ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-16783/12 от 04.10.2012 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

11 октября 2012. Дело № А53-16783/12

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2012г..

Полный текст решения изготовлен 11 октября 2012г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе: судьи М.Г.Медниковой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества «Металлокомплект-М»

к Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области

о признании недействительным решения от 19.12.2011 № 3956 и требования № 883 об уплате налога

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1, действующего на основании доверенности от 13.09.2011,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности № 04-16/011562, ФИО3 по доверенности от 03.09.2012.

Суд установил:

Межрайонная инспекция ФНС России № 24 по Ростовской области (далее – налоговая инспекция) провела камеральную налоговую проверку по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций на основе уточненной налоговой декларации закрытого акционерного общества «Металлокомплект-М» (далее – общество) по налогу на прибыль организаций за полугодие 2011 г.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 28.10.2011 г. № 30660 и принято решение от 19.12.2011 г. № 3956 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Этим решением обществу предложено уплатить установленную проверкой недоимку по авансовым платежам по налогу на прибыль за полугодие 2011 г. в размере 2 962 016 руб., пени за несвоевременную уплату авансовых платежей в размере 118 110,39 руб.

Апелляционная жалоба общества решением Управления ФНС по Ростовской области от 20.03.12г. № 15-14/911 оставлена без удовлетворения.

В связи с вступлением решения оспариваемого решения в силу 20.03.2012 г., налоговой инспекцией 26.03.2012 г обществу направлено требование № 883 об уплате спорных сумм.

  Полагая, что решение налоговой инспекции и требование об уплате недоимки и пеней нарушают имущественные права общества и не соответствуют положениям налогового законодательства, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы и обстоятельства, изложенные в тексте заявления.

Налоговая инспекция требования отклонила, её представители, участвующие в судебном заседании, настаивали на законности и обоснованности оспариваемого решения, ссылаясь, в частности, на следующее.

В связи с закрытием обособленного подразделения КПП 616845001, условная переплата по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ по закрытой КРСБ (сальдо) 21.07.2011 года передана в ИФНС (7718) по месту регистрации головной организации.

Передача сальдо при изменении местонахождения организации или закрытии ОП регламентируется приказом ФНС России № ММ-8-6/46 дсп@ от 03.11.2009г «Об утверждении методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры передачи...» и Приказом ФНС № ММВ-8-6/37дсп от 13.06.2012г «Об организации работы налоговых органов при передаче документов организаций, ИП, ФЛ в иной налоговый орган». Все данные из карточек «РСБ» и информационных ресурсов выгружаются в базу данных-контейнер (БДК) и при помощи техпроцесса направляются в форме ФПД (файл передачи данных) через ПК СГДС (система гарантированной доставки сообщений). В налоговом органе по новому месту нахождения БДК загружается в рабочую базу данных ПК СЭОД, при этом если сальдо ненулевое, то должны быть открыты отдельные карточки «РСБ» с ОКАТО по прежнему месту нахождения (по всем налогам, кроме зачисляемых на 100% в федеральный бюджет - НДС, фед. прибыль, водный налог).

Таким образом, переплата ЗАО «Металлокомплект-М» ИНН <***> КПП 616845001 по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов, должна быть принята в ИФНС № 18 по г. Москве на отдельную карточку с ОКАТО г. Ростова-на-Дону - 60401000000.

Органы федерального Казначейства не участвуют в процедуре передачи сальдо. Но в случае обращения плательщика за возвратом переплаты, налоговый орган оформляет заявку в УФК с указанием бюджетного счета и ОКАТО того региона, в котором образовалась переплата, и денежные средства возвращаются из бюджета указанного региона. По запросу налоговой инспекции ИФНС № 18 по г. Москве сообщила о том, что общество 19.06.2012г. обратилось с заявлением о возврате переплаты в размере 917 516,00 руб., по итогам рассмотрения которого ИФНС № 18 по г. Москве вынесла решение №7148 от 22.06.2012г. о возврате указанной суммы.

Изучив доказательства по делу, проверив обоснованность доводов участвующих в деле лиц, суд считает заявление общества подлежащим удовлетворению, основываясь на следующих законоположениях и обстоятельствах дела.

Как видно из материалов дела, общество является налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций, который уплачивает ежемесячными авансовыми платежами не позднее 28-го числа каждого месяца, с последующими расчетами в декларациях за соответствующий отчетный период исходя из фактически полученной прибыли.

В соответствии со статьей 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Из материалов налоговой проверки следует, что общество состоит на учете в налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: 344000, <...> (КПП 616845002); 23.08.2011 г. обществом в налоговую инспекцию представлена налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за полугодие 2011 г., по итогам камеральной налоговой проверки которой и вынесено оспариваемое решение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 286 НК РФ по итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 288 НК РФ уплата авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, рассчитанной в соответствии с указанной статьей.

Расчет доли налоговой базы, приходящейся на обособленное подразделение, и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Ростовской области по итогам полугодия 2011 г. (строки 050, 070 декларации), инспекцией не оспаривается, сумма налога, рассчитанная исходя из суммы фактически полученной прибыли по итогам полугодия 2011 г., составила 3 286 031 руб.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Согласно налоговой декларации общества за первый квартал 2011 г., представленной обществом 28.04.2011 г. и принятой инспекцией без замечаний, сумма налога, исчисленная исходя из фактически полученной в первом квартале 2011 г. прибыли, составила 1 481 008 руб. (строка 070), сумма налога, начисленная к уплате в качестве авансовых платежей за первый квартал 2011 г., составила 2 398 525 руб. (строка 080).

В первом квартале 2011 г. обществом, с учетом имеющейся на начало года переплаты в размере 168 217 руб., перечислено 2 230 308 руб. авансовых платежей по налогу, что подтверждается платежными поручениями от 26.01.2011 г. № 146, от 25.02.2011 г. № 1863, от 10.03.2011 г. № 2570.

Согласно налоговой декларации за первый квартал 2011 г. сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2011 г., составила 1 481 008 руб. (строка 120).

Указанные платежи были перечислены во втором квартале 2011 г. платежными поручениями от 28.04.2011 г. № 389, от 27.05.2011 г. № 513, от 28.06.2011 г. № 519.

По итогам полугодия 2011 г. сумма налога, исчисленная исходя из фактически полученной прибыли, составила 3 286 031 руб. (строка 070).

Сумма начисленных авансовых платежей за полугодие 2011 г. по обособленному подразделению рассчитана обществом как сумма исчисленных авансовых платежей согласно налоговой декларации за предыдущий отчетный период данного налогового периода (строка 070 Приложения N 5 к Листу 02) и сумма ежемесячных авансовых платежей, причитавшихся к уплате не позднее 28-го числа каждого месяца последнего квартала отчетного периода (строка 120 Приложения N 5 к Листу 02).

Согласно строке 080 налоговой декларации за полугодие 2011 г. сумма налога, начисленная к уплате в бюджет Ростовской области, составила 2 962 016 руб., что соответствует сумме показателей строк 070 и 120 налоговой декларации за первый квартал 2011 г.

По итогам полугодия 2011 г. доплате подлежит 324 015 руб. (3 286 031 - 2 962 016).

Указанная сумма была перечислена обществом платежным поручением от 25.08.2011 г. № 1130.

Из приведенных обстоятельств следует, что у общества на дату проведения проверки и вынесения оспариваемого решения фактически отсутствовала недоимка за полугодие 2011 г. по авансовым платежам по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет Ростовской области.

Факт уплаты авансовых платежей в указанном размере инспекцией не оспаривается и подтверждается КРСБ.

Согласно акту сверки расчетов по состоянию на 29.06.2011 г. у общества имелась переплата по налогу в размере 917 516 руб. (условная переплата по итогам первого квартала 2011 г.).

В то же время налоговая инспекция, осуществляя камеральную проверку налоговой декларации общества по налогу на прибыль за полугодие 2011г. не отразила в карточку «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) начисленные обществом по итогам полугодия 2011 г. авансовые платежи по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Ростовской области, в размере 2 962 016 руб., в результате чего по данным лицевого счета налогоплательщика у общества образовалась условная недоимка по авансовым платежам по налогу на прибыль организаций за полугодие 2011 г. в соответствующей сумме.

  Из содержания оспариваемого решения следует, что вывод о неуплате обществом авансовых платежей по налогу на прибыль организаций за полугодие 2011 г. основан исключительно на данных лицевого счета налогоплательщика.

Однако данные лицевого счета налогоплательщика не являются доказательством наличия у налогоплательщика недоимки.

Расхождение данных лицевого счета и представленных обществом деклараций обусловлено следующим.

С 29.03.2010 г. общество состояло на учете в инспекции по месту нахождения своего обособленного подразделения КПП 616845001 (уведомление от 29.04.2010 г. № 1708116).

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за первый квартал 2011 г. представлена обществом по месту нахождения обособленного подразделения КПП 616845001.

Во втором квартале 2011 г. место нахождения обособленного подразделения было изменено (приказ от 20.06.2011 г. № МКМ/КР-5).

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 НК РФ изменения в сведениях об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) российских организаций подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений на основании сообщений, представляемых (направляемых) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 23 НК РФ сообщение об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения об обособленном подразделении российской организации, созданной на территории Российской Федерации (за исключением филиала и представительства) направляется в налоговый орган по месту нахождения организации.

Рекомендованная форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 г. № ММВ-7-6/362@.

Соответствующее сообщение общество направило 20.06.2011 г. в инспекцию ФНС № 18 по г. Москве, в которой оно состоит на учете по месту нахождения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 84 НК РФ в случае изменения места нахождения обособленного подразделения российской организации снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете по месту нахождения обособленного подразделения, в течение пяти дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Постановка на учет организации по новому месту нахождения обособленного подразделения организации осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения обособленного подразделения организации.

Уведомлением от 18.07.2011 г. № 1927961 инспекция сообщила о снятии 18.07.2011 г. общества с учета по месту нахождения обособленного подразделения КПП 616845001, нарушив тем самым 5-дневный срок, установленный пунктом 4 статьи 84 НК РФ.

Уведомлением от 20.07.2011 г. № 1928638 инспекция ФНС № 18 по г. Москве сообщила о постановке 20.06.2011 г. общества на учет по месту нахождения обособленного подразделения КПП 616845002 (по новому месту нахождения).

Таким образом, налоговая инспекция учитывала общество в период с 20.06.2011 г. по 20.07.2011 г., как одновременно состоящее на учете в одном и том же налоговом органе по месту нахождения двух обособленных подразделений, со старым (КПП 616845001) и новым местом нахождения (КПП 616845002), в то время как другого обособленного подразделения, деятельность которого подпадало под юрисдикцию налоговой инспекции, общество не создавало. При этом из вышеуказанных норм НК РФ вытекает, что в случае изменения места нахождения обособленного подразделения инспекция обязана была снять общество с учета по месту нахождения обособленного подразделения КПП 616845001 и только после этого поставить общество на учет по месту нахождения обособленного подразделения КПП 616845002.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, законодательство о налогах и сборах связывает факт осуществления организацией деятельности через обособленное подразделение исключительно с наличием стационарных рабочих мест, вне зависимости от постановки организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения.

В нарушение указанных положений закона начисленные по итогам полугодия 2011 г. авансовые платежи по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Ростовской области, в размере 2 962 016 руб. (исчисленные согласно налоговой декларации за первый квартал 2011 г., представленной по месту нахождения обособленного подразделения КПП 616845001 до изменения места нахождения обособленного подразделения) была необоснованно списана инспекцией из КРСБ.

При этом инспекцией также не учтено следующее.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 288 НК РФ уплата авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

По смыслу указанных норм изменение сведений и (или) закрытие обособленных подразделений организации не может повлечь за собой изменение ранее исчисленной суммы авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения за прошедшие отчетные периоды, поскольку налог исчисляет и уплачивает налогоплательщик, а не ее обособленные подразделения.

При таких обстоятельствах общество правомерно исчислило сумму авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Ростовской области по месту нахождения обособленного подразделения КПП 616845002, за полугодие 2011 г. с учетом данных налоговой декларации за 1 квартал 2011 г., представленной обществом по месту нахождения обособленного подразделения КПП 616845001.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Таким образом, законодательство о налогах и сборах связывает возникновение недоимки исключительно с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога (ст. 45 НК РФ). В данном случае таких обстоятельств в оспариваемом решении не установлено; авансовые платежи по налогу на прибыль, начисленные обществом по итогам полугодия 2011 г., были уплачены им в соответствии с налоговой декларацией в установленные законодательством сроки, следовательно, оснований для начисления пеней также не имеется.

Решение инспекции в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает право и законные интересы общества, а поэтому подлежит признанию недействительным.

По приведенным основаниям недействительным надлежит признать и вынесенное на основании указанного решения требование от 26.03.2012 г. № 883 об уплате спорных сумм, поскольку направление требования об уплате налога возможно только при наличии у налогоплательщика недоимки.

Утверждение налоговой инспекции о том, что на момент составления акта и вынесения оспоренного решения переплата общества по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов, была передана налоговой инспекцией в ИФНС № 18 по г. Москве на отдельную карточку с ОКАТО г. Ростова-на-Дону – 60401000000, никакими доказательствами не подтверждено.

Равным образом, суд не принимает во внимание ссылку налоговой инспекции на сообщение ИФНС № 18 по г. Москве на то, что общество обратилось с заявлением о возврате переплаты в размере 917 516,00 руб., по итогам рассмотрения которого ИФНС № 18 по г. Москве вынесла решение №7148 от 22.06.2012г. о возврате указанной суммы. При этом суд исходит из того, что акт камеральной проверки, на основании которого принято оспариваемое решение, составлен 28.10.2011 г. – за восемь месяцев до указанных обстоятельств, а поэтому эти обстоятельства никак не могли быть учтены налоговой инспекцией и не могли быть положены в основу её выводов о наличии недоимки.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными, как не соответствующие положениям НК РФ, решение от 19.12.2011 № 3956 и требования № 883 об уплате налога, вынесенные межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области в отношении закрытого акционерного общества «Металлокомплект-М».

Взыскать с межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области в пользу закрытого акционерного общества «Металлокомплект-М» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000руб., уплаченной по платежному поручению от 30.03.12г. № 2257.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья М.Г. Медникова