ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-16042/19 от 26.07.2019 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 июля 2019 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Твердого А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания    Гавриленко Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя: ФИО2, доверенность от 22.07.2019,

от заинтересованного лица: ФИО3. К.В., доверенность от 17.07.2019,

установил:

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя просил заявленные требования удовлетворить, привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований.

Судом на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв в судебном разбирательстве до 26 июля 2019 года до 11 час. 00 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено. В судебное заседание после перерыва явились те же лица.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2019 по делу № А53-1870/2019 ИП ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи предпринимателю назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок девяносто суток. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2019 по делу № А53-1870/2019 оставлено без изменения.

Как указывает заявитель, 29.04.2019 года в ходе проведенных мероприятий по адресу: г, Ростов-на-Дону, ул. Депутатская д. 1, выявлен факт реализации фармацевтом аптеки ФИО4 лекарственного препарата «Цитрамон» в количестве одной бумажной конвалюты гражданину ФИО5, не имея на это специального разрешения (лицензии), в связи с административным приостановлением Арбитражным судом Ростовской области (дело № А53-1870/2019) деятельности на срок девяносто суток по указанному адресу, данный факт зарегистрирован в КУСП за № 4042 от 29.04.2019.

30.04.2019 в ходе проведенных мероприятий по адресу: <...>, выявлен факт реализации фармацевтом аптеки ФИО6, лекарственного препарата «Мирамистин», в количестве одного флакона гражданину ФИО7, не имея на это специального разрешения (лицензии), в связи с административным приостановлением Арбитражным судом Ростовской области (дело № А53-1870/2019) деятельности на срок девяносто суток по указанному адресу, данный факт зарегистрирован в КУСП за № 4080 от 30.05.2019.

При осмотре помещений в аптеках были обнаружены лекарственные препараты и средства с ценниками ИП ФИО1, предназначенные для дальнейшей реализации, а также контрольно-кассовая техника «АТОЛ-30Ф» № 00106106620804, документация финансово-хозяйственной деятельности, свидетельствующая о противоправной деятельности.

Обнаруженные лекарственные препараты и средства в присутствии понятых и участвующих лиц были осмотрены, упакованы в 4 (четыре) отдельных полимерных пакета и 7 (семь) картонных коробок, которые опечатаны пояснительными бирками с указанием наименования и количества всех изъятых лекарственных препаратов и средств. Контрольно-кассовая техника «АТОЛ-30Ф» № 00106106620804, документация были упакованы и опечатаны таким же способом в 2 (два) отдельных полимерных пакета на месте их изъятия.

Изъятые препараты и средства, находящиеся в 4 (четырех) полимерных пакетах и 7 (семи) картонных коробках, контрольно-кассовая техника «АТОЛ-30Ф» № 00106106620804 и документация опечатанные бирками, были внесены в журнал учета вещественных доказательств УКОН № 153 от 25.12.2017, после чего помещены в камеру хранения № 121.

07.05.2019 оперуполномоченным 5 отдела УКОН ГУ МВД России по Ростовской области лейтенантом полиции ФИО8 в присутствии индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Статьей 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» установлено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Как установлено судом, решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2019 по делу № А53-1870/2019 ИП ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, предпринимателю назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок девяносто суток. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2019 по делу № А53-1870/2019 оставлено без изменения.

Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии установлен статьей 20 Федерального закона № 99-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона № 99-ФЗ в случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

В силу пункта 4 статьи 20 Федерального закона № 99-ФЗ в решении лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, оформленном и доведенном до сведения лицензиата в порядке, установленном частями 2, 5 и 9 статьи 14 настоящего Федерального закона, должны быть указаны наименования работ, услуг или адреса мест выполнения работ, оказания услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности и в отношении которых судом или должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, вынесено решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата либо о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.

В отзыве на заявление предприниматель указал, что уведомление о приостановлении действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на основании решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата, было вынесено Территориальным органом Росздравнадзора по Ростовской области 24 мая 2019 года за №И61-1949/19 и получено ИП ФИО1 посредством электронной почты 27 мая 2019 года.

В материалы дела представлены уведомление Территориальным органом Росздравнадзора по Ростовской области о приостановлении действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности по решению суда об административном приостановлении деятельности лицензиата от 24.05.2019 № 1947/19, скриншот о получении уведомления Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области от 27.05.2019.

Заявителем в материалы дела представлены два уведомления Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области о приостановлении действия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности по решению суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за одним номером № И61-1598/19 от разных дат: от 24.04.2019 и 29.04.2019.

В подтверждение направления уведомления Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области от 24.04.2019 в адрес предпринимателя заявитель представил список внутренних почтовых отправлений от 26.04.2019, отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 344000326734482. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 344000326734482 почтовое отправление 26.04.2019 принято в отделении связи, 30.04.2019 18:42 – неудачная попытка вручения, 28.05.2019 – выслано обратно отправителю.

Доказательств направления в адрес ИП ФИО1 уведомления о приостановлении действия лицензии, вынесенное Территориальным органом Росздравнадзора по Ростовской области 29.04.2019, в материалы дела заявителем не представлено.

Уведомление о приостановлении действия лицензии ИП ФИО1, вынесенное Территориальным органом Росздравнадзора по Ростовской области 24.04.2019, не принимается судом во внимание, поскольку решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2019 по делу № А53-1870/2019 вступило в законную силу 29.04.2019, кроме того фактически попытка вручения почтового отправления, содержащего данное уведомление, осуществлялась 30.04.2019.

Довод представителя заявителя о том, что ИП ФИО1 должен был знать о том, что  решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2019 по делу № А53-1870/2019 о приостановлении деятельности оставлено без изменения, так как при оглашении резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции присутствовал представитель предпринимателя, не может являться основанием для удовлетворения заявления.

Оснований для вывода о том, что предприниматель мог обладать информацией о приостановлении деятельности лицензии на даты проверки от 29.04.2019 и 30.04.2019 у суда не имеется.

Объективная сторона вменяемого предпринимателю административного правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

Каких-либо доказательств, объективно и бесспорно подтверждающих, что в даты проверки 29.04.2019 и 30.04.2019 ИП ФИО1 знал или должен был знать, что  действие лицензии приостановлено с 29.04.2019 приказом Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области от 29.04.2019 №03-23-08/19, заявителем не представлено.

Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1)  наличие события административного правонарушения;

2)  лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3)  виновность лица в совершении административного правонарушения;

4)  обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5)  характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6)  обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7)  иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе вины в совершении противоправных действий (бездействия), в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ также является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенные выше фактические и конкретные обстоятельства по настоящему делу (отсутствие доказательств направления предпринимателю уведомления Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области от 29.04.2019 о приостановлении действия лицензии с 29.04.2019, наличие двух уведомлений о приостановлении деятельности за одним номером № И61-1598/19 от разных дат 24.04.2019 и 29.04.2019, вынесение приказа и уведомления от 24.04.2019 до вступления решения суда в законную силу,) суд пришел к выводу о недоказанности наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Поскольку административным органом не доказано наличие в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

В п. 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Изъятые 30.04.2019 в аптеке по адресу: <...> лекарственные препараты и средства, находящиеся в 4 (четырех) полимерных пакетах и 7 (семи) картонных коробках, контрольно-кассовую технику «АТОЛ-30Ф» №00106106620804 и документацию, находящуюся в комнате хранения №121 здания УКОН ГУ МВД России по Ростовской области по адресу: <...>, надлежит возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1, так как они хранились с соблюдением соответствующих условий.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 14.05.2019 № 203126/2991 отказать.

Изъятые 30.04.2019 в аптеке по адресу: <...> лекарственные препараты и средства, находящиеся в 4 (четырех) полимерных пакетах и 7 (семи) картонных коробках, контрольно-кассовую технику «АТОЛ-30Ф» №00106106620804 и документацию, находящуюся в комнате хранения №121 здания УКОН ГУ МВД России по Ростовской области по адресу: <...>, возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1.

Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд,  принявший решение.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

  Судья                                                                                                        А.А. Твердой