ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-19252/18 от 19.11.2018 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«21» ноября 2018 года                                                                   Дело № А53-19252/18

Резолютивная часть решения объявлена   «19» ноября 2018 года

Полный текст решения изготовлен            «21» ноября 2018 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кечеджиян Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (ОГРН <***>, ИНН<***>) 

о признании недействительным ненормативного правового акта (предписание № 1301 от 22.05.2018)

при участии:

от заявителя представитель ФИО1;

от заинтересованного лица представитель ФИО2;

установил: Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения (далее – заявитель, ГУП РО «УРСВ») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция области).

Представитель заявителя в судебное заседание явился. Поддержал доводы изложенные в заявлении и просил суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, отклонил доводы заявителя и просил суд отказать в заявленных требованиях.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в адрес Госжилинспекции поступило обращение, собственника квартиры № 8 многоквартирного дома № 60 по пр. Победа Революции в г. Шахты Ростовской области, по вопросу порядка расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению.

Распоряжением от 20.04.2018 № 3021 в отношении ГУП РО «УРСВ» назначено проведение внеплановой документарной проверки.

При проведении проверки по вышеуказанному обращению государственным жилищным инспектором выявлены нарушения подпункта «а» пункта 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №354) -ресурсоснабжающей организацией ГУП РО «УРСВ» на проверку не были представлены материалы, подтверждающие уведомление абонента о проверке, которая согласно акту фиксации визуальных признаков, выявленных в процессе проверки   прибора   учета   холодного   водоснабжения,   свидетельствующих   о возможных фактах: неисправности счетчика холодного водоснабжения, о вмешательстве в счетный механизм прибора учета, нарушения антимагнитной пломбы, либо о безучетном потреблении холодного водоснабжения, состоялась 03.11.2017. Неправомерное применение пункта 81(11) Правил № 354 в части определения размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и транспортировке сточных вод абоненту ФИО3 (л/с 79853-54) за период 03.08.2017-03.11.2017.

По результатам проверки был составлен акт от 22.05.2018 № 3021 и выдано предписание от 22.05.2018 № 1301.

Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения»  не согласилось с выданным предписанием,  обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением, рассмотрение которого и является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Оценив доказательства, суд пришел к выводу о необоснованности требования по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение оспариваемым предписанием административного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; несоответствие оспариваемого предписания административного органа закону или иному нормативному правовому акту.

При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

Во исполнение предписания ГУП РО «УРСВ» необходимо выполнить перерасчет (снятие) начислений за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и транспортировке сточных вод за период с 03.08.2017-03.11.2017 абоненту ФИО3 (л/с 79853-54).

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 85 Правил № 354проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное: исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.

Заявитель ссылается на то, что 03.11.2017 при проведении проверки в домовладении по адресу: <...>, представителями ФШ ГУП РО «УРСВ» было зафиксировано нарушение антимагнитной пломбы (установленная на счетчик антимагнитная пломбы имеет повреждения индикатора магнитного воздействия), подтверждающее несанкционированное вмешательство в работу приборов учета с применением магнита, на основании чего составлен акт № 115924.

На основании акта контрольного обследования от 03.11.2017 потребителю произведено доначисление платы за услуги ВКХ за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета и до даты устранения такого вмешательства, а именно с 03.08.2017 по 03.11.2017 исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

В силу пункта 85.1 Правил указанные в пунктах 62, 81.11, 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.

Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:

а)      дата, место, время составление акта;

б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и
выявленные нарушения;

в)       состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;

г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его
представителя);

д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания
указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);

е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с
выявленным нарушением;

ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Согласно пункту 85.2 Правил № 354 один экземпляр акта передается

потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом.

Однако, в акте контрольного обследования № 115924, предоставленном ГУП РО «УРСВ», отсутствует ссылка на обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, отсутствует подпись ФИО3, отсутствует подтверждение вручения или направления акта заказным письмом.

В соответствии с пунктом 81(11) Правил № 354 Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

- целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

- наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

- отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Представленный заявителем в материалы дела акт контрольного обследования от 03.11.2017 составлен с нарушением Правил № 354, так как на основании пункта 85 указанных Правил акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.

Как установлено судом, акт контрольного обследования от 03.11.2017 подписан только представителем ГУП РО «УРСВ» ФИО4 и имеет отметку «от подписи отказались», таким образом акт составлен с нарушением правил № 354, кроме того заявителем в материалы дела не представлено иных доказательств, а именно: доказательств, что пломба на приборе учета сорвана, что имело место постороннее вмешательство в прибор.

Таким образом, судом установлено, что указанные нормативные положения Правил № 354 (пункты 62, 81.11, 82 и 85) были нарушены ГУП РО «УРСВ», в частности:

- собственник квартиры о проведении проверки предварительно не уведомлялся, в акте проверки не указаны вышеизложенные обстоятельства;

- акт подписан одним лицом, проводившим проверку;

- отсутствуют доказательства принятия мер по вручению собственнику квартиры акта проверки и отказа от его получения;

- отсутствуют доказательства изъятия магнита, описания места его обнаружения, возможности влияния на показания прибора.

При таких обстоятельствах доводы заявителя подлежат отклонению.

В силу пункта 6 Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Заявитель не представил в материалы дела доказательств несоответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

При подаче настоящего заявления, судом удовлетворено ходатайство заявителя об отсрочке государственной пошлины.

Таким образом, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме            3 000 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход Федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 руб.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                               Е.В. Бондарчук