ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-14446/19 от 01.07.2019 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

05 июля 2019 г. Дело № А53-14446/19

Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2019 г.

Полный текст решения изготовлен 05 июля 2019 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Андриановой Ю.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крамаренко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью "Коммодитис Трейтинг Интернейшнал" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Ростовской области

об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: представитель по доверенности от 08.04.2019 ФИО1 (до перерыва);

от Главного Управления Министерства внутренних дел России по Ростовской области: представитель по доверенности от 08.02.2019 ФИО2 (до перерыва);

установил: общество с ограниченной ответственностью "Коммодитис Трейтинг Интернейшнал" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Ростовской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) с заявлением о признании незаконными постановлений от 12.04.2019 №610001-1900038, от 12.04.2019 №610001-1900039, от 12.04.2019 №610001-1900040, от 12.04.2019 №610001-1900167, от 12.04.2019 №610001-1900168, от 12.04.2019 №610001-1900169, от 12.04.2019 №610001-1900170, от 12.04.2019 №610001-1900171.

Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, представил дополнительные доказательства в материалы дела.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований, представил дополнительные доказательства в материалы дела.

В судебном заседании 26.06.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлен перерыв до 01.07.2019 до 15 часов 40 минут. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области http://rostov.arbitr.ru.

Судебное заседание продолжено в отсутствие представителей заявителя, заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.

11.02.2019 года ОИК УВМ ГУ МВД России по Ростовской области возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Коммодитис Трейдинг Интернейшнал» по факту предоставления заведомо ложных сведений о месте пребывания иностранного гражданина.

В ходе проведения административного расследования установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Коммодитис Трейдинг Интернейшнал», выполняя обязанность принимающей стороны в связи с осуществлением миграционного учета, сообщило заведомо ложные сведения о месте пребывания, по адресу: <...> (адрес регистрации юридического лица, офисные помещения в административном здании), гр. ФИО3 Кумар ДД.ММ.ГГГГ г.р., гр. Индии Сингх Раджйог ДД.ММ.ГГГГ г.р., гр. Индии Шиванна Йогеш ДД.ММ.ГГГГ г.р. По указанному адресу иностранные граждане никогда фактически не пребывали (проживали), поскольку проживали по адресу: <...>.

По факту выявленных нарушений административный орган пришел к выводу, что общество нарушило ст. 20-23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

11.03.2019 должностным лицом Управления в отношении общества составлено 8 протоколов об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ.

Постановлениями от 12.04.2019 №610001-1900038, от 12.04.2019 №610001-1900039, от 12.04.2019 №610001-1900040, от 12.04.2019 №610001-1900167, от 12.04.2019 №610001-1900168, от 12.04.2019 №610001-1900169, от 12.04.2019 №610001-1900170, от 12.04.2019 №610001-1900171 начальника УВМ ГУ МВД России по Ростовской области общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 175 000 руб. каждое.

Не согласившись с вынесенными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 2 статьи 19.27 КоАП РФ представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ, составляет представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной.

Как следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления Президиума от 25.10.2011 N 5417/11, представление заведомо ложных сведений при осуществлении миграционного учета, составляющее объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ, предполагает представление информации при осуществлении миграционного учета, о недостоверности которой лицо, совершающее правонарушение, знает или должно знать.

При рассмотрении настоящего дела применению подлежит Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 163-ФЗ, действующей с 08.07.2018.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ) постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства подразумевает деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства. Местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ под стороной, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, понимается гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.

Принимающая сторона или иностранный гражданин, который временно пребывает на территории Российской Федерации либо постоянно или временно проживает в стране, при нахождении в месте пребывания, не являющемся его местом жительства, указывают необходимые сведения в уведомлении о прибытии, в том числе фамилия, имя, отчество; гражданство (подданство); дата и место рождения; пол; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; цель въезда; профессия; дата въезда в Российскую Федерацию; серия и номер миграционной карты; заявленные сроки пребывания; адрес места пребывания.

При изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами - 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ, принимающая российская сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частью 3 и 4 статьи 22 указанного Закона, обязаны уведомить об этом непосредственно территориальный орган Федеральной миграционной службы, подав письменное заявление произвольной формы с приложенными копиями необходимых документов и нового заполненного бланка уведомления о прибытии.

Согласно части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с положениями статьи 22 указанного Закона.

Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных пунктами 1 и 2 части 2 и частью 3 статьи 20 настоящего Закона о миграционном учете представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.

Пунктом 25 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила осуществления миграционного учета), установлено, что принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации.

Исходя из пункта 23 Правил осуществления миграционного учета в уведомлении о прибытии принимающая сторона должна указать, в том числе сведения об его адресе пребывания лица, подлежащего постановке на учет.

С учетом изложенного, миграционный учет осуществляется, в том числе в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции, следовательно, при осуществлении миграционного учета сведения об иностранном гражданине или о лице без гражданства должны быть представлены в миграционную службу своевременно и достоверно.

Доводы заявителя об отсутствии события и состава вмененного административным органом правонарушения признаются судом несостоятельными и подлежат отклонению по следующим основаниям.

Сведения о месте регистрации иностранных граждан общество подавало 18.09.2018, 22.11.2018, 20.09.2018, 25.12.2018. С 08.07.2018 действует новая редакция Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Таким образом, адрес организации, в которой работает иностранный гражданин, может являться адресом учета по месту пребывания только в том случае, если он и фактически проживает по такому адресу.

Заявитель, сообщил в отношении иностранных граждан юридический адрес своей организации, тем самым, заявитель позиционировал себя в качестве принимающей стороны. Судом установлено, что поскольку общество представило в административный орган уведомление о прибытии гр. ФИО3 Кумар ДД.ММ.ГГГГ г.р., гр. Индии Сингх Раджйог ДД.ММ.ГГГГ г.р., гр. Индии Шиванна Йогеш ДД.ММ.ГГГГ г.р., оно является принимающей стороной.

Вместе с тем, стороны не отрицают, что фактическое место проживание иностранных граждан осуществлялось по иному адресу. Тем самым, информация предоставлена заявителем заведомо неверная (ложная).

В судебном заседании заявитель не опроверг довод о том, что адрес фактического проживания не совпадал с юридическим адресом организации, в которой работали иностранные граждане.

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной.

Как следует из материалов дела, гр. Индии Сингх Раджйог ДД.ММ.ГГГГ г.р. является директором общества, пояснил, что все иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых договоров, общество как работодатель осуществляет постановку на миграционный учет работников по месту нахождения общества: <...>, однако в офисных помещения никто никогда не проживал. Фактически с 2016 г. гр. ФИО3 Кумар ДД.ММ.ГГГГ г.р., гр. Индии Сингх Раджйог ДД.ММ.ГГГГ г.р., гр. Индии Шиванна Йогеш ДД.ММ.ГГГГ г.р. проживали по адресу: <...> на основании договора аренды от 01.07.2016 (л.д. 58-60).

Таким образом, гр. ФИО3 Кумар ДД.ММ.ГГГГ г.р., гр. Индии Сингх Раджйог ДД.ММ.ГГГГ г.р., гр. Индии Шиванна Йогеш ДД.ММ.ГГГГ г.р., поставленные на учет по месту пребывания: <...> фактически по указанному адресу не проживали.

Таким образом, суд отклоняет доводы заявителя, касающиеся его права в качестве места пребывания иностранного гражданина, который является работником общества, указать фактический адрес общества, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заявителя признаков объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ, выразившейся в сообщении обществом заведомо недостоверных сведений о месте пребывания гр. ФИО3 Кумар ДД.ММ.ГГГГ г.р., гр. Индии Сингх Раджйог ДД.ММ.ГГГГ г.р., гр. Индии Шиванна Йогеш ДД.ММ.ГГГГ г.р. при осуществлении миграционного учета, что свидетельствует о нарушении положений Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер.

При таких обстоятельствах, административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

На момент вынесения постановлений срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Судом не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При рассмотрении дел об административном правонарушении, административным органом учтено тяжелое материальное положение общества, размер назначаемого штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ, снижен в два раза и составил 175 000 руб. по каждому постановлению.

Избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлены, соответствующие доказательства заявителем не представлены.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судебные расходы не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю.Ю. Андрианова