ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-20842/07 от 04.12.2007 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8а

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону А53-20842/2007-С4-5

06 декабря 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 04.12.07 г.

Судья Арбитражного суда Ростовской области: Гришко С.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Гришко С.В.

Рассмотрел в заседании суда дело по заявлению: ОАО «Донпроектэлектро»

К Региональному Отделению Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг России в Южном Федеральном Округе

О признании незаконным и отмене Постановления № 513 от 11.10.07 г. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ

В заседании приняли участие:

От заявителя: Курчук А.В. доверенность от 14.08.2007г.

От РО ФКЦБ РФ в ЮФО Бабаян А.Р. доверенность № 09-389 от 25.01.2007г.

Сущность спора:

В открытом судебном заседании рассматривается заявление ОАО «Донпроектэлектро» о признании незаконным и отмене Постановления Регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в Южном Федеральном Округе № 531 от 11.10.07 г. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.

Заявитель поддержал требование, указав на то, что ОАО «Донпроектэлектро» не обязано раскрывать информацию в виде предоставления ежеквартального отчета в регистрирующий орган, так как ФСФР не полномочно устанавливать новые основания для раскрытия информации. « Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утверженное Приказом № 06-117/пз-н от 10 октября 2006г. руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам не является законом и не может быть отнесено к законодательству РФ.

РО ФКЦБ России в ЮФО просит в удовлетворении требования ОАО «Донпроектэлектро» отказать, ссылаясь на то, что бездействие ОАО «Донпроектэлектро» соответствует признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ. Административный орган считает, что ОАО «Донпроектэлектро» в установленный срок не представило региональному отделению отчет эмитента за 2 квартал 2007г., чем нарушило обязанность по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.

В судебном заседании объявлен перерыв до 04.12.2007г. до 10-15.

После перерыва 04.12.2007г. в 10-15 судебное заседание продолжено.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

В соответствии со ст.30 Федерального закона от 22.04.65 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и п.5.6 Положения о раскрытии информации, ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала и представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала

Общество обязано было представить в РО ФСФР России в ЮФО ежеквартальный отчет эмитента за 2 квартал 2007г. не позднее 14 августа 2007г.

По факту нарушения ОАО «Донпроектэлектро» 45-дневного срока для представления ежеквартального отчета эмитента за 2 квартал 2007г. региональное отделение составило протокол об административном правонарушении от 18.09.2007г № 18.09/21.

Постановлением РО ФКЦБ РФ в ЮФО о назначении административного наказания от 11.10.07 г. № 513 ОАО «Донпроектэлектро» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.19 КоАП РФ.

Используя право на обжалование, предусмотренное ст. 208 АПК РФ, ОАО «Донпроектэлектро» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного Постановления.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При исследовании соблюдения порядка привлечения ОАО «Донпроектэлектро» к административной ответственности процессуальных нарушений судом не установлено. В адрес ОАО «Донпроектэлектро» было направлено Уведомление о вызове от 23.08.2007г. № 09-5152 для составления протокола об административном правонарушении, полученное представителем эмитента 30.08.2007г.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии представителя ОАО «Донпроектэлектро» надлежащим образом извещенного о дне, времени и месте рассмотрения дела.

18.09.2007г. и.о. начальника информационно-аналитического отдела РО ФСФР России в ЮФО был составлен протокол об административном правонарушении № 18.09/21 в отсутствии представителя ОАО «Донпроектэлектро» в порядке ч.5 ст.28.2 КоАП РФ.

Определением от 25.09.2007г. рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Донпроектэлектро» было назначено на 11.10.2007г. на 09-40. В адрес Общества была направлена повестка вызова на рассмотрение дела ( исх. от 27.09.2007г. № 09-5877) с приложением копии протокола об административном правонарушении № 18.09/21, полученная обществом 03.10.2007г. согласно почтовому уведомлению о вручении.

Поскольку ОАО «Донпроектэлектро» было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, и ходатайство об отложении от Общества не поступило, РО ФСФР России в ЮФО, рассмотрено дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При анализе наличия в бездействии ОАО «Донпроектэлектро» состава административного правонарушения, суд установил следующее.

ОАО «Донпроектэлектро» является открытым акционерным обществом, что влечет обязанность представлять в РО ФКЦБ РФ в ЮФО ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг в срок, установленный законодательством. ОАО «Донпроектэлектро» не представило отчет эмитента за 2 квартал 2007г до 14 августа 2007г.,в связи с чем, бездействие ОАО «Донпроектэлектро» соответствует признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон о рынке) и п. 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России в ЮФО от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н (далее – Положение о раскрытии информации) установлена обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета, которая распространяется на:

- эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;

- эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;

- эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Выпуск обыкновенных именных акций ОАО «Донпроектэлектро» зарегистрирован Финансовым управлением Администрации Ростовской области 06.10.1993 (государственный регистрационный номер 58-1П-00735). Комитетом по управлению имуществом Ростовской области 15.07.1994 были внесены изменения в план приватизации ОАО «Донпроектэлектро», согласно которым предусмотрена возможность отчуждения акций эмитента неограниченному кругу лиц.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» и п. 5.6. Положения о раскрытии информации, ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала и представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

Следовательно ОАО «Донпроектэлектро» обязано было представить в РО ФСФР России в ЮФО ежеквартальный отчет эмитента за 2 квартал 2007 года не позднее 14 августа 2007 года, чего, однако, эмитентом сделано не было.

Ответственность за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг предусмотрена ч.2 ст.15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, РО ФСФР России в ЮФО установило, что бездействие ОАО «Донпроектэлектро» соответствуют признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, и вынесло постановление № 513 от 11.10.2007 о назначении административного наказания.

  Обосновывая заявленные требования заявитель указал на то, что ФСФР России не полномочно устанавливать новые основания для раскрытия информации, Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом № 06-117/пз-н от 10 октября 2006г. руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам не является законом и не может быть отнесено к законодательству РФ.

Суд пришел к выводу о несостоятельности данных выводов ввиду следующего.

В соответствии п. 5.1. Положения о раскрытии информации, обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется:

- на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;

- на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;

- на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Пунктом 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721, предусматривалось, что утвержденный соответствующим Комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия является проспектом эмиссии его акций.

В Положении о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, утвержденных в процессе приватизации, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 1992 г. N 547, план приватизации также расценивался как «зарегистрированный проспект эмиссии» (пункт 10).

Решением Верховного Суда РФ от 22 июля 2005 г. N ГКПИ05-807, оставленном в силе определением Кассационной инстанции Верховного суда РФ от 11.10.2005 №КАС05-465, абзац 4 пункта 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России 16.03.2005 №05-5/пз-н (который полностью аналогичен подпункту «в» ныне действующего Положения о раскрытии информации), признан не противоречащим федеральному законодательству (тексты судебных актов прилагаются). Так, согласно указанному Решению, со дня вступления в силу ФЗ «О рынке ценных бумаг» эмитенты, указанные в абзаце 4 пункта 5.1 Положения о раскрытии информации, обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, поскольку их утвержденные планы приватизации являлись зарегистрированными проспектами эмиссии ценных бумаг. Не отменяют этой обязанности и последующие изменения, внесенные в Закон 28 декабря 2002 г., в результате которых слова «проспект эмиссии» и «проспект эмиссии ценных бумаг» в соответствующих падежах и числах были заменены словами «проспект ценных бумаг» в соответствующих падежах и числах.

Понятие «гражданского законодательства» и иерархия нормативно-правовых актов раскрыта в ст. 3 Гражданского кодекса РФ. Так, согласно п. 7 ст. 3 ГК РФ Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Согласно п. 12 ст. 42 Федерального Закона « О рынке ценных бумаг», федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Пунктом 5.14 указанного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по финансовым рынкам обеспечивает раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как отмечено в вышеупомянутом решении Верховного Суда РФ от 22 июля 2005 г. N ГКПИ05-807, утверждая нормативный правовой акт (Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России 16.03.2005 №05-5/пз-н), Федеральная служба по финансовым рынкам не вышла за пределы предоставленных ей полномочий.

ОАО «Донпроектэлектро» создано в процессе приватизации Новочеркасского государственного проектного института электротехнической промышленности.

Пункты 2.5 раздела 1 и пункт 5 раздела 2 плана приватизации Новочеркасского государственного проектного института электротехнической промышленности, утвержденного Комитетом по управлению имуществом 02.08.1993 с учетом Изменений, утвержденных Комитетом по управлению имуществом 15.07.1994, и являвшегося проспектом эмиссии акций, предусматривал возможность отчуждения 136 акций эмитента путем продажи на денежном аукционе.

Таким образом, вывод о том, что ОАО «Донпроектэлектро» обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг, правомерен.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Как пояснил представитель РО ФСФР России в ЮФО до настоящего времени ОАО «Донпроектэлектро» не устранило допущенное нарушение и не предоставило в региональное отделение ежеквартальный отчет за 2 квартал 2007 года.

При таких обстоятельствах, суд считает Постановление регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынка в ЮФО № 513 от 11.10.2007г. законным и обоснованным, требование заявителя не подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.167-170 , 211 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования ОАО «Донпроектэлектро» о признании незаконным и отмене Постановления РО ФКЦБ РФ в ЮФО № 513 от 11.10.07 г. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней с даты его принятия в 15-й Арбитражный суд апелляционной инстанции

Судья С.В. Гришко