ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-18056/10 от 12.10.2010 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«19» октября 2010. Дело № А53-18056/10

Резолютивная часть решения объявлена «12» октября 2010.

Полный текст решения изготовлен «19» октября 2010.

Судья Арбитражного суда Ростовской области Колесник И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Педановой И.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «МАКС»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 18.05.2010 № 443

при участии:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 17.04.2010 № 110/17;

от заинтересованного лица – представитель ФИО2 по доверенности от 21.12.2009;

установил:

В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению закрытого акционерного общества «МАКС» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делу об административном правонарушении от 18.05.2010 № 443.

Представитель заявителя в судебное заседание явился. Поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил суд признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал позицию антимонопольного органа, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

ГУВД по Ростовской области проводился открытый конкурс № 100122/005167/176 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности автотранспорта.

В соответствии с протоколом 100122/005167/176/2 от 02.03.2010 заявки на участие в данном конкурсе подали 6 страховых компаний, в том числе заявитель (далее по тексту – общество).

Конкурсной документацией установлены критерии оценки и сопоставления заявок, в том числе, «цена контракта».

Общество в заявке на участие в конкурсе предложило по критерию «цена контракта» - 4 805 199 руб.

Антимонопольный орган посчитал, что ЗАО «МАКС» при участии в конкурсе № 100122/005167/176 на закупку услуг ОСАГО рассчитало цену контракта с нарушением норм страхового законодательства, что привело к ее занижению по следующим основаниям.

В соответствии с тарифами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии», цена на данную услугу должна быть одинакова у всех страховых компаний.

В соответствии с ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО» страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами. То есть нормы данного закона не предусматривают возможность отклонения страховщиками от установленного порядка применения страховых тарифов при расчете страховой премии.

В соответствии с п. 11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила ОСАГО) расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования.

Конкурсная документация содержала все сведения, необходимые для расчета страховой премии в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 739 от 08.12.2005.

Сумма страховой премии, рассчитанная в соответствии с Постановлением Правительства № 739 и на основании информации, представленной заказчиком в конкурсной документации, составляет 4 822 755,30 рублей.

Нарушение выразилось в том, что при расчете цены контракта (страховой премии) ЗАО «МАКС» применило коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или
 отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в
 период предыдущих договоров ОСАГО (коэффициент бонус-малус (далее - КБМ) не
 соответствующий данным представленным заказчиком в конкурсной документации.

При расчете страховой премии на основании данных, представленных в конкурсной документации должен был быть применен следующий коэффициент КБМ:

- по автомобилю ГАЗ 2705 (государственный регистрационный номер <***>) -0,9 вместо - 0,85 (ранее заключенных договоров страхования - 6, ДТП - 1);

- по автомобилю ВАЗ 21140 (государственный регистрационный номер Е0310) -0,9 вместо - 0,85 (ранее заключенных договоров страхования - 6, ДТП - 1);

- по автомобилю Дэу Леганза (государственный регистрационный номер <***>)

- 0,9 вместо - 0,85 (ранее заключенных договоров страхования - 6, ДТП - 1);

- по автомобилю ВАЗ 21101 (государственный регистрационный номер <***>) -0,95 вместо - 0,9 (ранее заключенных договоров страхования - 4, ДТП - 1);

- по автомобилю КАВЗ 3976 (государственный регистрационный номер Н4545) -1,4 вместо - 1 (ранее заключенных договоров страхования - 4, ДТП - 2);

Кроме того, общество применило базовые страховые тарифы (зависят от категории транспортного средства; ТБ) не соответствующие данным, представленным заказчиком в конкурсной документации.

При расчете страховой премии на основании данных представленных в конкурсной документации должен был быть применен следующий коэффициент ТБ:

- по автомобилю ВАЗ 21214 (государственный регистрационный номер Н6116) -2375 вместо - 1620 (категория транспортного средства - В);

- по автомобилю ПАЗ 32050R (государственный регистрационный номер <***>)

- 2025 вместо - 1620 (категория транспортного средства - D, число пассажирских мест более 20);

Общество при итоговом суммировании страховых премий по всем автотранспортным средствам из общей суммы упустило 4 автомобиля ОМ-8 УВД по г. Ростову-на-Дону на сумму 15 483,81 руб.

Статья 24 Закона о размещении (№ 94-ФЗ) предусматривает, что любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации.

ЗАО «МАКС» не воспользовалось своим правом и не направило Заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации.

В целях недопущения недобросовестной конкуренции ЗАО «МАКС» при расчете страховой премии имело возможность, получив разъяснения по интересующим его вопросам, рассчитать страховую премию в соответствии с нормами действующего законодательства.

Пункт 1 части 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает, что действия хозяйствующего субъекта выразившееся в предоставлении (распространение) ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации являются недобросовестной конкуренцией.

Указанное нарушение содержит в себе состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.33 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП РФ) в части действий, содержащих в себе недобросовестную конкуренцию.

ЗАО «МАКС» было направлено приглашение на составление протокола об административном правонарушении от 08.04.2010 исх. № 3250/05.

Согласно уведомлению о вручении почтового отправления данное приглашение получено ЗАО «МАКС» 19.04.2010.

Законный представитель ЗАО «МАКС» на составление протокола не явился, протокол составлен в отсутствие законного представителя ЗАО «МАКС» при его надлежащем извещении.

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела № 443 от 04.05.2010 об административном правонарушении направлено ЗАО «МАКС» фельдъегерской связью.

Согласно письму Управления Государственной Фельдъегерской службы Российской Федерации по Южному Федеральному округу от 12.05.2010 № 591 определение о назначении времени и места рассмотрения дела № 443 от 04.05.2010 об административном правонарушении вручено ЗАО «МАКС» 11 мая 2010 года в 12-51.

Таким образом, процедура привлечения ЗАО «МАКС» к административной ответственности соблюдена административным органом в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд пришел к мнению, что событие административного правонарушения имело место быть, при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуального характера допущено не было.

В соответствии с п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 135-ФЗ не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в распространении сведений (характеризующихся как ложные, неточные либо искаженные), которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья И.В.Колесник