АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
«09» ноября 2010 . Дело № А53-15703/10
Резолютивная часть решения объявлена «28» октября 2010 .
Полный текст решения изготовлен «09» ноября 2010 .
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Колесник И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федыняк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
третьи лица: товарищество собственников жилья «Грааль», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ», товарищество собственников жилья «Пушкинская, 138», товарищество собственников жилья «Братский, 48/19», прокуратура Ленинского района города Ростова-на-Дону, индивидуальный предприниматель Агишев Вахтанг Мусаевич, муниципальное учреждение «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ДУ-9», муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационное управление – 5», муниципальное унитарное производственное предприятие «Жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района», общество с ограниченной ответственностью «Многоотраслевое коммунальное предприятие «Способ управления», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ-1», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ-2», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ-3», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ-4», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ-5», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ-6», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ», муниципальное унитарное предприятие «Единый информационно-расчетный центр», общество с ограниченной ответственностью «Лидер», общество с ограниченной ответственностью «Реальный мир», общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление – 3», общество с ограниченной ответственностью «Реальный мир 1», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ЖКХ «Пульс», Асауленко Татьяна Евгеньевна, Региональная служба по тарифам Ростовской области, Администрация города Ростова-на-Дону, Прокуратура Ростовской области
о признании незаконным решения от 24.06.2010 и предписания от 24.06.2010 № 235
при участии:
от заявителя – представители Бережная Н.Ю. по доверенности 25.12.2009 № 202, Абаева И.Э. по доверенности от 05.10.2009 № 131, Морская Н.А. по доверенности от 04.06.2010 № 92, Шеметов О.В. по доверенности № 137 от 27.10.2010;
от УФАС – представители Коробейников Н.А. по доверенности от 13.05.2010 № 79, Зиновьев О.Г.;
от муниципального учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» - представители Гриценко Р.И. по доверенности № 6/7 от 11.01.10, Ялтырева И.В. по доверенности № 4983/7 от 28.10.10;
от МУП «Жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района» - представитель Комоза Э.Д. по доверенности № 6 от 11.01.10;
от прокуратуры – представитель Стрельцов Е.М.;
от ООО «УО ЖКХ» - представители Волошина О.В. по доверенности от 01.06.2010, Сабитов П.А. по доверенности от 01.06.2010;
от РСТ – представители Багдасарова Э.С., Лукьянов А.В. по доверенности от 05.10.2010 № 3290, Пивоваров Ю.Э. по доверенности от 20.01.2010 № 116;
от ТСЖ «Грааль» - представитель Мандрыкин С.П. по доверенности от 24.03.2009, председатель Колычева Н.Б.;
от ООО «МКП «Способ управления» - представитель Токарева А.О. от 11.01.2010 (до перерыва);
от ООО «Управляющая организация ЖКХ-1» - представитель Житнева С.А. по доверенности от 18.01.2010 № 01-18/12;
от ООО «Управляющая организация ЖКХ-2» - представитель Житнева С.А. по доверенности от 18.01.2010 № 01-18/13;
от ООО «Управляющая организация ЖКХ-3» - представитель Житнева С.А. по доверенности от 18.01.2010 № 01-18/14;
от ООО «Управляющая организация ЖКХ-4» - представитель Житнева С.А. по доверенности от 18.01.2010 № 01-18/15;
от ООО «Управляющая организация ЖКХ-5» - представитель Житнева С.А. по доверенности от 18.01.2010 № 01-18/16;
от ООО «Управляющая организация ЖКХ-6» - представитель Житнева С.А. по доверенности от 18.01.2010 № 01-18/10;
от ООО «Управляющая организация ЖКХ» - представитель Житнева С.А. по доверенности от 18.01.2010 № 01-18/11;
от ООО «Реальный мир» - представитель Жученко Е.А. по доверенности от 01.04.2010;
от ООО «Строительное управление – 3» - представитель Жученко Е.А. по доверенности от 01.04.2010;
от ООО «Реальный мир 1» - представитель Жученко Е.А. по доверенности от 01.04.2010;
установил:
В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» о признании незаконным решения от 24.06.2010 и предписания от 24.06.2010 № 235 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области.
В судебном заседании объявлялся перерыв 27.10.2010 до 16-00 28.10.2010 в связи с отсутствием доказательств уведомления товарищества собственников жилья «Пушкинская, 138», товарищества собственников жилья «Братский, 48/19» о времени и месте рассмотрения заявления и в связи с неявкой представителя прокуратуры, представляющего интересы как прокуратуры Ленинского района города Ростова-на-Дону, так и прокуратуры Ростовской области.
После перерыва судебное заседание было возобновлено.
Заявителем поддержаны заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнении к нему.
УФАС России по Ростовской области требования отклонены по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и в дополнениях к нему.
Третьими лицами: товариществом собственников жилья «Грааль», товариществом собственников жилья «Пушкинская, 138», товариществом собственников жилья «Братский, 48/19», муниципальным унитарным производственным предприятием «Жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района», обществом с ограниченной ответственностью «Многоотраслевое коммунальное предприятие «Способ управления», обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ-1», обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ-2», обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ-3», обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ-4», обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ-5», обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ-6», обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ», м», обществом с ограниченной ответственностью «Реальный мир», обществом с ограниченной ответственностью «Строительное управление – 3», обществом с ограниченной ответственностью «Реальный мир 1», муниципальным учреждением «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» Администрации города Ростова-на-Дону позиция УФАС поддержана.
Представитель прокуратуры Ростовской области отзыв на заявление не представил, пояснил, что позиция не сформирована.
Региональная служба по тарифам Ростовской области скорректировала свою позицию в процессе рассмотрения спора и пояснила, что тариф на горячую воду всегда подлежал и будет подлежать регулированию.
Тариф на горячую воду включает в себя согласно пунктов 48-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (вместе с "Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Таким образом, составные части тарифа: стоимость холодной воды, стоимость количества энергии, необходимой для нагрева – регулируемы, кроме одной части – стоимости химической очистки. С 01.01.2011 вступает в силу нормативный правовой акт и тариф на химически очищенную воду будет регулируемым. В 2010 году произошел правовой вакуум: ранее действовавшие нормативные правовые акты утратили силу, а в новых и действующих в 2010 году не закреплено регулирование тарифа на химически очищенную воду.
Регулирование тарифа имеет заявительный характер, то есть документы должен заявитель подать в РСТ, которой с августа 2010 года переданы полномочия по регулированию тарифов, а ранее этими полномочиями был наделен орган местного самоуправления, пакет документов, который будет рассмотрен и тогда принимается решение об установлении экономически обоснованного тарифа. Поскольку от заявителя таких документов не поступало, тариф ему и не установлен.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в рассмотрении спора, суд пришел к мнению, что требования заявителя необоснованны и подлежат отклонению по следующим основаниям.
24.06.2010 года Ростовское УФАС России решением по делу № 546 признало ООО «Лукойл-Ростовэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2010 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») путем уклонения от получения тарифа на горячую воду.
При рассмотрении дела № 546 Ростовским УФАС России установлено, что в городе Ростове-на-Дону 3196 многоквартирных жилых домов и 5150 иных объектов приобретают у ООО «Лукойл-Ростовэнерго» услуги по поставке тепловой энергии по «открытой системе теплоснабжения». До 2009 года данные услуги приобретались у владельца тепловых сетей, эксплуатируемых ООО «Лукойл-Ростовэнерго» – ОАО «ОАО «Южная генерирующая компания – ТГК-8» (далее по тексту – ОАО «ТГК-8»).
В многоквартирных жилых домах исполнители коммунальных услуг используют поставляемую ООО «Лукойл-Ростовэнерго» (а ранее ООО «ТГК-8») тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения граждан, проживающих в обслуживаемых домах.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14.04.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», тепловая энергия - товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления).
Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 01.12.2008 года № 1266 для ОАО «ТГК-8» был утвержден тариф на горячую воду. Однако, для ООО «Лукойл-Ростовэнерго» ни в 2009 году, ни в 2010 году данный тариф не утверждался.
Руководствуясь Федеральным законом от 14.04.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «О регулировании») и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление № 109), Региональная служба по тарифам Ростовской области постановлением от 15.10.2009 года № 12/6 установила тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО «Лукойл-Ростовэнерго» в 2010 году потребителям, в том числе на нужды горячего водоснабжения населения.
В данном тарифе учтены расходы ООО «Лукойл-Ростовэнерго» на химически очищенную воду, но в объемах, предусматривающих ее возврат на источник тепловой энергии.
То есть данный тариф не предусматривает поставку ООО «Лукойл-Ростовэнерго» горячей воды по открытой системе теплоснабжения. Однако, как следует из вышеприведенных данных, 8346 абонентов ООО «Лукойл-Ростовэнерго» не обеспечивают возврат теплоносителя в тепловую сеть, то есть используют открытую систему теплоснабжения, используя теплоноситель для приготовления горячей воды.
Поскольку действующий тариф, применяемый ООО «Лукойл-Ростовэнерго» не предусматривает разбор теплоносителя, поставщик тепла обратился к своим потребителям с предложением заключить дополнительное соглашение к договоруна поставку тепловой энергии о поставке химически очищенной воды.
Данное дополнительное соглашение содержало единое для всех абонентов условие о том, что ранее действующее условие договора о том, что тарифы на тепловую энергию и химически очищенную воду устанавливаются РСТ и Мэром города Ростова-на-Дону заменяется на условие предусматривающее, что расчеты за тепловую энергию производятся по тарифам утвержденным РСТ и Администрацией города Ростова-на-Дону, а «Стоимость химически очищенной воды определяется исходя из экономически обоснованных затрат на ее производство…».
Некоторые абоненты ООО «Лукойл-Ростовэнерго», акцептовали названное дополнительное соглашение, однако отдельные хозяйствующие субъекты отказались его согласовывать и направили в Администрацию города и Ростовское УФАС России заявления о навязывании ООО «Лукойл-Ростовэнерго» невыгодных условий договора энергоснабжения.
ООО «Лукойл-Ростовэнерго» с 2010 года перестало применять тариф на горячую воду, утвержденный постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 01.12.2008 года № 1266.
Согласно позиции Ростовского УФАС России, ООО «Лукойл-Ростовэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по поставке тепловой энергии и не вправе реализовывать горячую воду своим абонентам без тарифа установленного соответствующим органом регулирования.
Обосновывая данное утверждение, Ростовское УФАС России ссылается на положения, установленные пунктом 1 части 2 статьи 1, пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее по тексту – ФЗ «Об основах регулирования»), подпунктом 2 пункта 5 Основ ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года № 520 (далее по тексту – Основы ценообразования № 520), пунктами 2, 6, 7, 8, 15 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года №307 (далее по тексту – Правила № 307).
В спорном решении Ростовское УФАС России сделало вывод о том, что ООО «Лукойл-Ростовэнерго», уклоняясь от получения тарифа на горячую воду, нарушило запрет, установленный частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
ООО «Лукойл-Ростовэнерго» реализовав процедуру, предусмотренную статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 года № 95-ФЗ (далее по тексту – АПК), обжаловало решение Ростовского УФАС России от 24.06.2010 года по делу № 546 и предписание Ростовского УФАС России от 24.06.2010 года № 235 в Арбитражный суд Ростовской области.
В обоснование занятой позиции ООО «Лукойл-Ростовэнерго» указывает, что не реализует своим абонентам коммунальную услугу - «горячее водоснабжение», поэтому полагает, что выводы Ростовского УФАС России об обязанности ООО «Лукойл-Ростовэнерго» получить тариф на горячую воду в соответствующем органе регулирования ошибочны, ссылаясь на положения, установленные пунктом 1 статьи 1, частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее по тексту – ФЗ «Об основах регулирования»), пунктом 47 Основ ценообразования № 520.
ООО «Лукойл-Ростовэнерго» считает, что его основным видом деятельности является производство и реализация электрической и тепловой энергии. Между ООО «Лукойл-Ростовэнерго» и абонентами заключены договоры энергоснабжения. Предметом данных договоров является подача энергоснабжающей организацией на объекты абонентов тепловой энергии и теплоносителя; абоненты, в свою очередь, обязались оплачивать фактически принятые тепловую энергию и теплоноситель.
Согласно пункту 4 статьи 421 Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (далее по тексту – Часть 1 ГК) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Части 1 ГК).
Как следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Части 1 ГК в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 1 статьи 1 ФЗ «Об основах регулирования» он устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В части 2 статьи 3 ФЗ «Об основах регулирования» определено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с ФЗ «Об основах регулирования» и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением № 520 утверждены:
1.Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, которые определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним.
2.Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, которые определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним.
В пункте 47 Основ ценообразования № 520 закреплено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Таким образом, пункт 47 Основ ценообразования № 520 требует от регулируемой организации одновременного соблюдения следующих условий - непосредственное производство горячей воды и оказание коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
В Разъяснениях Федеральной службы по тарифам (далее по тексту – ФСТ) данным в письме от 27.05.2009 года № ДС-3523/5 «Об установлении тарифов на горячую воду» указано:
«...Согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, исходя из двух условий:
1.осуществление организацией коммунального комплекса непосредственного производства горячей воды;
2.оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
При этом если теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее должен устанавливаться тариф на горячую воду.
С другой стороны, для энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии в горячей воде для организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды для последующего оказания населению (организациям) услуг по горячему водоснабжению, тариф на горячую воду не устанавливается...».
ООО «Лукойл-Ростовэнерго» полагает, что осуществляет именно поставку тепловой энергии для ТСЖ, ЖСК и иных управляющих компаний города Ростова-на-Дону, и договорные отношения с населением по оказанию коммунальных услуг по горячему водоснабжению отсутствуют.
Пунктом 47 Основ ценообразования № 520 определена необходимость установления тарифов на горячую воду не для всех организаций коммунального комплекса, а лишь для тех из них, которые осуществляют непосредственное производство горячей воды и одновременно оказывают услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Следовательно, ООО «Лукойл-Ростовэнерго» не подпадает под признаки организаций, предусмотренные указанной нормой, поэтому нет оснований для установления ООО «Лукойл-Ростовэнерго» тарифа на горячую воду.
Организациями коммунального комплекса, для которых возможно установление тарифа на горячую воду, являются исполнители коммунальных услуг, поскольку оборудование, устройства, служащие для создания, производства товара «горячая вода» с присущими ему качественными характеристиками, находятся в управлении и введении исполнителей коммунальных услуг, которые также осуществляют оказание населению коммунальных услуг по горячему водоснабжению (пункты 1- 8, 49 Правил № 307).
Указанная позиция основана на следующем:
а) в соответствии с пунктом 2 Правил № 307, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пункту 3 Правил № 307 «исполнитель коммунальных услуг» –юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
б) согласно системному толкованию пунктов 6 и 9 Правил № 307 следует, что в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг входит горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Требования к качеству коммунальных услуг установлены в приложении № 1 к Правилам № 307. Согласно подпунктам 5, 6 раздела 2 «Горячее водоснабжение» приложения № 1 качество температуры горячей воды в точке разбора должно составлять: не менее 60°С – для открытых систем централизованного теплоснабжения; не менее 50°С – для закрытых систем централизованного теплоснабжения; не более 75°С – для любых систем теплоснабжения, а также постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.
Пунктом 1.7 Санитарных правил устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения (далее по тексту – СПУ № 4723-88), утвержденных Минздравом СССР 15.11.1988 года № 4723-88 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Таким образом, горячая вода становится товаром «в сфере тепло-, водоснабжения (с учетом понятий, изложенных в статье 2 ФЗ «Об основах регулирования») при наличии характеристик качества, определенных пунктом 5 раздела 2 Приложения № 1 Правил № 307, то есть теплоноситель, становится товаром «горячая вода» в момент времени, когда его температура не ниже 60°С и не более 75°С (в городе Ростове-на-Дону – открытая схема теплоснабжения).
Температура теплоносителя (сетевой воды) с коллекторов теплоисточников ООО «Лукойл-Ростовэнерго», в подающем трубопроводе в зависимости от температуры наружного воздуха составляет от 70°С до 115°С при минимальном давлении 13 атмосфер. Теплоноситель с указанными параметрами поставляется абонентам по договорам энергоснабжения – исполнителям коммунальных услуг.
Снижение температуры теплоносителя (сетевой воды), поступающей в систему отопления домов осуществляется с помощью подмешивающих устройств – элеваторов, смесительных насосов.
Кроме того, температура воды в системе горячего водоснабжения должна постоянно поддерживаться при помощи автоматического регулятора температуры, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
Присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения с неисправным регулятором температуры воды не допускается (пункт 9.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее по тексту – Правила № 115), утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года № 115, пункт 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее по тексту – Правила № 170), утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170).
Для обеспечения заданного давления в системе горячего водоснабжения необходимо устанавливать регуляторы давления в соответствии с требованиями строительных норм и правил по устройству внутреннего водопровода.
В открытых системах для осуществления циркуляции теплоносителя в системе горячего водоснабжения устанавливается диафрагма между местом отбора воды в систему горячего водоснабжения и местом подключения циркуляционного трубопровода, (пункты 9.1.1- 9.1.2.; 9.5.1- 9.5.3. Правил № 115).
Согласно пункту 9.1.1 Правил № 115 элеваторы, смесительные насосы, регуляторы температуры и давления являются составными частями, оборудованием теплового пункта и не могут рассматриваться отдельно от всей системы теплопотребления здания. Тепловой пункт - это комплекс устройств, расположенных в обособленном помещении, состоящем из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя,
В соответствии с Правилами № 115, которые распространяются и на тепловые установки систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха, теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения), температура воды в системе горячего водоснабжения поддерживается с помощью индивидуальных тепловых пунктов, в которых размещается оборудование, посредством которого осуществляется преобразование вида теплоносителя или его параметров, контроль параметров теплоносителя, регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты, водоподготовка для систем горячего водоснабжения (пункт 9.1.1 Правил № 115). Устройство индивидуальных тепловых пунктов обязательно в каждом здании.
Таким образом, в соответствии с Правилами № 115, предприятия, обслуживающие внутридомовые тепловые сети, к которым относятся ЖСК, ТСЖ и иные управляющие компании, не только производят горячую воду для жителей многоквартирных домов, соответствующую установленным нормам до точки водоразбора, т.е. доводят тепловой ресурс до температурных параметров, предусмотренных Правилами № 307, но и обязаны, для обеспечения требуемой температуры в системе горячего водоснабжения иметь индивидуальные тепловые пункты и использовать автоматические регуляторы для этого, поскольку присоединение к трубопроводам теплового пункта установок горячего водоснабжения без температурного регулятора или с неисправным регулятором температуры воды не допускается.
в) согласно подпункту «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту – Правила № 491), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 188-ФЗ (далее по тексту – ЖК) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе … подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), … механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее по тексту – общее имущество в многоквартирном доме).
Таким образом, оборудование (элеваторы, смесительные насосы, регуляторы температуры и давления), используемое при производстве горячей воды, входит в состав индивидуальных тепловых пунктов, является тепловыми энергоустановками абонентов, относится к составу общего имущества многоквартирного дома, полный цикл производства горячей воды с температурой не ниже 60°С и не более 75 °С происходит на оборудовании многоквартирных домов.
ЖСК, ТСЖ и управляющие компании (исполнители коммунальных услуг), осуществляя эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, расположенной внутри многоквартирного дома, являются организациями коммунального комплекса.
ООО «Лукойл-Ростовэнерго» полагает, что требования пункта 47 Основ ценообразования № 520 распространяются на ТСЖ, ЖСК и иные управляющие компании, которые осуществляют непосредственное производство горячей воды (в ИТП, являющегося имуществом многоквартирного дома) и одновременно оказывают услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения (в силу их юридического статуса).
Обязанностью же ООО «Лукойл-Ростовэнерго», как энергоснабжающей организации, в соответствии с договорами энергоснабжения, является – подавать тепловую энергию и теплоноситель «абоненту» в объёме, режиме и с качеством на границу балансовой принадлежности тепловых сетей. Внутридомовые сети находятся за пределами зоны ответственности ООО «Лукойл-Ростовэнерго».
ООО «Лукойл-Ростовэнерго», как энергоснабжающая организация, не имеет на своём балансе теплопотребляющих энергоустановок, которые представляют собой комплекс устройств, предназначенных, для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды, в том числе не имеет индивидуальных тепловых пунктов.
Кроме того, ООО «Лукойл-Ростовэнерго» обратило внимание на то, что именно комплексом тепловых узлов, находящихся в индивидуальных тепловых пунктах производится горячая вода, как коммунальная услуга, для потребителей – граждан, проживающих в многоквартирных домах, которая должна соответствовать по качеству требованиям, определённым Правилами № 307, и оплачиваться по тарифу, представляющему собой ставку платы за потребление горячей воды, из расчета платы за 1 кубического метр горячей воды. Тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации.
Поскольку законодательством не установлена обязанность ООО «Лукойл-Ростовэнерго» по обращению в соответствующие органы для утверждения тарифа на горячую воду ввиду неоказания подобного рода услуги, уклонение со стороны ООО «Лукойл-Ростовэнерго» от получения тарифа отсутствует.
МУ «Департамент ЖКХ» возразило, указав что ООО «Лукойл-Ростовэнерго» является поставщиком коммунальной услуги «Горячее водоснабжение», поскольку с 15 апреля по 15 октября каждого года (в неотопительный период) ООО «Лукойл-Ростовэнерго» поставляет потребителям тепловую энергию в виде горячей воды только на нужды горячего водоснабжения, то есть по стандарту, строго соответствующему СанПиН 2.1.4.2496-09.
ООО «Лукойл-Ростовэнерго» не реагирует на неоднократные предложения администрации города - установить тариф на горячую воду. ООО «Лукойл-Ростовэнерго» понуждает исполнителей коммунальных услуг заключать дополнительные соглашения о поставке «химически очищенной воды», ставя их наличие условием для выдачи разрешений на промывку систем отопления абонентов. Кроме того, от управляющих организаций и ТСЖ поступает информация о предупреждениях ООО «Лукойл-Ростовэнерго» - отключить подачу горячей воды при уклонении от заключения дополнительных соглашений.
МУ «Департамент ЖКХ» пояснило, что для определения цены (тарифа) на химически очищенную воду, ООО «Лукойл-Ростовэнерго» подало в Администрацию города Ростова-на-Дону в 2009 году соответствующий расчет и заявку (исх. № 05-1695 от 08.12.2009 года, исх. № 11-1788 от 15.12.2009 года). Управление цен и тарифов Администрации города Ростова-на-Дону вернуло заявку ООО «Лукойл-Ростовэнерго» без рассмотрения в связи с тем, что установление тарифа на химически очищенную воду не предусмотрено Основами ценообразования № 520. Получив отказ (исх. № 6/3045 от 11.12.2009 года, исх. № 6/3200 от 31.12.2009 года) в рассмотрении тарифа, ООО «Лукойл-Ростовэнерго» утвердило расчёт цены на химически очищенную воду своим приказом и включило указанную цену в предложение исполнителям коммунальных услуг о заключении дополнительного соглашения на поставку химически очищенной воды.
МУ «Департамент ЖКХ» и энергетики направило (исх. № 1017/1 от 27.02.2010 года) ООО «Лукойл-Ростовэнерго» предложение: вернуться к рассмотрению вопроса о регулировании цены на коммунальный ресурс. ООО «Лукойл-Ростовэнерго» должно было направить в администрацию города заявку и расчёт тарифа:
1. либо на горячую воду с указанием стоимости 1 кубического метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, которая определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости её дополнительной химической очистки и деаэрации (пункт 49 Постановления № 520);
2. либо на холодную воду, используемую для целей горячего водоснабжения.
Все вышеизложенное, по мнению МУ «Департамент ЖКХ», свидетельствует о злоупотреблении ООО «Лукойл-Ростовэнерго» доминирующим положением на рынке услуг теплоснабжения.
РСТ Ростовской области пояснила, что в соответствии с п. 47 Основ ценообразования № 520 тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Разъяснения о порядке формирования тарифов на горячую воду даны в письме ФСТ России от 27.05.209 года № ДС-3223/5. Так, если теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее должен устанавливаться тариф на горячую воду. Если будет доказано, что ООО «Лукойл-Ростовэнерго» реализовывает своим абонентам коммунальную услугу «горячее водоснабжение», то тариф на горячую воду будет установлен.
При таких обстоятельствах суд пришел к следующим выводам:
1. ОАО «ТГК-8», а затем и ООО «Лукойл-Ростовэнерго» осуществляет реализацию горячей воды. В первую очередь данный вывод основан на сложившейся судебной практике, сформированной в рамках дел, рассмотренных с участием ОАО «ТГК-8» и Ростовского УФАС России.
В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа (далее по тексту – ФАС СКО) от 20.01.2010 года по делу № А53-8503/2009 отражено, что ОАО «ТГК-8» признано нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» посредством неправомерного приостановления подачи горячей воды.
В постановлении ФАС СКО от 01.07.2010 года по делу № А53-19020/2009 указано, что Ростовское УФАС России правомерно рассчитала размер административного штрафа исходя из выручки ОАО «ТГК-8» на рынке услуг горячего водоснабжения.
Как следует из пояснений сторон ООО «Лукойл-Ростовэнерго» приняло на себя обязательства ОАО «ТГК-8» по договорам энергоснабжения в полном объеме, в том числе и в части обязательств по поставке горячей воды, являвшихся предметом разбирательств по вышеуказанным судебным актам.
Кроме того, сам факт горячего водоснабжения подтверждается и имеющимися в материалах дела техническими условиями на подключение абонентов ООО «Лукойл-Ростовэнерго» к сетям инженерно-технического обеспечения.
В частности, технические условия, полученные ТСЖ «Соляной спуск» (абонент ООО «Лукойл-Ростовэнерго») содержат пункт 6, согласно которому «Горячее водоснабжение осуществить по: открытой схеме». Технические условия, выданные ООО «Компания «ДомСтрой» в пункте 8 указывают, что «Система горячего водоснабжения должна быть присоединена к тепловой сети по открытой схеме».
Поскольку на основании указанных технических условий было произведено подключение к тепловым сетям, эксплуатируемым в настоящее время ООО «Лукойл-Ростовэнерго», то и поставка ресурса осуществляется в соответствии с данными техническими условиями, то есть как тепловой энергии, так и горячего водоснабжения.
Согласно Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной пунктом 1 приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 года № 285 под «открытой системой теплоснабжения» понимается водяная система теплоснабжения, в которой технологической схемой предусмотрен разбор теплоносителя (сетевой воды) на бытовые, технологические и другие нужды потребителей.
Таким образом, само по себе наличие открытой системы теплоснабжения подразумевает наличие горячего водоснабжения.
Помимо этого, наличие горячего водоснабжения со стороны ООО «Лукойл-Ростовэнерго» подтверждается платежными документами, изготавливаемыми ООО «Лукойл-Ростовэнерго». В частности, в счетах-фактурах данной организации, имеющихся в материалах дела, указано, что абоненты данной энергоснабжающей организации приобретают услуги по горячему водоснабжению.
При этом согласно пункту 1 статьи 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 года № 117-ФЗ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету.
Таким образом, налоговая отчетность ООО «Лукойл-Ростовэнерго» учитывает оказание услуги по горячему водоснабжению.
Оказание ООО «Лукойл-Ростовэнерго» услуг горячего водоснабжения, в том числе населению, подтверждается перечнем абонентов ООО «Лукойл-Ростовэнерго», из которого следует, что как минимум 261 гражданин, владеющий частным жилыми домом, является потребителем услуг данной ресурсоснабжающей организации.
Как следует из положений, установленных пунктом 7 Правил № 307, при отсутствии у собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении горячей воды, непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
То есть, при взаимоотношениях с данными абонентами, ООО «Лукойл-Ростовэнерго» фактически выступает как исполнитель коммунальной услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ в редакции от 04.05.2010 года размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В этой связи объем приобретаемого данными потребителями коммунального ресурса, при отсутствии у них приборов учета, определяется, в том числе, ООО «Лукойл-Ростовэнерго» исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Так пунктом 1.1 постановления Мэра города Ростова-на-Дону от 07.12.2006 года № 1404, определены нормативы потребления тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, пунктом 1 постановления Главы города Волгодонска от 24.12.2007 года № 4010 установлены нормативы потребления для населения по горячему водоснабжению и централизованному отоплению.
Таким образом, ООО «Лукойл-Ростовэнерго» при определении объема потребленного гражданами-абонентами, не имеющими приборов учета горячего водоснабжения коммунального ресурса, учитывает нормативно определенную величину, рассчитанную исходя из того, что данные граждане потребляют горячую воду.
Из вышеизложенного следует, что абоненты ООО «Лукойл-Ростовэнерго» являющиеся физическими лицами приобретают горячую воду для коммунально-бытовых нужд. И единственным кто имеет техническую возможность реализовать им данную услугу (и реализует) является ООО «Лукойл-Ростовэнерго».
Доводы ООО «Лукойл-Ростовэнерго» о том, что оно не оказывает услуги по горячему водоснабжению основанные на пункте 47 Об основах ценообразования № 520 и пункте 1.7 СПУ №4723-88, а также Правил № 115, Правил № 170 судом отклоняются по следующим основаниям.
Пункт 47 Об основах ценообразования № 520 устанавливает что тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющим непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
ООО «Лукойл-Ростовэнерго» полагает, что подавая воду разогретую от 75 С0 до 115 С0 по системе централизованного водоснабжения, предназначеную в том числе для горячего водоснабжения граждан оно не оказывает услугу по горячему водоснабжению.
Однако, пункт 1 части 2 статьи 1 ФЗ «Об основах регулирования» предуматривает, что законодатель обременил государственным регулированием не только деятельность по услугам горячего водоснабжения или теплоснабжения потребителя, но и деятельность по производству любых товаров, используемых в целях обеспечения тепло и водоснабжения потребителей.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа (далее по тексту – ФАС ПО) от 08.04.2010 года по делу № А12-20381/2009, согласно которому «…если теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее должен устанавливаться тариф на горячую воду».
В рамках реализации данных полномочий Правительство Российской Федерации Постановлением № 520 утвердило Основы ценообразования № 520, из подпункта «2» пункта 5 которого следует, что в систему регулируемых тарифов и надбавок входят, в том числе, тарифы на горячую воду.
Пункт 7 Основ ценообразования № 520 предполагает право регулирующих органов устанавливать тариф, включающий в себя плату за содержание системы горячего водоснабжения, что предполагает взимание с потребителя платы не за содержание, к примеру, общего имущества в многоквартирном жилом доме (тепловой рамки управления, регуляторов температуры, смесителей и так далее), а содержание системы эксплуатируемой сетевой организацией. Обратное привело бы к тому, что потребителю должен устанавливаться тариф на содержание своего собственного коммунального хозяйства.
То есть, законодатель запретил реализовать горячую воду не по тарифам, утвержденным соответствующим органом регулирования. Данный вывод содержится и в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.05.2007 года № 8166-РМ/07, согласно которому «Тарифы на электрическую энергию и тепловую энергию … устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов …» в отдельных случаях «…органы местного самоуправления».
То есть общие начала и смысл ФЗ «Об основах регулирования» и О ценообразовании № 520 сводятся к необходимости реализации ООО «Лукойл-Ростовэнерго» теплоносителя по тарифам, утвержденным соответствующим органом регулирования.
Поэтому судом и отклоняется довод ООО «Лукойл-Ростовэнерго». Иначе нарушается принцип, заложенный в части 6 статьи 13 АПК, согласно которому в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
2. Условия договора заключаемого ООО «Лукойл-Ростовэнерго» с исполнителем коммунальной услуги в многоквартирном жилом доме не могут быть отличны от условий договора заключаемого с гражданами.
Данный вывод обусловлен положениями пункта 8 Правил № 307, согласно которым условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам № 307.
Раскрывая данную норму права Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 05.10.2007 года № 57 указал, что «…ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц».
Аналогичный вывод содержится и постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.07.2010 года № 2380/10 по делу № А47-4153/2008-9032/2008, согласно которому в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
Более того, в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 09.06.2009 года по (исходящий № 525/09) делу № А31-333/2008-8, указано, что «…имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан».
Таким образом, условия договора, заключаемого ООО «Лукойл-Ростовэнерго» с исполнителем коммунальных услуг не могут отличаться от условий аналогичных договоров заключаемых с гражданами.
В этой связи не может быть принят довод ООО «Лукойл-Ростовэнерго» о том, что исполнители коммунальных услуг могут (обязаны) реализовывать услугу по горячему водоснабжению по тарифам утвержденным.соответствующим органом власти, при неприменении данного тарифа ООО «Лукойл-Ростовэнерго».
3. ООО «Лукойл-Ростовэнерго» и исполнитель коммунальной услуги, приобретающие горячую воду у ООО «Лукойл-Ростовэнерго», не имеют правовой возможности реализовать гражданам услугу горячего водоснабжения по иному тарифу, а не по тому, что установлен для ООО «Лукойл-Ростовэнерго».
Данный вывод следует из пункта 17 статьи 2 ФЗ «Об основах регулирования», в котором под потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса (деятельность которых подлежит государственному регулированию) понимаются лица, приобретающие, в том числе, тепловую энергию и воду для собственных коммунально-бытовых и производственных нужд, а в многоквартирных жилых домах это – исполнитель коммунальной услуги или собственники помещений (при непосредственной форме управления многоквартирным жилым домом), в жилом доме – его собственник или уполномоченное лицо.
Таким образом, положения ФЗ «Об основах регулирования» распространяются, в том числе, на отношения, возникающие при поставке ресурсов предназначенных для оказания исполнителем коммунальной услуги, услуги горячего водоснабжения.
Данный нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникающие между исполнителями коммунальных услуг и гражданами. А из положений пункта 1 статьи 2 ФЗ «Об основах регулирования» следует, что под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях, в том числе, теплоснабжения.
Под данное определение не может попадать исполнитель коммунальных услуг, приобретающий у ООО «Лукойл-Ростовэнерго» горячую воду и (или) теплоноситель для передачи его потребителю, однако само ООО «Лукойл-Ростовэнерго» отвечает данным требованиям.
Согласно пункту 17 статьи 2 ФЗ «Об основах регулирования» под потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса понимаются лица, приобретающие, в том числе, тепловую энергию и воду для собственных коммунально-бытовых и производственных нужд, а в многоквартирных жилых домах это – исполнитель коммунальной услуги или собственники помещений (при непосредственной форме управления многоквартирным жилым домом), в жилом доме – его собственник или уполномоченное лицо.
То есть законодатель не только отдельно выделил, что данным законом регулируются отношения возникающие как при поставке энергоносителя, как гражданам, так и исполнителям коммунальных услуг, но и объединил данных лиц в одну категорию – «потребителя товара».
В этой связи разъяснения ФСТ данные в письме от 27.05.2009 года № ДС-3523/5 согласно которым, тариф на горячую воду не устанавливается в случае поставки тепловой энергии для «…организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды для последующего оказания населению (организациям) услуг по горячему водоснабжению…» не касаются отношений, возникающих между ООО «Лукойл-Ростовэнерго» и исполнителями коммунальных услуг.
4. На деятельность ООО «Лукойл-Ростовэнерго» на рынке услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Данный вывод обусловлен тем, что согласно части 5 стати 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Как следует из части статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» данным федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере услуги по передаче тепловой энергии.
Таким образом, ООО «Лукойл-Ростовэнерго» осуществляет деятельность на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии и, как следствие, занимает доминирующее положение.
5. Действия ООО «Лукойл-Ростовэнерго» по реализации горячей воды по тарифам, не утвержденным соответствующим органом регулирования нарушают антимонопольное законодательство.
В частности, вышеизложенное свидетельствует о том, что ООО «Лукойл-Ростовэнерго» нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Данное нарушение предусмотрено пунктом 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Между тем, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 года № 30 арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Однако в данном пункте суд отмечает, что «В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом».
Таким образом, нарушение ООО «Лукойл-Ростовэнерго» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с изложенным суд считает, что рассматриваемые действия заявителя правомерно квалифицированны Ростовским УФАС России как нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа государственной власти - решение антимонопольного органа, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает законные интересы ООО «Лукойл-Ростовэнерго», а следовательно и выданное предписание с требованием прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем применения при расчетах за поставляемую горячую воду не установленных органом регулирования тарифов, а также навязывание невыгодных условий договора, путем применения тарифов на поставляемую горячую воду, не согласованных с потребителем, законно и обоснованно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 201 АПК арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья И.В.Колесник