ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-19063/14 от 17.11.2014 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«20» ноября 2014г. Дело № А53-19063/14

Резолютивная часть решения объявлена «17» ноября 2014г.

Полный текст решения изготовлен «20» ноября 2014г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Шапкина П.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём с/з Денисенко Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «ТАНДЕР» (ИНН <***> ОГРН <***>) к Отделу надзорной деятельности по г. Волгодонску ГУ МЧС России по Ростовской области о признании недействительным предписания № 5 от 16.05.2014

при участии:

от заявителя: представитель по доверенности № 2-4/414 от 05.08.14 ФИО1

от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;

установил:

закрытое акционерное общество «ТАНДЕР» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Отделу надзорной деятельности по г. Волгодонску ГУ МЧС России по Ростовской области (далее – отдел) с заявлением о признании недействительным предписания № 5 от 16.05.2014.

В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Отдел своего представителя в судебное заседание не направил.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя отдела.

Заслушав объяснения общества, изучив материалы дела, суд признаёт заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника ОНД по г. Волгодонску ГУ МЧС России по Ростовской области - главным государственным инспектором города Волгодонска по пожарному полковником внутренней службы ФИО2 от 23.04.2014 № 5 с 12 мая по 16 мая 2014 начальником ОНД по г. Волгодонску ГУ МЧС России по Ростовской области — главным государственным инспектором города Волгодонска по пожарному полковником внутренней службы ФИО2 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами РФ на объектах общества в помещениях гипермаркета «Магнит» по адресу: <...> в помещениях магазинов по адресам: <...> в, ул. К.Маркса, 21; ул. Энтузиастов, 50; пр. Мира, 36; пр. Строителей, 39 а; ул. Энтузиастов, 2/14, ул. Черникова, 16; ул. Ленина, 26; ул. Ленина, 102; ул. 30 лет Победы, 4; ул. 30 лет Победы, 11;.пр. Строителей, 9 а; ул. Ленина, 47; ул. Морская, 86; ул. Степная, 179; пер. Маяковского, 18; ул. Маршал Кошевого, 38; бул. Великой Победы, 17; ул. М. Горького, 157; ул. Маршала Кошевого, 21; ул. Морская 130 б, ул. Черникова, 2 в.

В результате проведенной проверки отделом выявлены следующие нарушения: руководитель не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций (пп. г п. 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого постановлением Правительства РФ от 04.09.03 № 547 (далее – Положение)); не осуществляется обучение работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях (п. «в» ст. 14 ФЗ № 68 от 21.12.94 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ)); в организации не проводится планирование, не осуществляются необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций (п. «а» ст. 14 Закона № 68-ФЗ).

16.05.14 выявленные нарушения отражены в акте проверки № 5.

16.05.14 по результатам проверки, отделом в отношении общества вынесено предписание № 5 о необходимости в срок до 20.02.15 устранить нарушения в области защиты, населения, и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

- нарушение оспариваемым предписанием отдела прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- несоответствие оспариваемого предписания отдела закону или иному нормативному правовому акту.

При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

Согласно ст. 27 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О - единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее-Положение № 794). Согласно пункту 2 Положения № 794 РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно пункту 3 Положения № 794 единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Пунктом 6 Положения № 794 предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что относится к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и определен перечень сил постоянной готовности РСЧС.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество не имеет потенциально опасных объектов или объектов обеспечивающих жизнедеятельность населения, не является объектовым звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в частности, организацией в полномочия которой входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Кроме того, общество также не входит в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007 перечень сил постоянной готовности РСЧС.

Постановлением Правительства Ростовской области от 29.03.2012 № 239 «О территориальной (областной) подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утверждено Положение о территориальной (областной) подсистеме единой государственной системы предупреждения, и ликвидации чрезвычайных ситуаций и утвержден Перечень органов исполнительной власти Ростовской области, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и их задачи. Согласно пункту 2 Постановления Правительства Ростовской области от 29.03.2012 № 239 Областная подсистема объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Ростовской области, муниципальных образований и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства Ростовской области от 29.03.2012 № 239 к силам и средствам областной подсистемы относятся специально подготовленные силы и средства органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств каждого уровня областной подсистемы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности областной подсистемы, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области, определяется приложением к плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, утверждаемому Губернатором Ростовской области по согласованию с Главным управлением МЧС России по Ростовской области.

Состав и структуру сил постоянной готовности областной подсистемы определяют создающие их органы исполнительной власти Ростовской области, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, на нормативном уровне установлено, что к силам областной подсистемы относятся исключительно такие организации, которые специально предназначены для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Однако, из устава общества не усматривается, что оно относится к указанным выше организациям.

Кроме того, отделом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что общество отнесено к организациям, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Во исполнение Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Областного закона от 29.12.2004 № 256-ЗС «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера», постановления Правительства Ростовской области от 29.03.2012 № 239 «О территориальной (областной) подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Волгодонск» и в целях совершенствования городского звена областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций принято Постановление Администрации города Волгодонска от 18 мая 2012 г. № 1359 «Об утверждении положения о городском звене областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Приложением № 1 Постановления Администрации города Волгодонска от 18 мая 2012 г. № 1359 утверждено положение о городском звене областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение ГЗ ОП РСЧС).

Согласно пункта 2 Положения ГЗ ОП РСЧС, ГЗ ОП РСЧС объединяет органы управления, силы и средства муниципального образования "Город Волгодонск", службы по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Волгодонска, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий города Волгодонска от чрезвычайных ситуаций, осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами Администрации города Волгодонска.

На основании пункта 3 Положения ГЗ ОП РСЧС, ГЗ ОП РСЧС в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций действует на муниципальном и объектовом уровнях. Организация, состав сил и средств ГЗ ОП РСЧС и объектовых звеньев, а также порядок их деятельности определяются соответствующими положениями о них.

Пунктом 11 приложения № 1 Положения установлено, что к силам и средствам ГЗ ОП РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства муниципального образования "Город Волгодонск", организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств ГЗ ОП РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, функционирующие на территории муниципального образования "Город Волгодонск", оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Состав и структуру сил постоянной готовности ГЗ ОП РСЧС определяют Администрация города Волгодонска, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, законодательно установлено, что в силы единого звена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций входят только специальные организаций, на которые возложены задачи решения вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В свою очередь, общество не является организаций, предназначенной и выделяемой (привлекаемой) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Общество не уполномочено решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и не включено в состав органов управления ГЗ ОП РСЧС. Общество также не имеет потенциально опасных производственных объектов и не эксплуатируют их.

Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу о том, что поскольку общество не эксплуатирует потенциально опасные объекты либо объекты жизнеобеспечения, не является объектовым звеном Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не является в частности, организацией в полномочия которой входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то требования отдела о выполнении предписания являются незаконными.

Судом также сделан вывод о том, что оспариваемое обществом предписание является незаконным ввиду его неисполнимости по следующим основаниям.

Так, в силу подпункта «е» пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. По смыслу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Из приведенных норм следует, что предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.

В связи с этим предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Судом установлено, что предписание отдела от 16.05.2014 № 5 не соответствует вышеизложенным требованиям законодательства, поскольку оно содержит перечисление выявленных в ходе проведенной проверки нарушений действующего законодательства и не содержит указаний на возможность выбора действий, которые общество должно совершить для его устранения при наличии такой возможности.

Так, в п. 1 оспариваемого предписания указано «Руководитель не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в п. 2 «Не осуществляется обучение работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, в п. 3 «В организации не проводится планирование, не осуществляются необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций».

Таким образом, предписание не содержит требования об устранении выявленного нарушения.

Кроме того, суд пришёл к выводу о том, что ни в предписании № 7 от 16.05.14, ни в акте проверки от 16.05.14 не указан субъект административного правонарушения.

Так, проверка была осуществлена на 25 объектах: 23 магазинах и 2 гипермаркетах. Непосредственными административными руководителями гиперамаркетов и магазинов являются разные должностные лица – директора объектов.

В предписании № 5 от 16.05.14 отделом не указаны конкретные лица, которые нарушили требования Постановления Правительства РФ № 547 от 04.09.12 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

При таких обстоятельствах, пункт 1 и пункт 2 предписания № 5 от 16.05.14 являются неисполнимыми ввиду неопределенности конкретных лиц, непрошедших подготовку и не осуществивших обучение работников.

Согласно пункту 20 Постановления Правительства Ростовской области от 29.03.2012 № 239 Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области осуществляется на основе плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, а также планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти Ростовской области, муниципальных образований, функциональных подсистем территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно пункту 19 Положения ГЗ ОП РСЧС Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "Город Волгодонск" осуществляется на основе плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - на территории города Волгодонска, а также планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти Ростовской области, муниципальных образований, функциональных подсистем территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют органы (лица), уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС:

- на территории города Волгодонска - МКУ «Управление ГОЧС города Волгодонска»;

- на объектовом уровне - начальник штаба ГОЧС.

Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Таким образом, на территории города Волгодонска планирование осуществляется только органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а конкретно начальником штаба ГОЧС.

Учитывая изложенное, суд признает незаконным п. 3 предписания в части обязания общества по планированию и осуществлению необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу о том, что оспариваемое обществом предписание отдела от 16.05.14 № 5 является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.

При обращении с настоящим заявлением в суд обществом оплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб., что подтверждается платежным поручением № 8852 от 30.07.2014.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ).

Согласно пункту 47 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункта 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится из бюджета.

В пункте 5 информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» (в ред. информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.05.2010 № 139) разъяснено, что в силу главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В связи с указанным, с отдела в пользу общества подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным предписание № 5 от 16.05.2014г. отдела надзорной деятельности по г. Волгодонску Главного управления МЧС России по Ростовской области по устранению нарушений в части выполнения требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Взыскать с отдела надзорной деятельности по г. Волгодонску ГУ МЧС России по Ростовской области в пользу закрытого акционерного общества «ТАНДЕР» (ИНН <***> ОГРН <***>) расходы на уплату государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья П.В. Шапкин