АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы дела по заявлению закрытого акционерного общества «Тандер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Административной инспекции Ростовской области Волгодонскому межрайоному отделу о признании незаконным и отмене постановления от 24.07.2015 № В-390
без вызова сторон;
установил: закрытое акционерное общество «Тандер» (далее – заявитель, общество, ЗАО «Тандер») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной инспекции Ростовской области Волгодонскому межрайоному отделу (далее – инспекция, административный орган) о назначении административного наказания от 24.07.2015 № В-390.
Заявление было принято судом к производству в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 07.08.2015 дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением сторонам в соответствии с требованиями части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен срок для представления лицам, участвующим в деле возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощённого производства, представления административным органом отзыва на заявление, обосновывающих отзыв письменных доказательств, а также дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
В установленный судом срок инспекция посредством системы подачи документов в электронном виде представила отзыв на заявление, материалы административного дела. Представленные документы рассмотрены и приобщены судом в материалы дела.
Суд рассматривает дело в порядке упрощённого производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке упрощённого производства, протоколирование с использованием средств аудиозаписи и составление протокола в письменной форме не предусмотрено.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
13.07.2015 в отношении ЗАО «Тендер» должностными лицами административной инспекции в отсутствии законного представителя общества, был составлен протокол об административном правонарушении № В-390 в котором было установлено, что 30.06.2015 г. в 16 часов 25 минут юридическое лицо - ЗАО «Тандер», на территории, прилегающей к магазинам Магнит «Гудини» и «Магнит-косметик», расположенным по адресу: Ростовская область, ст. Романовская, ул. Тюхова, д. 80 «А», пом. 1,2 были не надлежаще выполнило требования, установленные Правилами благоустройства и санитарного содержания территории Романовского сельского поселения, а именно: своевременно не организовало, не обеспечило и не произвело работы по санитарной уборке и содержанию прилегающей к магазинам территории, по периметру 10 м, входа/выхода из магазинов, а именно, своевременный сбор и вывоз бытового мусора (небиологические и биологические твердые отходы или естественного происхождения -бумага, полиэтиленовые пакеты, окурки сигарет и пр.), в специально отведенные места отходов производства и потребления, что привело к захламлению части прилегающей территории, а также территории вокруг контейнерной площадки магазинов Магнит, своевременно не произвело скашивание и уничтожение сорных и карантинных растений (высота травостоя превысила 18 см.), чем нарушило требования п.3 ч.4 ч. 1,2,3 ст.2, ч.6.2 ст.6 Правил благоустройства и санитарного содержания территории Романовского сельского поселения, утверждённых Решением № 22 Собрания депутатов Романовского сельского поселения от 27.06.2013 г.
24.07.2015 административной инспекцией в присутствии уполномоченного представителя ФИО1 действующего на основании доверенности от 21.04.2015 №2-4/320, вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому ЗАО «Тендер» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 55 000 рублей.
Позиция представителя общества изложенная в процессе рассмотрения дела сводилась к тому, что из имеющихся материалов административного дела не следует виновность общества в совершенном правонарушении и данный факт, по мнению общества, является недоказанным.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование предусмотренное статьёй 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Согласно статье 5.1 Областного закона «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 №273-ЗС, невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утверждёнными органами местного самоуправления поселений и городских округов, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20000 до 50 000 рублей (часть 1).
В соответствии с частью 2 статьи 5.1 Областного закона повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 статьи - влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от 50 000 до 80000 рублей.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Решением Собрания депутатов Романовского сельского поселения от 27.06.2013 №22 утверждены правила благоустройства и санитарного содержания территории Романовского сельского поселения (далее – Правила).
Данные правила разработаны с целью организации благоустройства территории поселения, обеспечения должного санитарного состояния, соблюдения градостроительных, технических, природоохранных и других требований по содержанию и благоустройству территорий населённых пунктов Романовского сельского поселения, обеспечению достойной экологической среды обитания в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ростовской области.
Правила обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, являющимися владельцами или пользователями земельных участков, скверов, садов, парков, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, сооружений, строений, расположенных на территории Романовского сельского поселения, а так же территорий общего пользования, включая улицы, площади, проезды, дворы, подъезды, площадки для сбора твёрдых бытовых отходов и других территорий населённых пунктов.
Согласно разделу 2 Правил, физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (далее-физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели), являющиеся собственниками, владельцами, пользователями расположенных на территориях Романовского сельского поселения земельных участков, зданий, встроенных и пристроенных помещений, строений и сооружений, в том числе обладающие указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должны систематически производить на данных земельных участках:
- санитарную уборку, сбор и вывоз отходов, мусора, уличного смета, образующихся в результате жизнедеятельности населения, а также деятельности организаций, учреждений, предприятий, индивидуальных предпринимателей, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;
- своевременное скашивание газонных трав, уничтожение сорных и карантинных растений.
Содержание и уборка территории Романовского сельского поселения в течение года осуществляются с учетом особенностей, предусмотренных для летнего и зимнего периодов.
Физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий.
В качестве прилегающих закрепляются территории в границах, установленных настоящими Правилами: для обособленно расположенных нежилых зданий и сооружений, включая объекты торговли, бытового обслуживания и сферы услуг, отдельно стоящих зданий и сооружений, прилегающая территория определяется по всему периметру отведенной территории: с обращенной к проезжей части стороны - шириной до бордюрного камня дороги, но не более 10-метров, с других сторон - шириной 10 метров, и включает въезды и выезды к отведенным территориям (при наличии) по всей протяженности;
П. 6.2 раздела 6 Правил, санитарная уборка и содержание территорий в летний период (с 16 марта по 19 ноября): производится уборка территории в плановом порядке и ежедневный сбор, по мере накопления, всех видов отходов; поливка зелёных насаждений и газонов производится систематически с учётом правил пользования водой собственниками, владельцами объектов недвижимости и службой жилищно-коммунального хозяйства; запрещается: сжигание листвы, полимерной тары, плёнки, и т.д. на убираемых территориях. юридическими и физическими лицами осуществляется своевременное скашивание газонных трав (высота травостоя не должна превышать 18 см.), уничтожение сорных и карантинных растений, особенно растений, которые вызывают аллергические реакции у населения (амброзия, циклохена и прочие), уборка и вывоз скошенной травы, постановлением Администрации Романовского сельского поселения в данный период организуются общественные санитарные дни, субботники по очистке территорий.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Тандер» согласно договору аренды от 22.03.2013 № ВднФ/223/13, арендует нежилое помещение расположенное по адресу: Ростовская область, Волгодонской район, ст. Романовская, ул. Тюхова, 80, пом. 1.
Так согласно п. 3.1.2 Арендатор (ЗАО «Тандер» обязуется поддерживать надлежащее санитарное состояние объекта, соблюдать правила пожарной безопасности, обеспечивать надлежащую эксплуатацию инженерных сетей, оборудования и коммуникаций, расположенных на объекте.)
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что общество является субъектом правонарушения статье 5.1 Областного закона.
Вместе с тем, административным органом установлено, что 30.06.2015 г. в 16 часов 25 минут юридическое лицо - ЗАО «Тандер», на территории, прилегающей к магазинам Магнит «Гудини» и «Магнит-косметик», расположенным по адресу: Ростовская область, ст. Романовская, ул. Тюхова, д. 80 «А», пом. 1,2, не надлежаще выполнило требования, установленные Правилами благоустройства и санитарного содержания территории Романовского сельского поселения, а именно: своевременно не организовало, не обеспечило и не произвело работы по санитарной уборке и содержанию прилегающей к магазинам территории, по периметру 10 м, входа/выхода из магазинов, а именно, своевременный сбор и вывоз бытового мусора (небиологические и биологические твердые отходы или естественного происхождения -бумага, полиэтиленовые пакеты, окурки сигарет и пр.), в специально отведенные места отходов производства и потребления, что привело к захламлению части прилегающей территории, а также территории вокруг контейнерной площадки магазинов Магнит, своевременно не произвело скашивание и уничтожение сорных и карантинных растений (высота травостоя превысила 18 см.), чем нарушило требования п.3 ч.4 ч. 1,2,3 ст.2, ч.6.2 ст.6 Правил благоустройства и санитарного содержания территории Романовского сельского поселения, утверждённых Решением № 22 Собрания депутатов Романовского сельского поселения от 27.06.2013 г.
Суд отклоняет доводы общества об отсутствии состава правонарушения, как необоснованные и противоречащие представленным доказательствам, поскольку выявленные нарушения подтверждаются материалами дела, а именно: актами об обнаружении признаков административного правонарушения, протоколом об административном правонарушении и иными собранными доказательствами по делу.
При таких обстоятельствах, административная инспекция пришла к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Совершённое обществом административное правонарушение обоснованно квалифицировано административной инспекцией как невыполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утверждёнными органами местного самоуправления поселений и городских округов, что соответствует диспозиции статьи 5.1 Областного закона №273-ЗС.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае обществом не принято мер по выполнению Правил благоустройства и санитарного содержания территории Романовского сельского поселения и предотвращению правонарушения. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у общества объективной возможности соблюдения требований Правил, в материалах дела отсутствуют.
Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, обществом не оспаривается.
Протокол об административном правонарушении от 13.07.2015 № В-390 составлен в отсутствии законного представителя общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, уведомление от 01.07.2015 № 36В-245/2015, направленное с уведомлением, и согласно возвращенному уведомлению, получено адресатом по адресу ул. им. Леваневкого, 185, г. Краснодар, 07.07.2015, специалистом ФИО2
Постановление о назначении административного наказания от 24.07.2015 №В-390 вынесено в присутствии указанного законного представителя общества ФИО1 действующего на основании доверенности от 21.04.2015 №2-4/320.
На момент вынесения оспариваемого постановления установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Учитывая то обстоятельство, что ранее, в течение года общество привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 №273-ЗС.
При назначении административного наказания административный орган в оспариваемом постановлении не обосновал применение к обществу административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 55 000 рублей.
Тогда как, ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.1 Областного закона «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 №273-ЗС, предусмотрена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 50000 до 80000 рублей.
Таким образом, суд счел возможным применить к ЗАО «Тандер» минимальное административное наказание, предусмотренное санкцией части 2 статьи 5.1 Областного закона «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002г. № 273-ЗС, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., поскольку административным органом не было аргументирована необходимость применения административного наказания в виде 55 000 рублей (что превышает минимальный размер санкции названной статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области
Р Е Ш И Л:
Изменить Постановление Административной инспекции Ростовской области Волгодонского межрайоного отдела от 24.07.2015 № В-390 в части назначения административного наказания и изменить размер с 55 000 руб. на штраф 50 000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Бондарчук.