АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону Дело № А53-14904/2011
«29» августа 2011г.
Резолютивная часть решения объявлена «23» августа 2011г.
Полный текст решения изготовлен «29» августа 2011г.
Арбитражный суд Ростовской области
в составе судьи Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Зерноградские тепловые сети», ИНН <***>, основной государственный регистрационный номер 1056111020481, о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.07.2011г. № 251 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
заинтересованное лицо: Региональная служба по тарифам Ростовской области,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности № 13 от 11.01.2011г. ФИО1,
установил: открытое акционерное общество «Зерноградские тепловые сети» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.07.2011г. № 251 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируемого как непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса.
Заявитель надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, явку своего представителя не обеспечил, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области пояснил доводы, изложенные в отзыве на заявление, просил в удовлетворении требований заявителя отказать.
С учетом мнения представителя заинтересованного лица, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, суд установил следующее.
В период с 01.06.2011г. по 29.06.2011г. сотрудниками Региональной службы по тарифам Ростовской области проведена плановая документарная проверка по вопросу соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009г. № 1140 (далее - Стандарты раскрытия информации).
В ходе проведения проверки выявлено, что обществом нарушены сроки раскрытия информации в сфере теплоснабжения и в сфере горячего водоснабжения.
14 июля 2011г. в отношении общества главным специалистом отдела государственного контроля ценообразования Региональной службы по тарифам Ростовской области составлен протокол об административном правонарушении № 251 по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
28 июля 2011г. заместитель руководителя Региональной службы по тарифам Ростовской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление о назначении административного наказания № 251, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 указанного Кодекса.
Согласно положений статей 3 и 3.1 Федерального закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и статей 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009г. № 1140 утверждены Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009г. № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии» в сфере холодного водоснабжения раскрытию подлежит информация:
а) о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам);
б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);
в) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемых организаций и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;
г) об инвестиционных программах и отчетах об их реализации;
д) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе холодного водоснабжения;
е) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг;
ж) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе холодного водоснабжения.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009г. № 1140 под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009г. № 1140 регулируемыми организациями информация раскрывается путем:
а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, и (или) в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, распространяемых в субъектах Российской Федерации и (или) муниципальных образованиях, на территории которых регулируемые организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
б) опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации;
в) предоставления информации на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее соответственно - потребители, регулируемые товары и услуги).
В силу пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009г. № 1140 информация, подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим документом, размещается регулируемой организацией на выбранных ею сайтах в сети Интернет из числа указанных в подпункте «б» пункта 3 названного документа и должна быть доступна в течение 5 лет.
Регулируемые организации обязаны сообщать по запросу потребителей адрес сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим документом.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009г. № 1140 в официальных печатных изданиях (со ссылкой на адрес сайта в сети Интернет, на котором информация размещается в полном объеме) подлежит опубликованию информация, указанная в пунктах 12, 16, 18, 23, 27, 29, 34, 38, 40, 45, 49, 51, 56 и 59.
На территориях, на которых отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается путем ее опубликования в официальных печатных изданиях в полном объеме, а также путем предоставления информации на основании письменных запросов потребителей (пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009г. № 1140).
Как следует из материалов дела, обществом нарушен порядок раскрытия информации в сфере горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 32 Стандартов раскрытия информации в срок не позднее 30 дней со дня принятия решения об установлении тарифа на горячую воду на 2011 год (постановление Региональной службы по тарифам от 28.12.2010г. № 20/6 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями коммунального комплекса потребителям Ростовской области»), т.е. до 28.01.2011г. обществом подлежала раскрытию информация, указанная в пунктах 23, 30, 31, в подпунктах "а" – д, "з - "р" пункта 25 и подпунктах "а" - "г" пункта 27 Стандартов (не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы и должна соответствовать годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год). Информация в сфере горячего водоснабжения о ценах (тарифах) и плановых показателях на 2011 год, учтенных Региональной службой по тарифам в установленном тарифе на горячую воду, подлежащая раскрытию, включает в себя следующую информацию:
- о ценах (тарифах) на товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам) в сфере горячего водоснабжения на 2011 год (пункт 23 Стандартов раскрытия информации);
- об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности общества, учтенных в тарифе на 2011 год, включая структуру основных производственных затрат (в сфере горячего водоснабжения) (подпункты "а" -"д", "з" - "р" пункта 25 Стандартов раскрытия информации);
- об утвержденных инвестиционных программах в сфере горячего водоснабжения на 2011 год (подпункты "а" - "г" пункта 27 Стандартов);
- об условиях, на которых осуществляется поставка горячей воды, включая сведения об условиях публичных договоров поставок горячей воды, в том числе договоров на подключение к системе горячего водоснабжения (пункт 30 Стандартов раскрытия информации);
- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе горячего водоснабжения (пункт 31 Стандартов раскрытия информации).
В нарушение пункта 32 Стандартов раскрытия информации информация о ценах (тарифах) и плановых показателях на 2011 год раскрыта обществом на официальном сайте Региональной службы по тарифам 19.05.2011г., что позже установленного срока.
Кроме того в ходе проведения проверки выявлены нарушения Стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии. В соответствии с пунктом 21 Стандартов в срок не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (25.03.2011г.), т.е. до 25.04.2011 обществом подлежала раскрытию следующая информация за 2010 год, указанная в пунктах 14-16 Стандартов:
- об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности общества за 2010 год, включая структуру основных производственных затрат (в сфере теплоснабжения) (пункт 14 Стандартов);
- об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг общества и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества за 2010 год (пункт 15 Стандартов);
- об инвестиционной программе общества на 2010 год в сфере теплоснабжения и отчет о ее реализации (пункт 16 Стандартов).
В нарушение пункта 21 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в пунктах 14-16 Стандартов, за 2010 год, подлежащая раскрытию не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (25.03.2011), то есть до 25.04.2011, размещена обществом на официальном сайте Региональной службы по тарифам - 29.04.2011г., что позже установленного срока.
Информация об инвестиционной программе общества на 2010 год в сфере теплоснабжения и отчет о ее реализации, указанная в пункте 16 Стандартов, подлежащая в соответствии с пунктом 5 Стандартов раскрытию в официальных печатных изданиях не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (25.03.2011), то есть до 25.04.2011, раскрыта обществом в выпуске газеты «Донской маяк» от 06.05.2011 № 18, что позже установленного срока.
В нарушение пункта 21 Стандартов в сети Интернет на официальном сайте Региональной службы по тарифам - rst.donland.ru, информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам обществом за I, II, III и IV кварталы 2010 года размещена 12.04.2011, что позже установленного срока.
В нарушение пункта 5 Стандартов информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам, указанная в пункте 18 Стандартов, за I квартал 2010 года обществом не раскрыта в официальных печатных изданиях.
В нарушение пункта 21 Стандартов в официальных печатных изданиях информация о ценах (тарифах) обществом размещена в выпуске газеты «Донской маяк» от 21.01.2011 № 3, что позже установленного Стандартами срока - до 31.12.2010, так как тариф на тепловую энергию ОАО «Зерноградские тепловые сети» установлен постановлением Региональной службы по тарифам от 30.11.2010г. № 18/6 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям Ростовской области».
В нарушение пункта 7 Стандартов общество не уведомило Региональную службу по тарифам о размещении информации об установленных тарифах и плановых показателях на 2011 год в сети Интернет и в официальных печатных изданиях.
В нарушение пункта 21 Стандартов обществом не раскрыта в сети Интернет информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам общества, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабжения, предусмотренная пунктом 18 Стандартов, за I квартал 2011 года.
Совершение указанного нарушения обществом по существу не оспаривается, вместе с тем, указывается о том, что нарушение сроков раскрытия информации связано с датой публикации представленного обществом материала в газете «Донской маяк» позже установленного срока. Между тем, указанное обстоятельство не влияет на квалификацию совершенного обществом правонарушения, кроме того, обществом не предоставлено доказательств публикации сведений, указанных в письмах № 327 от 21.04.2011г. и № 1112 от 27.12.2010г.
Выполняя требования законодательства о государственном регулировании тепловой энергии, общество как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации имело возможность принять меры для недопущения совершения правонарушения и своевременного раскрытия информации с учетом даты публикации в печатных изданиях.
В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции административного органа, в присутствии представителя по доверенности от 14.07.2011г. ФИО2, при надлежащем уведомлении юридического лица, что подтверждается уведомлением от 01.07.2011г. № 3536, полученным обществом 07.07.2011г.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 18.07.2011г. № 251 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 28.07.2011г. в 11 часов 00 минут. Копия указанного определения получена обществом, что подтверждается почтовым уведомлением от 20.07.2011г.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в присутствие законного представителя общества – ФИО3 извещенного надлежащим образом.
Надлежащее уведомление о времени и места составления протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления обществом не оспаривается.
При рассмотрении дела об административных правонарушениях установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен.
При этом, совершение указанного правонарушения в данном случае нельзя отнести к категории малозначительного по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Одновременно с этим в частях 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного права.
Совершенное обществом правонарушение существенно нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц – потребителей на получение информации о регулируемых государством цен на поставляемые ресурсы (в том числе в информации указывается состав затрат, включенных в стоимость, о возможных подключениях к сетям, авариях, перерывах подачи тепла и т.д.).
Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере, регулируемой законодательством о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Размер санкции за правонарушение, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен законодателем. Арбитражный суд как орган правоприменительный не наделен правом на изменение этой санкции ниже низшего предела.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что совершенное обществом правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть квалифицировано как малозначительное. Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
Общество ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, в связи с чем, административным органом назначено минимальное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 28.07.2011г. № 251 является законным и оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества «Зерноградские тепловые сети», ИНН <***>, основной государственный регистрационный номер 1056111020481, отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Г.А. Сурмалян