ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-16914/20 от 14.09.2020 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   14 сентября 2020 года

Полный текст решения изготовлен            18 сентября 2020 года

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Лебедевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания   Киричковой Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Аксайского района (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 18.11.2002, ИНН: <***>)

к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 09.02.2018)

о взыскании суммы субсидии в размере  213 397,50 рублей,

при участии:

от истца: ФИО2 (доверенность от 03.03.2020 № 01),

от ответчика: ФИО3 (доверенность от 14.03.2019),

установил: Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Аксайского района обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о взыскании субсидии в размере 23 397,50 рублей.

Представитель истца представил письменные возражения на отзыв ответчика. Суд определил приобщить документы к материалам дела.

Представитель истца поддержал заявленное требование в полном объеме.

Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении заявления.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

11.10.2018 индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - ФИО1, ответчик, Получатель) обратилась в Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Аксайского района (далее - управление, истец) с заявлением о предоставлении субсидии, связанной с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства в размере 172 623 рублей 50 копеек из расчета ставки субсидии за счет средств федерального и областного бюджетов на 1 гектар посевной площади 93,31 рубля.

Рассмотрев заявление ФИО4 и документы к нему между Управлением и ФИО5 было заключено соглашение № 12 от 24.10.2018 о предоставлении субсидии, связанной с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства (далее Соглашение), согласно которому предметом соглашения являлось предоставление субсидии, связанной с оказанием несвязанной поддержки в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса   агротехнологических   работ,   повышение   уровня   экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, имея в виду приобретение дизельного топлива на проведение агротехнологических работ (далее - Субсидия).

В связи с изданием Распоряжения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 26.11.2018 № 88 «Об утверждении размера ставок субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) - на 1 гектар площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, в 2018 году» размер ставки субсидии увеличился до 115,35 рублей на 1 гектар посевной площади и было заключено дополнительное соглашение от 05.12.2018 № 1 к соглашению о предоставлении субсидии от 24.10.2018 № 12 (далее - дополнительное Соглашение). Согласно дополнительному Соглашению Субсидия была предоставлена ФИО1 в размере 213 397 рублей 50 копеек.

Управление перечислило ФИО1 средства гранта в сумме 213 397 рублей 50 копеек, что подтверждается копиями платежных поручений от 09.11.2018 № 104413 - на сумму 150 182,43 рублей, от 09.11.2018 № 104406 - на сумму 22 441,07 рублей, от 13.12.2018 № 229094 на сумму 35 473,38 рублей и от 13.12.2018 № 229096 на сумму 5 300,62 рублей.

По результатам проверки соблюдения Администрацией Аксайского района -получателем в 2018 году иных межбюджетных трансфертов, связанных с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, в рамках реализации Областного закона Ростовской области от 22.10.2005 № 372-ЗС «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере сельского хозяйства» установлено, что ИП главой К(Ф)Х ФИО1 подана заявка на получение субсидии по несвязанной поддержке и получена субсидия по понесенным затратам под урожаи 2017 года (озимые культуры, посеянные осенью 2016 года и яровые, посеянные весной 2017) в сумме 213 397,50 рублей. В тоже время, согласно выписке из ЕГРИП датой регистрации ИП глава КФХ ФИО1 является 09.02.2018  По итогам проверки управлению было рекомендовано организовать работу по возврату в областной бюджет субсидии, предоставленной сельхозтоваропроизводителям с нарушением условий и порядка, установленных при ее предоставлении.

Управление направило в адрес ФИО1 уведомление от 30.01.2020 № 63.11/118, в котором уведомило о расторжении Соглашения в одностороннем порядке и потребовало возвратить полученную субсидию в сумме 213 397,50 рублей в бюджет в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления по прилагаемым реквизитам.

Уведомление от 30.01.2020 № 63.11/118 было получено ответчиком 02 февраля 2020 года, что подтверждается уведомлением о вручении заказной корреспонденции.

Пунктом 4.2. Положения предусмотрено, что в случае нарушения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных управлением сельского хозяйства и (или) органами государственного (муниципального) финансового контроля, управление сельского хозяйства письменного уведомляет сельскохозяйственного товаропроизводителя об одностороннем отказе от исполнения Соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о возврате в бюджет Аксайского района полученных ранее средств областного бюджета в полном объеме.

Пунктами 4.3. и 4.4. Положения определено, что Получатель субсидии обязан в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления перечислить полученную субсидию в управление сельского хозяйства для дальнейшего перечисления в областной бюджет в полном объеме. В случае не перечисления получателем субсидии полученной субсидии в бюджет Аксайского района указанные средства взыскиваются в судебном порядке.

Денежные средства до настоящего времени не возвращены.

Поскольку в добровольном порядке предприниматель средства гранта не возвратил, Управление 05.06.2020 обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя денежных средств, полученных в качестве гранта.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

На основании части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Постановление Правительства Ростовской области от 20.01.2012 № 37 «О порядке расходования субвенции на осуществление полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства и осуществлению мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения муниципальным образованиям» устанавливает порядок расходования субвенции, предоставляемой из областного бюджета, в том числе осуществляемой за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, на осуществление государственных полномочий Ростовской области по поддержке сельскохозяйственного производства и осуществлению мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (далее - субвенция) муниципальным образованиям. Согласно данного постановления предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Ростовской области осуществляется на основании соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключенных между министерством и администрациями муниципальных образований.

Между министерством сельского хозяйства Ростовской области и Администрацией Аксайского района заключено соглашение от 05.10.2018 № 34 «О предоставлении из областного бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования, связанных с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2018 году».

Порядок предоставления указанного вида государственной поддержки регламентирован Положением о порядке предоставления субсидии, связанной с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства, утвержденным постановлением Администрации Аксайского района от 04.10.2018 № 652 (далее - Положение).

Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что управление является главным распорядителем бюджетных ассигнований, выделенных на указанные цели и уполномоченным органом Аксайского района по распределению средств, поступивших из областного и федерального бюджетов.

Согласно пункта 6.3. Соглашения расторжение Соглашения возможно в случае нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии.  

Согласно пункта 2.12. Положения сельскохозяйственные товаропроизводители несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за предоставление управлению сельского хозяйства заведомо ложной информации.

В соответствии с пунктом 2.2. Положения для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель направляет заявку на получение субсидии, содержащую в том числе реестр земельных участков пашни, находящихся на территории Аксайского района и использовавшихся сельскохозяйственным товаропроизводителем под урожай года, предшествующего текущему, с указанием их кадастровых номеров и площадей. Данные, указанные в реестре, должны соответствовать сведениям, указанным в первичных учетных документах и бухгалтерской отчетности получателя субсидии.

ФИО1 была направлена в управление заявка на предоставление субсидии, а также реестр земельных участков пашни, использовавшихся сельскохозяйственным товаропроизводителем под урожай года, предшествующего текущему (под урожай 2017 года, в том числе озимые культуры 2016 года и яровые 2017года).     

На основании заявки на получение субсидии и приложенных к ней документов было принято решение о предоставлении субсидии ФИО1 и было заключено Соглашение № 12 от 24.10.2018.

Как следует из материалов дела, в нарушение требований Соглашения и Положения ФИО1 были предоставлены недостоверные сведения в части направления заявки на получение субсидии, содержащую, в том числе, реестр земельных участков пашни, находящихся на территории Аксайского района и использовавшихся сельскохозяйственным товаропроизводителем под урожай года, предшествующего текущему, с указанием их кадастровых номеров и площадей.

А именно, ФИО1 была зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей как Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 09.02.2018, а реестр земельных участков пашни, использовавшихся сельскохозяйственным товаропроизводителем под урожай года, предшествующего текущему (под урожай 2017 года, в том числе озимые культуры 2016 года и яровые 2017 года) был предоставлен не соответствующий действительности (соответственно недостоверный), так как данные земельные участки под урожай 2017 года, в том числе озимые культуры 2016 года и яровые 2017 года использовались не ИП глава КФХ ФИО1, а индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО6 (умершим супругом ФИО1).

Ответчик возражая против удовлетворения заявления, указала, что ИП глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 была зарегистрирована 09.02.2018, все работы в области растениеводства велись на принадлежащих умершему супругу полях (приобретенных в собственность и на основании договоров аренды), с использованием, находящейся у супруга в собственности сельскохозяйственной техники, при сотрудничестве специалистов, имеющих трудовые контракты, с выполнением различных обязательств по имеющимся договорам с покупателями и поставщиками, на основании универсального правопреемства при наследовании (наследственное дело № 88/2017 от 12.10.2017).

Суд, рассмотрев доводы ответчика, пришел к следующим выводам.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств определяет Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).

Согласно статье 10 Закона о КФХ наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1179 ГК РФ после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением при этом правил статей 253 - 255 и 257-259 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 указанной статьи, если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается.

Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Пункт 15 Постановления Пленума N 9 разъясняет, что имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также если их переход в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими федеральными законами (статья 418, часть вторая статьи 1112 ГК РФ). В частности, в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства (раздел V Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ), права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования (статья 701 ГК РФ), поручения (пункт 1 статьи 977 ГК РФ), комиссии (часть первая статьи 1002 ГК РФ), агентского договора (статья 1010 ГК РФ).

Ввиду изложенного, учитывая, что имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя,  а также, учитывая, что статус индивидуального предпринимателя, как и статус индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства, состоящего из единственного члена не наследуются, соответственно статус ИП главы КФХ неразрывно связан с личностью наследодателя (ФИО6) и имущественные права и обязанности ИП глава КФХ ФИО6 не могут быть включены в наследственную массу, в том числе, получение субсидии на посевы, произведенные ИП главой КФХ ФИО6 - умершим супругом ответчика.

Таким образом, установленные в ходе судебного разбирательства факты предоставления недостоверных сведений были направлены на получение предпринимателем субсидии в нарушение установленного порядка, в связи с чем, исковые требования Управления являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика. В связи с этим с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 7 268 рублей. 

            Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 09.02.2018) 213 397,50 руб., полученных в качестве субсидии, из них:

в счет возмещения средств федерального бюджета – 185 655,81 руб.;

в счет возмещения средств областного бюджета - 27 741,69 руб. по реквизитам: Получатель: УФК по Ростовской области (Аксайрайсельхозуправление, л/счет <***>)

ИНН <***> / КПП 610201001 Банк получателя: Отделение Ростов-на-Дону Р/счет <***> ОКТМО-60602000

Назначение платежа: КБК 90321805030050000150 КЦ18-Г32 Возврат субсидии прошлых лет на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства соглашение №12 от 24.10.2018 года. Без НДС.

Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 09.02.2018) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7 268,00 руб.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                                            Ю.В. Лебедева