ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-14414/08 от 24.11.2008 АС Ростовской области

Арбитражный суд Ростовской области

344002, ул. Станиславского 8а, г. Ростов-на-Дону

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

«26» ноября 2008 г. Дело № А53-14414/2008-С2-6

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2008г.

Арбитражный суд

в составе председательствующего судьи

Л.Г. Петуховой

при ведении протокола судебного заседания судьей

Л.Г. Петуховой

рассмотрев в судебном заседании дело №А53-14414/2008-С2-6,

возбужденное по исковому заявлению

ТСЖ «Ленина 35, г. Аксай»

к обществу с ограниченной ответственностью «Донэнергосбыт»

по преддоговорному спору

при участии представителей:

от истца:

ФИО1 (дов. от 07.04.2008 2-д);

ФИО2 (дов. от 04.07.2008 №404);

от ответчика:

ФИО3 (дов. от 24.12.2008 №316)

установил: ТСЖ «Ленина 35, г. Аксай» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к ООО «Донэнергосбыт» с требованиями об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 07.04.2008 № 2964.

Дело слушалось с перерывом судебного заседания с 18.11.2008 до 9 час. 30 мин. 24.11.2008 в порядке ст. 163 АПК РФ.

В судебном заседании 24.11.2008 представитель истца в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил предмет иска, изложив требования в следующей редакции:

«Обязать ответчика заключить договор в редакции ТСЖ «Ленина 35, г. Аксай», а именно, «п. 3.3.14 из текста договора исключить», поскольку противоречит п. 3 ст. 541 ГК РФ, так как граждане при потреблении электрической энергии на бытовые нужды не заявляют договорной объем, а оплачивают фактически потребленную электрическую энергию.

Дополнить текст договора энергоснабжения от 07.04.2008 № 2964 пунктом 7.11 в следующей редакции:

«Потребитель оплачивает только электроэнергию, использованную для освещения придомовой территории и мест общедомовой собственности».

«Приложение № 1 исключить», так как не требуется, поскольку объемы отпуска будут учитываться в актах приема-передачи электроэнергии. Данная форма вообще не заполнена и заполнена быть не может.

«Приложение № 2.1» исключить, так как расчет потерь не требуется, потери при предусмотренной системе приема-передачи электроэнергии не допустимы.

В остальной части заявленных требований по остальным пунктам договора в связи с достигнутым согласованием спорных пунктов сторонами заявил отказ от иска.

Кроме того, представитель истца заявил о взыскании госпошлины в размере 2 000 руб. и взыскании расходов на оказание услуг представителем в размере 10 000 руб.

Суд в порядке ст. 49 АПК РФ принял уточнения предмета иска и отказ в части иска.

Представитель истца пояснил, что в обоснование предложенной редакции указанного условия договора истец ссылается на наличие решения собственников помещений в многоквартирном жилом доме относительно заключения прямых договоров с энергоснабжающей организацией, в связи с чем, как считает товарищество, осуществляя управление общим имуществом дома, в его обязанности входит обеспечение энергоснабжения общего имущества такого дома и придомовой территории, полномочиями выступать исполнителем коммунальных услуг перед собственниками помещений в таком доме он не обладает.

Представитель ответчика требования не признал и пояснил, что ТСЖ «Ленина 35, г. Аксай» является исполнителем коммунальных услуг для жильцов управляемого им многоквартирного жилого дома, поскольку право осуществлять управление многоквартирным домом предоставлено ТСЖ законом (п.3. «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006; ТСЖ «Ленина 35, г. Аксай» отвечает признаку исполнителя коммунальных услуг (п. 3 Правил) для жильцов управляемого им дома, т.к. именно истец отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых жильцам предоставляются коммунальные услуги.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

Истец является некоммерческой организацией, объединяющей собственников помещений в многоквартирном доме, что подтверждается Уставом товарищества.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Устава ТСЖ «Ленина 35 г. Аксай» товарищество создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме; товарищество создано в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Члены ТСЖ «Ленина 35, г. Аксай» 12.01.2008 приняли решение о том, что заключение договоров на предоставление и оплату коммунальных услуг и электроэнергии должно производиться самостоятельно каждым собственником или нанимателем, а ТСЖ должно заключить договор на общую собственность граждан, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из протокола общего собрания членов ТСЖ.

Ответчик, являющийся ресурсоснабжающей организацией, направил проект договора электроснабжения от 09.04.2008 №2964 истцу, который был им подписан с протоколом разногласий.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству стороны согласовали основную части спорных пунктов договора, оставшиеся разногласия сторон сводятся к тому, что истец предлагает заключить договор энергоснабжения для освещения придомовой территории, а также помещений, входящих в состав общей долевой собственности (пункт 7.11 договора), а ответчик полагает, что энергоснабжение по указанному договору должно осуществляться в отношении всего многоквартирного дома в целом в лице абонента – ТСЖ «Ленина 35, г.».

Отсутствие между сторонами соглашения при заключении договора энергоснабжения от 09.04.2008 № 2964 относительно п.п. 3.1.6, 3.2.2. 3.2.3, 3.2.4, 3.2.6, 3.3.3, 3.3.5, 3.3.9, 3.3.12, 3.3.14, 3.3.15, 3.3.16, 3.3.17, 3.4.6, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5,5, 5.8, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.3, 7.3, 7.8, 7.9, 7.11, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5 и приложений № 1, №2, № 2.1, №3, № 4, № 5, №6, №7, №8 послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Оценив собранные по делу доказательства, выслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

По смыслу пункта 1 статьи 426, статей 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором.

В соответствии с требованиями ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Истец является управляющей организацией, осуществляющей управление жилым домом, в связи с чем заключение рассматриваемого договора энергоснабжения обусловлено не необходимостью обеспечения собственных потребностей организации в электрической энергии, а обеспечением электрической энергией конечных потребителей таких услуг - граждан, для которых такие услуги являются коммунальными.

В соответствии с п. 3.2 Устава ТСЖ «Ленина 35, г. Аксай» товарищество создано, в том числе, и для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Следовательно, при определении условий рассматриваемого договора суд исходит из положений нормативных актов, регулирующих, в том числе порядок предоставления таких коммунальных услуг гражданам, за счет которых производится оплата электрической энергии, и Уставом ТСЖ «Ленина 35, г. Аксай».

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

Абзацем вторым пункта 7 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказание услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Одним из способов управления, который может быть выбран собственниками, является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления.

В соответствии со статьей 544 Жилищного кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Абзац 2 пункта 7 Правил содержит специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил, т.е. по нормативу потребления, что не противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Какие-либо договоры между собственниками помещений и ответчиком по делу на обеспечение соответствующим договору ресурсом (электрической энергией) несмотря на наличие указанного решения, не заключались. Собственники квартир с заявлениями о заключении таких договоров, заключение которых для ответчика по делу является обязательным в силу его публичного характера, до настоящего времени не обращались. Поэтому, несмотря на принятие соответствующего решения, такое решение не предполагает его реализации ни собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, ни товариществом, осуществляющим управлением общим имуществом дома.

Доводы истца о том, что он фактически является равным участником правоотношений по снабжению коммунальными услугами наравне с гражданами, только получает соответствующий коммунальный ресурс в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома, а договоры энергоснабжения с гражданами являются заключенными с момента первого подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, отклоняются судом как необоснованные.

Согласно положениям вышеуказанных Правил потребителем коммунальных услуг признается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исходя из содержащихся в Правилах определений, истец относится исключительно к исполнителю соответствующей рассматриваемому договору коммунальной услуги, поскольку ее приобретение для него связано с необходимостью обеспечения нужд граждан, а их обеспечение производится непосредственно с использованием внутридомовых инженерных систем.

Положения ст. 540 ГК РФ регулируют правоотношения между гражданином и ресурсоснабжающей организацией и связаны с определением момента возникновения соответствующего правоотношения применительно к наличию оснований для оплаты соответствующего вида энергии. В правоотношениях по управлению многоквартирным жилым домом, к числу обязанностей собственника помещений в таком доме относится также и несение бремени по содержанию такого имущества, которое при непосредственной форме управления осуществляется непосредственно гражданами.

В силу пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом, имеющим отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации. Согласно данной норме закона признание лица абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения связано с наличием у последнего энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям теплоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.

В соответствии с терминами, указанными в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6), к энергопринимающему устройству относится электроустановка как совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для преобразования, передачи и распределения электрической энергии.

Энергопринимающего устройства, непосредственно присоединенного к сетям поставщика энергии, у владельцев жилых квартир не имеется. Жилые помещения находятся в многоквартирных домах, поэтому технологически получение электрической энергии возможно лишь по внутридомовым сетям через специальные электроустановки, которые принимают, преобразуют, распределяют и передают электрическую энергию по внутридомовым сетям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг» энергоснабжение населения отнесено к коммунальным услугам. Правилами предусмотрено, что отношения по получению коммунальных услуг возникают у потребителя непосредственно с исполнителем. Согласно п. 3 в настоящих Правилах используются следующие определения:

«коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

«потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

«управляющая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;

«ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Как пояснили представители сторон в суде, электроустановки, непосредственно присоединенные к сетям общества, через которые происходит прием, преобразование, распределение и передача электроэнергии в жилой дом переданы в ведение товарищества.

Указанные обстоятельства являются основанием для отклонения требований истца о принятии пункта 7.11, и связанного с ним условия пункта 3.3.14 договора (который ответчик просит исключить) в предложенной им редакции, поскольку истец является исполнителем, приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, а поэтому с ним непосредственно должен быть заключен договор энергоснабжения, в связи с чем условие договора принимается судом в редакции ответчика.

Истцом заявлено требование об исключении из договора от 09.04.2008 №2964 пункта 3.3.14:

«Заявлять Гарантирующему поставщику договорной объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией выделением субабонентов, а также расчет числа часов использования мощности по фактическим данным за предыдущий период регулирования (для базовых и одноставочных потребителей) не позднее, чем за два месяца до начала очередного периода регулирования тарифов.

В случае непредставления заявки считать действующими договорные величины электропотребления и мощности из приложения №1 текущего года, а часы использования заявленной мощности равными 2000.

Потребители, владеющие энергопринимающим оборудованием, присоединенная мощность которого превышает 750 кВА, представляют Гарантирующему поставщику почасовую разбивку заявленного месячного договорного объема потребления электрической энергии не позднее, чем за 15 дней до наступления указанного месяца».

Оценивая приведенные относительно указанного условия договора доводы, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса правила применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 4 статьи 539 Гражданского кодекса к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса применяются, если законом или иным правовым актом не установлено иное.

В соответствии с пунктом 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Таким образом, условия рассматриваемого договора энергоснабжения должны соответствовать обязательным требованиям закона, связанным с обеспечением граждан соответствующей коммунальной услугой.

Согласно п. 3 ст. 541 ГК РФ гражданин вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

В материалы дела представлено приложение № 1 к договору, которое заполнено данными объема отпуска электрической энергии и мощности на 2008 год со стороны ответчика.

При таких обстоятельствах требование истца об исключении из условий договора пункта 3.3.14, а также связанного с ним приложения № 1 к договору, является необоснованным, а требование об исключении из текста договора электроснабжения от 09.04.2008 №2964 абзаца третьего п. 3.3.14 суд считает обоснованными, поскольку не имеет отношения к истцу.

Между сторонами имеется разногласие относительно приложения № 2.1 к договору, по которому производится расчет потерь электроэнергии в элементах электрической сети, подписание которых он считает бессмысленным, ввиду отсутствия у него с учетом положений п. 3.3.14 и 7.11 договора каких-либо потерь.

Оценивая приведенные относительно указанных условий договора доводы, суд исходит из следующего.

Требование об исключении приложения № 2.1 к договору фактически противоречит пункту 5.6 договора, положениями которого предусмотрен порядок определения количества полученной электрической энергии, если приборы учета установлены не на границе балансовой принадлежности, что с учетом отсутствия у истца какого-либо общедомового прибора учета не может привести к нарушению его прав, а при установке прибора учета он может избежать таких потерь, что является основанием для отклонения заявленных исковых требований об исключении из текста договора приложения №2.1 к договору.

По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. В связи с частичным удовлетворением заявленных исковых требований с ответчика подлежит взысканию в пользу истца 700 руб. государственной пошлины.

Требования о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителю в размере 10 000 руб. суд также удовлетворяет частично на основании ст. 106, п.1 ст. 110 АПК РФ, поскольку в порядке досудебного урегулирования спора ответчик не произвел согласование разногласий к договору 09.04.2008 №2964 по 41 пункту договора, предложенному истцом в протоколе разногласий, ни один не был согласован ответчиком, и только в результате обращения истца в суд, проделав определенную юридическую работу, ответчиком было согласовано 37 пунктов договора, чем нарушил требования п. 2 ст. 445 ГК РФ, а также, поскольку требования истца удовлетворены в части.

Руководствуясь ст.ст. 421, 422, 426, 445, 446, 539, 542, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 ч. 1 ст. 150, ст.ст. 110, 167, 168, 170, 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Принять п. 3.3.14 договора электроснабжения от 09.04.2008 №2964, заключенного между ТСЖ «Ленина 35, г. Аксай» и ООО «Донэнергосбыт», в следующей редакции:

«Заявлять Гарантирующему поставщику договорной объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией выделением субабонентов, а также расчет числа часов использования мощности по фактическим данным за предыдущий период регулирования (для базовых и одноставочных потребителей) не позднее, чем за два месяца до начала очередного периода регулирования тарифов.

В случае непредставления заявки считать действующими договорные величины электропотребления и мощности из приложения №1 текущего года, а часы использования заявленной мощности равными 2000».

Абзац третий исключить из текста п. 3.3.14 договора электроснабжения от 09.04.2008 №2964.

Не дополнять содержание текста договора электроснабжения от 09.04.2008 №2964, заключенного между ТСЖ «Ленина 35, г. Аксай» и ООО «Донэнергосбыт», пунктом 7.11.

Считать неотъемлемой частью договора электроснабжения от 09.04.2008 №2964, заключенного между ТСЖ «Ленина 35, г. Аксай» и ООО «Донэнергосбыт», приложения № 1, 2.1.

В остальной части производство по делу прекратить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Донэнергосбыт» в пользу ТСЖ «Содружество 18» расходы по оплате госпошлины в размере 700 руб., а также расходы за оказание услуг представителем в размере 5 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке ст. ст. 259, 276 АПК РФ, а также в порядке, предусмотренном главами 35, 36 АПК РФ.

Судья Л.Г. Петухова