ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-15041/17 от 16.08.2017 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

17 августа 2017 г. Дело № А53-15041/2017

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2017 г.

Полный текст решения изготовлен 17 августа 2017 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Щебетенко Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», ОГРН 1106165007013, ИНН 6161060065

к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, ОГРН 1026103162579

о признании недействительным решения от 03.05.2017 (в части)

при участии:

от заявителя: представители Голованова А.М., доверенность от 25.07.2017; Дударева В.Н., доверенность от 03.07.2017;

от заинтересованного лица: представитель Штода Н.М, доверенность от 09.01.2017,

установил: Федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Ростовской области» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о признании недействительным решения от 03.05.2017 в части доначисления страховых взносов по доптарифу на доходы работников воинских частей, состоящих в трудовых отношения на должностях инженерно-технического состава (авиационный техник), на сумму 689 428,14 руб., а также начисления пени в сумме 898 739,26 руб.

От заинтересованного лица через канцелярию суда в материалы дела поступил отзыв, который судом приобщен к материалам дела.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

Заместителем Управляющего ОПФР по Ростовской области 07.12.2016 было принято решение о проведении повторной выездной проверке № 2, в результате которой специалистом, проводившим проверку, составлен акт выездной проверки от 31.03.2017 № 2, который получен плательщиком 03.04.2017 лично.

Данной проверкой выявлены нарушения законодательства о страховых взносах, а именно была выявлена недоимка в сумме 2 518 742,28 руб.

Плательщиком не были включены в объект обложения страховыми взносами по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, выплаты, начисленные в пользу физических лиц инженерно-технического состава на работах по обслуживанию воздушных судов авиации (авиационные техники).

03.05.2017 вынесено решение ОПФР по Ростовской области № 2, в котором предложено уплатить недоимку, а также на сумму неуплаченных страховых взносов начислены пени всего в сумме 898 739,26 рублей.

Не согласившись с решением заинтересованного лица от 03.05.2017 в части доначисления страховых взносов по доптарифу на доходы работников воинских частей, состоящих в трудовых отношения на должностях инженерно-технического состава (авиационный техник), на сумму 689 428,14 руб., а также начисления пени в сумме 898 739,26 руб., учреждение обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

- нарушение оспариваемым решением Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.

При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) и частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ст. 20 Федерального закона N 250-ФЗ от 03.07.2016).

Частью 3 статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с уплатой ежемесячных обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом № 212-ФЗ.

Согласно статье 29 Федерального закона № 212-ФЗ территориальные органы ПФР имеют право проводить выездные проверки на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 35 настоящего закона.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона № 212-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно, на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Пунктом 1 частью 26 статьи 35 № 212-ФЗ в порядке контроля за деятельностью территориальных управлений могут проводиться повторные выездные проверки.

Частью 1 статьи 7 и частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Исключение составляют выплаты, поименованные в статье 9 Федерального закона №212-ФЗ.

С 01.01.2013 согласно положениям статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики, осуществляющие выплаты и вознаграждения в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в подпунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), обязаны исчислять и уплачивать страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам.

База для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная частями 4 и 5 статьи 8 настоящего закона.

Согласно статье 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ условием применения дополнительного тарифа страховых взносов является занятость работника на видах работах, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.

Положения Федерального закона № 173 -ФЗ устанавливают условия занятости работников на определенных видах вредных, тяжелых и опасных работ в целях определения права таких работников на получение досрочной пенсии, в том числе постоянную занятость на видах работ (не менее 80% рабочего времени), предусмотренных подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 настоящего закона.

Нормы Федерального закона № 212-ФЗ, обязывающие плательщиков начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам, согласуются с положениями Федерального закона № 173-ФЗ только в отношении определения видов вредных, тяжелых и опасных работ, на которых заняты работники, независимо от того, заняты ли они на них 80% и более рабочего времени (что необходимо для отнесения этого периода к специальному стажу для досрочного назначения трудовой пенсии) или нет.

Основным фактором, определяющим обязанность плательщика по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам, является соответствие выполняемых работниками видов работ, тем видам работ, которые поименованы в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.

Таким образом, плательщики обязаны начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении выплат и вознаграждений, начисляемых ими в пользу работников, занятых на вредных, тяжелых и (или) опасных видах работ, и занимающих должности (профессии), установленные Списками, независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет.

Содержащаяся в статье 58.3 Закона№ 212-ФЗ отсылка к положениям подпунктов 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях сделана в Законе № 212-ФЗ лишь в части видов работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, а не условий их выплаты.

В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ Управление обязано было в проверяемом периоде исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам - авиационным техникам, пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на данном виде работ.

Исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу согласно части 2 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 11.10.2016 по делу № 310-КГ16-11033, постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам № А53-24656/16, № А53-28324/2016.

Действующим законодательством право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что инженерно-техническому составу, занятому на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ и страхового стажа в гражданской авиации).

Список должностей инженерно-технического состава авиации утвержден постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 № 459 (далее Список № 459), которым в частности, предусмотрены авиационные техники всех наименований.

На момент вступления в силу списка № 459 на территории РФ действовал Воздушный кодекс Союза ССР от 11.05.1983 № 9275-Х, регулирующий деятельность авиации в целом. При этом гражданская авиация как самостоятельный вид авиации не была выделена.

Исходя из того, что положения статьи 20 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ, вступившего в силу с 01.04.1997 и разделившего с 01.04.1997 авиацию на гражданскую, государственную и экспериментальную, не могут ограничить пенсионные права работников инженерно-технического состава, обслуживающих воздушные суда государственной и экспериментальной авиации, Пенсионным фондом Российской Федерации даны следующие разъяснения.

При исчислении стажа на соответствующих видах работ работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, следует включать в указанный стаж периоды работы в должностях предусмотренных Списком № 459, в государственной и экспериментальной авиации, для установления досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Согласно статье 21 Воздушного кодекса РФ государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации, поэтому в случае неуплаты страховых взносов по дополнительным тарифам страхователь лишает рассматриваемую категорию граждан возможности включения соответствующих периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

В целях соблюдения гражданских и пенсионных прав застрахованных лиц на льготное назначение пенсии и включение в стаж работы периодов занятости в должностях авиационных техников инженерно-технического состава государственной авиации в соответствии с Российским законодательством, суммы выплат и иных вознаграждений в пользу данных работников подлежат обложению страховыми взносами по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке - в 2013 году - в размере 2% (ч.2 ст.58.3 Федерального закона № 212-ФЗ).

Также в приложениях к трудовым договорам данных сотрудников указаны их должностные обязанности, из которых видно соответствие выполняемых работниками работ, тем видам работ, которые поименованы в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-Ф3 (с 1 января 2015 года - в подпунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что довод заявителя об отсутствии обязанности по начислению и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу с выплат работникам - авиационным техникам, пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на данном виде работ является несостоятельным.

Указанные заявителем доводы, отсылающие к пункту 9 статьи 25 Федерального закона №212-ФЗ не могут быть применены в данной ситуации в связи с тем, что письменные разъяснения ОПФР по Ростовской области и УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону не содержат информации, свидетельствующей об отсутствии обязанности по начислению и уплате страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона.

Кроме того, 26.10.2015 ОПФР по Ростовской области был направлен ответ (исх.№ОВСВЗ-15/1-3762) на запрос от 07.10.2015 № 2/7095, согласно которому в случае неуплаты в законодательно установленный срок страховых взносов по дополнительным тарифам, основания для применения пункта 9 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ отсутствуют.

Статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации также не может быть применена в связи с тем, что в соответствии с п.2.3 ст.21 Федерального закона №212-ФЗ к отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым ч.ч.2-2.2 настоящей статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством.

Более того недоимка не является мерой ответственности, а является страховым взносом, подлежащим оплате в бюджет РФ. На сумму взноса не распространяются нормы статьи 45 Федерального закона №212-ФЗ, кроме того, ст. 25 закона предусматривает уплату пеней на сумму не уплаченных страховых взносов. Пункт 2 данной статьи говорит, что пени уплачиваются независимо от применения мер ответственности (штрафа). То есть пеня также не является мерой ответственности и на ее начисление также не распространяются нормы об исковой давности.

Согласно трудовым договорам установлена полная занятость работников, занимающих указанную должность (8-ми часовой рабочий день).

Таким образом, в результате проведенной проверки пенсионным фондом правомерно доначислены страховые взносы по дополнительным тарифам на все выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу вышеуказанных работников, полностью занятых на вредных, тяжелых и опасных видах работ.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что пенсионный фонд принимая оспариваемое решение действовал в рамках полномочий, не нарушая прав и интересов страхователя.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При этом заявитель не представил доказательства того, что оспариваемое решение является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что решение пенсионного фонда от 03.05.2017 вынесено законно и обоснованно, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» отказать полностью.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Ф.Ф. Ерёмин