ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-16857/16 от 23.08.2016 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«30» августа 2016 года Дело № А53-16857/16

Резолютивная часть решения изготовлена «23» августа 2016 года

Полный текст решения изготовлен «30» августа 2016 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Н.И. Воловой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Ключ», ОГРН <***>, ИНН <***>,

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 17.02.2016 №23-16/1

установил: общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Ключ» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 17.02.2016 №23-16/1.

В составе суда при рассмотрении дела на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 15.08.2016 председателем пятого судебного состава Арбитражного суда Ростовской области произведена замена судьи А.В. Парамоновой на судью Н.И. Волову.

Определением суда от 29.06.2016 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установлен срок для представления сторонами отзыва на исковое заявление, доказательств и иных документов.

Определение суда от 29.06.2016 сторонами получено, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; 23.08.2016 года была вынесена резолютивная часть решения.

Согласно части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

В материалы дела 29.08.2016 от общества с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Ключ» поступило заявление о составлении мотивированного решения.

Исследовав материалы дела, суд установил, что общество зарегистрировано в Федеральной налоговой службе, как юридическое лицо 30.05.2006, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации. Организация состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО (учетный номер 514005088).

При постановке на учет в Росфинмониторинг обществом заявлен вид деятельности - предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.

Таким образом, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предприятие относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 утверждены требования к правилам внутреннею контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями (далее - требования к правилам внутреннего контроля).

В соответствии с п. 6 требований, правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации.

ООО «Агентство недвижимости «Ключ» правила внутреннего контроля не разработаны.

Согласно копии формы 2-КПУ, имеющейся в материалах информационно-аналитического дела № 514005088, специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля общества значится ФИО1

Специальное должностное лицо общества, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля не соответствует квалификационным требованиям, поскольку им не проходилось повышение уровня знаний в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ФИО1 имеет свидетельство ЦИ №СО-450068 от 23.12.2009).

Таким образом, специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля общества не соответствует квалификационным требованиям.

Проверкой установлено, что обучение в форме вводных и дополнительных инструктажей в обществе не осуществлялось, что подтверждается материалами проверки. Также в ходе проведения проверочных мероприятий не установлены клиенты общества, подвергнутые идентификации, что подтверждается материалами проверки, а также пояснением директора общества.

В ходе проведения проверки не установлено обращения ООО «АН «Ключ» к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, что подтверждается материалами информационно-аналитического дела, материалами проверки и пояснением.

Исходя из изложенного, обществом не исполнена работа по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По результатам проверки в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО, рассмотрев указанное административное дело, вынес постановление от 17.02.2016 №23-16/1 о признании ООО «АН «Ключ» виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и назначил обществу административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьёй 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом N 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предприятие относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 утверждены требования к правилам внутреннею контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями (далее - требования к правилам внутреннего контроля).

На основании п. 2 указанных требований, правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 требований, правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации.

ООО «Агентство недвижимости «Ключ» правила внутреннего контроля не разработаны.

Согласно копии формы 2-КПУ, имеющейся в материалах информационно-аналитического дела № 514005088, специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля общества значится ФИО1

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанное гей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Специальное должностное лицо общества, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля не соответствует квалификационным требованиям, поскольку им не проходилось повышение уровня знаний в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ФИО1 имеет свидетельство ЦИ №СО-450068 от 23.12.09).

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства №492 от 29.05.2014, требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в том числе специальных должностных лиц, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих обучение, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

В соответствии с приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее -Приказ № 203), обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Организации, в соответствии с Приказом № 203, обязаны предпринимать ряд мер, а именно:

- утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- разработать программу обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

- организовать проведение/прохождение инструктажей сотрудников в соответствии с вышеуказанным приказом;

- проводить учет прохождения сотрудниками организации обучения.

Согласно представленным к проверке документам и пояснению, в обществе указанные мероприятия не осуществляются.

В перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма включаются следующие сотрудники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации;

в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с
 должностными обязанностями курирующий вопросы организации и
 осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации
 (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
 терроризма;

г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное
 за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия
 легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
 финансированию терроризма и программ его осуществления (далее -
 специальное должностное лицо);

д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии
 должности в штате организации или филиала, либо сотрудник,
 осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

е) руководитель юридического подразделения организации (филиала)
 либо юрист организации (при наличии);

ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала),
 при наличии;

з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению
 руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации
 (филиала) и ее клиентов.

В соответствии с п. 6 Приказом №203 в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение надлежит проводить в следующих формах:

а) вводный инструктаж;

б) дополнительный инструктаж;

в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых
 знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской
 Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
 полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также
 формирования и совершенствования системы внутреннего контроля
 организаций, программ её осуществления и иных организационно-
 распорядительных документов, принятых в этих целях);

г) повышение уровня знаний в сфере противодействии легализации
 (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
 терроризма.

Проверкой установлено, что обучение в форме вводных и дополнительных инструктажей в обществе не осуществлялось, что подтверждается материалами проверки.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п.п. 1.1, 1.2 и 1.4 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Согласно п. 3 ст. 7 Федеральною закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год.

Приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 утверждено Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В соответствии с п. 2.1 указанного положения идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:

- установление определенных поди. 1 п. 1 ст. 7 Федеральный закон Л» 115-ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;

- проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6 Федеральный закон № 115-ФЗ;

- определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;

- выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

- оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;

- обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

Согласно п. 2.5 указанного положения результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

В ходе проведения проверочных мероприятий не установлены клиенты общества подвергнутые идентификации, что подтверждается материалами проверки, а также пояснением директора общества.

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N ПО организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное п. 1 ст. 7.4 Федерального закона № 115-ФЗ (Глава VI настоящей Инструкции).

В соответствии с п. 6.3 Инструкции о представлении информации, информация о мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, примененных индивидуальным предпринимателем в период с 31 июля 2013 года по 10 июня 2015 года, представляется в порядке, определенном Инструкцией, не позднее 30 дней с даты вступления в силу Приказа (Приказ вступил в силу 10 июня 2015 года).

Указанная информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 2-ФМ. Формат формализованного электронного сообщения (ФЭС 2-ФМ) применяется по истечении 30 дней, следующих за днем размещения на официальном сайге Росфинмониторинга. Размещен на официальном сайте Росфинмониторинга http://www.fedslTH.ru - 16.09.2015 (указанная информация доводилась до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом Информационным письмом Росфинмониторинга от 22.09.2015 № 48).

Обществом требуемая проверка не проводилась, информация в должном виде и в установленный срок в Росфинмониторинг не представлялась.

Кроме того, в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.4 Инструкции о представлении информации, организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (Глава VII настоящей Инструкции).

В соответствии с п. 7.5 Инструкции о представлении информации, информация о результатах всех проверок, проведенных индивидуальным предпринимателем в период с 31 июля 2013 года по 10 июня 2015 года, представляется в порядке, определенном Инструкцией. Передача такой информации осуществляется в срок, самостоятельно определяемый организацией или индивидуальным предпринимателем, но не превышающей срок, в который организацией и индивидуальным предпринимателем должна быть передана информация о результатах первой проведенной проверки после вступления в силу Приказа.

Вместе с тем, Информационным письмом Росфинмониторинга от 26.10.2015 №49, доведено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представить в Росфинмониторинг информацию обо всех проверках за период с 31 июля 2013 года до 10 июня 2015 года не позднее даты представления информации о результатах очередной проверки, проведенной после 22 ноября 2015 года, в порядке, предусмотренном п. 7.6 Инструкции.

Обществом требуемая проверка не проводилась, информация в должном виде и в установленный срок в Росфинмониторинг не представлялась.

В соответствии с п. 10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ порядке сведений об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 №27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к «Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности» при постановке организации на учет в Росфинмопиторинге.

Согласно информационного письма Росфинмониторинга от 17.01.2013 № 24 «Об изменении порядка предоставления информации поднадзорным организациям Росфинмониторинга», доступ организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и информации об изготовлении комплекта АРМ "Организация" и подключении к серверу приема информации Росфинмониторинга будет осуществляться только с помощью Личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы но финансовому мониторингу (далее - Портал) по адресу https://portal.fedsfm.ru/.

На основании изложенного, организации осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом обязаны идентифицировать лиц находящихся на обслуживании на предмет их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

В ходе проведения проверки не установлены обращения ООО «АН «Ключ» к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, что подтверждается материалами информационно-аналитического дела, материалами проверки и пояснением.

Таким образом, обществом не исполнена работа по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о несоблюдении обществом законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля в порядке исполнения обязанностей, возложенных Законом N 115-ФЗ.

Вина общества выражается в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для соблюдения вышеуказанных требований действующего законодательства при отсутствии доказательств наличия объективных и не зависящих от воли юридического лица обстоятельств, препятствующих осуществлению обязанностей, установленных Законом N 115-ФЗ надлежащим образом.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.

Доводы общества о том, что копия постановления им не была получена, что подтверждается отметкой органа почтовой связи на конверте, возвращенном отправителю, судом не принимается, поскольку согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 № 221 почтовое отправление возвращается по обратному адресу, в частности, при отказе адресата (его законного представителя) от его получения, а также при отсутствии адресата по указанному адресу.

В связи с изложенным, днем вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении будет являться дата поступления копии постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, его вынесшим, указанная на возвращенном почтовом извещении (29.03.2016), по мотиву отсутствия лица, привлекаемого к административной ответственности либо уклонения данного лица от получения постановления.

Кроме того, генеральный директор ФИО2 была ознакомлена с Приказом № 2-Н от 13.01.2016 об осуществлении проверки соблюдения требований законодательства о ПОД/ФТ и сроках проведения указанной проверки, о чем в соответствующей строке Приказа № 2-Н от 13.01.2016 имеется подпись генерального директора ООО «АН «Ключ» ФИО2

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей заявитель должен был своевременно предпринять необходимые меры по соблюдению законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля в порядке исполнения обязанностей, возложенных Законом N 115-ФЗ.

Доказательств объективно препятствующих заявителю исполнить требования законодательства, в материалы дела не представлено.

Таким образом, наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными материалами дела.

Заявителем не представлено доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого постановления, в связи с чем, требования общества удовлетворению не подлежат.

Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок привлечения общества к административной ответственности заявителем не оспаривается.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен.

Согласно статье 4.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Ответственность за данное правонарушение для юридических лиц предусмотрена в виде наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как установлено судом, общество ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, кроме того, к моменту проверки не осуществляло деятельность по предоставлению посреднических услуг, в связи с чем, выявленные правонарушения не повлекли причинение существенного вреда, а также угрозы причинения вреда общественным отношениям в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в связи с этим суд пришел к выводу, что административным органом верно назначен штраф за данное правонарушение в минимальном размере, установленным санкцией статьи.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обществом совершено правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и оспариваемое постановление управления является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Судья Н.И. Волова