ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-1878/13 от 15.04.2013 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

19 апреля 2013 Дело № А53-1878/13

Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2013

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2013

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Меленчука И. С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мачнеевой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску ФГУП «Почта России»

к Администрации Каменского района Ростовской области

третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области;

о признании права хозяйственного ведения

при участии:

от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 20.02..2013

от ответчика: представитель не явился;

установил: в открытом судебном заседании рассматривается исковое заявление ФГУП «Почта России» к Администрации Каменского района Ростовской области о признании права хозяйственного ведения на нежилое помещение, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Михайловка, ул. Парковая, 30.

Определением от 11.02.2013 суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области.

В судебном заседании представитель истца пояснил основания и предмет иска, заявленные требования поддержал. Истцом заявлено об отнесении судебных расходов на Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России». Судом удовлетворено ходатайство истца о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, его надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания подтверждается почтовым уведомлением от 15.03.2013 с учетом публикаций судебных актов в сети Интернет.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, явку представителей не обеспечило. Его надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания подтверждается почтовым уведомлением от 15.03.2013.

Отзывы и другие документы, затребованные судом, третьим лицом и ответчиком в материалы дела не представлены, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца, суд установил следующее.

Исковые требования мотивированы тем, что занимаемое отделением почтовой связи «Михайловка» спорное нежилое помещение предоставлено в пользование истцу до 1991 года и используется им до настоящего времени исключительно для оказания услуг почтовой связи. Помещение, занимаемое отделением почтовой связи, как на момент разграничения государственной собственности, так и в настоящее время, является исключительно федеральной собственностью. Со ссылкой на статью 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» истец просит удовлетворить исковые требования.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о возможности удовлетворения требований истца, при­няв во внимание следующее.

Управление федеральной почтовой связи Ростовской области является филиалом ФГУП «Почта России» и имеет отделение почтовой связи «Михайловка», являющееся его структурным подразделением, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Михайловка, ул. Парковая, 30, общей площадью 28,4 I. и состоит из двух комнат, комната № 1 площадью 21,4 кв.м., комната №2 площадью 7,0 кв.м.

Указанное отделение связи занимало спорное помещение до 1991 года, что подтверждается следующими документами - исторической справкой начальника Каменск-Шахтинского почтамта; справкой начальника Каменск-Шахтинского МРУС о факте установки телефона в ОПС с приложением копии телефонного справочника города Каменск-Шахтинский, копией алфавитного списка предприятий связи СССР с указанием ОПС Михайловское» на территории Каменского района Ростовской области; актами и копиями трудовых книжек гр. ФИО2, ФИО3, ФИО4, которым по роду своей работы было известно о нахождении ОПС «Михайловка» в указанном помещении до 1991 года; письменными показаниями, копиями трудовых книжек, копиями депортов гр. ФИО5 и гр. ФИО6, которым в связи с постоянным проживанием в х. Михайловка и по роду своей работы было известно о нахождении ОПС «Михайловка» в указанном помещении до 1991 года, а также техническим паспортом.

Эти документы свидетельствуют о том, что отделение почтовой связи использует спорное помещение с 1991 и до настоящего времени, и оно никогда не выбывало из его владения. Данный факт ответчиком также не оспаривается.

Здание, в котором расположено отделение почтовой связи «Михайловка» находится на территории Красновского сельского поселения.

Во исполнение Приказа № 178 от 27.04.1981 «О введении нормативов развития и размещения в городах и сельской местности сети отделений и пунктов почтовой системы Министерства связи СССР», согласно свидетельских показаний жителей х. Михайловка отделение почтовой связи «Михайловка» находилось до 1991 года да и по настоящее время находится по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Михайловка, ул. Парковая, 30.

Отделение почтовой связи «Михайловка» занимает 2 комнаты, общей площадью  28,4 кв.м. с 1990 года. Отдельного входа ОПС не имеет. В этом же здании находится  библиотека и магазин.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В приложении № 1 в качестве таких объектов, в частности, указаны предприятия связи. Согласно приложению 1 к названному постановлению имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, относится исключительно к федеральной собственности.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации, имеющее силу закона как акт высшего законодательного органа государства, направлено на защиту публичных интересов, то есть интересов общества, которые могут быть защищены с достаточной полнотой при условии, что к государственной федеральной собственности относятся не только сами предприятия, поименованные в приложении № 1, но и имущество, принадлежащее им на момент разграничения объектов государственной собственности. По смыслу, придаваемому постановлению № 3020-1 правоприменительной практикой, принадлежность имущества соответствующему предприятию, осуществляющему владение и пользование им в целях обеспечения уставной деятельности, предполагается, а иное должно быть доказано.

При разрешении вопроса о разграничении собственности должен обеспечиваться принцип сохранения единства имущественного комплекса, состоящий в том, что все имущество, которое до разграничения собственности использовалось отдельной государственной организацией в процессе своей деятельности, должно быть отнесено к одному уровню собственности в целом. В соответствии с этим правилом за государственной организацией должно закрепляться не только оборудование и иное движимое имущество, но и недвижимость, используемая этой организацией в процессе своей деятельности, т.е. государственная организация должна признаваться владельцем всего движимого и недвижимого имущества как единого имущественного комплекса. Таким образом, в процессе разграничения государственной собственности спорные помещения, используемые для размещения отделения связи, должны закрепляться за организацией почтовой связи.

При разрешении спора об уровне собственности следует исходить из того, что до разрешения вопросов о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в силу статьи 95 Гражданского кодекса РСФСР все имущество организованных государством предприятий принадлежало государству. Смысл разграничения собственности состоял в том, чтобы обеспечить материально-технические условия деятельности каждого уровня власти. Следовательно, государственное имущество должно принадлежать государственному образованию, на органы управления которого возложено выполнение тех функций, для осуществления которых предназначено данное имущество. Уровень собственности на имущественный комплекс организации должен определяться в зависимости от вида деятельности организации.

В силу статьи 2 Федерального закона «О почтовой связи» государственные учреждения, которые являются организациями федеральной почтовой связи, создаются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Согласно статье 24 названного Закона средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество предоставляются организациям федеральной почтовой связи в хозяйственное ведение или оперативное управление. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью.

ФГУП «Почта России» является федеральным государственным унитарным предприятием и создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 № 1227-р, что следует из Устава предприятия. Функции учредителя предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по связи и информатизации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава ФГУП «Почта России» имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками, принадлежит на праве хозяйственного ведения Предприятию и отражается на его самостоятельном балансе. Указанное условие Устава соответствует нормам статей 113, 114, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих содержание права хозяйственного ведения и субъектный состав его носителей к числу которых, в частности, отнесены федеральные государственные унитарные предприятия.

Отделение почтовой связи является объектом почтовой связи, который состоит из зданий, сооружений, нежилых помещений и т.д., используемых для оказания услуг почтовой связи. Судом установлено, что спорное помещение, занимаемое почтовым отделением в настоящее время, на момент издания постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 находилось в его пользовании.

Устав ФГУП «Почта России» предусматривает нахождение всего имущества в хозяйственном ведении истца, а спорное помещение не выбывало из владения последнего. Факт невнесения имущества в реестр федеральной собственности сам по себе не может подтвердить принадлежность данного имущества другому собственнику.

Таким образом, в процессе разграничения государственной собственности спорное помещение, используемое для размещения отделения почтовой связи, должно быть отнесено к федеральной собственности и закреплено за ФГУП «Почта России».

Учитывая, что на момент создания ФГУП «Почта России» спорное имущество находилось в его фактическом владении, с этого времени у предприятия возникло право хозяйственного ведения.

Отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения истца на указанный в иске объект недвижимого имущества не является основанием для отклонения заявленных исковых требований, поскольку в данном случае факт его признания в судебном порядке предшествует факту такой регистрации.

Как следует из положений статей 17, 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для государственной регистрации прав является документ (совокупность документов) бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта прав определенному в них лицу.

Как следует из материалов дела, до настоящего времени спорное помещение находится во владении истца. На момент издания и вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 в спорных нежилых помещениях располагалось предприятие связи. Поэтому на основании пункта 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, Приложения 1 к этому постановлению, следует полагать, пока не доказано обратное, что данный объект, не зависимо от того, на чьем балансе он находится, относятся исключительно к федеральной собственности, и, следовательно, и не подлежит передаче иным лицам в силу закона.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты.

Как указано выше, факт нахождения отделения связи в спорном помещении до 1991 года подтверждается исторической справкой начальника Каменск-Шахтинского почтамта; справкой начальника Каменск-Шахтинского МРУС о факте установки телефона в ОПС с приложением копии телефонного справочника города Каменск-Шахтинский, копией алфавитного списка предприятий связи СССР с указанием ОПС Михайловское» на территории Каменского района Ростовской области; актом и копиями трудовых книжек гр. ФИО2, ФИО3, ФИО4, которым по роду своей работы было известно о нахождении ОПС «Михайловка» в указанном помещении до 1991 года; письменными показаниями, копиями трудовых книжек, копиями депортов гр. ФИО5 и гр. ФИО6, которым в связи с постоянным проживанием в х. Михайловка и по роду своей работы было известно о нахождении ОПС «Михайловка» в указанном помещении до 1991 года, а также техническим паспортом, и лицами, участвующими в деле, не оспорен.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что на момент вступления в силу постановления от 27.12.1991 № 3020-1 спорный объект, изначально предоставленный отделению почтовой связи, находился в ведении федеральных органов власти. Следовательно, ответчик в силу норм данного правового акта не могу явиться законными владельцами спорного помещения.

Отсутствие государственной регистрации права федеральной собственности на спорное помещение и надлежащего документального оформления их закрепления в реестре федерального имущества не влияют на статус указанного имущества как объекта федеральной собственности. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества в силу статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом под передачей следует понимать вручение соответствующего имущества приобретателю. Согласно статье 224 Кодекса имущество считается врученным с момента его фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Учитывая, что на момент создания ФГУП "Почта России" спорное имущество находилось в его фактическом владении, с этого времени у предприятия и возникло право хозяйственного ведения.

При описанных обстоятельствах суд полагает требования ФГУП «Почта России» о признании права хозяйственного ведения на спорное помещение законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца с учетом оплаченной им при подаче настоящего иска госпошлины в сумме 4 000 руб. ввиду заявления истца об отнесении судебных расходов на Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», а также с учетом отсутствия доказательств нарушения прав истца со стороны ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» право хозяйственного ведения на следующее нежилое помещение общей площадью 28,4 кв.м., состоящее из двух комнат: №1 площадью 21,4 кв.м., №2 площадью 7 кв. м., находящееся по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. Михайловка, ул. Парковая, 30.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Меленчук И.С.