ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-1489/19 от 16.05.2019 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2019 года.

Полный текст решения изготовлен  23 мая 2019 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Палий Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Баблоян Н.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Борисова Алексея Яковлевича (ОГРНИП 306610106100026, ИНН 610100222909) к Комитету имущественных отношений Азовского района, Администрации Азовского района о признании незаконным распоряжения, акта проверки, постановления, предписания,

При участии:

от заявителя: Иванов Р.А., доверенность от 15.11.2017,

от Комитета имущественных отношений Азовского района: Филипенко Н.В., доверенность от 04.03.2019,

от Администрации Азовского района: не явился, извещен,

установил: индивидуальный предприниматель Борисов Алексей Яковлевич обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Азовского района (далее – Комитет), Администрации Азовского района (далее – Администрация) о признании незаконным распоряжения Комитета имущественных отношений Азовского района о проведении планового (рейдового) осмотра от 06.12.2018 №114, об отмене результатов проверки, проведенной Комитетом имущественных отношений Азовского района на основании распоряжения от 06.12.2018 №114, о признании незаконным постановления Администрации Азовского района от 26.12.2018 №1553 в части включения в план проведения плановых проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю на 1 квартал 2019 года на территории муниципального образования «Азовский район» Борисова Алексея Яковлевича и земельного участка с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, расположенного по адресу: Азовский район, ДНТ «Мичуринец-5», ул. Центральная, 1, о признании незаконным акта проверки муниципального контроля физического лица от 20.03.2019 №11, признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения. Данный предмет спора рассматривается в связи с заявленным в судебном заседании 26.03.2019  ходатайством об уточнении требований, которое было рассмотрено судом и удовлетворено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании уточнил требования, просил признать незаконными распоряжение Комитета имущественных отношений Азовского района о проведении планового (рейдового) осмотра от 06.12.2018 №114, постановление Администрации Азовского района от 26.12.2018 №1553 в части включения в план проведения плановых проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю на 1 квартал 2019 года на территории муниципального образования «Азовский район» Борисова Алексея Яковлевича и земельного участка с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, расположенного по адресу: Азовский район, ДНТ «Мичуринец-5», ул. Центральная, 1, акт проверки муниципального контроля физического лица от 20.03.2019 №11, предписание об устранении выявленного нарушения. В части требований об отмене результатов проверки, проведенной Комитетом имущественных отношений Азовского района на основании распоряжения от 06.12.2018 №114 заявление не поддерживает.

Судом ходатайство об уточнении рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Комитет имущественных отношений Азовского района просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Администрация Азовского района явку представителя в судебное заседание не обеспечила.

Неявка надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения дела по имеющимся в нем доказательствам в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем Борисовым Алексеем Яковлевичем, в помещении жилого дома, расположенного по адресу: Азовский район, ДНТ «Мичуринец-5», ул. Центральная, 1, осуществляется предпринимательская деятельность.

В целях осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Азовский район" в соответствии с планом проведения плановых проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю на 1 квартал 2018 года, утверждённым постановлением администрации Азовского района от 14.12.2017 №1177 Комитетом имущественных отношений Азовского района вынесено распоряжение №10 от 25.01.2018 о проведении плановой документарной выездной проверки физического лица Борисова Алексея Яковлевича по адресу: Азовский район, ДНТ "Мичуринец-5", ул. Центральная, 1.

В качестве задачи проверки указано обеспечение соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером 61:01:0501701:1866.

В качестве одного из правовых оснований проведения проверки назван федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон №294-ФЗ).

На основании указанного распоряжения Комитетом имущественных отношений Азовского района 01.03.2018 была проведена плановая выездная проверка в отношении разрешенного использования земельного участка, в результате которой установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Азовский район, ДНТ «Мичуринец-5», ул. Центральная, 1 (земли населенных пунктов, для ведения дачного хозяйства с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, общей площадью 142+/4.17 кв.м.) используется не по целевому назначению. Во встроенном нежилом помещении осуществляется предпринимательская деятельность. Земельный участок используется для торговли товаров общественного питания (продукты питания, хозяйственные товары). По результатам проверки вынесено постановление об административном правонарушении от 29.03.2018. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 01.03.2018.

По результатам проверки Комитетом вынесено предписание №6 от 01.03.2018, которым Борисову А.Я. предписано в срок до 4 августа 2018 года изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, в соответствии с фактическим использованием земельного участка и внести данные изменение в Единый государственный реестр недвижимости, либо использовать земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

Постановлением межмуниципального отдела по городу Азову, Азовскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области №27/17.27-29/2018 Борисов А.Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

06.12.2018 Комитетом вынесено распоряжение №114 о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка, расположенного по адресу: Азовский район, Новоалександровское сельское поселение, ДНТ "Мичуринец-5", ул. Центральная, 1 на основании обращения Главы администрации Новоалександровского сельского поселения С.А. Комарова.

На основании распоряжения Комитета от 06.12.2018 №114 Комитетом 06.12.2018 был проведен плановый (рейдовый) осмотр, по результатам которого составлен акт рейдового осмотра, обследования земельного участка №74.

Постановлением Администрации Азовского района от 26.12.2018 №1553 утвержден план проведения плановых проверок физических лиц по муниципальному контролю на 1 квартал 2019 года на территории муниципального  образования "Азовский район согласно приложению.

В пункте 11 плана включено проведение проверки по соблюдению требований земельного законодательства по использованию Борисовым А.Я. земельного участка по адресу: Ростовская область, Азовский район, ДНТ "Мичуринец-5", ул. Центральная, 1, кадастровый номер 61:01:0501701:1866.

Администрация в отзыве указала, что земельный участок включен в план проведения плановых проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю на 1 квартал 2019 года на территории муниципального образования "Азовский район".

С целью осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Азовский район" в соответствии с планом проведения плановых проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю на 1 квартал 2019 года, утвержденным постановлением Администрации Азовского района от 26.12.2017 №1553, Комитет вынес распоряжение от 21.02.2019 №9 о проведении проверки в отношении Борисова А.Я.

В качестве правовых оснований в распоряжении также имеется ссылка на Закон №294-ФЗ.

На основании указанного распоряжения Комитетом 20 марта 2019 года была проведена проверка, по результатам которой составлен акт №11.

В ходе проведенной Комитетом 20 марта 2019 года установлено, что земельный участок с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, ДНТ "Мичуринец-5", ул. Центральная, 1 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – ведение дачного хозяйства, площадью 142 кв.м) имеет границы, установлено металлическое ограждение, земельный участок ухожен. На участке имеется строение (магазин), где осуществляется предпринимательская деятельность.

Комитет считает, что действия Борисова А.Я. образуют состав нарушений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и административного правонарушения ч. 1 ст. 8.8 КоАП Российской Федерации – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

По факту проверки Комитетом вынесено предписание от 20.03.2019 об устранении нарушений требований земельного законодательства в срок до 20.08.2019, материалы проверки переданы в Межмуниципальный отдел по городу Азову, Азовскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области.

Полагая, что Комитетом и Администрацией нарушены нормы Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявленные исковые требования, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Деятельность в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Заявитель в рамках дела оспаривает распоряжение Комитета от 06.12.2018 №114 о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка, расположенного по адресу: Азовский район, Новоалександровское сельское поселение, ДНТ "Мичуринец-5", ул. Центральная, 1 на основании обращения Главы администрации Новоалександровского сельского поселения С.А. Комарова.

Назначая плановый (рейдовый) осмотр Комитет не учел следующего.

В соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 13.2 Закона №294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

Из текста распоряжения видно, что плановый рейдовый осмотр назначен не в отношении определенной территории, а в отношении конкретного земельного участка, принадлежащего Борисову А.В., что противоречит указанной норме права.

Комитет утверждает, что он проводил проверку исполнения предписания. Однако, данный довод противоречит материалам дела и тексту распоряжения, из которого видно, что плановый рейдовый осмотр проводится на основании обращения Главы администрации Новоалександровского сельского поселения С.А. Комарова, а не с целью проверки исполнения предписания.

Комитет указывает, что он не руководствовался Законом №294-ФЗ при осуществлении проверок Борисова А.Я., поскольку проверял его как физическое лицо, а не как индивидуального предпринимателя. Борисов А.Я. в соответствии с выпиской из ЕГРИП от 16.01.2019 зарегистрирован в качестве предпринимателя с 02.03.2006, на спорном участке, как это видно из материалов дела, им осуществляется предпринимательская деятельность, торговля товарами в магазине. Сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя являются общедоступными, а соответственно ссылка Комитета на то, что он не знал, что Борисов А.Я. является предпринимателем отклоняется судом.

Более того, в соответствии с п. 1.7 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Азовский район", утвержденного постановлением Администрации Азовского района от 24.10.2017 №966 (далее – Положение), при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан применяются положения Закона №294-ФЗ.

Таким образом, орган местного самоуправления распространил действие Закона №294-ФЗ и на осуществление муниципального контроля в отношении граждан, а соответственно, у Комитета не было оснований не применять его при назначении проверки в отношении Борисова А.Я.

При таких обстоятельствах, распоряжение Комитета от 06.12.2018 №114 о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка следует признать незаконным, как не соответствующее Закону №294-ФЗ.

Рассматривая требования о признании незаконным постановления Администрации Азовского района от 26.12.2018 №1553, признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона №294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.

Пунктом 4.2 Положения также предусмотрено, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение  трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Как видно из материалов дела и Комитетом не оспаривается, в соответствии с планом проведения плановых проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю на 1 квартал 2018 года, утверждённым постановлением администрации Азовского района от 14.12.2017 №1177 Комитетом имущественных отношений Азовского района выносилось распоряжение №10 от 25.01.2018 о проведении плановой документарной выездной проверки физического лица Борисова Алексея Яковлевича по адресу: Азовский район, ДНТ "Мичуринец-5", ул. Центральная, 1.

По результатам данной проверки, проведенной 1 марта 2018 года Борисову А.Я вынесено предписание и он привлечен к административной ответственности.

Вместе с тем, в нарушение пункта 2 статьи 9 Закона №294-ФЗ постановлением Администрации Азовского района от 26.12.2018 №1553 утвержден план проведения плановых проверок физических лиц по муниципальному контролю на 1 квартал 2019 года на территории муниципального  образования "Азовский район, в которой снова включен Борисов А.Я. По результатам проведенной 20.03.2019 проверки Комитетом вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства.

Комитет и Администрация в судебном заседание не представили основания, по которым Борисов А.Я. мог быть снова включен в план проверок ранее, чем через три года после окончания предыдущей проверки.

Комитет указывал, что он проверял исполнение ранее выданного предписания, однако, указанный довод противоречит представленным Комитетом документов, из которых усматривается, что в отношении Борисова А.Я. проводилась именно плановая проверка. Из текста постановления, акта проверки, предписания, не следует, что проверка проводилась на предмет соблюдения ранее выданного предписания.

При таких обстоятельствах, требования заявителя суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в части признания незаконным постановления Администрации Азовского района от 26.12.2018 №1553 в части включения в план проведения плановых проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю на 1 квартал 2019 года на территории муниципального образования «Азовский район» Борисова Алексея Яковлевича и земельного участка с кадастровым номером 61:01:0501701:1866, расположенного по адресу: Азовский район, ДНТ «Мичуринец-5», ул. Центральная, 1, признания незаконным предписания об устранении выявленного нарушения.

В части заявленного требования о признании незаконным акта проверки муниципального контроля физического лица от 20.03.2019 №11, суд полагает необходимым этой части требования производство по делу прекратить ввиду следующего.

Акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не носит властный, обязывающий характер, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, и не ограничивает права и законные интересы заявителя, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В акте излагаются установленные при проведении внеплановой документарной проверки обстоятельства. А поэтому он не может быть оспорен в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Поэтому производство по делу в части требования о признании акта проверки незаконным подлежит прекращению.

По правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным распоряжение Комитета имущественных отношений Азовского района от 06.12.2018 №114 о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка.

Признать незаконным постановление Администрации Азовского района от 26.12.2018 №1553 в части включения в план проведения плановых проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю на 1 квартал 2019 года на территории муниципального образования «Азовский район» Борисова Алексея Яковлевича и земельного участка с куадастровым номером 61:01:0501701:1866, расположенного по адресу: Азовский район, ДНТ «Мичуринец-5», ул. Центральная, 1.

Признать незаконным предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства №6 от 20.03.2019, вынесенное заместителем председателя Комитета имущественных отношений Азовского района.

В остальной части производство по делу прекратить.

Взыскать с Комитета имущественных отношений Азовского района в пользу индивидуального предпринимателя Борисова Алексея Яковлевича (ОГРНИП 306610106100026, ИНН 610100222909)  150 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с Администрации Азовского района в индивидуального предпринимателя Борисова Алексея Яковлевича (ОГРНИП 306610106100026, ИНН 610100222909) 150 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                               Ю.А. Палий