АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
«20» августа 2014г. Дело № А53-15499/14
Резолютивная часть решения объявлена «13» августа 2014г.
Полный текст решения изготовлен «20» августа 2014г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Паутовой Л.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черножуковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива имени Ангельева ИНН <***>, ОГРН <***>
к Администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области
о признании незаконными действий Администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области
при участии:
от заявителя: представители ФИО1 (доверенность от 30.06.2014), ФИО2 (доверенность от 01.04.2014)
от органа, чей ненормативный правовой акт оспаривается: представитель ФИО3 (доверенность от 21.07.2014)
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Ангельева (далее – СПК имени Ангельева, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области (далее – Администрация) по отказу в выдаче СПК им. Ангельева выписки из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 61:34:60 00 05:0633, состоявшегося 29.04.2014, с указанием размера и местоположения границ определенного к выделу в счет принадлежащих СПК им. Ангельева земельных долей земельного участка, в соответствии с проектом межевания и заверенной копии проекта межевания земельного участка, утвержденного решением общего собрания от 29.04.2014, содержащего сведения о размерах и местонахождении земельного участка, определенного к выделу в счет принадлежащих СПК им. Ангельева земельных долей; а также обязании Администрации выдать выписку из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 61:34:60 00 05:0633, состоявшегося 29.04.2014, с указанием размера и местоположения границ определенного к выделу в счет принадлежащих СПК им. Ангельева земельных долей земельного участка, в соответствии с проектом межевания и заверенной копии проекта межевания земельного участка, утвержденного решением общего собрания от 29.04.2014, содержащего сведения о размерах и местонахождении земельного участка, определенного к выделу в счет принадлежащих СПК им. Ангельева земельных долей.
Представитель СПК им. Ангельева в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил предмет и основания требований, дополнительно заявил о возмещении Администрацией судебных расходов на оплату услуг адвоката в сумме 30 000 руб.
Представитель Администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области возражал против удовлетворения заявления СПК им. Ангельева по основаниям, изложенным в отзыве; представил объяснения, а также документы в обоснование своих возражений (не заверенные копии в материалы дела – оригиналы – на обозрение).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
29.04.2014 по инициативе участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61634:0600005:633 ФИО4 (уведомление о проведении собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения было опубликовано в газете «Наше время» от 18.03.2014 №85 (22300)) состоялось общее собрание участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 61:34:60 00 05:0633 по вопросам утверждения проекта межевания земельных участков, утверждение перечня собственников земельных участков, размера их долей во вновь образуемых земельных участках, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков, утверждения размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков, избрание лица, уполномоченного от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности и образуемых из него земельных участков, вносить изменения в сведения в ГКН по земельному участку с кадастровым номером 61:34:600005:0633.
В соответствии с требованиями статьи 14.1 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон №101-ФЗ) в общем собрании участвовало полномочное должностное лицо Администрации Гигантовского сельского поселения ФИО5, которая проверяла и удостоверяла полномочия лиц, явившихся на собрание, в подтверждение чего был составлен список лиц, участвующих в собрании с указанием относительно каждого участника (паспортных данных, реквизитов правоудостоверяющих документов на земельную долю, размера доли, данные доверенностей и проч.).
Как следует из представленного протокола общего собрания и списка лиц, присутствующих на настоящем собрании (приложение к протоколу), общее количество участников долевой собственности, зарегистрировавшихся и принявших участие в собрании лично или через представителя (по доверенности) – 473 участников, владеющих в совокупности 963.12 земельных долей, что составляет 58.9% от общего числа долей, принадлежащих участникам долевой собственности на земельный участок.
Таким образом, кворум, предусмотренный статьей 14.1. Федерального закона №101-ФЗ, имелся, собрание было правомочно принимать решения по всем вопросам повестки дня.
Как следует из протокола общего собрания от 29.04.2014, по всем вопросам повестки дня большинством голосов были приняты положительные решения.
Должностное лицо Администрации ФИО5, которая проверяла и удостоверялаполномочия лиц явившихся на собрание, подписала протокол итогов голосования, что соответствует требованиям пунктов 9,10 статьи 14.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Протокол общего собрания, список лиц, присутствующих на собрании, и утвержденные проекты межевания земельных участков были переданы инициатором проведения собрания в Администрацию для выполнения последней функций, предусмотренных пунктом 13 статьи 14.1 Федерального закона №101-ФЗ.
26.06.2014 СПК им. Ангельева, как собственник земельных долей в вышеуказанном земельном участке и как участник общего собрания, обратился в Администрацию Гигантовского сельского поселения с заявлением о выдаче в соответствии с пунктом 13 статьи 14.1 Федерального закона №101-ФЗ выписки из протокола общего собрания от 29.04.2014 и копии утвержденного проекта межевания земельного участка.
Администрация письмом от 26.06.2014 сообщила об отсутствии законных оснований для предоставления выписок из протокола общего собрания в связи с тем, что в числе представленных в Администрацию доверенностей лиц, участвующих в собрании, отсутствуют доверенности от имени отраженных в списке ФИО6, ФИО7, при составлении списка лиц зарегистрированных на собрании нарушена нумерация. Также в указанном письме Администрация сослалась на поступление сведений о том, что ФИО4 полномочиями по включению в проект межевания иных участников долевой собственности не наделялась.
Не согласившись с указанными действиями Администрации, выразившимися в отказе в выдаче СПК им. Ангельева выписки из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 61:34:60 00 05:0633, состоявшегося 29.04.2014, сельскохозяйственный производственный кооператив им. Ангельева обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о незаконности действий Администрации и законности требований заявителя.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Статьей 14 Федерального закона №101-ФЗ предусмотрено, что в целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 настоящего Федерального закона (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания (ч.9).
Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:
1) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;
2) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;
3) подписывает протокол общего собрания;
4) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса (ч.10).
Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании (ч.11).
Согласно части 12 названной нормы протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание. Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления.
Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий (ч.13).
Администрацией не представлено надлежащих доказательств обоснованности и законности отказа заявителю в выдаче требуемых документов. При ознакомлении с оригиналом протокола суд установил, что запрашиваемые СПК им. Ангельева сведения о размере и местоположении границ определенного к выделу в счет принадлежащих СПК им. Ангельева земельных долей земельного участка, в соответствии с проектом межевания и заверенной копии проекта межевания земельного участка, утвержденного решением общего собрания от 29.04.2014, имеются.
Доводы Администрации, изложенные в отказе от 26.06.2014 и представленных в суд письменных возражениях, судом не принимаются, как не имеющие отношения к рассматриваемому спору, носящие формальный характер и не основанные на законе.
Исходя из смысла статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» после проведения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, при участие в проведении и организации собрания полномочного представителя Администрации, который проверял полномочия лиц, участвующих в собрании, а также наличие предусмотренного законом кворума для голосования по всем вопросам повестки дня, на Администрацию возлагается обязанность в течение трех дней с момента получения заявки выдать участнику долевой собственности на земельный участок выписку из протокола общего собрания и копию проекта межевания земельного участка. При этом Администрация не праве повторно проверять полномочия лиц, участвующих в собрании, или иным образом вмешиваться в правоотношения собственников земельного участка по реализации принятых большинством собственников решений относительно судьбы общего земельного участка.
Как следует из возражений Администрации, отказ заявителю в предоставлении требуемых документов вызван наличием заявлений в адрес Администрации со стороны четырех собственников земельных долей в земельном участке, по которому общим собранием принимались рассматриваемые решения, о несогласии с местоположением земельных участков определенных к выделу общим собранием в счет принадлежащих им земельных долей.
Однако пунктами 13, 14, 15 статьи 13.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрена специальная процедура рассмотрения возражений участников долевой собственности относительно площади и местоположения выделяемых земельных участков, в которой не предусмотрено участие Администрации. Более того согласно пункте 15 названного закона споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.
Таким образом, Администрация не вправе в интересах ряда несогласных участников долевой собственности препятствовать реализации принятых большинством голосов собственников решений о выделе земельных участков в счет принадлежащих земельных долей.
Как пояснил представитель заявителя, СПК им. Ангельева является сельхозпроизводителем, который с целью осуществления своей хозяйственной деятельности арендует доли земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:34:600005:0633, срок аренды истекает в 2014 году.
Администрация своими действиями препятствует заявителю завершить процедуру выдела земельного участка из общедолевой собственности, так как без получения указанных документов, определенный к выделу земельный участок не может быть поставлен на кадастровый учет и как следствие не может быть совершена государственная регистрация возникновения у заявителя права собственности на земельный участок. В результате чего, заявитель будет лишен права использовать определенный к выделу земельный участок в своей экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение признании о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу о наличии обоих условий для признания незакоными действий Администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области по отказу в выдаче СПК им. Ангельева выписки из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 61:34:60 00 05:0633, состоявшегося 29.04.2014 – несоответствие Федеральному закону от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и нарушение прав заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Право на возмещение таких расходов сторонам предоставлено статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В части 2 названной нормы предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Право на возмещение судебных расходов в связи с рассмотрением дела возникает при условии фактического несения ею затрат, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги. Размер этой суммы определяется соглашением сторон.
СПК имени Ангельева заявлено о возмещении судебных издержек, состоящих из расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Как следует из материалов дела, на основании договора о правовом обслуживании юридических лиц адвокатами филиала «Юридическая контора «ЮКСО» Ростовской областной коллегии адвокатов от 20.06.2014 СПК имени Ангельева поручил, а адвокат принял на себя обязанности отказывать юридическую помощь, в том числе представлять интересы кооператива в Арбитражном суде Ростовсой области по заявлению о признании незаконными действий Администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района РО по отказу в выдаче выписки из протокола общего собрания и копии проекта межевания земельного участка. Стоимость услуг определена в размере 30 000 руб.
По платежному поручению №551 от 12.08.2014 СПК им. Ангельева перечислил ФЮК «ЮКСО» РОКА 30 000 руб.
Суд, проанализировав все представленные в обоснование расходов на оплату услуг представителя документы, пришел к выводу о том, что они подтверждены документально и подлежат взысканию в пользу СПК им. Ангельева.
Возражений в части разумности расходов на оплату услуг представителя ответчик не заявил.
Суд признает требование заявителя в части возмещения расходов на оплату услуг представителя и юридических услуг в размере 30 000 рублей подлежащими удовлетворению.
При обращении с настоящим иском в суд СПК им. Ангельева по платежному поручению №402 от 30.06.2014 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Поскольку заявленные требования подлежат удовлетворению, вся сумма оплаченной истцом государственной пошлины по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возмещению за счет органа, чьи действия (бездействие) признаны незаконными.
Руководствуясь статьями 106, 110, 168 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Заявление сельскохозяйственного производственного кооператива имени Ангельева удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области, выразившиеся в отказе в выдаче СПК им. Ангельева выписки из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 61:34:60 00 05:0633, состоявшегося 29.04.2014, с указанием размера и местоположения границ определенного к выделу в счет принадлежащих СПК им. Ангельева земельных долей земельного участка, в соответствии с проектом межевания и заверенной копии проекта межевания земельного участка, утвержденного решением общего собрания от 29.04.2014, содержащего сведения о размерах и местонахождении земельного участка, определенного к выделу в счет принадлежащих СПК им. Ангельева земельных долей, как не соответствующие Федеральному закону от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Обязать Администрацию выдать выписку из протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 61:34:60 00 05:0633, состоявшегося 29.04.2014, с указанием размера и местоположения границ определенного к выделу в счет принадлежащих СПК им. Ангельева земельных долей земельного участка, в соответствии с проектом межевания и заверенной копии проекта межевания земельного участка, утвержденного решением общего собрания от 29.04.2014, содержащего сведения о размерах и местонахождении земельного участка, определенного к выделу в счет принадлежащих СПК им. Ангельева земельных долей.
Взыскать с Администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Ростовской области в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива имени Ангельева ИНН <***>, ОГРН <***> судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб. и по оплате услуг адвоката в сумме 30 000 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Л.Н. Паутова