АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
«13» ноября 2009г. Дело № А53-16223/2009
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2009 года.
Арбитражный суд в составе судьи Л.Г. Петуховой
при ведении протокола судебного заседания судьей Петуховой Л.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
Новочеркасской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации
к товариществу собственников жилья «Макаренко 16»
третьи лица: Управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области.
об освобождении нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, площадью 74,7 кв. м
при участии: от истца - ФИО1 (дов. от 21.01.2009г. б/н); от ответчика - ФИО2 (дов. от 04.08.2009г. б/н); от третьего лица - ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области – ФИО3 (дов. от 31.07.2009г. № Д-06-4/01)
установил: Новочеркасская квартирно-эксплуатационная часть района Министерства обороны Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к товариществу собственников жилья «Макаренко 16» об обязании освободить незаконно занимаемое встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 74,7 кв. м, принадлежащее ей на праве оперативного управления.
Исковые требования основаны на том, что в <...>, на первом этаже жилого дома, располагается федеральное имущество – встроенное нежилое помещение, площадью 74,7 кв. м, состоящее из двух комнат и двух отдельных входов, принадлежащее на праве оперативного управления Новочеркасской КЭЧ района. До 2000 года вышеуказанное нежилое помещение сдавалось в поднаем. В настоящее время помещение пустует. 18.04.2009г. сотрудником Новочеркасской КЭЧ района было обнаружено незаконное проникновение в нежилое помещение посторонних лиц. В помещении работали строители, которые пояснили, что на данный объект их поставил работать председатель ТСЖ, расположенного по адресу ул. Гагарина 112.
Ссылаясь на то, что ТСЖ «Макаренко 16» в добровольном порядке освободить незаконно занятое встроенное нежилое помещение отказалось, Новочеркасская КЭЧ обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Представитель истца поддержал исковые требования, пояснив, что жилой дом № 16 по ул. Макаренко в городе Новочеркасске принят в эксплуатацию в 1965 году, акта ввода дома в эксплуатацию и проекта не сохранилось. Проектно-сметной документации, по которой можно было бы установить, что жилой дом № 16 по ул. Макаренко в городе Новочеркасске строился по проекту с встроенным помещением магазина, у истца не имеется, поскольку, как пояснил представитель, этот документ трудно отыскать в архиве.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, пояснил, что весь жилой дом является муниципальной собственностью, а поэтому, поскольку необходимо было ремонтировать коммуникации, которые проходят через это нежилое помещение, то и было принято решение открыть дверь и войти в спорное помещение.
Представитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области поддержал исковые требования, пояснив, что по данным на 14.08.2006г. встроенное нежилое помещение числится в реестре федеральной собственности, более актуальной информации не имеется.
УФРС по Ростовской области, надлежащим образом уведомленное о месте и времени судебного заседания, явку представителя не обеспечило, направило сообщение об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 29.09.2009г. № 32/087/2009-133.
Дело рассматривается в порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия представителя УФРС по Ростовской области.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Предъявляя виндикационный иск, истец должен доказать, что истребуемое имущество принадлежит ему на праве собственности или ином вещном праве, выбыло из его владения и незаконно находится во владении ответчика.
В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 8 от 25.02.1998г. указано, что субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность».
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестры или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В силу пункта 1 приложения № 3 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), относятся к объектам муниципальной собственности.
Таким образом, указанные объекты являются собственностью муниципальных образований непосредственно в силу прямого указания закона (разъяснения Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 июня 1997 года № 15).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 1542-р приняты предложения городской Думы г. Новочеркасска (Ростовская область) и Минимущества России, согласованное с Минобороны России и администрацией Ростовской области, о передаче в муниципальную собственность г. Новочеркасска находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения Новочеркасской квартирно-эксплуатационной части района квартирно-эксплуатационного управления Северо-Кавказского военного округа, расположенных в городе Новочеркасске, согласно приложению №7. Минимуществу России совместно с Минобороны России и органами местного самоуправления Ростовской области, в том числе г. Новочеркасска, предписано обеспечить в установленном порядке передачу указанных объектов в муниципальную собственность.
В приложении №7 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 № 1542-р приведен перечень передаваемых в муниципальную собственность г. Новочеркасска, находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения Новочеркасской квартирно-эксплутационной части района квартирно-эксплуатационного управления Северо-Кавказского военного округа, расположенных в г. Новочеркасске. Среди указанных объектов значится жилой дом по ул. Макаренко, 16, в г. Новочеркасске, без указания об исключении из его состава спорного встроенно-пристроенного помещения.
Таким образом, весь жилой дом в <...>, является муниципальной собственностью г. Новочеркасска.
Не оспаривая отнесение жилого дома №16 по ул. Макаренко к муниципальной собственности, истец полагает, что, так называемое им, встроенное нежилое помещение общей площадью 74,7 кв. м, расположенное по тому же адресу, находится в оперативном управлении у Новочеркасской КЭЧ района. В подтверждение данного довода Новочеркасская КЭЧ представила в материалы дела письмо Комитета по управлению государственным имуществом Ростовской области от 26.06.2003г. № 9/5786 и Выписку из реестра федерального имущества, выданную ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области 14.08.2006г. № 10-7332/01.
Между тем, истец не учел, что представленные им документы не соответствуют закону, поскольку как уже было указано выше, жилищный фонд является собственностью муниципальных образований непосредственно в силу прямого указания закона.
В связи с данным обстоятельством суд на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяет акты государственного органа - письмо Комитета по управлению государственным имуществом Ростовской области от 26.06.2003г. № 9/5786 и Выписку из реестра федерального имущества, выданную ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области 14.08.2006г. № 10-7332/01, как противоречащие Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 ( пункт 1 приложения № 3), имеющего силу закона как акта высшего законодательного органа государства, и Распоряжению Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 1542-р, и принимает решение в соответствии с законом.
Суд также считает необходимым отметить, что права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Поэтому отсутствие государственной регистрации, а также не включение спорного объекта в реестр муниципального имущества не влечет отсутствие (прекращение) права муниципальной собственности. Внесение сведений об имуществе в указанный реестр носит учетный характер.
Кроме того, как следует из пояснений истца жилой дом № 16 по ул. Макаренко в городе Новочеркасске принят в эксплуатацию в 1965 году. Истцом не представлено в материалы дела проектно-сметной документации, по которой можно было бы установить, что жилой дом № 16 по ул. Макаренко в городе Новочеркасске строился по проекту с встроенным помещением для использования под магазин или иное нежилое помещение. Таким образом, истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих факт того, что в жилом доме по ул. Макаренко, 16, находится встроенное нежилое помещение общей площадью 74,7 кв. м, относящееся к федеральной собственности и находящееся в оперативном управлении у Новочеркасской КЭЧ района.
Более того, суд считает необходимым отметить, что при определении уровня собственности имущества, используемого в процессе деятельности государственных организаций, законодатель и судебная практика исходят из того, что все имущество, которое в установленном законом порядке предоставлялось и использовалось государственной организацией в процессе своей деятельности, должно относиться к одному уровню собственности. Отнесение жилых помещений к одному уровню собственности, а нежилых к другому - недопустимо, поскольку нарушает единство имущественного комплекса.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец не является титульным владельцем спорного помещения, а потому у него отсутствует право на предъявление виндикационного иска. С учетом данного обстоятельства в удовлетворении иска надлежит отказать.
Суд считает необходимым указать на то обстоятельство, что по акту приема-передачи жилого дома по ул. Макаренко, 16, от МУ «Департамент городского хозяйства» администрации города Новочеркасска к ТСЖ «Макаренко 16» спорное помещение также не передано.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167, 169 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья Л.Г. Петухова