АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
08 апреля 2013. Дело № А53-1530/13
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2013.
Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2013.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Чернышевой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дорошенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» ИНН <***>, ОГРН <***>
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области ИНН <***>, ОГРН 1046164044827
о признании недействительным решения № 544/02 от 23.11.2012
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
общество с ограниченной ответственностью Телерадиокомпания «Теле-Икс»
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 20.07.2012, представитель ФИО2 по доверенности от 20.02.2013,
от заинтересованного лица: представитель ФИО3 по доверенности № 04 от 10.01.2013,
от третьего лица:
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» ( далее предприятие «РТиРС» обратилось в арбитражный суд
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области ( далее Ростовское УФАС, Управление) с заявлением о признании недействительным решения № 544/02 от 23.11.2012.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью Телерадиокомпания «Теле-Икс».
В судебном заседании представители предприятия заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание 03.04.2013 не явился, в телефонном режиме просила об объявлении перерыва.
Представитель третьего лица в удовлетворении заявления просил отказать.
В судебном заседании 03.04.2013 объявлен перерыв до 09-00 часов 04.04.2013 с размещением информации на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебное заседание прибыл представитель антимонопольного органа.
Стороны поддержали свои правовые позиции.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, суд находит заявление, подлежащим удовлетворению.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в Ростовское УФАС поступила жалоба ООО«Телерадиокомпания Теле-Икс» (далее - ООО «ТРК Теле-Икс», в которой указывалось на действия ФГУП «РТРС», выразившихся в установлении монопольно высокой цены на предоставление услуг по обеспечению работоспособности комплекса радиооборудования в составе комплекса технических средств и сооружений связи.
Антимонопольным органом возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.
Между ФГУП «РТРС» и ООО «ТРК Теле-Икс» был заключен договор на инженерно-техническое обслуживание оборудования от 01.05.2010г. М ИТО-84410.
Согласно п. 1.1. договора предприятие «РТРС» приняло на себя обязательства предоставлять обществу Теле-Икс» услуги по обеспечению работоспособности комплекса радиооборудования в составе комплекса технических средств и сооружений.
Согласно п. 4.1. договора услуги по обслуживанию оборудования оплачиваются по договорным ценам в соответствии с приложениями к Договору. В случае изменения тарифов на услуги ответчик производит перерасчет стоимости услуг с даты их утверждения
Заявитель полагает, что использование определенных договором тарифов при заключении договоров на техническое обслуживание оборудования является некорректным, поскольку: технические средства, используемые для вещания, принадлежат ООО «ТРК Теле-Икс» (отсутствуют амортизационные затраты); лицензия на услуги связи для целей эфирного вещания принадлежит ООО «ТРК Теле-Икс», в связи с чем отсутствует необходимость оплачивать частный ресурс, но поскольку, предприятие занимает доминирующее положения на рынке услуг связи для целей эфирного вещания, обществу пришлось согласиться с условиями оплаты за размещение радиовещательного оборудования.
По результатам рассмотрения жалобы, комиссия Ростовского УФАС пришла к выводу о том, что на деятельность ФГУП «РТРС» распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара и решением от 23.11.2012 признала предприятие нарушившим пункт 1 части1 статьи 10 закона «О защите конкуренции».
Не согласившись с принятым решением, предприятие «РТиРС» оспорило его в судебном порядке в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 10 закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением. Среди прочих действий (бездействия), определяемых как злоупотребление доминирующим положением, в п. 1 ч. 1 указанной статьи Закона являются те, результатом которых являются или могут являться установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. Статьями 6 и 7 Закона были введены соответственно критерии монопольно высокой цены и монопольно низкой цены.
В пункте 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная: 1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара; 2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения; условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Для признания цены монопольно высокой необходимо установить одновременное несоответствие цены п. 1 и п. 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, поскольку в ч. 2 статьи 6 данного Закона указано, что цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в части 1 данной статьи критериев.
При исследовании доказательств по делу судом установлено, что согласно условиям вышеназванного договора, а также дополнительным соглашениям к нему, ФГУП «РТРС» приняло на себя обязательства предоставлять ООО «ТРК Теле-Икс» услуги по обеспечению работоспособности комплекса радиооборудования.
В соответствии с п. 1.2 Договора, под комплексом радиооборудования ООО «ТРК Теле-Икс» понимается Радиовещательная станция, а также другие средства, необходимые для приема и передачи в эфир радиопрограммы «Казачий Дон», т.е. определенный состав оборудования, закрепленный на объектах ФГУП «РТРС».
Оборудование ООО «ТРК Теле-Икс» было размещено в следующих населенных пунктах: г. Каменск-Шахтинский, г. Семикаракорск, ст. Обливская, г. Константинова, п. Целина, с. Алексеево-Лозовское, г. Сальск, г. Белая Калитва, п. Матвеев Курган, г. Морозовск, ст. Боковская, сл. Дегтево.
В состав оборудования в каждом населенном пункте входят радиовещательный передатчик мощностью 100 Вт с передающей антенной и земная станция спутниковой связи для приема сигнала. В г. Каменск-Шахтинский вместо земной станции спутниковой связи установлен ноутбук с подключенным интернет-каналом 256 кбит/с.
Стоимость услуг по договорам на инженерно-техническое обслуживание оборудования не регулируется государством и в данном случае определена протоколом согласования договорной цены, являющимся приложением к заключенному договору.
При определении уровня договорной цены на инженерно-техническое обслуживание оборудования предприятие «РТРС» руководствовалось ставками тарифов, установленных на услуги связи по распространению общероссийских телерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций, предоставляемых с использованием технических средств субъектов естественных монополий в области связи, утвержденными приказом ФСТ России от 24.12.2009 г. № 522-с/2.
Решение о принятии в качестве ориентира для установления договорных цен на инженерно-техническое обслуживание оборудования указанных тарифов было принято в связи с тем, что услуги связи по распространению телерадиопрограмм хотя и не являются их полным аналогом, но, по сути, очень близки - обеспечение приема и передачи радиосигнала и поддержание работоспособности оборудования.
Так, на 2010 год тариф для радиопередатчиков МВ-ЧМ вещания мощностью 31-100 Вт был установлен в размере 23,32 руб.за 1 час вещания в моно режиме и 27,07 руб. за 1 час вещания в тариф для спутниковой станции приема цифрового сигнала 1 час работы. Учитывая круглосуточный режим работы оборудования ООО «ТРК Теле-Икс», стоимость по тарифам, утвержденным ФСТ должна составить в среднем в месяц 19761,10 руб. для передатчика (27,07*24*365/12) и 10723, 70руб. для спутниковой станции приема цифрового сигнала.
ФГУП «РТРС» сочло возможным при установлении цен на услуги по инженерно-техническому обслуживанию оборудования ООО «ТРК Теле-Икс» отталкиваться от тарифов на радиовещание в моно режиме, которое были установлены на 2011 год приказом ФСТ от 21.12.2010 № 458-c/l и составляли 26,12 руб. за 1 час вещания.
На 1 квартал 2012 года вышеуказанный договор был пролонгирован на условиях, действовавших в 2011 году.
Стоимость услуг определяется как сумма себестоимости предоставления услуг и нормативной прибыли (рентабельности), значения которых получены по данным раздельного учета эксплуатационных затрат предприятия или расчетным путем, если фактические данные отсутствуют.
Стоимость услуги = Себестоимость услуги + Нормативная прибыль.
Себестоимость услуг представляет собой стоимостную оценку расходов прямо или косвенно обусловленных процессом производства.
Для определения себестоимости предоставляемых услуг производственные расходы объединяются в однородные группы по экономическим элементам затрат и статьям расходов, установленным порядком расчета стоимости услуг. При формировании себестоимости оказания услуг в целом по Филиалу применяется группировка расходов по экономическим элементам, которая включает в себя пять основных групп расходов: материальные расходы; расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие расходы.
Для расчета себестоимости отдельных видов услуг ФГУП «РТРС»
используется группировка затрат по следующим статьям расходов:
материалы, запасные части, покупные и комплектующие изделия, ЭВИ,
топливо; расходы на оплату труда; начисления на оплату труда;"*
электроэнергия; амортизационные отчисления; расходы на капитальный и
текущий ремонт; расходы на налоги, сборы и неналоговые платежи,
включаемые в состав расходов по обычным видам деятельности; прочие
расходы; накладные расходы.
Уровень рентабельности, используемый при расчете стоимости услуг может быть установлен в размере, установленном по результатам маркетинговых исследований рынка аналогичных услуг в регионе, но не ниже нормативной прибыли, рассчитанной ФГУП «РТРС» в соответствии с Методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи утвержденной Приказом ФСТ от 9 июня 2006 г. № 122-с/1.
ФГУП «РТРС» кроме ООО «ТРК Теле-Икс» оказывает аналогичную услугу (ОКВЭД 32.20.9) и ряду других контрагентов.
Однако установление предельно одинаковой цены на данные услуги по отношению ко всем заказчикам , антимонопольный орган не определил. В соответствии с приведенной выше методикой расчета стоимости услуг, себестоимость услуги для разного вида оборудования будет разной и зависит от вида оборудования, его веса, площади, потребляемой мощности, места размещения. Соответственно, разной будет и стоимость услуги для разного вида оборудования.
Кроме того, как уже указывалось, стоимость данного вида услуг государством не регулируется, и в каждом отдельном случае определяется протоколом согласования договорной цены, который является приложением и неотъемлемой частью договора.
Перечень мероприятий, производство которых осуществляется в рамках оказания услуги по обеспечению работоспособности комплекса радиооборудования ООО «ТРК Теле-Икс» определен договором и включает в себя следующие обязательства ФГУП «РТРС»: предоставлять необходимые технические средства для обеспечения радиовещания ООО «ТРК Теле-Икс»; осуществлять оперативное обслуживание средств ООО «ТРК Теле-Икс», необходимых для организации вещания по плану загрузки, предоставленному обществу; осуществлять взаимодействие с ООО «ТРК Теле-Икс» в соответствии с ПТЭ-95, ГОСТ Р51741-2001 ОВЧ и инструкциями по взаимодействию технического персонала при эксплуатации соответствующих технических средств и в соответствии с требованиями договора; осуществлять профилактические работы в целях поддержания нормальной работоспособности комплекса оборудования Связи и инженерно-технического оборудования Заказчика; беспечивать доступ представителей заказчика на объекты ФГУП «РТРС» с соблюдением режима, установленного для данного объекта.
Из изложенного, следует, что стоимость каждого указанного мероприятия отдельно не калькулируется, стоимость рассчитывается за комплекс услуг и определяется протоколом согласования договорной цены.
Оператор связи, в рамках выполнения лицензионных требований по оказанию услуг связи для целей эфирного вещания, осуществляет эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и обязан обеспечить предоставление абоненту (пользователю):
а) прием сигналов программы (программ) телевизионного вещания или радиовещания от вещателей;
б) трансляцию сигналов программы (программ) в эфире в) бесплатное осуществление трансляции обязательных общедоступных
телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством российской Федерации о средствах массовой информации.
Вышеперечисленные условия выполняются посредством технических средств ФГУП «РТРС» следующим образом: сигналы программ поступают с борта соответствующих космических аппаратов (ИСЗ), принимаются приемными земными станциями спутниковой связи с использованием приемных спутниковых антенн и приемников-декодеров. Далее преобразованный сигнал программ подается на вход телевизионных и радиопередатчиков и транслируется в эфир через антенно-фидерные устройства. Пользователь принимает сигналы программ на свои приемные абонентские устройства.
Соблюдение технологических параметров сигналов, телерадиопрограмм обеспечивается на этапе ввода оборудования эксплуатацию, и, в дальнейшем, поддержанием в норме показателей качества и режима работы оборудования персоналом ФГУП «РТРС» в ходе технических осмотров и текущего ремонта при проведении профилактических работ.
Как следует из части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
При этом согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О естественных монополиях") под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии -товарного рынка находящегося в условиях, при которых удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В связи с необходимостью определения наличия (отсутствия) доминирующего положения ФГУП «РТРС» на рынке услуг по размещению комплекса радиооборудования на объектах комплекса технических средств и сооружений Ростовским УФАС России был проведен анализ конкуренции на рынке услуг по размещению комплекса радиооборудования на объектах комплекса технических средств и сооружений на территории Ростовской области:
- доля которого на рынке определенного товара превышает
пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении
антимонопольного законодательства или при осуществлении
государственного контроля за экономической концентрацией не будет
установлено, что, несмотря на превышение указанной величины,
положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является
доминирующим;
- доля которого на рынке определенного товара составляет менее
чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого
хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя
из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли
хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера
долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам,
возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо
исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
На основании изложенного, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 проведен анализ, по итогам которого согласно подпункту «и» пункта 1.3 и пункту 11.1 Порядка составлен аналитический отчет (том 2 материалов дела №544/02 о нарушении антимонопольного законодательства).
Временной интервал исследования определен как период с 01.01.2011 по 31.05.2012. Указанный временной интервал исследования определен на
основании того, что согласно пункту 2.2 Порядка анализ является
ретроспективным.
Наименование товара в рамках исследования предварительно определено как услуга по инженерно-технологическому обслуживанию радиооборудования.
В рамках дела № 544/02 было установлено, что ФГУП «РТРС» оказывает услуги по инженерно-технологическому обслуживанию радиооборудования, а именно: услуги по обеспечению работоспособности комплекса радиооборудования радиовещателя в составе комплекса технических средств и сооружений ФГУП «РТРС». Под комплексом радиооборудования понимается радиовещательная станция, а также другие средства, необходимые для приема и передачи в эфир радиопрограмм.
Система организации эфирного радиовещания и правила оказания, услуг для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 785, предусматривает, что вещатель, то есть пользователь услугами связи для целей телерадиовещания, который составляет радиопрограммы для их приема неопределенным кругом лиц, на основании лицензии на вещание распространяет их, либо обеспечивает их распространение в полной и неизменной форме третьим лицом.
Вещатели для организации радиовещания имеют возможность пользоваться услугами связи ФГУП «РТРС» для целей эфирного вещания по тарифам, утвержденным ФСТ, либо осуществлять вещание с использованием собственных средств связи (радиооборудования), которое размещается либо на собственной территории, либо на основании договора аренды.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 07.07.2003 №^ 126-ФЗ «О связи» оператор связи должен руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи. Пункт 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утверждённых приказом Минсвязи России от 09.09.2002 № 113, устанавливает закрытый перечень документов, необходимых для ввода в эксплуатацию сооружения связи. Указанный перечень не содержит требований к объекту, на котором размещается радиопередающее оборудование.
Для достаточного охвата территории при радиовещании в FM-диапазоне необходимо размещение передающей антенны на высоте от 25 метров над уровнем земли. Наиболее подходящими в данном случае являются антенно-мачтовые сооружения операторов сотовой связи, также возможно размещение оборудования на крышах административных, промышленных и жилых сооружений (элеваторы, складские и производственные помещения, дома и т.д.
Основными требованиями действующего законодательства, соблюдение которых необходимо и обязательно при размещении радиопередающего оборудования являются: соответствие гигиеническим требованиям к размещению и эксплуатации стационарных передающих радиотехнических объектов (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03); получение положительного заключения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (часть 3 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).
Опрос радиовещателей в Ростовской области показал, что размещение радиооборудования на крышах многоэтажных зданий, мачтах операторов связи по договору аренды составляет от 2 400 руб./мес. до 65 130 руб./мес. Часть радиовещателей используют собственные здания для размещения радиооборудования.
Таким образом, услуги ФГУП «РТРС» по инженерно-технологическому обслуживании радиооборудования могут быть заменены услугами других хозяйствующих субъектов, предоставляющих мачты, вышки, крыши для размещения радиооборудования.
С данным выводом антимонопольного органа, суд соглашается.
Исследуя выводы Ростовского УФАС об определении продуктовых границах товарного рынка, суд также согласен о предоставлении аналогичных услуг на территории Ростовской области, при этом специфика рынка услуг по размещению комплекса радиооборудования на объектах комплекса технических средств и сооружений заключается в том, что вещателям, целью которых является вещание радиопрограмм для жителей Ростовской области, необходимо размещение радиооборудования в границах Ростовской области.
Продавцами рассматриваемых услуг являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, с которыми у вещателей заключены договоры на размещение радиооборудования.
В рассматриваемый временной интервал услуги оказывали следующие хозяйствующие субъекты:
ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть; ОАО «Ростелеком»;
ОАО «МегаФон»; ЗАО «Ростовская Сотовая Связь»; Ростовский Государственный Строительный Университет; ООО «ВКПМ-Ростов-на-Дону»; ИП ФИО4; ООО «Сармат»; ЗАО ТОГК «Новочеркасск»; ООО «Строитель»; ОАО «Сальский комбикормовый завод»; ООО «Современные технологии»; ОАО «Целинхлебпродукт», и иные хозяйствующие субъекты, а также собственники жилых домов, администрации муниципалитетов.
Вместе с тем, не соглашаясь с остальными выводами антимонопольного органа, относительно определения непосредственно продуктового рынка, что в последующем повлияло на неправильное определение доли предприятия на рынке данных услуг.
При исследовании доказательств в судебном заседании было установлено, что тарифы на услуги связи по распространению (трансляции) общероссийских телерадиопрограмм в аналоговом формате, утвержденные Приказом ФСР России от 21.12.2010 №458-с/1 передатчики подразделяются на виды в зависимости от диапазона волн и мощности ( кВт) .
В материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства, представленного представителем Управления не имеется сведений о результатах исследования товарного рынка именно в отношении передатчиков мощностью 100 кВт.
Так, согласно письму ООО «Телекомпания ВТВ» от 30.05.2012 размер платы за размещение и обслуживание оборудования, ФГУП «РТиРС» установлен в 46 521, 50 рулей в месяц; ( т.3 л.д. 10);
- ЗАО «Медиагруппа Южный Регион» в своем письме от 30.05.2012 указывает о размере платы по договору с этим же предприятием в размере 76, 96 рублей за каждый час работы оборудования; ( т.3 л.д.11);
- ООО «Радио Южный Регион» ( исх. От 30.05.2012) указывает на перечень мест размещения предприятием объектов в различных района Ростовской области с указанием цены по каждому из них. Согласно предоставленным сведениям ценовая политика является различной: от 29 877,6 до 40 149, 50 рублей. ( л.д.12-13);
Сведения о объеме выручки от оказания услуг по размещению комплекса радиооборудования представлены также филиалом ОАО «МегаФон», ОАО «Ростелеком», макрорегиональный филиал «Юг», МТС, , Билайн, ООО «Интерфейс» ( крыша здания для размещения антенной мачты), Юмор ФМ размещает свой комплекс у ИП ФИО5,, стоимость аренды 37500 рублей в месяц, там же размещает свое оборудование и «Авторадио» с оплатой 20095, 30 рублей в месяц. ( т. 3 л.д. 14 – 35).
Согласно сведениям Арт имэджин стоимость услуг предприятия «РТиРС» составляет в месяц 35518,00 рублей.( т. 3 л.д. 34-35).
ООО «Пульс-Р 103.3» извещает об арендной плате ОАВО «Мегафон» за размещение оборудования, плата составляет 28 554 рубля в месяц. ( т.3 л.д.60).
Информация представлены также ООО «Радио 103.8», Радио «Альянс», ООО «Рандеву», издательство «Дон-Медиа», , ООО «Позитив» ( т. 3 л.д. 63-68).
Однако, во всей перечисленной выше информации, отсутствуют сведения о типе радиоустановки, определение мощности которой существенным образом влияет на цену договорных отношений.
Кроме этого, из представленных сведений следует, что комплексы радиооборудования размещаются на элеваторе, крыше индивидуального жилого дома, крышах многоквартирных жилых домов, крышах зданий предприятий, не являющихся специализированными по отношению к предприятию «РТиРС» и предоставляющими лишь место, тогда как ФГУП предоставляет не только место для размещения, но и эксплуатацию оборудования.
В связи с чем как надлежащее доказательство, подтверждающее доводы УФАС, анализ стоимости аналогичных услуг, произведенный Управлением, принят во внимание быть не может, поскольку исследованные услуги не являются однородными, а расчет стоимости аналогичных услуг, включая определение их себестоимости, не производился.
По основаниям, приведенным выше не может быть признана достоверной и доля предприятия на данном товарном рынке.
В соответствии с п. 3.5. Правил, при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, должно было быть проанализировано: функциональное назначение товара, технические характеристики, эксплуатационные показатели, условия реализации, цена, а также особенности профессионального использования (производственного потребления).
Во взаимосвязи приведенных выше правовых норм и обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что Управлением не представлены доказательства наличия в действиях ФГУП «РТРС» нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении монопольно высокой цены услуги, наличия существенно более высокой прибыли, чем это могло быть в сопоставимых условиях, а также доказательства, свидетельствующие о существенном отклонении цены услуги от ее возможного уровня на конкурентном рынке.
Не установлены и не представлены надлежащие доказательства совершения предприятием действий, влияющих на конкуренцию и ограничивающих доступ иных хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.
В судебном заседании представитель третьего лица подтвердил о наличии возможности размещать оборудование у других лиц, что и ыло обществом сделано.Так в течение 2012 года ООО ТРК «Теле-Икс» демонтировало свое оборудование с объектов ФГУП «РТРС» в городах Морозовск, Каменск-Шахтинский и Семикаракорск и разместило его на территории других компаний, продолжив вещание.
Оценив по правилам статей 65,71 АПК РФ представленные сторонами доказательства суд считает необходимым отметить следующее.
Цель обеспечения свободного перемещения товаров проявляет себя не только как одна из конституционных гарантий экономического строя России, но и как основное начало гражданского законодательства. В п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ установлено, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории России.
Статья 34 Конституции, гарантируя свободу экономической деятельности (ч. 1), предусматривает ее пределы: не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2).
По существу, об этом же гласит п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 1 статьи 10 названного Кодекса, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Из имеющихся в материалах дела договора суд установил, что названный договор содержит все существенные условия, присущие гражданско-правовому договору , который был подписан обеими сторонами и действовал на протяжении длительного периода, с учетом вносимых в него изменений в сторону уменьшения его цены, были согласованы в дополнительных соглашениях, что не противоречит Гражданскому кодексу РФ.
Представленные копии решений Арбитражного суда Ростовской области по делам А53-23140/ 2012 и А53-05149/2012 подтверждают наличие задолженности третьего лица по настоящему делу перед заявителем и которая до настоящего времени является не погашенной.
Кроме этого, в материалы дела представлено письмо генерального директора общества «Теле-Икс» от 23.07.2012 №41/22 , адресованное директору филиала ФГУП РТРС, из которого следует, что общество намерено продолжать сотрудничество с предприятием именно на его (ФГУП) условиях, указывая при этом, что не предприятие определяет тарифную политику.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд соглашается с доводами представителей заявителя, что решение антимонопольного органа направлено на подрыв экономической и финансовой стабильности предприятия.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ), в связи с чем судом разрешается вопрос о возмещении ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» уплаченной им при обращении в суд государственной пошлины.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области № 544/02 от 23.11.2012 , которым ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области ИНН <***>, ОГРН <***> в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» ИНН <***>, ОГРН <***> - 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.В.Чернышева