены все необходимые документы, лицензии и объяснения. Право на защиту хозяйствующего субъекта при проведении административного расследования, прокуратурой было нарушено.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств виновности общества в совершении административного правонарушения, Ростовским транспортным прокурором суду не предоставлено.
Руководствуясь статьями 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Ростовского транспортного прокурора о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Экотол Сервис» по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда по настоящему делу является исполнительным документом, на основании которого производится принудительное исполнение. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения решения. Лицо, ответственное уплатить административный штраф, обязано проинформировать арбитражный суд, направив документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу.
Судья И.В.Чернышева