ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-21137/2023 от 22.11.2023 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«29» ноября 2023 года Дело № А53-21137/2023

Резолютивная часть решения объявлена «22» ноября 2023 года

Полный текст решения изготовлен «29» ноября 2023 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дергачевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску частного образовательного учреждения высшего образования "Таганрогский институт управления и экономики" (ОГРН: 1026102579029, ИНН: 6154029321)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области

и к третьим лицам: Комитет по управлению имуществом г. Таганрога, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области.

о признании незаконным решения

при участии:

от истца представитель Аваков Ю.С., представитель Камышанова А.Е.;

от ответчика представитель Маргарян Г.Б., представитель Колтунова Н.А.;

от третьего лиц6 представитель Логачева В.А.;

установил: частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики» (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее ответчики) о признании недействительным решения № 39112А от29.11.2022, № 2903А от 07.02.2023, решение № 15-22/1408 от 22.03.2023.

Представители истца в судебное заседание явились, поддержали доводы, изложенные в заявлении и просили суд заявление удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчиков в судебное заседание явились, отклонили доводы заявителя, просили суд в заявлении отказать по основаниям изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица в судебное заседание явился, представил отзыв на заявление, поддержал позицию налоговых органов.

Представленные сторонами в распоряжение суда дополнительные документы приобщены к материалами дела.

Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд установил следующее.

22.11.2022 ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики» (далее - ТИУИЭ) обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области (ФНС) с заявлением о государственной регистрации изменений, внесённых в учредительный документ юридического лица, и о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, предоставив соответствующие документы с целью приведения в соответствие сведений в ЕГРЮЛ и сведений, содержащихся в Уставе частного образовательного учреждения «Таганрогский институт управления и экономики», а также с целью приведения в соответствие с требованиями ст. 123.23 ГК РФ.

В заявлении ТИУИЭ просил исключить из числа учредителей Зарва И.Г., вышедшего в 2015г. из числа учредителей на основании протокола общего собрания учредителей, и Комитет по управлению имуществом г. Таганрога, вышедшей из состава учредителей в 2010 на основании протокола № 1/2010.

29.11.2022 решением № 39112А в государственной регистрации изменений отказано.

31.01.2023 КУИ г. Таганрога обращалось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области (ФНС) с заявлением о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики» (далее - ТИУИЭ), и о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, предоставив соответствующие документы.

07.02.2023 принято решение № 2903А об отказе в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ об исключении из числа учредителей Комитета по управлению имуществом г.Таганрога.

28.02.2023 на данное решение № 2903А об отказе в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ была подана жалоба в вышестоящий орган -Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области, на данную жалобу 24.03.2023 был получен отказ удовлетворить данную жалобу решением УФНС по Ростовской области №15-22/1408 от 22.03.2023.

Не согласившись с вынесенными решениями, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частное образовательное учреждение высшего образования "Таганрогский институт управления и экономики" обратилось в суд с заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту.

При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон № 129-ФЗ.

Как установлено судом, 22.11.2022 в Межрайонную ИФНС России № 26 по Ростовской области в форме электронных документов, подписанных электронно-цифровой подписью заявителя-ректора Авакова С. К)., представлено: реестр подтверждающих документов, протокол № 01/2015 собрания учредителей негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики» от 16.09.2015, решение № 01/2022 собственника частного образовательного учреждения высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики» от 26.08.2022, заявление Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, протокол № 01/2010 общего собрания учредителей Таганрогский институт управления и экономики от 15.09.2010 и заявление гр. Зарва ИГ. Представленным в регистрирующий орган документам присвоен входящий № 39112А .

29.11.2022 Межрайонной ИФНС России № 26 по Ростовской области принято решение № 39112А об отказе в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ: непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, и на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ: представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Пунктом 1 статьи 50 Гражданского Кодекса РФ установлено, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Пунктом 3 статьи 50 Гражданского Кодекса РФ предусмотрен перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, к их числу относятся учреждения, в том числе частные учреждения.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ организационно-правовая форма юридического лица частного образовательного учреждения высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики»- Частные учреждения.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Положением п.1 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 « 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее-Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Согласно пункту 2 статьи 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее -Министерство юстиции Российской Федерации), или его территориальным органом.

Приказом Минюста России от 26.09.2022 № 199 утвержден Административный регламент предоставления Минюстом государственной услуги по принятию решении о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Административный регламент о регистрации некоммерческих организаций).).

Согласно положениям Административного регламента территориальные органы Минюста принимают решение о государственной регистрации в отношении некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации, установленный Федеральным законом № 7-ФЗ.

31.01.2023 в Межрайонную ИФНС России № 26 по Ростовской области в форме электронных документов, подписанных электронно-цифровой подписью нотариуса Шпеневой Натальи Витальевны, представлено: заявление о внесение изменений в сведения о ЮЛ по форме Р13014. Представленным в регистрирующий орган документам присвоен входящий № 2903А. Документы представлены с целью государственной регистрации внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в части прекращения прав участника/учредителя, в отношении Комитета по управлению имуществом г. Таганрога.

07.02.2023 Межрайонной ИФНС России № 26 по Ростовской области принято решение № 2903А об отказе в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, на основании подпункта «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ: несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

В решении об отказе в государственной регистрации по вх. № 2903А от 07.02.2023 указано на нарушение требований п. 2.2 статьи 17 Федерального закона №129-ФЗ.

В силу пункта 2.2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии со статьей 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно ст. ст. 50.1, 123.1 ГК РФ, ст. 13 Федерального закона № 7-ФЗ учредителями некоммерческой организации являются лица (лицо), принявшие решение о ее создании.

В Гражданский кодекс Российской Федерации введена статья 123.21, п. 2 которой предусматривает, что учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее Закон №99-ФЗ) данный Закон вступает в силу с 01.09.2014, за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

При этом ч. 4 ст. 3 Закона № 99-ФЗ закреплено, что впредь до приведения законодательных и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации законодательные и иные нормативные правовые акты российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса российской Федерации.

Частью 16 ст. 3 Закона № 99-ФЗ установлено, что учреждение, созданное до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Согласно пункту 4 Федерального закона № 7 -ФЗ указано, что если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.

Таким образом, допускается изменение состава учредителей путем выхода из состава учредителей (участников) в некоммерческих корпорациях, в фондах и автономных некоммерческих организациях. Выход из состава учредителей учреждении законодательством не предусмотрен.

Сведения об учредителях частных учреждений вносятся в ЕГРЮЛ единожды в соответствии с решением о создании, представленным в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации, и в последующем изменению не подлежат.

В соответствии со ст. 123.21 ГК РФ и частью 1 статьи 9 Закона о некоммерческих организациях учреждение является некоммерческой организацией, созданной собственником и имеющей на праве оперативного управления имущество, переданное собственником этого учреждения.

Таким образом, учитывая особенности данной организационно-правовой формы юридического лица, учредитель после принятия решения о создании учреждения приобретает статус его собственника, который осуществляет (может осуществлять) соответствующие функции по управлению учреждением.

Данные выводы согласуются с Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2021 № 88А-1736/2021 по делу ИI 2а-624/2020, Апелляционным определением Московского городского суда от 16.05.2018 по делу № 33-21197/2018.

24.01.2023 в Межрайонную ИФНС России по Ростовской области в форме электронных документов, подписанных электронно-цифровой подписью Шпеневои Натальи Витальевны - нотариуса Таганрогского нотариального округа Ростовской области, представлено заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменении в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме № Р13014 Авакова Сергея Юрьевича в отношении ГИУИО. Представленному заявлению по форме № Р13014 присвоен вх. 1917А. Заявление по форме № Р13014 представлено с целью государственной регистрации прекращения прав учредителя Зарва Игоря Гарриевича в ТИУИЭ.

31.01.2023 Межрайонной ИФНС России № 26 по Ростовской области потто решение № 1917А от 31.01.2023 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице в части прекращения прав участия Зарва Игоря Гарриевича в частном образовательном учреждении высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики» ОГРН 1026102579029 ИНН 6154029321. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за ГРН 2236100057598 от 31.01.2023 года.

31.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 31.01.2016 № 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон № 7-ФЗ), согласно статье 6 которого статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) дополнена пунктом 2.2 следующего содержания:

«2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц».

Таким образом, до 31.01.2016 года учредители некоммерческих организаций не имели возможности выходить из состава учредителей таких организаций. В соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ такое право получили учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций.

Для выхода из состава учредителей данное лицо должно представить согласно подпункту 2.2 статьи 17 и статьи 9 Федерального закона № 129-Ф в регистрирующий орган по месту нахождения организации заявление по форме № Р13014 лично, в электронном виде или по почте.

Исходя из положений подпункта 2.2 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ, учредители некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме как частное учреждение, не получили право на выход из состава учредителей таких некоммерческих организаций.

На основании изложенного, решение № 1917А от 31.01.2023 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице в части прекращения участия Зарва Игоря Гарриевича в качестве учредителя частного образовательного учреждения высшего образования « Таганрогский институт управления и экономики» ОГРН 1026102579029 ИНН 6154029321 не соответствует требованиям, установленным пунктом 2.2 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ.

Заявителем в процессе рассмотрения дела не приведены нормы закона нарушение которых допущено Межрайонной ИФНС России № 26 по Ростовской области и Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области при принятии решений № 39112А от 29.11.2022, № 2903 от 07.02.2023, № 15-22/1408 от 22.03.2023 об отказе в государственной регистрации, однако сделан вывод о незаконности данного решения и выражено несогласие с вынесенными решениями.

Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого решения недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель не представил в материалы дела доказательств несоответствия оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом, согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Ввиду отказа в заявленных требованиях, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.В. Бондарчук