ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-17853/11 от 13.10.2011 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

"14" октября 2011. Дело № А53-17853/11

Резолютивная часть решения объявлена "13" октября 2011.

Полный текст решения изготовлен "14" октября 2011.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи А.М. Борозинца

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан

к обществу с ограниенной ответственностью "Фортуна" (ИНН 6164205110, ОГРН 1026103270280)

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: представитель не явился;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: представитель Оганезов Н.Р., доверенность от 27.04.2011, паспорт, представитель Шулик М.П., доверенность от 18.01.2011, паспорт;

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее – ООО "Фортуна") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности в отсутствии соответствующей лицензии.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны представителя в судебное заседание не направила, уведомлена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Суд рассматривает дело в отношении заявителя по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители ООО "Фортуна" требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, просили в удовлетворении требований заявителя отказать. Доводы мотивированы отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенными налоговым органом процессуальными нарушениями, а также истечением срока привлечения к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, оценив доказательства в совокупности, суд установил следующее.

15.09.2011 в ходе проверки обособленного подразделения букмекерской конторы и тотализатора ООО "Фортуна", расположенного по адресу: Татарстан, г. Набережные Челны, просп. Мира, 50/15 (6/01), Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны установлено осуществление предпринимательской деятельности в отсутствии специального разрешения (лицензии), поскольку, мо мнению заявителя, в нарушение условий лицензии от 30 июня 2009 г. № 5 ООО "Фортуна" осуществляет деятельность по организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресу, который в перечне мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии отсутствует.

При проведении проверки была сделана ставка на исход спортивного события – футбольный матч “Андорра-Россия”, начало 03.09.2010 в 20 час. 30 мин., в сумме 100 рублей.

В подтверждение принятия денежных средств сотрудником общества выдана квитанция № 28311357 от 31.08.2010.

По данному факту в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен протокол об административном правонарушении от 15.09.2011 № 000420 в отношении ООО "Фортуна" по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении от 15.09.2011 № 000420 составлен в отсутствие законного представителя ООО "Фортуна", уведомленному о месте и времени составления протокола телеграммой (листы дела 8-9).

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга материалы проверки направлены по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как следует из части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Установлено, что ООО "Фортуна" выдана лицензия от 30.06.2009 № 5 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. При этом в лицензии указаны следующие места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности: 1) г. Ростов-на-Дону, ул. 20 Линия, д. 22, г. Ростов-на-Дону, ул. 20 линия, д. 22, Литера Л.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр – деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Законом № 244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Закона № 244-ФЗ).

Согласно пункту 14 статьи 4 Закона № 244-ФЗ букмекерская контора – игорное заведение или части игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр. Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.

В пункте 9 статьи 4 Закона № 244-ФЗ указано, что лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах – это документ, выдаваемый в соответствии с указанным Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Порядок лицензирования юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон определен Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451. Пунктом 2 указанного Положения установлено, что лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой.

Статья 364 Налогового кодекса Российской Федерации определяет кассу букмекерской конторы, как специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитываются общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

При этом организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, в части организации букмекерской конторы, может создавать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо конкретного события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. Общая сумма сделанных ставок учитывается в головном подразделении организации, организующей букмекерскую контору.

Следовательно, пункт приема ставок не является кассой букмекерской конторы и не может быть признан объектом налогообложения при условии отсутствия учета в нем общей суммы ставок и определении суммы выигрыша, подлежащей выплате.

Как видно из материалов дела и установлено судом, прием ставки производится по месту расположения аппаратно-технического комплекса (в центральном офисе букмекерской конторы по адресу, указанному в лицензии (г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я Линия, д. 22). После успешного приема ставки, АТК передает по каналам связи информацию на требуемый пункт приема платежей. Сотрудник пункта приема платежей получает от клиента денежное обеспечение ставки и распечатывает ему подтверждающий документ. Определение результата азартной игры (спортивного события), а также расчет и выплата выигрыша производится также в АТК. Информация о результате передается аналогичным образом на пункт приема платежей. Учет ставок и определение суммы выигрыша производится в кассе букмекерской конторы. В пункте приема платежей учет и расчет ставок не осуществляется.

Пункты приема платежей не осуществляют деятельность по организации и проведению азартных игр и не являются кассами букмекерской конторы.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательства того, что пункт приема ставок обладает признаками кассы букмекерской конторы, а также подтверждения осуществления по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 23, деятельности по организации азартных игр.

Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "Фортуна" состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичная позиция содержится в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа по делу № А53-29140/2009 от 20.08.2010, по делу № А53-908/2010 от 24.08.2010, по делу № А53-1636/2010 от 28.09.2010.

Кроме того, при исследовании судом порядка привлечения ООО "Фортуна" к административной ответственности, выявлены следующие нарушения административного законодательства, не позволяющие объективно, полно и всесторонне рассмотреть настоящее дело.

При составлении протокола об административном правонарушении Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга допустила нарушение статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что привело к несоблюдению прав ООО "Фортуна".

Законный представитель ООО "Фортуна" был вызван на 09.12.2010 для составления протокола об административном правонарушении. Директор ООО "Фортуна" ходатайством, направленным заявителю 08.12.2010, сообщил, что не может явиться для составления протокола об административном правонарушении в назначенное время, поскольку будет находится в г. Ростове-на-Дону на рассмотрении мировым судьей материалов административного дела, возбужденного в отношении него как должностного лица. При этом законный представитель ООО "Фортуна" возражал против составления протокола об административном правонарушении в его отсутствие и просил перенести составления протокола на другой день. Кроме того, просил направить материалы проверки для составления протокола в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 25 по Ростовской области по месту нахождения исполнительного органа общества.

Несмотря на заявленные ходатайства, протокол об административном правонарушении от 09 декабря 2010 г. № 76 составлен в отсутствие законного представителя ООО "Фортуна".

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

Кроме того, правонарушение обнаружено 08 ноября 2010 года о чем свидетельствует протокол № 949 осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осмотра. Согласно статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев по делу об административном правонарушении рассматриваемому судьей. На момент вынесения решения судом срок наложения взыскания истек, в связи с чем требования не подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета Российской Федерации, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.

Руководствуясь статьями 1.5, частью2 статьи 14.1, 25.1, 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан в удовлетворении заявленного требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья А.М. Борозинец