ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-173/09 от 20.04.2009 АС Ростовской области

Арбитражный суд Ростовской области

344002, ул. Станиславского 8а, г. Ростов-на-Дону

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

24 апреля 2009 г. № дела А53-173/2009

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2009 г.

Решение в полном объеме изготовлено 24 апреля 2009г

Арбитражный суд в составе

Председательствующего судьи Комурджиевой И.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.А.Дрижак

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области

3-и лица: УФНС России по Ростовской области, МУП Бюро Технической Инвентаризации, ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» Ростовский филиал

о признании незаконными и отмене решения Федеральной Антимонопольной службы от 05.12.2008 № 8473/04 и предписания Федеральной Антимонопольной службы от 05.12.2008 № 8474/04 как несоответствующих действующему законодательству

при участии:

от заявителя: Балакин К.Г., доверенность № 78 от 03.03.2009 года,

от УФАС по РО: Воронина М.А., доверенность от 12.01.2009 № 10,Акопян Т.С., доверенность № 11 от 12.01.2009 года,

от УФНС России по РО: Чернякова К.Н., доверенность от 02.02.2009 № 06-23/84,

от МУП Бюро технической инвентаризации: представитель не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Ростовский филиал: Сидоренко А.В. доверенность № 68 от 10.12.2008, Плашкарева Н .Г. доверенность №9 от 27.03.2009г.

установил:

ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральной антимонопольной службе Управления по Ростовской области

3-и лица: УФНС России по Ростовской области, МУП Бюро Технической Инвентаризации, о признании незаконными и отмене решения Федеральной Антимонопольной службы от 05.12.2008 № 8473/04 и предписания Федеральной Антимонопольной службы от 05.12.2008 № 8474/04 как несоответствующих действующему законодательству.

В ходе предварительного судебного заседания представитель УФАС по РО ходатайствовал о привлечении третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» Ростовский филиал.

Суд удовлетворил ходатайство и привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» Ростовский филиал .

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, предоставил дополнительные пояснения от 15.04.2009г. В частности, представитель пояснил, что при рассмотрении дела 18.03.2009г., представитель ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» подтвердил, что данной организацией была произведена инвентаризационная оценка недвижимого имущества, принадлежащего гражданину Антоненко С. В., на основании обращения последнего, на возмездной основе. То есть, оплату за предоставленные услуги от физического лица ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» получило.

Инспекция ФНС России по г. Таганрогу своими действиями и бездействиями не препятствовала осуществлению деятельности ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ», по роду своей основной деятельности, последняя получила доход от выше указанного физического лица гражданином Антоненко С. В.. Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено уменьшение налогооблагаемой базы, при предоставлении налогоплательщиком противоречивых сведений в отношении объекта налогообложения. В данном случае гражданин Антоненко С. В., представил в ИФНС России по г. Таганрогу документы, уменьшающие инвентаризационную стоимость недвижимости в три раза (по данным ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»).Принятие инспекцией данной информации от физического лица, произведшего самостоятельно переоценку стоимости объекта налогообложения, как руководство к уменьшению налогооблагаемой базы, соответственно означало бы предоставление налоговой выгоды группе конкретных налогоплательщиков (физических лиц), что противоречит принципиальной позиции государства по реформированию налоговой системы страны в части введения индивидуальных (частных) налоговых льгот и создало бы опасный прецедент для постановки вопроса по аналогичной ситуации со стороны других категорий налогоплательщиков важнейших отраслей экономики, что в условиях финансового кризиса и нерешенности проблемы дефицита консолидированного бюджета представляется крайне нежелательным и неоправданным. Такая позиция подтверждается ст. 56 части первой НК РФ, в соответствии с которой нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.

Представители антимонопольной службы возражали против удовлетворения требований ,предоставили дополнительные пояснения по делу от 17.04.2009г №2787/04.В частности, представители пояснили,что Ростовский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» создан на основании приказа ФГУП «Ростехинвентаризация» от 14.05.2003г. №93/61-1, является обособленным подразделением Федерального государственного унитарного предприятия «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» и аккредитован на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ростовской области, о чем произведена запись в реестре аккредитованных организаций от 27.10.2007г. №149.

Таким образом, ФГУП «Ростехинвентарзация - Федеральное БТИ» является специализированным предприятием, имеющим право осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ростовской области, без заключения договора с МУП БТИ г. Таганрога, следовательно, данные об инвентаризационной стоимости имущества, принадлежащих гражданам на праве собственности, выполненные вышеуказанной организацией на территории города Таганрога, являются основанием для расчета (перерасчета) ИФНС по г. Таганрогу налога на имущество физических лиц и должны быть приняты ИФНС по г. Таганрогу.

Ссылка заявителя на то, что данные об инвентаризационной стоимости, выполненные третьим лицом не могут быть приняты ИФНС по г. Таганрогу по причине того, что предоставляются на бумажных носителях, а не в электронном виде так же не состоятельна, так как Приказом Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 № 36/БГ-3-08/67 «Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества» установлено, что сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество физических лиц, направляются на магнитных или бумажных носителях.

Пояснения приобщены к материалам дела.

Представитель третьего лица от МУП Бюро технической инвентаризации в судебное заседание не явился. Согласно почтового уведомления определение об отложении слушания дела на 06.04.2009г получено представителем МУП Бюро технической инвентаризации .

Представители ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Ростовский филиал возражали против удовлетворения требований. Пояснили, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 01 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" и утвержденным им Положением технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации Технической Инвентаризации - унитарные предприятия, управления, центры, бюро, методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

Кроме того, согласно п.З, п.9 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда, полученные по результатам проведения специализированными государственными и муниципальными организациями янтарные предприятия, службы, управления, центры, бюро) технической инвентаризации, обязательны для применения при исчислении и контроля базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере.

В соответствии с Положением "Об аккредитации федеральным агентством объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 5.04.2005г. N 70 (далее - Положение), необходимым условием деятельности организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является их аккредитация Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.

Таким образом, ФГУП «Ростехинвентарзация - Федеральное БТИ» является специализированным предприятием, имеющим право осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ростовской области, без заключения договора с МУП БТИ г. Таганрога, следовательно, данные об инвентаризационной стоимости имущества, принадлежащих гражданам на праве собственности, выполненные вышеуказанной организацией на территории города Таганрога, являются основанием для расчета (перерасчета) инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу налога на имущество физических лиц. Следовательно, ИФНС России по г. Таганрогу путем неправомерного отказа в принятии данных об инвентаризационной стоимости имущества, выполненных заявителем, создала ситуацию, при которой налогоплательщики вынуждены обращаться для получения вышеуказанных данных только в МУП «БТИ».

Представитель третьего лица УФНС по Ростовской области настаивал на удовлетворении требований согласно представленных ранее в судебное заседание отзывов.

Изучив представленные документы, выслушав мнение лиц ,участвующих в деле, суд установил следующее.

Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функцию по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства непосредственно и через свои территориальные органы.

При реализации данной функции антимонопольный орган наделен полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В силу статей 1,2 Федерального закона « О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 года N 943-1 (по состоянию на 27.07.2006 N 137-ФЗ ) налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Согласно статье 6 Федерального закона « О налоговых органах Российской Федерации» главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и настоящим Законом.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.

В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным Кодексом (пункт 1 статьи 82). Налоговые органы, в свою очередь, составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов (пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 и 2 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").

Исчисление налогов на имущество физических лиц производится налоговыми органами (статья 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц").

В соответствии с ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц отнесен к категории местных налогов.

Согласно п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Порядок уплаты налога на имущество физических лиц, его ставки определены Законом РФ от 09.12.1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и ч. 2 НК РФ.

В соответствии с ст. 2 Закона № 2003-1, объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а его плательщиками - физические лица, являющиеся собственниками указанного имущества (ст. 1). Основным условием для уплаты налога является наличие на территории РФ у них в собственности имущества, признаваемого Законом "О налогах на имущество физических лиц" объектом налогообложения. Согласно ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах, а обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Закон "О налогах на имущество физических лиц" связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения физическим лицом права собственности. Право собственности и другие вещные права на движимое имущество возникают у физического лица с момента государственной регистрации этого имущества (ст. 131 ГК РФ, ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

В силу ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налогов производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

В соответствии с действующим в РФ законодательством п.4 статьи 5 закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» данные об инвентаризационной стоимости, в налоговую инспекцию, представляют органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта, по состоянию на 1 января текущего года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства»

Приказом Госстроя России от 8 декабря 2000г. ГУП «Ростехинвентаризация» назначено уполномоченным на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" и утвержденным им Положением технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

Приказом Минэкономразвития РФ от 5 апреля 2005 г. N 70 утверждено Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Государственное предприятие Бюро технической инвентаризации производит инвентаризационную оценку жилого помещения.

Согласно п.2,4 Приказа Госстроя РФ N 36, МНС РФ N БГ-3-08/67 от 28.02.2001"Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.04.2001 N 2674) организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

Сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество физических лиц, направляются на магнитных или бумажных носителях согласно форме справки .

Сведения об объектах недвижимого имущества, находящегося во владении юридического лица, представляются на магнитных или бумажных носителях по мере проведения инвентаризации и включения объектов в единый реестр объектов недвижимости согласно форме справки .

Указанные справки в электронном виде представляются в налоговые органы с соблюдением структуры и форматов текстовых файлов.

В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 этой части, обязательные для исполнения предписания, предусмотренные данным пунктом.

02 декабря 2008г за номером 8473/04 от 05 декабря 2008г. комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства№849 23.10.2008г. (вх. №9461) и вынесено решение по заявлению ГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Ростовский филиал (далее заявитель) в Ростовское УФАС России о необоснованном препятствовании в доступе на рынок услуг по осуществлению технической инвентаризации объектов капитального строительства, выразившемся в непринятии инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу данных об инвентаризационной стоимости имущества, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, изготовленных заявителем.

Антимонопольным органом было установлено, что налогоплательщик Антоненко С.В. обратился в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу с заявлением о принятии данных об инвентаризационной стоимости имущества, изготовленных заявителем, для перерасчета налога на имущество физических лиц. На обращение вышеуказанного налогоплательщика ИФНС по г. Таганрогу ответило отказом, выраженном в письме от 05.08.2008г № П. 10/19941 по причине отсутствия договора между муниципальным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» г. Таганрога далее МУП БТИ) и отделением по г. Таганрогу Ростовского филиала ФГУП Ростехинвенатризация» об исполнении работ по оценке объектов налогообложения налога на имущество физических лиц.

Антимонопольный орган установил, что заявитель- отделение по г. Таганрогу Ростовского филиала ФГУП Ростехинвенатризация» имеет аккредитацию на право осуществлять технический учет объектов капитального строительства на территории Ростовской области. В соответствии с Положением "Об аккредитации федеральным агентством объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005г. N 70 необходимым условием деятельности организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является аккредитация Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. В соответствии с п. 3.11 Положения в случае аккредитации заявителю выдается свидетельство об аккредитации. В свидетельстве указывается объект Российской Федерации, на территории которого заявитель может осуществлять технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства. В случае необходимости получения аккредитации на территории нескольких субъектов Российской Федерации заявитель получает свидетельство на территории каждого субъекта Российской Федерации.

Антимонопольный орган установил ,что Ростовский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» создан на основании приказа ФГУП «Ростехинвентаризация» от 14.05.2003г. №93/61-1, является обособленным подразделением Федерального государственного унитарного предприятия «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» и аккредитован на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ростовской области, о чем произведена запись в реестре аккредитованных организаций от 27.10.2007г. №149.

Таким образом, ФГУП «Ростехинвентарзация - Федеральное БТИ» является специализированным предприятием, имеющим право осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ростовской области, без заключения договора с МУП БТИ г. Таганрога.

Антимонопольный орган пришел к выводу, что данные об инвентаризационной стоимости ,выполненные Ростовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» являются основанием для расчета (перерасчета) инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу налога на имущество физических лиц.

«Следовательно, ИФНС России по г.Таганрогу путем неправомерного отказа в принятии данных об инвентаризационной стоимости имущества, выполненных заявителем, создала ситуацию, при которой налогоплательщики вынуждены обращаться для получения вышеуказанных данных только в МУП «БТИ»» ( Решение УФАС от 02 декабря 2008 г л.д.90,т.1 ).

Антимонопольный орган усмотрел в действиях налоговой службы ,выразившихся в отказе от принятия справок об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, выполненных Ростовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ»,создавших для последнего препятствия в доступе на рынок услуг по осуществлению технической инвентаризации объектов недвижимости, а так же установивших для налогоплательщика ограничения выбора организации технической инвентаризации, нарушения п.п.2,5 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которым запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами , а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

В связи с чем , инспекция Федеральной налоговой службы по г.Таганрогу признан нарушившей п.п.2.,5 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выдано предписание о прекращении нарушения требований п.п.2,5 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Предписанием №311 от 05.12.2008г №8474\04 о прекращении антимонопольного законодательства антимонопольный орган предписал ИФНС по г.Таганрогу в срок до 22.12.2008г Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу, в срок до 22.12.2008г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в отказе от принятия справок об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, выполненных Ростовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу в срок до 22.12.2008г. прекратить отказывать в принятии данных об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, выполненных организацией, имеющей аккредитацию на право осуществлять технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства на территории Ростовской области.

Инспекция ФНС России по г.Таганрогу Ростовской области, полагая, что не совершала нарушения антимонопольного законодательства, решение и предписание являются незаконными, обратилась в арбитражный суд .

Суд, изучив представленные документы. выслушав мнение лиц, участвующих в деле, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Согласно представленного дела №849 от 01.11.2008 основанием для возбуждения дела антимонопольным органом послужило заявление ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ « Ростовский филиал (л.д.81-82) Из которого, в частности, следует, что в адрес Ростовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное » поступили служебная записка начальника отделения филиала по г. Таганрогу от 04.09.2008 о нарушении налоговой службой г. Таганрога закона «О защите конкуренции» и письма из инспекции Федеральной налоговой службы г. Таганрогу Ростовской области от 05.08.2008 № 27.10/19941 о том, что согласно пункта 1.3 Приказа Минстроя России от 04.04.1992 года № 87 оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, осуществляется только местными бюро технической инвентаризации, и таким образом, данные об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, выданные отделениями ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» не являются для налоговых органов основанием для исчисления (перерасчета) налога на имущество физических лиц. Отказ от принятия справок об инвентаризационной стоимости ,выполненных подразделениями Ростовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ»», нарушает, по мнению заявителя жалобы , действующее законодательства, ФЗ «О защите конкуренции».

Из письма заместителя начальника ИФНС России по г.Таганрогу от 05.08.2008 № 27.10/19941 направленному гражданину Антоненко С.В.(л.д.42 т.1) следует, что согласно п.п.13 п.1 Приказа Минстроя России от 04.04.1992г. №87 исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации (МУП БТИ),которые ,при необходимости ,привлекают на договорной основе страховые ,проектные ,строительные и иные организации. В настоящее время не заключен договор между МУП БТИ г.Таганрога и отделением по г.Таганрогу Ростовского филиала ФГУП об исполнении работ по оценке объектов налогообложения налог на имущество физических лиц . Таким образом, исчисление налогов на имущество физических лиц должно осуществляться на основании сведений об оценке недвижимого имущества ,представляемых в налоговые органы из МУП БТИ .На основании изложенного ИФНС по г.Таганрогу не вправе учитывать для налогообложения сведения об инвентаризационной оценке недвижимости, определенную филиалом БТИ.

Из представленного в материалы дела заявления Антоненко С.В. ,направленному в ИФНС по г.Таганрогу (л.д.43 т.1), следует,что заявитель просит принять от него справку с БТИ и пересчитать имущественный налог. Согласно штампа «входящий ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области от 31 июля 2008г №15257» заявление было принято, на нем стоит резолюция «подготовить ответ, сослаться на законодательные акты».В качестве приложения представлена справка Федерального бюро технической инвентаризации Ростовский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ « Таганрогское отделение.

Таким образом, из представленных документов следует,что такое действие как «принятие справок об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости ,выполненных Ростовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация»» налоговой инспекцией г.Таганрога совершается,об этом свидетельствует входящий штамп ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области от 31 июля 2008г №15257», письмо заместителя начальника ИФНС России по г.Таганрогу от 05.08.2008 № 27.10/19941 направленное гражданину Антоненко С.В.(л.д.42 т.1) ,что свидетельствует об отсутствии события нарушения, установленного антимонопольным органом. Антимонопольным органом не представлены доказательства в отказе от принятия справок от налогоплательщиков, юридических лиц со стороны ИФНС по г.Таганрогу.

Обязанность Ростовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ « Таганрогское отделение как органа осуществляющего техническую инвентаризацию направлять данные о технической инвентаризации объектов указана в п.4 статьи 5 закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» согласно которого , данные об инвентаризационной стоимости, в налоговую инспекцию, представляют органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации ежегодно до 1 марта, по состоянию на 1 января текущего года. А также в п.2,4 Приказа Госстроя РФ N 36, МНС РФ N БГ-3-08/67 от 28.02.2001"Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.04.2001 N 2674) указано,что организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

ФГУП «Ростехинвентаризация» Федеральное БТИ Ростовский филиал Таганрогское отделение исполняет данную обязанность и направляет сведения в ИФНС России по г.Таганрогу (л.д.5,6, т.1) ,сведения принимаются согласно входящих штампов ИФНС .

При этом направление данных об инвентаризационной стоимости осуществляется органами технической инвентаризации в силу закона, и доказательств совершения незаконных действий налоговой инспекцией выразившихся в непринятии справок, сведений инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах антимонопольный орган не представил.

В тоже время, исходя из текста жалобы, писем налоговой инспекции , заявления в налоговую инспекцию налогоплательщика Антоненко, возражений налоговой инспекции представленных в ходе рассмотрения дела в антимонопольном органе, фактическим основанием для обращения Ростовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация»- Федеральное БТИ « Таганрогское отделение в антимонопольный орган послужило не совершение действий налоговой инспекцией г.Таганрога по непринятию справок об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, а отказ налоговой инспекции производить расчет (перерасчет ) налога на недвижимое имущество граждан исходя из данных инвентаризационной стоимости, изложенных в справках Ростовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ « Таганрогское отделение. При этом мотивирует налоговая инспекция отказ в расчете (перерасчете) налога на недвижимое имущество граждан исходя из справок иного ,чем БТИ г.Таганрога органа, тем,что отсутствует договор между этими учреждениями ,производящими техническую инвентаризацию .

Пункт 5 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ №921 от 04.12.00,распоряжения Правительства РФ от 12.03.92 №469-Р,которым было указано, что определение инвентаризационной стоимости объекта относится к компетенции местных бюро технической инвентаризации утратил силу согласно Постановления Правительства РФ от 10.09.2004 №477.На законодательные акты, согласно которым необходим договор между учреждениями ,производящими техническую инвентаризацию налоговая инспекция по г.Таганрогу не сослалась.

ФГУП «Ростехинвентарзация - Федеральное БТИ» полагает,что является специализированным предприятием, имеющим аккредитацию, имеющим право осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Ростовской области, без заключения договора с МУП БТИ г. Таганрога, следовательно, данные об инвентаризационной стоимости имущества, принадлежащих гражданам на праве собственности, выполненные вышеуказанной организацией на территории города Таганрога, являются основанием для расчета (перерасчета) инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу налога на имущество физических лиц.

Следовательно, по мнению ФГУП «Ростехинвентарзация - Федеральное БТИ» , ИФНС России по г. Таганрогу путем неправомерного отказа в принятии данных об инвентаризационной стоимости имущества, выполненных заявителем, создала ситуацию, при которой налогоплательщики вынуждены обращаться для получения вышеуказанных данных только в МУП «БТИ» (л.3 т.2.).

В тоже время,судом установлено , Муниципальное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации» г.Таганрога также имеет свидетельство об аккредитации организации технической инвентаризации на осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности №000145 ,выданное Министерством экономического развития и торговли Федеральным агенством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) (л.д.7 т.2),внесено в Единый государственный реестр юридических лиц согласно представленной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.8 т.2),основной целью деятельности предприятия является проведение работ и оказание услуг по осуществлению технического учета зданий и сооружений, относящихся к объектам недвижимости и находящихся на территории г.Таганрога ( п.2.1 Устава л.д.23,т.2).

Инвентаризационная стоимость представляет собой восстановительную стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы,услуги. Инвентаризационная стоимость имущества может быть определена только органами технической инвентаризации по правилам установленным федеральным законодательством .Данный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2009г №16-Г08-19 по делу ( заявлению) Полтавец Николая Антоновича о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению с момента издания Постановлений главы Администрации Волгоградской области "Об индексации инвентаризационной оценки недвижимого имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности" от 25 сентября 2006 года N 1174, от 28 марта 2007 года N 480 и от 6 мая 2008 года N 554 по кассационной жалобе Администрации Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 30 сентября 2008 года.

Из представленных налоговой инспекцией документов и пояснений следует, что налогоплательщику Антоненко С.В. ИФНС по г.Таганрогу, основываясь на инвентаризационной стоимости имущества произведенной МУП БТИ г.Таганрога, (данный расчет был направлен в ИФНС в установленном законом порядке и сроки), исчислила налог на имущество ,принадлежащее налогоплательщику. Налогоплательщик Антоненко С.В. ,получив налоговое уведомление №180634 на уплату налога на имущество физических лиц за 2008г ( л.47 т.1) обратился в ФГУП «Ростехинвентарзация - Федеральное БТИ» территориальное БТИ «Таганрогское отделение».

ФГУП «Ростехинвентарзация - Федеральное БТИ» территориальное БТИ «Таганрогское отделение» выдало гражданину справку ,исходя из которой инвентаризационная стоимость его имущества оказалась меньше, чем инвентаризационная стоимость имущества, послужившая основанием для расчета налога налоговой инспекцией. С просьбой принять справку ФГУП «Ростехинвентарзация - Федеральное БТИ» территориальное БТИ «Таганрогское отделение» и произвести перерасчет налога налогоплательщик обратился в налоговую инспекцию ( заявление Антоненко С.В. ,направленное в ИФНС по г.Таганрогу (л.д.43 т.1).

Как установлено ранее, налоговая инспекция не препятствовала налогоплательщику в сдаче заявления и справки , приняла документы ,о чем свидетельствует входящий номер корреспонденции ИФНС .Однако налоговая инспекция отказала налогоплательщику в перерасчете налога, исходя из инвентаризационной стоимости имущества, произведенного ФГУП «Ростехинвентарзация - Федеральное БТИ» территориальное БТИ «Таганрогское отделение». Налогоплательщик не оспорил в судебном порядке требование об оплате налога исходя из инвентаризационной стоимости, выполненной МУП БТИ г.Таганрога.

ФГУП «Ростехинвентарзация - Федеральное БТИ» усмотрела нарушение антимонопольного законодательства в действиях налоговой инспекции.

Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 21 декабря 2004г №473 -0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кычанова Николая Тимофеевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 3 и пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» прямо указал, что стоимостной показатель ,на основе которого рассчитывается налоговая база налога на имущество физических лиц Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» четко и ясно установлен- это инвентаризационная стоимость имущества (пункт2 статьи 5) .Далее Конституционный суд указывает, что обращение заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации вызвано тем, что рыночная стоимость принадлежащего ему имущества, исчисленная независимым оценщиком, оказалась ниже инвентаризационной стоимости, рассчитанной органами технической инвентаризации. «Различия в полученных результатах, как было установлено арбитражным судом, возникли из-за того, что независимый оценщик и орган технической инвентаризации, применив один и тот же порядок оценки имущества и одинаковые коэффициенты перевода стоимости в уровень цен 2000 года, использовали разные сборники укрупненных показателей восстановительной стоимости. Именно арбитражные суды призваны проверять правильность и объективность расчета стоимости имущества на основе установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела».

Таким образом, можно прийти к выводу, что вопрос о том, какая из инвентаризационных стоимостей имущества, выполненных разными организациями технического учета должна применяться при расчете налога на имущество законодателем не урегулирован и данный вопрос должен разрешаться в каждом конкретном случае в судебном порядке по заявлениям налогоплательщиков.

Однако данный вопрос не был предметом рассмотрения антимонопольного дела и выводы антимонопольного органа сводятся к тому, что налоговая инспекция не принимает справки подателя жалобы .Нарушение антимонопольного законодательства выразилось « в отказе от принятия справок об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, выполненных Ростовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ»,создавших для последнего препятствия в доступе на рынок услуг по осуществлению технической инвентаризации объектов недвижимости. А так же установивших для налогоплательщиков ограничения выбора организации технической инвентаризации» (решение УФАС л.6 ,л.д.91 т.1).

Судом установлено, что исчисление налогов на имущество физических лиц производится налоговыми органами (статья 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц") на основании сведений органов технической инвентаризации. Организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в установленные законом сроки.

Следовательно, полученные самостоятельно налогоплательщиками сведения об инвентаризационной стоимости их имущества при наличии уже исчисленного и предъявленного к оплате налога дают налогоплательщику право выбора, (а не устанавливает для налогоплательщиков ограничения выбора организации технической инвентаризации), предоставляет право налогоплательщику обжаловать налоговое уведомление об оплате налога с целью уменьшения налогооблагаемой базы, исходя из наименьшей по его мнению , инвентаризационной стоимости имущества.

Согласно подпунктов 2,5 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Антимонопольный орган, вынося оспариваемое решение и предписание не доказал, что ИФНС России по г.Таганрогу путем неправомерного отказа в принятии данных об инвентаризационной стоимости имущества, выполненных заявителем, создала ситуацию, при которой налогоплательщики вынуждены обращаться для получения вышеуказанных данных только в МУП «БТИ»» ( Решение УФАС от 02 декабря 2008 г л.д.90,т.1 ).

Антимонопольный орган не доказал совершение действий налоговой службой ,выразившихся в отказе от принятия справок об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, выполненных Ростовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ»,создавших для последнего препятствия в доступе на рынок услуг по осуществлению технической инвентаризации объектов недвижимости, а так же установивших для налогоплательщика ограничения выбора организации технической инвентаризации, нарушения п.п.2,5 ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которым запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами , а также установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Также не соответствует фактическим обстоятельствам дела предписание антимонопольного органа №311 от 05.12.2008г №8474/04, которым Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу, в срок до 22.12.2008г. следует прекратить нарушение части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в отказе от принятия справок об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, выполненных Ростовским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу в срок до 22.12.2008г. прекратить отказывать в принятии данных об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, выполненных организацией, имеющей аккредитацию на право осуществлять технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства на территории Ростовской области.

Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд полагает, что принимая оспариваемое решение и предписание антимонопольный орган не доказал соответствие их закону, иным нормативным правовым актам.

При подаче заявления заявитель оплатил государственную пошлину в сумме 2 000 рублей согласно платежного поручения №960 от 26.12.2008г. Налоговый орган в силу подп.1п.1 статьи 333.37 Налогового кодекса освобожден от уплаты налога, в связи с чем государственная пошлина подлежат возврату из федерального бюджета заявителю.

Руководствуясь статьями 169,170,198,199,200,201 АПК РФ,суд

РЕШИЛ:

признать незаконными решение Федеральной Антимонопольной службы от 05.12.2008 № 8473/04 и предписание Федеральной Антимонопольной службы от 05.12.2008 № 8474/04 ,вынесенные в отношении ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области .

Возвратить из федерального бюджета ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области

2 000 рублей государственной пошлины оплаченной согласно платежного поручения №960 от 26.12.2008г.

Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в вышестоящую инстанцию.

Судья И.П.Комурджиева