ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-18053/14 от 29.09.2014 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   29 сентября 2014.

Полный текст решения изготовлен            29 сентября 2014.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Чернышевой  И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мищенко Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу

об оспаривании постановления от 14.07.2014 № 165/4/7233/127/РС/2014 о привлечении  к административной ответственности,

при участии:

от заявителя:   представитель ФИО1, доверенность от 01.08.2014;,

от заинтересованного лица:  представитель ФИО2 по доверенности от 12.12.2013,

установил:

            открытое акционерное общество «РЖД-ЗДОРОВЬЕ» обратилось в арбитражный  суд с заявлением о  признании незаконным и отмене  постановления Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу от 14.07.2014 № 165/4/7233/127/РС/2014 о привлечении  к административной ответственности по статье 7.6  Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях.

            Определением суда от 29.07.2014 заявление  принято к рассмотрению в порядке  упрощенного  производства.

            Определением от 01.08.2014  суд  перешел к рассмотрению дела  по общим  правилам  административного  производства , поскольку  санкцией  статьи 7.6  КоАП РФ   одним  из  видов административного наказания  предусмотрено  приостановление  деятельности.

В судебном  заседании представитель   общества  заявленные требования  поддержала,  просила  их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица в удовлетворении заявления  просила  отказать.

Изучив материалы дела,  суд не находит оснований  для удовлетворения заявления.

Из материалов дела следует, что 09.07.2014  на основании Распоряжения Департамента от 04.07.2014 №127 в отношении общества была  проведена  внеплановая  проверка, основанием  для которой  послужило  обращение гр. ФИО3, в котором  указывает на ограничение доступа к береговой полосе им  водному  объекту – Черное  море  г. Сочи.

В ходе  проверки установлено следующее.

Территория пляжа санатория  «Октябрьский» - филиала ОАО «РЖД-ЗДОРОВЬЕ»  по  ул. Крымской в  гор. Сочи огорожена  забором,  на пляже  отдыхают  люди.  Вход  на пляж  ограничен,  является  платным для  лиц, не  являющихся  отдыхающими   санатория.

На  пляже  предоставляются  платные  услуги, вывешены   прейскуранты  цен на оказываемые  на пляже  услуги,  при этом договор на  водопользование  в  ходе  проверки не представлен

Выявленные нарушения  водного законодательства  отражены в акте  проверки от 09.07.2014 №038 и  послужили  основанием  для  возбуждения в отношении общества дела  об административном  правонарушении по признакам  наличия в действиях юридического лица состава  административного  правонарушения, ответственность  за  которое установлена  статьей  7.6  КоАП РФ.

Протокол  об  административном  правонарушении составлен  уполномоченным должностным лицом Департамента  11.07.2014 в присутствии  представителя  общества.

Постановлением Департамента от  14.07.2014 № 165/4/7233/127/РС/2014 общество  привлечено  к административной ответственности по статье 7.6  Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях с наложением  административного штрафа в размере 50 000  рублей.

Не согласившись с  вынесенным постановлением, общество оспорило  его в  судебном  порядке.

При  принятии решения,  суд руководствовался  следующим.

Согласно статье 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, влечет административную ответственность, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Из приведенной нормы права видно, что диспозиция статьи 7.6 Кодекса является сложносоставной и предусматривает несколько противоправных виновных действий, за каждое из которых предусмотрена административная ответственность:

- самовольное занятие водного объекта или его части;

- использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью;

- водопользование с нарушением его условий.

Согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 9 ВК РФ физические лица и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Согласно статье 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

7) воспроизводства водных биологических ресурсов;

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

10) рыболовства, рыбоводства, охоты;

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

19) создания искусственных земельных участков в морском или речном порту.

На основании части 4 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии со статьей 49 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Из положений закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарных правил СанПиН 4060-85 "Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации" установлены обязательные требования к лечебным пляжам и их использованию, введено ограничение на их посещение и использование.

В ходе проверки  достоверно установлено,  что доступ к пляжу   является  свободным, но ограничен   платой  за  вход,  персоналом  пляжа  оказывается целый  ряд  платных  услуг, что в совокупности   свидетельствует о том,  что пляж  статусом  «Лечебный» не  обладает.

При изложенных обстоятельствах, суд делает  вывод о том, в действиях  общества  имеет место  состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ.

Нарушений  порядка  привлечения к  административной ответственности, равно как  и обстоятельств, исключающих  производство  по делу,  судом не установлено.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            В удовлетворении заявления  отказать.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия. Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд,  принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Судья                                                                                               И.ФИО4