ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-21441/15 от 30.09.2015 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Чернышевой И.В.

рассмотрев  в порядке  упрощенного  производства, без  вызова  сторон, дело  по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Европласт-Руссланд" (ОГРН1086161756449, ИНН 6161053692)

к  Таганрогской таможне

об оспаривании постановления № 10319000-944/2015 от 23.07.2015 о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Европласт-Руссланд" (далее-общество) обратилось в  арбитражный  суд с  заявлением  о признании незаконным и отмене постановления Таганрогской таможни № 10319000-944/2015 от 23.07.2015 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.3  КоАП РФ.

            Заявление  принято к  рассмотрению   в  порядке  упрощенного  производства,  копия  определения  арбитражного суда от 17.08.2015 сторонами  получена.

            Во исполнение  определения суда, таможенным органом  представлен  административный  материал и  заявлено ходатайство о рассмотрении дела  по общим  правилам  административного  производства.

            Судом  не установлено обстоятельств, позволивших  суду  согласиться с  доводами  Управления.

Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 АПК РФ, могут быть выявлены только в ходе рассмотрения этого дела после принятия искового заявления, заявления к производству, а не одновременно с его принятием, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 5 этой статьи. В случае выявления таких обстоятельств арбитражный суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий (часть 6 статьи 227 Кодекса), то есть переходит к подготовке дела к судебному разбирательству, осуществляемой в соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 135 АПК РФ.

Названное определение может быть вынесено в том числе по результатам рассмотрения арбитражным судом ходатайства стороны, указавшей на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 5 статьи 227 Кодекса, в случае его удовлетворения.

Таких обстоятельств,  судом  не установлено, а представленные  сторонами  по делу  доказательства  позволяют  суду в  полной  мере их оценить по правилам  статьи 71 АПК РФ.

Изучив  материалы дела,  суд не  находит оснований  для удовлетворения заявленных требований.

Судом  установлено, что  12.02.2015 обществом  на Таганрогский  таможенный  пост была  подана ДТ №10319010/120215/0001219  на товар №1 «селитра аммиачная марка  Б ГОСТ 2-2013, гранулы белого цвета или слега окрашенные без химических примесей, обработана кондиционирующей  добавкой, содержащей  кальций и магний, массовая  доля  азота 34.7%, код ТН ВЭД ЕАЭС 3102309000  для помещения под  таможенную  процедуру  экспорта.

            В ходе  таможенного контроля,  проведенного  на основании полученной из оперативно-розыскного отдела информации об отсутствии у общества разрешения на экспорт заявленной к  вывозу  аммиачной селитры.

            Факт отсутствия  специального разрешения  подтвержден письмом общества от 17.03.2015 и письмом  предприятия-изготовителя ОО «КуйбышевАзот» от 30.03.2015.

Указанные  обстоятельства  послужили основанием для вынесения  определения  о возбуждении в  отношении общества  дела  об  административном  правонарушении от 15.06.2015 по признакам  наличия в действиях юридического лица состава  административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.3  КоАП РФ.

            Протокол об административном  правонарушении составлен 15.06.2015.

            Постановлением Таганрогской  таможни от 23.07.2015 № 10319000-944/2015 общество  признано  виновным в  совершении  вмененного ему в вину административного  правонарушения с  наложением  административного штрафа в  размере 100 000 рублей.

Не  согласившись с  вынесенным  постановлением, общество оспорило  его в  судебном  порядке.

При  вынесении  решения,  суд руководствовался  следующим.

   Частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 указанного Кодекса.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств, установленных федеральными законами и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (пункт 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Как следует из положении подпункта 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются следующие основные средства, в том числе согласно подпунктов 8 и 11 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза - сведения о соблюдении ограничений, сведения о документах, предъявляемых в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом.

Доводы  общества  о том,  что письмо ФСТЭК  России от 24.07.2015  не  является  нормативно-правовым  актом, положения  которого  является  обязательным  для участников  внешнеэкономических отношений судом отклоняются,  поскольку оно его  положения  применяются  неразрывно с Порядком получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517.

 Аммиачная селитра (нитрат аммония) относится к химическим соединениям, нашедшим широкое применение в сельском хозяйстве непосредственно в качестве удобрения либо составной части сложных и смесевых удобрений. Одновременно это химическое соединение используется для производства взрывчатых веществ, применяемых в промышленности и горном деле.

Принимая во внимание потенциальную возможность использования аммиачной селитры в целях ведения боевых действий, подготовки и совершения террористических актов и руководствуясь статьей 20 Федерального закона "Об экспортном контроле", информируем о том, что для осуществления внешнеэкономических сделок, связанных с поставкой аммиачной селитры в иностранные государства, в которых ведутся вооруженные конфликты либо внутриполитическая ситуация характеризуется высоким уровнем террористической активности, а также предусматривающих транзитное перемещение указанной продукции через территорию таких государств, требуется получение разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

Для получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации российским участникам внешнеэкономической деятельности необходимо руководствоваться названным Порядком, в  соответствии с  положениями  которого его требования распространяется на поставки:

аммиачной селитры (нитрата аммония, регистрационный номер по КАС 6484-52-2), выпускаемой в соответствии с ГОСТ 2-2013, ГОСТ 2-85, ГОСТ 14702-79, ТУ 2181-21-00206486-2004, ТУ 2143-029-00203795-2005, с содержанием химически связанного азота от 34% и более;

Кроме  этого,  суд  считает необходимым указать следующее.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ экспортный контроль осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таким органом является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

Положение о ФСТЭК России утверждено Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1085. ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области экспортного контроля и осуществляющим свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

ФСТЭК России подведомственна Минобороны России. Указанная Служба, ее территориальные органы входят в состав государственных органов обеспечения безопасности. Руководство деятельностью ФСТЭК России осуществляет Президент РФ.

К числу основных задач ФСТЭК России отнесено осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области экспортного контроля, а именно -  осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный контроль и межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях (п.8 Положения), обеспечивает проведение экспортного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и приказами Министра обороны Российской Федерации ( п.п.45);

Оценив  и исследовав  по правилам  статей 65, 71  АПК РФ  представленные в  материалы дела доказательства,  суд  приходит к  выводу  о том, что действия  общества  Таганрогской таможней квалифицированы  верно, нарушений  порядка  привлечения к  административной ответственности, равно как  и обстоятельств, исключающих  производство  по делу, судом не  установлено, следовательно оспариваемое  постановление таможенного органа надлежит оставить  без изменения.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            В удовлетворении заявления  отказать.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия. Решение  суда  подлежит немедленному  исполнению.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд,  принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                И.В. Чернышева