ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-20862/17 от 08.11.2017 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   08 ноября 2017 г.

Полный текст решения изготовлен            08 ноября 2017 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Щебетенко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению страхового акционерного общества «ВСК», ОГРН <***>, ИНН <***>

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области

о признании незаконным решения от 02.05.2017 №7714/02 по делу №870/05,

третьи лица: 1) открытое акционерное общество «Альфастрахование», 2) Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <...>) закрытое акционерное общество  «Московская акционерная страховая компания», 4) акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности».

при участии:

от заявителя: представитель ФИО1, доверенность от 16.01.2017;

от заинтересованного лица: представитель ФИО2, доверенность от 10.01.2017.

от третьих лиц: 1) представитель ФИО3, доверенность от 10.05.2017;

            установил: страховое акционерное общество «ВСК» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о признании незаконным решения от 02.05.2017 №7714/02 по делу №870/05.

Представитель заявителя в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ОАО «Альфастрахование» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Дело рассмотрено в порядке статей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

В Управление 24.04.2017 поступила жалоба ОАО «Альфастрахование» по признакам нарушения комиссией Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (Заказчика) Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса № 0158100007617000005 «Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств».

Рассмотрев указанную жалобу, 02.05.2017 Комиссия Управления решением №7714/02 по делу №870/05 признала жалобу ОАО «Альфастрахование» обоснованной, комиссию заказчика нарушившей часть 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ, выдала Заказчику предписание об отмене сформированного протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.04.2017 для закупки № 0158100007617000005 и проведении повторной оценки заявок участников в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ и с учетом данного решения.

Не согласившись с вынесенным решением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

- нарушение оспариваемым решением Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- несоответствие оспариваемого решения Управления закону или иному нормативному правовому акту.

Отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ).

Проверив законность оспариваемого решения антимонопольного органа, судом установлено следующее.

Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) 15.03.2017 опубликована конкурсная документация № 1 на проведение открытого конкурса с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в 2017 году (далее – конкурсная документация).

03.04.2017 в ЕИС размешена измененная конкурсная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта составляла 1 733 198, 35 руб.; дата и время окончания подачи заявок на участие в конкурсе – 18.04.2017 11:00.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Согласно частям 3, 3.1 статьи 53 Закона № 44-ФЗ, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, либо установлена недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ.

По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подано 6 заявок.

Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.04.2017 №ПРО1 для закупки № 0158100007617000005 отклонены три заявки: ЗАО «Московская акционерная страховая компания», ОАО «АльфаСтрахование» и АО «Страховое общество газовой промышленности».

В частности, заявка ОАО «АльфаСтрахование» отклонена на основании части 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ, как признанная не соответствующей требованиям, установленным Информационной картой и Разделом III Конкурсное задание Конкурсной документации в части применения не надлежащих и несоответствующих Конкурсной документации и Указаниям ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384-У коэффициента (Кбм), указанных в табличной форме «Изменения предложения о качественных, функциональных характеристиках объекта закупки, учитывающие требования заказчика, изложенные в Разделе III Конкурсной документации» в пункте 302.

Пункт 302 Раздела III «Конкурсное задание» конкурсной документации изложен в редакции:

Марка. модель ТС

Идентификационный номер ТС (VIN)

год выпуска

категория ТС (А,В,С,Д)

Территория использования

Срок окончания действующего полиса

Наличие прицепа

Класс, КБМ по действующему полису

Наличие ДТП по действующему полису страхования

Мощность двигателя  (л/с)

Базовая ставка (Тб)

Коэффициент

СУММА:

Количество лиц допущенных к управлению ТС (Ко)

К-т территории преимущественного использования ТС (Кт)

Наличие-отсутствие страховых выплат (Кбм)

К-т мощности двигателя легкового автомобиля (Км)

К-т использования прицепа

302

LADA 219060

XTA219060DY023574

2013

В

Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону

05.06.2017

Нет

0,8

нет

81,6

2573

1,8

1,8

0,8

1,1

1

7336,14

В заявке ОАО «АльфаСтрахование» по данному пункту указаны следующие данные:

Марка. модель ТС

Идентификационный номер ТС (VIN)

год выпуска

категория ТС (А,В,С,Д)

Территория использования

Срок окончания действующего полиса

Наличие прицепа

Класс, КБМ по действующему полису

Наличие ДТП по действующему полису страхования

Мощность двигателя  (л/с)

Базовая ставка (Тб)

Коэффициент

СУММА:

Количество лиц допущенных к управлению ТС (Ко)

К-т территории преимущественного использования ТС (Кт)

Наличие-отсутствие страховых выплат (Кбм)

К-т мощности двигателя легкового автомобиля (Км)

К-т использования прицепа

302

LADA 219060

XTA219060DY023574

2013

В

Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону

05.06.2017

Нет

0,8

нет

81,6

2573

1,8

1,8

0,75

1,1

1

6877,63

Статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ) установлено, что регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом № 40-ФЗ экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Порядок формирования стоимости полиса ОСАГО регламентировано Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

19.09.2014 в развитие упомянутого указания ЦБ РФ принято Положение №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Согласно пункту 1.8 упомянутого положения, вместе с заявлением о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе предоставить страховщику сведения о страховании, полученные от страховщика, с которым был заключен предыдущий договор обязательного страхования.

При заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательною страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил. Информация о владельцах транспортных средств, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии, заносится страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и используется при заключении договора обязательного страхования на новый срок для применения соответствующего коэффициента страховых тарифов.

Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У утверждены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Пунктом 2 Приложения 2 к Указанию № 3384-У установлен размер коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее – КБМ).

На основании статьи 15 Закона № 40-ФЗ сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

Согласно указанным Заказчиком в пункте 302 Раздела III «Конкурсное задание» конкурсной документации сведениям, класс КБМ по действующему полису – 0,8.

Применительно к транспортному средству, указанному в данном пункте, собственнику транспортного средства присваивается класс 8, которому в соответствии с Приложением 2 к Указанию № 3384-У соответствует КБМ 0,75.

Руководствуясь указанным Заказчиком в конкурсной документации Классом КБМ по действующему полису, а также информацией об отсутствии ДТП по действующему полису страхования ОАО «АльфаСтрахование» произвело расчёт в соответствии с нормами действующего законодательства.

На заседании Комиссии Заказчиком, ни при рассмотрении дела в суде не представлено доказательств, подтверждающих недостоверность сведений в составе заявки ОАО «Альфастрахование». Заказчик не обладает профессиональными навыками в области расчёта страховых тарифов и может неправильно определить любой из коэффициентов, включая КБМ.

С учётом вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к обоснованному выводу о том, что действия комиссии Заказчика, признавшей заявку ОАО «Альфастрахование», не соответствующей требованиям конкурсной документации, Указаниям ЦБ РФ от 19.09.2014 № 3384-У, нарушают часть 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ.

            При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемое в деле решение принято антимонопольным органом в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

            В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

            В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При этом заявитель не представил доказательства того, что оспариваемое решение Управления не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, решение Управления соответствуют действующему законодательству и при их вынесении законные права и интересы заявителя нарушены не были, поэтому требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Поскольку заявленные требования не подлежат удовлетворению, то судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

                                                                Р  Е  Ш  И  Л:

         В удовлетворении заявленных требований страхового акционерного общества «ВСК», отказать полностью.           

         Решение суда по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

      Судья                                                                                                                  Ф.Ф. Ерёмин