ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-17713/10 от 23.12.2010 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону Дело № А53-17713/2010

“24” декабря 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена “23” декабря 2010 года.

Полный текст решения изготовлен “24” декабря 2010 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:  судьи Воловой Н.И.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Чернухиной Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  ООО «Фортуна».

к Межрайонной МФНС России № 25 по Ростовской области

об оспаривании распоряжения от 20.08.2010 № 4 и требования от 23.08.2010 № 16/26523.

при участии:

от заявителя

от налогового органа – представителя ФИО1 по доверенности от 27.09.10 № 04-09/30472

установил: ООО «Фортуна» (далее – общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными: распоряжения Межрайонной МФНС России № 25 по Ростовской области от 20.08.2010 № 4 и требования от 23.08.2010 № 16/26523.

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, передал ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Ходатайство мотивировано тем, что определением от 18 ноября 2010 года, суд обязал Межрайонную ИФНС России № 25 по Ростовской области представить оригинал письма УФНС России по Ростовской области от 19.08.10 № 12-1-31 /2794@. Определение суда налоговым органом до настоящего времени не исполнено. В связи с тем, что представители общества были заняты подготовкой к судебным заседаниям по делам № А53-22702/2010, А53-6735/2010, назначенным на 23 декабря 2010 года, и неисполнением налоговым органом определения суда по данному делу, представители общества не имеют возможности ознакомиться с документами, которые будут представлены непосредственно в судебное заседание, и не могут подготовиться к слушанию назначенному на 23 декабря 2010 года.

Ходатайство судом отклоняется как не обоснованное по следующим основаниям.

Истребуемый судом документ представлен инспекцией в материалы дела в виде надлежащим образом заверенной копии 08.12.2010.

Ранее, указанный документ представлен инспекцией в материалы дела в виде не надлежащим образом заверенной копии и находится на листах дела 93,94.

Как следует из приписке на заявлении на ознакомление с материалами дела от 1.11.2010 (л.д. 116) представитель общества ознакомлен с материалами дела в объеме с 1 по 109 лист, и сделал фотокопии документов.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что неявка общества в судебное заседание является необоснованной и его действия направлены на затягивание процесса, в то время как срок рассмотрения дела истекает 24.12.2010.

В заявлении, поданном в суд, общество указало, что распоряжение Межрайонной МФНС России № 25 по Ростовской области от 20.08.2010 № 4 не соответствуют ФЗ от 8.8.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора)",ФЗ от 08.08.2001г. N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положениюо лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17.07. 2007 г. N 451. Распоряжение не содержит информации о перечне мероприятий по контролю, о перечне административных регламентов проведения мероприятий по контролю, о целях и задачах проводимой проверки, Поскольку территориальные налоговые органы не являются лицензирующими органами, то они не вправе самостоятельно выносить распоряжение о проведении проверки. В отношении общества в 2009 г. уже была проведена проверки, следующая могла проводится только в 2012 г. В нарушение требований закона № 294-ФЗ сотрудники инспекции предъявили распоряжение на проверку в отсутствие согласования на проведение проверки прокуратуры. Требованием от 23.08.2010 № 16/26523 инспекция истребовала у общества документы, которые ранее представлялись при проверке в 2009 г.

Налоговый орган с заявленными требованиями не согласился, полагает, что распоряжение и требование соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов общества.

Исследовав представленные документы, выслушав пояснения заинтересованного лица, участвующего в деле, суд установил следующее.

Общество состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области.

Общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и имеет лицензию Федеральной налоговой службы от 30.06.2009 № со сроком действия с 30.06.2009 по 29.06.2014.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации утвержден сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2010 год, в соответствии с которым совместно с Федеральной налоговой службой России запланирована проверка общества территориальными налоговыми органами в 3 квартале 2010 (л.д. 89).

Управление ФНС России по Ростовской области поручением от 19.08.2010 № 12-1-31/2794@. в соответствии с заданием Федеральной налоговой службы от 12.08.2010 № ШС-37-2/8968@ поручило Межрайонной Инспекции ФНС России № 25 по Ростовской области, на основании сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2010 год, провести плановую проверку ООО «Фортуна» (ИНН <***>, адрес местонахождения: 344037, Ростов-на-Дону, ул. 20 линия, д. 22, Литер Л.) и местам нахождения обособленных подразделений, в которых имеются признаки осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, на предмет соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, установленных пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451. Установило срок проведения проверки - с 24.08.2010 по 18.09.2010.

Заместителем начальника Межрайонной Инспекции ФНС России № 25 по Ростовской области вынесено распоряжение от 20.08.2010 № 4 «О проведении выездной плановой проверки ООО «Фортуна», имеющего лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах», которым определено провести выездную плановую проверку ООО «Фортуна» (ИНН<***>, адрес местонахождения: 344037, <...>,литерЛ) на предмет соблюдения лицензиатом лицензионных требовании и условий при осуществлении деятельности но организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, установленных пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в
букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах». Установлен срок проведения проверки - с 24.08.2010 по 18.09.2010. Поручено проведение проверки конкретным должностным лицам УФНС России по Ростовской области и территориальных налоговых органов.

Копия распоряжения вручена директору общества 23.08.2010.

Вместе с распоряжением 23.08.2010 обществу вручено требование о предоставлении документов (информации) от 23.08.2010 № 16/26523, которым предложено в течении 10 дней с момента получения требования представить документы.

Общество с распоряжением и требованием не согласилось и оспорило в арбитражный суд.

Требования общества являются не обоснованными по следующим основаниям.

Общество оспаривает распоряжение в связи с тем, что оно не содержит информации о перечне мероприятий по контролю, о перечне административных регламентов проведения мероприятий по контролю, о целях и задачах проводимой проверки.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах" утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее - Положение), в соответствии с которым установлен порядок лицензирования деятельности юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон.

Согласно п. 2 Положения лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Федеральной налоговой службой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки соблюдения лицензиатом требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Закона о защите прав юридических лиц.

В статье 2 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ "  О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона, в распоряжении о проведении мероприятия по контролю указываются: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица

В оспариваемое распоряжении указано о том, что проверка проводится на предмет соблюдения лицензиатом требований и условий при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, установленных пунктом 4 Положения лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 № 451.

Пунктом 4 Положения установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие условий для соблюдения соискателем лицензии и соблюдение лицензиатом требований, установленных частями 1 - 4 статьи 8 и частью 3 статьи 14 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по каждому адресу места осуществления лицензируемой деятельности;

б) соответствие стоимости чистых активов соискателя лицензии (лицензиата) требованиям статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

г) соответствие букмекерских контор и (или) тотализаторов соискателя лицензии (лицензиата) требованиям статьи 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

д) использование лицензиатом касс тотализатора и (или) касс букмекерской конторы, зарегистрированных в налоговом органе в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

е) обеспечение личной безопасности участников азартных игр и (или) пари, иных посетителей игорного заведения и работников соискателя лицензии (лицензиата) во время их нахождения в игорном заведении;

ж) соблюдение лицензиатом правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

з) соблюдение соискателем лицензии и лицензиатом требований, установленных частями 2, 9 и 10 статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

и) соблюдение лицензиатом требований, установленных частями 11 - 13 статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, в распоряжении содержится информация о перечне мероприятий по контролю.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается административный регламент, который имеется у органа государственного контроля (надзора).

Типовой формой распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 24.05.2010 N 199 установлено, что в распоряжении указывается перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю (при их наличии).

Поскольку для проведении проверки соблюдения требований и условий при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах административный регламент не установлен, он не мог быть указан в распоряжении.

Общество оспаривает распоряжение на том основании, что поскольку территориальные налоговые органы не являются лицензирующими органами, то они не вправе самостоятельно выносить распоряжение о проведении проверки.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.07 г. N 451 в настоящее время лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

  Поскольку при принятии оспариваемого распоряжения Межрайонная Инспекция ФНС России № 25 по Ростовской области действовала в соответствии с поручением Управления ФНС России по Ростовской области от 19.08.2010 № 12-1-31/2794@. и в соответствии с заданием Федеральной налоговой службы от 12.08.2010 № ШС-37-2/8968@ судом не принимаются доводы общества о том, что распоряжение принято не уполномоченным органом.

Общество полагает, что поскольку в отношении общества в 2009 г. уже была проведена проверка, следующая могла проводится только в 2012 г.

Указанный довод судом не принимается.

Как следует из представленных обществом в материалы дела распоряжения о проведении проверки организатора азартных игр от 19.06.2009 г., требования о предоставлении документов от 19.06.2009 в 2009 г. была проведена проверка соискателя лицензии ООО «Фортуна» по вопросам полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах.

По распоряжению Межрайонной Инспекции ФНС России № 25 по Ростовской области от 20.08.2010 № 4 «О проведении выездной плановой проверки ООО «Фортуна», определено провести выездную плановую проверку общества на предмет соблюдения лицензиатом лицензионных требовании и условий при осуществлении деятельности но организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Таким образом, проведение повторной выездной проверки обществом не доказано.

Судом не принимается довод общества о том, что в нарушение требований закона № 294-ФЗ распоряжение на проверку предъявлено в отсутствие согласования на проведение проверки прокуратуры.

Как следует из материалов дела проверка назначена в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2010 год, утвержденным Генеральной прокуратурой Российской Федерации (л.д. 89).

Общество оспаривает требование от 23.08.2010 № 16/26523 в связи с тем, что инспекция истребовала у общества документы, которые ранее представлялись при проверке в 2009 г по требованию от 19.06.2009 № 13/1906.

В соответствии со статьей 14 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ инспекция должна указать перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Поскольку, проверки в 2009 и в 2010 годах проводятся по разным предметам, в 2009 г. - по вопросам полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, в 2010 - соблюдения лицензиатом лицензионных требовании и условий при осуществлении деятельности но организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах суд пришел к выводу, что указание в требовании от 23.08.2010 № 16/26523 перечня документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки не может нарушать прав и законных интересов общества.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.

Суд пришел к выводу, что распоряжение Межрайонной Инспекции ФНС России № 25 по Ростовской области от 20.08.2010 № 4 «О проведении выездной плановой проверки ООО «Фортуна» и требование от 23.08.2010 № 16/26523 соответствуют требованиям ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ "  О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не нарушают прав общества и поэтому не могут быть признаны незаконными.

С учетом изложенного требование общества не подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.110 АПК РФ расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на общество.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В заявленных требованиях отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья Н.И. Волова