Арбитражный суд Ростовской области
344002, ул. Станиславского 8а, г. Ростов-на-Дону
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А53-1398/09
г. Ростов-на-Дону
20 марта 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 20 марта 2009г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
председательствующей судьи Икряновой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тен А.А.
рассмотрел в заседании суда дело по иску Муниципального учреждения социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону
к Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону,
третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области
о признании права собственности на недвижимое имущество – нежилое строение, литер «Г2», площадью 29,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лениногорская №9/8.
при участии:
от истца: ФИО1, юрисконсульт, по доверенности № 2602 от 24.11.2008г.; ФИО2, главный специалист, по доверенности
от Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону : главный специалист ФИО3 по доверенности №ИЗ-3049 от 16.02.2009г.
от третьего лица - представитель не направлен, извещен.
установил: Муниципальное учреждение социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о признании права собственности на недвижимое имущество – нежилое строение, литер «Г2», площадью 29,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лениногорская №9/8.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является законным владельцем земельного участка площадью 3818 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0820 45:0001, на праве постоянного (бессрочного) пользования. На указанном земельном участке, был построен объект недвижимости – нежилое строение литер Г2 площадью 29,2кв.м. Документы, подтверждающие затраты понесенные истцом на строительство здания, не сохранились. Оформить акт ввода в эксплуатацию и другие правоустанавливающие документы на возведенный объект недвижимости не представилось возможным, так он был построен без получения разрешения на строительство, в связи с чем истец просит признать за ним право хозяйственного ведения на данный объект недвижимости на основании статьи 222 Гражданского кодекса РФ как на самовольную постройку.
Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону заявил о вступлении его с самостоятельными требованиями на предмет спора, просил признать за муниципальным образованием «Город Ростов-на-Дону» право муниципальной собственности на объект недвижимости лит Г к.5, площадью 29,2кв.м., расположенный по адресу : <...>.
Суд, рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения представителей, установил следующее.
Нежилые помещения площадью 935,15 кв.м., расположенные по адресу: <...>, являются объектами муниципальной собственности, что подтверждается выписками из реестра объектов муниципальной собственности города Ростова-на-Дону от 16.03.2009г. Данные нежилые помещения переданы в оперативное управление Муниципальному учреждению социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону (далее МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону) по договору от 20.01.1999г.
Земельный участок, площадью 3818 кв.м., расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 61:44:08 20 45:0001, передан в постоянное (бессрочное) пользование МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия 61 АВ 048866 от 19.12.2005г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.12.2005г. сделана запись регистрации № 61-61-01/390/2005-176.
На вышеуказанном земельном участке МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону возвело нежилое строение лит. «Г2» площадью 29,2 кв.м.
В июле 2007г. Муниципальным унитарным предприятием технической инвентаризации и оценки недвижимости в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 921 от 04.12.2000г. «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства» была произведена техническая инвентаризация указанного объекта, по результатам которой был изготовлен технический паспорт от 25.07.07 г. Согласно указанному техническому паспорту нежилое здание литер Г является законченным строительством объектом, 1-ой группы капитальности, включает в себя литер Г2 общей площадью 29,2 кв.м. расположено по адресу: <...>.
В целях подтверждения соответствия спорного объекта требованиям действующего законодательства (СНиП, САНиП, требованиям пожарной безопасности) истец обратился с заявлением в ООО «Горжилпроект», которым было произведено исследование объекта. Согласно выводам, приведенным в Техническом заключении, возведенная постройка в полном объеме соответствует требованиям строительных, санитарных и пожарных норм и правил.
В соответствии с действующим законодательством для регистрации права собственности на законченный строительством вновь возведенный объект необходимо получение Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К такому заявлению прилагается документы, согласно определенному Градостроительным кодексом перечню, в том числе - разрешение на строительство (п. 3 ст. 55 Гр.К). Согласно пункту 6 статьи 55 названного кодекса основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является также и отсутствие документов, указанных в пункте 3 статьи 55 Гр.К, в том числе отсутствие разрешения на строительство. При этом необходимо отметить, что действующее градостроительное законодательство рассматривает Акт приемки объекта капитального строительства как документ, подписанный заказчиком и подрядчиком (пп. 4 п. 3 ст. 55 Гр.К.).
Таким образом, Градостроительный Кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве обязательного условия получения Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию наличие разрешения на производство строительных работ, и не предусматривает возможность получения разрешения на ввод в эксплуатацию при отсутствии Разрешения на строительство.
Истец не имея разрешения на строительство, не имеет возможности получить разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию. Единственным для истца способом признать и зарегистрировать в установленном порядке за собой право на указанный объект , является признание права в судебном порядке.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на объект недвижимости, созданный без получения на это необходимых разрешений, признается судом. Пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом в собственности, бессрочном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Спорные объект возведен на земельном участке, принадлежащем муниципальному учреждению на праве собственности.
Муниципальная собственность на землю возникает в результате разграничения государственной собственности на землю, признания таковой федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ либо в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения, финансирование в полном объеме осуществляется из бюджета города Ростова-на-Дону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Имуществом, наделенным собственником, учреждения владеют на праве оперативного управления, которое в силу норм статьи 296 Гражданского Кодекса РФ является производным от права собственности на данное имущество. Согласно устава МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону учредителем является Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, собственником имущества учреждения является муниципальное образование - город Ростов-на-Дону.
Исполнительно-распорядительные органы и должностные лица городского самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью в порядке, установленном Уставом города Ростова-на-Дону, решениями городской Думы, постановлениями Мэра города и Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, утвержденным Решением Ростовской-на-Дону городской Думы № 106 от 28.02.2006г.
Согласно данному Положению (п. 3.4) имущество, создаваемое и приобретаемое, а также доходы от разрешенных учреждению видов предпринимательской деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество становятся объектами муниципальной собственности.
Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону -отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону, входящий в ее структуру, обеспечивающий проведение единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты, координирует деятельность отраслевых и территориальных органов Администрации города в области управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также организует в установленном порядке, приобретение имущества в муниципальную собственность.
В силу статей 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Спорное помещение находится в фактическом пользовании учреждения, однако поскольку право собственности за муниципальным образованием не зарегистрировано, принять распоряжение о передаче в оперативное управление МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону не представляется возможным.
Изложенные обстоятельства служат основанием для удовлетворения требований как истца так и третьего лица.
Руководствуясь статьями 11,12, 222 Гражданского кодекса РФ, статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Требования Департамента имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «Город Ростов-на-Дону» право муниципальной собственности на объект недвижимости нежилое помещение литер Г к.5, площадью 29,2кв.м., расположенный по адресу : <...>.
Требования Муниципального учреждения социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону удовлетворить.
Признать за Муниципальным учреждением социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону право оперативного управления на объект недвижимости нежилое помещение литер Г к.5, площадью 29,2кв.м., расположенный по адресу : <...>.
Решение может быть обжаловано в порядке, определенном главами 34, 35 АПК РФ.
Судья Е.А. Икрянова