АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 15 октября 2021 года
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Лебедевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киричковой Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №5» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным представления от 13.04.2021 №58-22-10/22-4243,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области.
при участии:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 24.03.2021),
от УФК: ФИО2 (доверенность от 28.06.2019 № 58-14-13/14-7175),
от третьего лица: ФИО3 (доверенность от 16.04.2021 № 25/856), ФИО4.(доверенность от 29.06.2021 № 25/1431);
установил: государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №5» (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным пункта 2 представления от 13.04.2021 №58-22-10/22-4243, а именно: усилить контроль за эффективностью использования имущества в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» (с учетом уточнения).
Представитель заявителя представил дополнительные пояснения, документы в обоснование позиции. Суд определил приобщить документы к материалам дела.
Через канцелярию суда от третьего лица поступил отзыв на заявление. Суд приобщил документы к материалам дела.
Представитель заявителя поддержал заявленное требование в полном объеме.
Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя.
Представитель УФК по Ростовской области просил отказать в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее постановление Правительства от 15.04.2014 № 302).
В рамках данной Программы реализуются мероприятия федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография».
Паспорт федерального проекта «Спорт-норма жизни» национального проекта «Демография» предусматривает задачу 1.7 «Поставлены комплекты спортивного оборудования (малые спортивные формы и футбольные поля)».
Государственная программа № 302 включает подпрограмму 8 «Развитие футбола в Российской Федерации» Госпрограммы РФ № 302 (далее - Подпрограмма 8).
Одним из направлений реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни» в рамках Подпрограммы 8 является закупка искусственных покрытий для футбольных полей (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.11.2019 № 1556).
Приложением № 32 «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием» к Госпрограмме РФ № 302 устанавливаются цели, условия и порядок предоставления субсидии по направлениям, в том числе создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.
Пунктом 7 Приложения № 32 к Госпрограмме РФ № 302 установлено, что субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Минспорта России как получателя средств федерального бюджета на соответствующие цели.
В приложении 11 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» к Федеральному закону от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - Закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ) Минспорту России по коду бюджетной классификации 777 11 02 13 8 Р5 52280 на 2020 год предусмотрены расходы «Оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (Межбюджетные трансферты)» в сумме 1 480 000,0 тыс. рублей.
Согласно данным таблицы 59 «Распределение субсидий на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием бюджетам субъектов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» приложения 34 к Закону от 02.12.2019 № 380-ФЗ, для Ростовской области в 2020 году предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 68 188,9 тыс. рублей.
Минспортом России с Правительством Ростовской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 07.02.2019 г. № 777-08-2019-160.
Между министерством спорта Ростовской области и ГБУРО СШОР № 5 заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 05.02.2020 № 53 (далее - Соглашение от 05.02.2020 № 53).
Предметом данного соглашения является определение условий и порядка предоставления СШОР № 5 из областного бюджета в 2020 году/2021-2022 годах субсидии на создание или модернизацию футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками в соответствии действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» (далее - субсидия по Соглашению от 05.02.2020 № 53).
С учетом внесенных дополнительным соглашением от 23.12.2020 № 1 изменений размер субсидии по Соглашению от 05.02.2020 № 53 в 2020 году составляет 40 800 600,00 рублей.
Таким образом, ГБУРО СШОР №5, заключив 05.02.2020 Соглашение № 53 с Министерством и получив субсидию, приняло обязательства по исполнению требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Денежные средства в сумме 40 800 244,79 рублей зачислены на счет СШОР № 5, что подтверждается платежным поручением от 13.07.2020 № 007380, списаны денежные средства в сумме 40 800 244,79 рубля, что подтверждается платежным поручением от 14.07.2020 №404319.
В рамках исполнения Соглашения от 05.02.2020 № 53, заявителем в 2020 году заключен контракт с ООО «Контактор» от 29.04.2020 № 0149200002320001896-ЗАук на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и комплектов покрытия для легкоатлетических беговых дорожек на сумму 40 800 244,79 руб.
Целью осуществления закупки спортивно-технологического оборудования по контракту от 29.04.2020 является выполнение условий Соглашения от 05.02.2020 № 53 в части использования средств Субсидии на обеспечение поставки комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием и комплектов покрытия для легкоатлетических беговых дорожек.
На основании приказа Управления от 11.02.2021 № 106 «О назначении плановой выездной проверки государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва № 5» в период с 15.02.2021 по 02.03.2021 проведена выездная проверка государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №5» по теме «Проверка представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта».
По результатам проведенной проверки составлен Акт выездной проверки б/н от 02.03.2021 (далее - Акт проверки), согласно которому установлены нарушения в части нецелевого и неэффективного использования средств субсидии.
ГБУ РО «СШОР №5» поданы мотивированные возражения на акт проверки от 02.03.2021.
06.04.2021 проведено заседание контрольной комиссии по результатам контрольного мероприятия, проведенного в отношении ГБУ РО «СШОР №5».
Управлением Федерального казначейства по Ростовской области вынесено представление от 13.04.2021 № 58-22-10/22-4243 о нарушении ГБУ РО «СШОР № 5» бюджетного законодательства, в соответствии с которым УФК по РО требует:
1.По нарушению, указанному в пункте 1, устранить выявленное нарушение и принять меры по устранению причин и условий его совершения в срок по 23 сентября 2021 г. включительно, а именно:
-обеспечить возврат приобретенного спортивно-технологического оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки - ГБУ РО СШОР № 5 в нормативное состояние или принять меры по обеспечению возврата средств в доход бюджета Ростовской области с последующим перечислением в доход федерального бюджета по коду бюджетной классификации 77721825229010000150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние из бюджетов субъектов Российской Федерации» в размере 3 776 820,78 руб. с указанием информации в поле «Назначение платежа: «возмещение ущерба по Представлению (указать номер, дату)» в срок до 23 сентября 2021 года (включительно);
-усилить контроль за использованием спортивного оборудования, приобретенного в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
2.По нарушению, указанному в пункте 2, принять меры по устранению причин и условий его совершения в срок по 23 сентября 2021 года включительно, а именно:
-усилить контроль за эффективностью использования имущества в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта».
Заявитель не согласился с вынесенным представлением, в связи, с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела и заслушав лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится Управление Федерального казначейства по Ростовской области.
Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сферы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.
В силу пункта 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под представлением в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое представление выдано уполномоченным на то государственным органом в пределах предоставленных полномочий.
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва обратилось в Федеральное казначейство с жалобой на представление УФК по РО, по результатам рассмотрения которой пункт 1 представления отменен в связи с чем, заявитель уточнил заявленное требование и просит признать незаконным пункт 2 представления от 13.04.2021 №58-22-10/22-4243, а именно, в части усиления контроля за эффективностью использования имущества в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта».
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 199 АПК РФ предусмотрено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть также указаны: права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием).
В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными должны быть также указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).
В соответствии с п. 2 ч. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Заявитель в нарушение вышеуказанных норм, не указывает, какие права и законные интересы, нарушаются оспариваемым представлением, а также не называет законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый пункта 2 представления от 13.04.2021 №58-22-10/22-4243.
Относительно довода заявителя о неясности способа исполнения представления, суд разъясняет, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность контролирующего органа указывать в представлении конкретный перечень мер, подлежащих исполнению.
Учреждение свободно в порядке выбора способов устранения выявленных нарушений в пределах норм закона, и в случае возникновения каких-либо неясностей в толковании требований представления, вправе обратиться в орган, выдавший представление, за соответствующими разъяснениями.
Учитывая изложенные обстоятельства, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Статьей 101 АПК РФ определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Ю.В. Лебедева