АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
04 августа 2016 года Дело № А53-13864/16
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 04 августа 2016 года
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Кривоносовой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Перетинской А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Прокурора Кировского района
о привлечении к административной ответственности общество с ограниченной ответственностью «Территория» (ИНН 6122018398, ОГРН 1156196068588)
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен
от заинтересованного лица: директор Суслина О.Г., приказ, паспорт, адвокат Выскобойникова Л.М., ордер
установил: Прокурор Кировского района обратился в Арбитражный суд Ростовской области с требованием о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общества с ограниченной ответственностью «Территория
В судебном заседании 26.07.2016 объявлен перерыв до 28.07.2016.
Представитель заявителя в заседание не явился, извещен. О причине неявки суду не сообщено.
Представитель пояснил о незначительности совершенного нарушения, указал на наличие смягчающих обстоятельств и просил их учесть при применении наказания.
Суд, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону 12.05.2016 по результатам проверки деятельности ООО «Территория» фирменной гастрономической лавки «Рулька», осуществляющего деятельность по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 114, выявлены нарушения требований Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, Технического регламента Таможенного союза 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», принятого решением Совета. Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 68.
Выявленные проверкой нарушения выразились в том, что в структурном подразделении ООО «Территория» Фирменной гастрономической лавки «Рулька» в нарушение требований п. 12 Технического регламента ТС 034/2013 на хранении и в обороте находилась продукция животного происхождения: колбасные изделия (колбаса телячья) изготовитель ООО «Мясокомбинат Донские Традиции» с датой выработки 09.03.2016, общим весом 1,448 кг с истекшим сроком годности 03.05.2016; сосиски куриные изготовитель ООО «Мясокомбинат Донские Традиции» с датой выработки 20.04.2016, общим весом 0,392 кг с истекшим сроком годности 10.05.2016; колбасные изделия изготовитель ООО «Мясокомбинат Донские Традиции» со вскрытой заводской упаковкой без указания даты вскрытия заводской упаковки, общим весом 2,960 кг.
Факт совершения ООО «Территория» правонарушения зафиксирован рапортом помощника прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону Дударева А.С. от 16.05.2016, актом проверки от 12.05.2016, справкой государственного инспектора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия от 13.05.2016, объяснением Суслиной О.Г. и иными материалами проверки.
16.05.2016 Прокурором Кировского района г. Ростова-на-Дону вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Территория»
На основании части 3 статьи 23.1, части 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 202, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению ввиду нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт совершения его лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 указанного Кодекса.
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Технический регламент Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее - ТР ТС 021/2011) устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
Объектами технического регулирования названного технического регламента являются: 1) пищевая продукция; 2) связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
01.07.2013 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - Технический регламент ТС 021/2011), в статье 17 которого установлено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 7). Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции (часть 9). При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (часть 12).
В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 17 Технического регламента ТС 021/2011 - при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При реализации пищевой продукции согласно требованиям пункта 12 статьи 17 Технического регламента ТС 021/2011 должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Согласно статье 3 Закона № 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Пункт 1 статьи 5 Закона № 29-ФЗ предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
Пищевые продукты в соответствии с требованиями статьи 18 Закона № 29-ФЗ должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.
Законом установлен запрет на реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий с истекшим сроком годности или при отсутствии информации на упаковке (этикетке) о дате изготовления, сроке годности, что предусмотрено также пунктом 5 статьи 5 Закона о защите прав потребителей и статьей 3 Закона № 29-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите прав потребителей продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
При этом пункт 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ предусматривает, что пищевые продукты, сроки годности которых истекли или не указаны на упаковке, признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В силу пунктов 7.4, 7.5, 8.24 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» установлено:
- этикетки (ярлыки) на таре поставщика должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов;
- хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции;
- в организациях торговли запрещается реализация продукции: с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов-вкладышей); при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения; без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.
Права и интересы потребителей продукции могут быть обеспечены только при условии соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее оборота (производство, хранение, транспортировка, реализация (поставка и розничная купля-продажа).
Таким образом, законодательно установлена следующая юридическая презумпция: некачественными, непригодными для использования по назначению и опасными для жизни и здоровья потребителей являются пищевые продукты, сроки годности которых истекли или реализация продукции при отсутствии информации на упаковке (этикетке) о дате изготовления, сроке годности, в силу одного лишь этого обстоятельства.
Выявленные проверкой нарушения выразились в том, что в структурном подразделении ООО «Территория» Фирменной гастрономической лавки «Рулька» в нарушение требований п. 12 Технического регламента ТС 034/2013 на хранении и в обороте находилась продукция животного происхождения: колбасные изделия (колбаса телячья) изготовитель ООО «Мясокомбинат Донские Традиции» с датой выработки 09.03.2016, общим весом 1,448 кг с истекшим сроком годности 03.05.2016; сосиски куриные изготовитель ООО «Мясокомбинат Донские Традиции» с датой выработки 20.04.2016, общим весом 0,392 кг с истекшим сроком годности 10.05.2016; колбасные изделия изготовитель ООО «Мясокомбинат Донские Традиции» со вскрытой заводской упаковкой без указания даты вскрытия заводской упаковки, общим весом 2,960 кг.
В силу положений ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
С учетом положений, изложенных в примечании к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вина общества в совершении правонарушения в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истёк.
В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Характер совершённого Обществом правонарушения не свидетельствует об его исключительности. Так, Обществом не представлено в материалы дела каких-либо доказательств относительно обстоятельств, препятствующих соблюдению требований технических регламентов. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив материалы дела, суд оснований для применения положений законодательства о малозначительности не усматривает, поскольку какие-либо исключительные обстоятельства, Оснований для применения положения статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется. Обществом
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Санкция части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Директор Общества ходатайствовала о применении смягчающих обстоятельств, указывая, что директору структурного подразделения объявлен выговор за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, магазин после проверки закрыт ввиду его нерентабельности на тяжелое материальное положение, также указывает, что ООО «Территория» создано недавно в ноябре 2015 года, и на настоящий момент является убыточным.
Между тем, достаточных доказательств, свидетельствующих о тяжелом материальном положении Обществом не представлено. Доводы представителя Общества о том, что Общество применяет упрощенную систему налогообложения к таковым не относимы.
Поскольку заявителем не представлены доказательства в подтверждение средней ежемесячной выручки, данные о планируемых затратах и данные о имеющихся в настоящий момент в наличии средствах сделать выводы о имущественном положении заявителя на момент рассмотрения вопроса о привлечении ответственности не представляется возможным.
Оснований для применения положений ст. 4.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется, поскольку предупреждение как мера ответственности возможна к применению только в случае, если отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира. Обстоятельства совершенного нарушения свидетельствуют об обратном.
В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении общества к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение одного года, что судом расценивается как смягчающее вину обстоятельство.
С учётом изложенного, суд пришёл к выводу, что имеются все основания для назначения предпринимателю административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Руководствуясь статьями 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Территория» (ИНН 6122018398, ОГРН 1156196068588, дата регистрации 11.11.2015 года, юридический адрес 346812 Ростовская область, Мясниковский район, село Крым, дом 10) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Административный штраф должен быть перечислен по реквизитам:
Банк получателя - ГУРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области
БИК 046015001
ИНН 6164045555
КПП 616401001
расчетный счет - 40101810400000010002
получатель - УФК по Ростовской области (Прокуратура Ростовской области);
КБК 415 1 16 90010 01 6000 140
ОКТМО 60701000
В соответствии со статьей 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Доказательства оплаты необходимо представить в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, решение суда будет направлено в службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Решение суда по настоящему делу является исполнительным документом, на основании которого производится принудительное исполнение.
Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья О.В. Кривоносова