АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
«27» октября 2011 . Дело № А53-19558/2011
Резолютивная часть решения объявлена «26» октября 2011 .
Полный текст решения изготовлен «27» октября 2011.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Чернышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мищенко Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Южного управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Алентьеву Владимиру Михайловичу, (08.04.1952 года рождения, ИНН 612300001185, основной государственный регистрационный номер 306612309600059),
о привлечении индивидуального предпринимателя Алентьева Владимира Михайловича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя: представитель доверенность Юшкова А.В. № 51 от 23.09.2011,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Алентьев Владимир Михайлович, паспорт;
установил:
Южное управление Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Госавтодорнадзор) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Алентьева Владимира Михайловича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил привлечь индивидуального предпринимателя Алентьева В.М. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности в судебном заседании вину признал.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявление, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в период с 06.09.2011г. по 07.09.2011 государственным инспектором Южного управления Госавтодорнадзора, в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 398, Федеральным законом № 128-ФЗ от 08.08.2001г., проведена плановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Алентьевым В.М. лицензионных требований и условий при осуществлении им лицензируемой деятельности по регулярным перевозкам пассажиров на территории РФ, в соответствии с выданной ему лицензией АСС – 61-0142761 сроком действия с 18.08.2008 по 18.08.2013г.
В ходе проведенной проверки установлены факты нарушений требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи с чем главным государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Южного УГАДН составлен акт о результатах проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения № 021 от 06.09.2011г и протокол об административном правонарушении № 51 от 07.09.2011г. по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст. 202 АПК РФ Южное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Алентьева В.М. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением № 637 от 30.10.2006 года Правительства РФ, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Как следует из представленных в материалы дела документов должностным лицом Южного УГАДН были выявлены нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением ( лицензией) выразившиеся в следующем:
ИП Алентьев В.М. 25.09.2010 года, допустил факт осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами, подлежащей лицензированию, с нарушениями условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за которое предусмотрена частью 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно:
1. Медицинская справка, подтверждающая прохождение водителем-предпринимателем Алентьевым В.М. периодического медицинского освидетельствования, для проверки не представлена.
Требования п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196 - ФЗ нарушаются. Требования п. 2.2 Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» утвержденных приказом Министерства Транспорта РФ № 2 от 08.01.1997г. нарушаются. Требования п. 2.3.7. «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденные приказом Министерства Транспорта РФ от 30.03.1994г. № 15 нарушаются. Требования п. 4(в) «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г № 637 не соблюдаются.
2. Ежегодные занятия водителя-предпринимателя Алентьева В.М. по повышению
профессионального мастерства по 20-и часовой утвержденной программе РД-26127100-
1070-01, в 2010 -2011 годах не проведены. Требования п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ
«О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196 - ФЗ нарушаются.
Требования п. 2.2 Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров
автобусами» утвержденных приказом Министерства Транспорта РФ № 2 от 08.01.1997г.
нарушаются. Требования п. 2.3.5. «Требований по обеспечению безопасности дорожного
движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на
автомобильном транспорте», утвержденные приказом Министерства Транспорта РФ от
30.03.1994г. № 15 нарушаются.
Требовании п. 4(в) «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным дли ''перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г № 637 не соблюдаются.
3. Учет дорожно-транспортных происшествий, нарушений водителем-предпринимателем Алентьевым В.М. правил дорожного движения, не ведется. Сверки журналов в ОГИБДД Неклиновского района не проводятся с установленной ежемесячной периодичностью. Журналы сверок отсутствуют.
Требования п. 18. постановления Правительства РФ № 647 от 29.061995 года не выполняются. Требования п.1 ст. 20 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196- ФЗ нарушаются. Требования п. 4(в) «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г № 637 не соблюдаются.
На все проведенные регламентные обслуживания документы, подтверждающие соответствие транспортных средств, требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в том числе, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, содержащие информацию о виде выполненных работ с указанием исполнителей работ и подписями ответственных лиц - отсутствуют. Требования ст. 18 Федерального закона «О безопасности дорожного" движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995г не выполняются. Требования п.4(б) «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г №637 не соблюдаются.
Проверкой ранее выданной путевой документации, установлены факты нарушения заполнения обязательных реквизитов й порядка заполнения путевых листов, а именно;
- во всех путевых листах предпринимателя сведения о собственнике транспортного средства не включают в себя почтовый адрес предпринимателя.
Требования приказа Министерства Транспорта РФ № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» от 18.09.2008г. не соблюдаются. Требования ч.1 ст. 6 ФЗ № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электротранспорта» от 08.11.2007 г. нарушаются.
Требования п.4(б) «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г №637 не соблюдаются.
В вышеуказанных случаях лицензионный вид деятельности индивидуальным предпринимателем Алентьева В.М. осуществлялся без соблюдений требований, установленных лицензией, следовательно, квалификация правонарушения дана лицензирующим органом правильно.
В соответствии с Законом о лицензировании лицензируемый вид деятельности- вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии ( статья 2); деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек ( за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя ) отнесена к лицензируемым видам деятельности ( подпункт 62, пункт 1 статьи 17), одним из основных принципов осуществления лицензирования является установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности ( статья 3); Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности ( статья 5).
Лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности ( статья 2 Закона о лицензировании).
В соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 2,3,5 данного Закона, Правительством Российской Федерации утверждено Положение, пунктом 4 которого установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.
Пунктом «б» пункта 4 Положения к числу лицензионных требований и условий относит выполнение требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта, требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров. т.е. определяет круг нормативных актов, которые могут устанавливать лицензионные требования и условия в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются указанным Федеральным законом, а в части не урегулированной данным Федеральным законом , регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. № 112, утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливающие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок ( пункт 1).
Следовательно, лицензионные требования и условия могут содержаться как в приведенных нормативных правовых актах, так и в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Лицензионные требования и условия должны быть одинаковыми для всех соискателей лицензии на данный вид лицензируемой деятельности на всей территории Российской Федерации.
Вина индивидуального предпринимателя Алентьева В.М. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении, пояснениями предпринимателя, данными при составлении протокола об административном правонарушении, а также иными доказательствами, собранными по делу.
Таким образом, выявленные нарушения транспортного законодательства административным органом были квалифицированы правильно, как осуществление предпринимателем деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за которые ответственность предусмотрена частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вмененного индивидуальному предпринимателю правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, следовательно, заявленное требование Южного управления Государственного автодорожного надзора подлежит удовлетворению.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Довод заявителя о необходимости привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа ввиду наличия угрозы жизни и здоровью граждан, судом принимается по следующим основаниям.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания, в частности, предупреждение. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.
В силу статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исходя из смысла статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение, как мера административного наказания, применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности он, в силу требований Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Объектом вменяемого лицензиату правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Безопасность дорожного движения - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан.
Соблюдение требований безопасности дорожного движения, направлено на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными целями требований, предъявляемых к деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Суд, учитывая, что действия лицензиата по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров связанной с эксплуатацией источников повышенной опасности с нарушением лицензионных требований и условий создают возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, охраняемым законом общественным интересам, а также, в силу возможных негативных последствий, безопасности государства в целом, не усматривает возможности применения в данном случае положений статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения за совершение данного правонарушения административного наказания в виде предупреждения.
Однако ранее, решением Арбитражного Суда Ростовской области ИП Алентьев В.М. привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая альтернативный характер санкции (предупреждение или наложение административного штрафа), предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание характер административного правонарушения, суд пришел к выводу о целесообразности применения к лицензиату административного наказания в виде административного штрафа, как наиболее адекватной меры правового воздействия.
С учетом изложенного, суд считает возможным привлечь индивидуального предпринимателя Алентьева Владимира Михайловича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложить административный штраф в минимальном размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Алентьева Владимира Михайловича (08.04.1952 года рождения, ИНН 612300001185, основной государственный регистрационный номер 306612309600059, место жительства: 346873, Ростовская область, Неклиновский район, с. Бессергеновка, ул. Садовая,66) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 3000 рублей.
Административный штраф должен быть перечислен по реквизитам:
УФК по РО (Южное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
Р/сч 40101810400000010002
Банк ГРКЦ ГУ Банка России по РО г. Ростова-на-Дону
БИК 046015001
ИНН 6164028158
КПП 616401001
ОКАТО 60401000000
КБК 106 116 900 4004 0000 140
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда по настоящему делу является исполнительным документом, на основании которого производится принудительное исполнение. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения решения. Лицо, ответственное уплатить административный штраф, обязано проинформировать арбитражный суд, направив документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу.
Судья И.В.Чернышева