ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-15127/10 от 08.10.2010 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

15» октября 2010. Дело № А53-15127/10

Резолютивная часть решения объявлена «8» октября 2010.

Полный текст решения изготовлен «15» октября 2010.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Икряновой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тен А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «СпецСтройТорг-7»

к ГАУ РО «Фонд имущества Ростовской области», обществу с ограниченной ответственностью «Строй Инженеринг»

третье лицо: Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области

о признании незаконным отказа по допуску к участию в конкурсе, признании недействительными результатов торгов.

при участии:

от истца: представитель Шулик М.П., по доверенности от 30.07.2010г.

от ответчиков: ГАУ РО «Фонд имущества Ростовской области» - Рязанова В.А., главный специалист, по доверенности от 27.01.2010г.; ООО «Строй Инженеринг» - представитель Александрова Ю.Ю., по доверенности № 37 от 14.09.2010г., представитель Салдусов Г.В., по доверенности № 36 от 14.09.2010г.

от третьего лица: представитель Хулагов Р.В., по доверенности от 06.09.2010г.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СпецСтройТорг-7» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ГАУ РО «Фонд имущества Ростовской области», обществу с ограниченной ответственностью «Строй Инженеринг», третье лицо: Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области о признании незаконным отказ по допуску к участию в конкурсе, признании недействительными результатов торгов.

Исковые требования мотивированы тем, что 4 июня 2010г. Министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей РО, являющимся уполномоченным органом исполнительной власти по распоряжению земельными участками в пределах игорной зоны «Азов-Сити» на территории Ростовской области, были объявлены торги в форме конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 15001 кв.м., кадастровый номер 61:01:600008:1509, расположенного: Ростовская область, :Азовский район, игорная зона «Азов-Сити», участок II-2, находящегося в государственной собственности Ростовской области, с целью реализации инвестиционного проекта. Истец подал документы для участия в торгах заявку для участия в конкурсе и полный перечень документов, предусмотренный Конкурсной документацией по проведении торгов: 1 Заявка Претендента -2 экз. Платежное поручение, подтверждающее внесение задатка -нотариально заверенная копия Устава, нотариально заверенная копия свидетельства о гос. регистрации юридического лица, нотариально заверенная копия Свидетельства о постановке на учет юр. лица в налоговом органе, нотариально заверенная копия Приказа о назначении директора ООО решение Генерального директора ООО об участии в конкурсе Справка ООО «СпецСтройТорг-7» об отсутствии годовых балансовых отчетов Отказ в выдаче справки ИФНС №24 по РО в связи с отсутствием данных по налоговым обязательствам на дату запроса, инвестиционный проект (бизнес-план) - 2 экз. Предложение претендента по размеру годовой арендной платы и объему инвестиций Доверенность на представление интересов на имя Раджабалиевой P.M. Организатором торгов является ГАУ РО «Фонд имущества Ростовской области», уведомлением от 06.07.2010 г. ГАУ РО «Фонд имущества Ростовской области» сообщило истцу о недопуске к участию в конкурсе по продаже права на заключение договора аренды на основании п. 6.3.1. конкурсной документации, а именно - представление инвестиционного проекта, не соответствующего п. 5.7. конкурсной документации. «СпецСтройТорг-7» с действиями ответчика не согласен и считает их нарушающими его право на участие в конкурсе и являются незаконными, а принятый организатором конкурса ненормативный акт – недействительным. Основанием недопуска истца к участию в конкурсе послужило то, что страница 3 прошита в перевернутом виде, частично отсутствует нумерация страниц, текст страниц 5,6,7,12,13,17,21,23-25 не читаем, содержит не пропечатанные участки текста. Согласно п. 15 Правил, претендент не допускается к участию в торгах по следующим основаниям: заявка подана лицом, в отношении которого законодательством РФ установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; предоставлены не все документы, указанные в информационном перечне (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ; заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; не подтверждено в установленный срок задатка на счет, указанный в извещении о проведении торгов. Указанный перечень оснований, по которым претендент не допускается к участию в торгах, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Основания, по которым истцу отказано в допуске к участию в правилах не оговорены. Кроме того, информация, содержащаяся в Инвестиционном проекте, не является существенной и может быть основанием для непризнания претендентом по конкурсу. Таким образом, истец считает основания отказа в признании его участником конкурса незаконными.

Ответчик – ГАУ РО «Фонд имущества Ростовской области» в судебное заседание направил представителя, в удовлетворении иска просил отказать, указав, что 07.05.2010 между ГАУ РО «Фонд имущества Ростовской области» и Министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей РО, был заключен договор поручения, в соответствии с которым Фонд обязался совершить от имени и в интересах Министерства юридические действия по организации и проведению открытых торгов, т.е. осуществить функции организатора торгов. 27 мая 2010 года распоряжением Министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области № 45 была утверждена конкурсная документация. В соответствии с пунктом 2.1.1 договора поручения от 27.05.2010. распоряжением Фонда от 07.06.2010 № 24 была сформирована конкурсная комиссия с участием представителей Фонда и Минэкономики области, в функции которой входило: рассмотрение заявок и признанание претендентов участниками конкурса, проведение конкурса в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определение победителя конкурса. 04.06.2010 в газете «Торги и Конкурсы» было опубликовано информационное сообщение о проведении открытых торгов в форме конкурса. На сайтах Администрации Ростовской области (раздел Министерства экономики, торговли, международных и неэкономических связей РО) - www.donland.ru, Фонда имущества Ростовской области www.fond-ro были размещены сообщения о проведении торгов, конкурсная документация, проекты договора аренды, соглашения о реализации инвестиционного проекта, иная информация, связанная с проведением конкурса . Согласно протоколу № 1 от 06.06.2010 заседания конкурсной комиссии о признании претендентов участниками конкурса или об отказе в участии в конкурсе на право заключения договора аренды земельного участка всего было подано пятьзаявок. Заявка ООО «СпецСтройТорг-7» с прилагаемыми к ней документами была представлена в Фонд представителем ООО «СпецСтройТорг-7» Раджабалиевой P.M. 05.07.2010. В день определения участников конкурса 06.07.2010, конкурсная комиссия рассмотрела заявки и документы претендентов, по результатам было принято решение об отказе в допуске ООО «СпецСтройТорг-7» к участию в конкурсе поскольку представленный ООО «СпецСтройТорг-7» Инвестиционный проект не соответствует требованиям конкурсной документации, так страница 3 инвестпроекта прошита в перевернутом виде; частично отсутствует нумерация страниц, текст страниц 5,6,7,12,13,17,21, 23-25 не читается, содержит не пропечатанные участки текста; на странице 13 в разделе «Источники финансирования, объем средств» указано: проектом предусмотрено финансирование в размере *** миллиона рублей»; отсутствуют указанные в «Содержании» инвестпроекта «Основные технико-экономические показатели проекта» и «Бюджетные наполнения» (отсутствует страница 26 инвестиционного проекта); должностными лицами Претендента не подписан. Кроме того, в разделе «Предмет проекта» разработчик проекта ссылается на то, что данный инвестпроект разработан для участия в конкурсе, проводящегося на основании Распоряжения Уполномоченного органа от 20.04.2009 № 19. Па основании данного распоряжения был проведен конкурс на право заключения договоров аренды 2-х земельных участков в мае 2009, то есть данный инвестпроект готовился для участия в совершенно ином конкурсе и не может являться приложением к заявке, поданной 05.07.2010. Таким образом, конкурсная комиссия приняла законное решение об отказе в допуске ООО «СпецСтройТорг-7» к участию в конкурсе. В соответствии с пунктом 2.6. указанного Порядка претендент не допускается к участию в торгах, если представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской федерации и/или указанным в конкурсной документации требованиям. Также беспочвенно утверждение истца о том. что информация, содержащаяся в Инвестиционном проекте, не является существенной и не может быть основанием для признания претендента участником конкурса, поскольку инвестпроект готовится и предоставляется претендентом для того, чтобы в случае победы на конкурсе на основании своего инвестпроекта заключить инвестиционный контракт для строительства конкретного инвестиционного объекта, подлежащего возведению в рамках реализации инвестиционного проекта. Кроме того, претендент, который подал заявку на участие в торгах, согласился с условиями участия в конкурсе, которые указаны в объявлении о проведении торгов. Так одним из условий участия в конкурсе, указанном в объявлении, является представление претендентом заявки и иных документов, перечень которых приведен в п. 5 конкурсной документации (где и содержится требование о представлении инвестиционного проекта (бизнес-плана) в двух экземплярах). В свою очередь, представляемые согласно перечню документы, должны соответствовать критериям, указанным в Пункте 5.7 раздела 5 конкурсной документации, которые не выполнены истцом.

Ответчик – общество с ограниченной ответственностью «Строй Инженеринг» в судебное заседание направило представителя, просило суд отказать истцу в удовлетворении иска, заявив, что правомерно признано победителем торгов.

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области поддержало доводы Фонда.

Суд, рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, установил следующее.

Как видно из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Соглашением от 30 января 2007 года «О порядке управления игорной зоной на территории Щербиновского района Краснодарского края и Азовского района Ростовской области и взаимодействии органов исполнительной власти Ростовской области и Краснодарского края при осуществлении государственного регулирования деятельности по организации и проведениюазартных игр», заключенным между Администрациями Краснодарского края и Ростовской области и утвержденным Областным законом от 12.03.2007№634-ЗС. Министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей РО 27.05.2010 было вынесено распоряжение № 45 об организации и проведении открытых торгов в форме конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ростовской области, расположенного в пределах игорной зоны «Азов-Сити» на территории Ростовской области, площадью 15001+ 214кв.м. с кадастровым номером 61:01: 0600008:1509, расположение: Россия, относительно ориентира Ростовская область, Азовский район, игорная зона «Азов-Сити», участок №II-2, расположенного в границах участка, сроком на 10 лет , с одновременным подписанием соглашения о реализации инвестиционного проекта.

07.05.2010 между ГАУ РО «Фонд имущества Ростовской области» и Министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей РО, на основании ст. 971 Гражданского кодекса РФ, был заключен договор поручения, в соответствии с которым Фонд обязался совершить от имени и в интересах Министерства юридические действия по организации и проведению открытых торгов указанного выше земельного участка, т.е. осуществить функции организатора торгов.

27 мая 2010 года распоряжением Министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области № 45 была утверждена конкурсная документация по проведению открытых торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, указанного в названном распоряжении.

В соответствии с пунктом 2.1.1 договора поручения от 27.05.2010. распоряжением Фонда от 07.06.2010 № 24 была сформирована конкурсная комиссия с участием представителей Фонда и Минэкономики области, в функции которой входило: рассмотрение заявок и признание претендентов участниками конкурса, проведение конкурса в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определение победителя конкурса.

04.06.2010 в газете «Торги и Конкурсы» было опубликовано информационное сообщение о проведении открытых торгов в форме конкурса. На сайтах Администрации Ростовской области (раздел Министерства экономики, торговли, международных и неэкономических связей РО) - www.donland.ru, Фонда имущества Ростовской области www.fond-ro были размещены сообщения о проведении торгов, конкурсная документация, проекты договора аренды, соглашения о реализации инвестиционного проекта, иная информация, связанная с проведением конкурса .

Согласно протоколу № 1 от 06.07.2010 заседания конкурсной комиссии о признании претендентов участниками конкурса или об отказе в участии в конкурсе на право заключения договора аренды земельного участка всего было подано пятьзаявок, в том числе и ООО «СпецСтройТорг-7» с прилагаемыми к ней документами.

Довод истца о том, что при приеме заявки и прилагаемых к ней документов, организатором конкурса ни к форме документов, ни к их содержанию замечаний не внесено, судом отклоняется как не относимый к делу, поскольку в соответствии с пунктом 2.1. приложения № 2 Соглашения от 31.01.2007 «Порядок передачи организаторам азартных игр, а также иным лицам в собственность или аренду земельных участков, расположенных в пределах игорной зоны на территории Краснодарского края и Ростовской области», заявка с прилагаемыми к ней документами лишь регистрируется организатором торгов в журнале учетазаявок, рассмотрение же заявок и документов претендентов, а также принятие решения о признании претендентов участниками торгов или отказе в допуске к участию происходит в день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов (п. 2.5. Порядка).

06.07.2010, конкурсная комиссия рассмотрела заявки и документы претендентов. По результатам было принято решение об отказе в допуске ООО «СпецСтройТорг-7» к участию в конкурсе по следующим основаниям: представленный истцом инвестиционный проект не соответствует требованиям пункта 5.7 конкурсной документации , а именно: страница 3 инвестиционного проекта прошита в перевернутом виде, частично отсутствует нумерация страниц, текст страниц 5,6,7,12,13,17,21, 23-25 не читается, содержит не пропечатанные участки текста.

Факт того, что указанные нарушения имели место подтверждается представленными ответчиком и третьим лицом в материалы дела копиями Инвестиционного проекта ООО «СпецСтройТорг-7» а также подлинниками названных документов, которые были исследованы судом в судебном заседании.

Наряду с указанными выше нарушениями Фондом в судебном заседании указаны и другие нарушения, которые не были положены в основу отказа и которые нашли подтверждение в судебном заседании, в том числе: на странице 13 Инвестиционного проекта в разделе «Источники финансирования, объем средств» указано: проектом предусмотрено финансирование в размере *** миллиона рублей»; отсутствуют указанные в «Содержании» Инвестиционного проекта «Основные технико-экономические показатели проекта» и «Бюджетные наполнения» (отсутствует страница 26 инвестиционного проекта); должностными лицами Претендента Инвестиционный проект не подписан. В разделе «Предмет проекта» разработчик проекта ссылается на то, что данный Инвестиционный проект разработан для участия в конкурсе, проводящегося на основании Распоряжения Уполномоченного органа от 20.04.2009 № 19, что свидетельствует о том , что указанный проект был подготовлен для иного конкурса.

В соответствии с пунктом 2.6. Порядка передачи организаторам азартных игр, а также иным лицам в собственность или аренду земельных участков, расположенных в пределах игорной зоны на территории Краснодарского края и Ростовской области претендент не допускается к участию в торгах, если представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации и/или указанным в конкурсной документации требованиям.

Согласно пункту 5.7 раздела 5 конкурсной документации, вся документация (или иная информация), представляемая Претендентом Организатору конкурса должна быть достоверной, понятной, оформленной соответствующим образом и подписанной должностными лицами Претендента, не должна иметь помарок и исправлений.

Нормы постановления Правительства РФ от 11.11.2002 № 808, а также Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005, на которые ссылается истец в обосновании их требований, не подлежат применению в данном случае, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» передача организаторам азартных игр либо иным лицам в собственность или аренду земельных участков, расположенных в игорных зонах, осуществляется органами управления игорными зонами в порядке, определенном законодательством субъекта РФ (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов РФ).

Заявление истца о том, что информация, содержащаяся в Инвестиционном проекте, не является существенной и не может быть основанием для признания претендента участником конкурса несостоятельно, поскольку инвестиционный проект является частью конкурсной документации, следовательно, невыполнение требований к его оформлению является основанием для недопуска претендента к участию в конкурсе.

Как следует из Протокола №1 о результатах проведения конкурса от 08.07.2010г. победителем конкурса признано ООО «Строй Инженеринг», как участник конкурса, сумма предложения которого составила наибольшую величину по размеру годовой арендной платы и инвестиций в строительство. По результатам конкурса 27.07.2010г. между Министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей РО и победителем конкурса заключен договор аренды земельного участка №II-2-1509.

Часть 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит положение о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Исходя из содержания статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 166, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации право на обращение в суд с заявлением об оспаривании торгов и сделки, заключенной по их результатам, предоставлено заинтересованному лицу.

Под заинтересованным лицом следует понимать субъекта, имеющего юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы нарушены при проведении торгов.

При этом лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Поскольку судом установлена правомерность действия конкурсной комиссии не допустившей истца к участию в конкурсе, последний не является лицом, заинтересованным в оспаривании договора, заключенного по резукльтатам данного конкурса.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, как в признании незаконным отказа по допуску истца к участию в конкурсе , так и требований о признании недействительным результатов конкурса.

Руководствуясь статьями 11.12,448 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 110, 167-171, 176, 198,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья Е.А. Икрянова