АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
«20» февраля 2014г. Дело № А53-21705/13
Резолютивная часть решения объявлена «13» февраля 2014г.
Полный текст решения изготовлен «20» февраля 2014г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Паутовой Л.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сероштан С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Топливно-Энергетическая компания» ИНН <***> ОГРН <***>
к Региональной службе по тарифам Ростовской области
об оспаривании бездействия и решения РСТ РО
при участии:
от заявителя: представители ФИО1 (доверенность от 01.10.2013), ФИО2, (доверенность от 01.08.2013)
от РСТ РО: начальник отдела регулирования тарифов ТЭК ФИО3 (доверенность от 13.01.2014), начальник отдела правовой работы ФИО4, (доверенность от 13.01.2014), специалист отдела регулирования тарифов ТЭЕ ФИО5 (доверенность от 03.02.2014) (после перерыва не явилась)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Топливно-Энергетическая компания» (далее – ООО «ТЭК», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Ростовской области, выразившегося в непринятии решения в отношении ООО «ТЭК» по заявлению об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель; признании незаконными действий Региональной службы по тарифам Ростовской области, выразившихся в принятии необоснованного решения по установлению цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в отношении МУП «ЖЭУ».
ООО «Топливно-Энергетическая компания» в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 9далее – АПК РФ) отказалось от требования к Региональной службе по тарифам Ростовской области в части признания незаконными действий Региональной службы по тарифам Ростовской области, выражающихся в принятии необоснованного решения по установлению цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в отношении МУП «ЖЭУ», и уточнило требования: просит признать незаконными бездействия Региональной службы по тарифам Ростовской области, выражающиеся в несвоевременном открытии дела и в не принятии своевременного решения в отношении ООО ЦТЭК» по заявлению об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) на 2013 год.
Суд принял к рассмотрению требования ООО «ТЭК» в уточненной редакции. В части первоначально заявленных требований о признании незаконными действий Региональной службы по тарифам Ростовской области, выразившихся в принятии необоснованного решения по установлению цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в отношении МУП «ЖЭУ», производство в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ подлежит прекращению.
В судебном заседании 06.02.2014 объявлялся перерыв до 13.02.2014 в порядке статьи 163 АПК РФ. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области (www.rostov.arbitr.ru). О возможности получения информации судом сообщалось сторонам в предыдущих определениях суда.
После перерыва судебное заседание продолжено при участии тех же представителей, кроме ФИО5
Представители заявителя поддержали заявленные требования с учетом уточнений, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представители РСТ РО возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Изучив доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
ООО «ТЭК» обратилось в РСТ РО с заявлением об установлении на 2013 год цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель с приложением документов (исх. №39 от 26.08.2013, вх. РСТ №5233 от 29.08.2013).
РСТ РО, рассмотрев представленные ООО «ТЭК» документы, направила запрос от 11.09.2013 №4477 о необходимости предоставления для открытия дела об установлении тарифов на тепловую энергию для ООО «ТЭК» на 2013 год документов, определенных действующим законодательством, а именно: в рамках установления тарифов на тепловую энергию на 2013 год:
- баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;
- баланс тепловой мощности;
- данные о структуре и ценах, потребляемого топлива с учетом перевозки;
- расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;
- копию договоров поставки, транспортировки газа на 2013 год, с приложением дополнительных соглашений о пролонгации действующих договоров с уточнением объемов поставки, транспортировки газа на 2013 год по точкам поставки газа, где потребителем является ООО «ТЭК»;
- копии договоров теплоснабжения между ООО «ТЭК» и потребителями тепловой энергии на 2013 год, заключенные в соответствии с действующей на момент представления в РСТ документов схемой теплоснабжения, утвержденной администрацией города Таганрога, подтверждающие объем реализации тепловой энергии потребителям;
- копию договоров (с приложениями на 2013 год) на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, где потребителем является ООО «ТЭК»;
- копию договоров (с приложениями на 2013 год) электроснабжения, где потребителем является ООО «ТЭК»;
- экономическое обоснование исходных данных по статье «Амортизация» (например: отчет по основным средствам, используемым при осуществлении регулируемого вида деятельности по передаче тепловой энергии или ведомость амортизации (материалы с указанием на период/дату отчетного периода должны содержать: наименование ОС, дату принятия объектов к бухгалтерскому учету, первоначальную стоимость, сумму износа, остаточную стоимость, классификационную группу, срок полезного использования, дату начала эксплуатации, сумму амортизации на 2013 год (помесячно);
- расшифровку величины арендной платы с указанием составляющих: амортизационных отчислений, налогов, других затрат, данных о балансовой и остаточной стоимости арендованного имущества по видам основных средств и др.;
- расчет нормативной численности, выполненный в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 12.10.1999 №74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий», Приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 №65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства», а также в соответствии с отраслевым тарифным соглашением по жилищно-коммунальному хозяйству Ростовской области;
- заполненные таблицы, в соответствии с приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 №20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке;
- договор на теплоснабжение с теплоснабжающей организацией, владеющей на законном основании тепловыми сетями, подключенными к теплопотребляющим установкам конечных потребителей, в связи с отсутствием в материалах дела правоустанавливающих документов на тепловые сети.
26.09.2013 ООО «ТЭК» представило в адрес РСТ документы (вх. РСТ №5826, №5796, №5821), содержащие часть запрошенных материалов, необходимых для установления тарифов на тепловую энергию, а также сообщило, что договор на поставку и транспортировку газа на 2013 год, договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению на 2013 год, договор энергоснабжения на 2013 год, где потребителем является ООО «ТЭК», находятся на завершающей стадии заключения и будут представлены в РСТ позже.
10.10.2013 РСТ направила в адрес ООО «ТЭК» повторный запрос (исх. №4992) о необходимости предоставления для открытия дела об установлении тарифов на тепловую энергию для ООО «ТЭК» на 2013 год документов, определенных действующим законодательством.
17.10.2013 ООО «ТЭК» представило в адрес РСТ (вх. РСТ №6243) следующие документы: копию договора теплоснабжения №1010/1 от 10.10.2013, приложение №5 от 10.10.2013, акты №1 и №2 «Разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон», «Расчет тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение домов ЖФ от котельной ООО «ТЭК» к договору теплоснабжения №1010/1 от 10.10.2013».
28.10.2013 РСТ, рассмотрев представленные ООО «ТЭК» материалы, открыла дело об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ТЭК» потребителям, другими теплоснабжающими организациями Ростовской области на 2013 год.
Между тем, РСТ было установлено, что ООО «ТЭК» не представлены следующие документы, необходимые для установления тарифов на тепловую энергию:
- копии договоров теплоснабжения между ООО «ТЭК» и ОАО Завод «Прибой», заключенные в соответствии с действующей на момент представления в РСТ документов схемой теплоснабжения, утвержденной администрацией города Таганрога, подтверждающие объем реализации тепловой энергии потребителям;
- копия договора теплоснабжения с ОАО Завод «Прибой», владеющей на законном основании тепловыми сетями, подключенными к теплопотребляющим установкам конченых потребителей;
- копию договоров поставки, транспортировки газа на 2013 год, с приложением дополнительных соглашений о пролонгации действующих договоров с уточнением объемов поставки, транспортировки газа на 2013 год по точкам поставки газа, где потребителем является ООО «ТЭК»;
- копию договоров (с приложениями на 2013 год) электроснабжения, где потребителем является ООО «ТЭК»;
- копию договоров (с приложениями на 2013 год) на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, где потребителем является ООО «ТЭК».
Для установления тарифов на теплоноситель на 2013 год ООО «ТЭК» не представило материалы, сформированные в соответствии с пунктами 13-20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Постановление №1075), в том числе правоустанавливающие документы (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающие право собственности, иное законное право в отношении тепловых сетей, с помощью которых производится поставка теплоносителя потребителям.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес ООО «ТЭК» письма от 26.11.2013 с просьбой о предоставлении недостающих документов.
28.11.2013 руководителем РСТ РО вынесено постановление №57/16 об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ТЭК» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Таганрога Ростовской области в 2013 году.
Считая бездействие РСТ РО, выразившееся в несвоевременном открытии дела и в не принятии своевременного решения в отношении ООО ЦТЭК» по заявлению об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) на 2013 год, общество, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленные ООО «ТЭК» требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон №190-ФЗ) предусмотрено, что регулированию в сфере теплоснабжения подлежат в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона №190-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 Федерального закона №190-ФЗ, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электричества энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 №20 (далее – Положение №20), РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящих в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.д.) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.
Из пункта 2.1.5 Положения №20 усматривается, что РСТ устанавливает в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов, тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона №190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных указанных Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона №190-ФЗ основы ценообразования в сфере теплоснабжения, правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждение которых отнесено к полномочиям Правительства РФ, должны включать в себя сроки рассмотрения дел об установлении таких тарифов, исчерпывающий перечень представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, документов, определение условий и порядка принятия решений об отмене регулирования таких тарифов.
Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».
Согласно п. 5 Постановления №1075 указанное постановление применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы, за исключением тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии, платы за подключение к системе теплоснабжения, а также регулируемых цен (тарифов), установленных для реорганизованной организации, в случаях их применения теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, которая в порядке правопреемства приобрела права и обязанности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.
Таким образом, отношения связанные с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациямии потребителям, на 2013 год, регулируются Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 №109 (далее – Постановление №109).
Отношения, связанные с государственным регулированием тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям на 2013 год, регулируются Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075.
В соответствии с пунктом 10 Постановления №109 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган заявление об установлении тарифов с прилагаемыми обосновывающими материалами:
1) Баланс электрической энергии;
2) Баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;
3) Баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;
4) Баланс тепловой мощности;
5) Бухгалтерскую и статистическую отчетность за предшествующий период;
6) Расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;
7) Данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;
8) Расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложениями экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;
9) Расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;
10) Инвестиционную программу (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;
11) Оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 12 Постановления №109 регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.
Регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации материалов, указанных в пункте 10 Постановления №109, проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу (п. 13 Постановления №109).
В соответствии с п. 19 Постановления №109 регулирующий орган проводит экспертизу положений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органов, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентов рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами).
Пунктом 18 Постановления №109 предусмотрено, что решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна бать ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Судом не принимается довод общества о нарушении РСТ Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 №163, при рассмотрении документов ООО «ТЭК» об установлении тарифов на тепловую энергию на 2013 год по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом №190-ФЗ, Постановлением №1075, приказом ФСТ №163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее – Регламент).
Согласно п. 2 приказа ФСТ №163 Регламент применяется при установлении тарифов на 2014 год и последующие годы, а также на 2013 год в случаях, предусмотренных пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».
Пунктом 5 Постановления №1075 предусмотрено, что указанное постановление применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы, за исключением тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии, платы за подключение к системе теплоснабжения, а также регулируемых цен (тарифов), установленных для реорганизованной организации, в случаях их применения теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, которая в порядке правопреемства приобрела права и обязанности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.
Таким образом, Регламент применяется, в том числе, к отношениям, связанным с государственным регулированием тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2013 год.
Из пункта 1 Регламента следует, что Регламент разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1075 и определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и (или) их предельных уровней на тепловую энергию (мощность), и вопросов, связанных с отменой регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (введением регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены), а также процедуру принятия органами регулирования решений по указанным вопросам.
В соответствии с п. 2 Регламента открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее – органы регулирования):
1. по предложению регулируемой организации;
2. по инициативе органа регулирования:
- в случае непредставления регулируемым организациям предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075;
- в случае приведения ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством РФ на основании решения суда или по предписанию федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования в сфере тарифов;
- в случае изменения установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных уровней тарифов.
Пунктом 13 Постановления №1075 предусмотрено, что регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Из пункта 15 Постановления №1075 следует, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается следующая информация:
- сведения о регулируемой организации, направившей заявление об установлении цен (тарифов) (далее – заявитель) (наименование и реквизиты, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об идентификационным номере налогоплательщика (ИНН) и коде причины постановления на учет (КПП);
- основания, по которым заявитель обратился в орган регулирования для установления цен (тарифов).
Пунктом 16 Постановления №1075 предусмотрен перечень документов и материалов, являющийся обязательным для приложения к заявлению об установлении цен (тарифов):
- копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках);
- копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату;
- расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям;
- данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период;
- расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее – методические указания);
- расчет цен (тарифов);
- копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (или проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, с указанием источников финансирования инвестиционной программы;
- расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов);
- копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов);
- копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности (договоры теплоснабжения, и (или) договоры передачи тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры поставки тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры о поддержании резервной тепловой мощности, и (или) договоры о подключении);
- копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
Заявление об установлении цен (тарифов) подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов. Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в п. 16 Постановления №1075, является исчерпывающим (п. 17 Постановления №1075).
Из пункта 30 Постановления №1075 усматривается, что решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13-20 Постановления №1075.
Из материалов дела усматривается, что ООО «ТЭК» обратилось в РСТ с заявлением об установлении на 2013 год цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель с приложением документов.
РСТ неоднократно направлялись в адрес общества запросы о необходимости представления в орган регулирования с целью открытия дела для установления тарифов на теплоноситель, а в последующем и в рамках открытого дела об установлении тарифов на тепловую энергию недостающих документов (письма РСТ исх. №5862 от 21.11.2013; №5972 от 26.11.2013; №6409 от 09.12.2013).
Только по состоянию на 27.11.2013 обществом был представлен полный пакет документов, необходимый для рассмотрения дела для установления тарифов на тепловую энергию на 2013 год.
После представления обществом всех необходимых (недостающих) документов и их анализа РСТ вынесло постановление №57/16 от 28.11.2013 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ТЭК» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Таганрога Ростовской области», которым установила тарифы на тепловую энергию для ООО «ТЭК» на 2013 год.
Оценив в совокупности проведенную РСТ процедуру по заявлению общества об установлении тарифов, суд пришел к выводу о том, что РСТ не допустила бездействия по заявлению общества, правильно применила при его рассмотрении положения Федерального закона №190-ФЗ, постановлений Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 и от 26.02.2004 №109, Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Бездействия допущено не было. Заявление ООО «ТЭК» рассматривалось, по нему испрашивались необходимые документы, при их непредставлении принимались соответствующие решения о необходимости направления в адрес общества новых запросов с целью сбора полного пакета документа, необходимого для установления тарифа.
После отпадения перечисленных выше обстоятельств, РСТ открыла дело об установлении тарифов для общества.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о бездействии Региональной службы по тарифам Ростовской области, выразившимся в несвоевременном открытии дела и в не принятии своевременного решения в отношении ООО ЦТЭК» по заявлению ООО «ТЭК» об установлении тарифов на тепловую энергию на 2013 года не имеется. РСТ проводила по данному заявлению процедуру рассмотрения, установленную Правилами и Регламентом.
Действия РСТ по заявлению общества являются законными и не могут нарушать прав и законных интересов ООО «ТЭК». С момента подачи обществом заявления без приложения всех необходимых документов у РСТ не имелось установленных действующим законодательством оснований для открытия дела об установлении тарифов.
Убытки (невозможность взыскания денежных средств от основного потребителя – МУП «ЖЭУ» (находящегося в стадии конкурсного производства), на наличие которых общество ссылается в своем заявлении, возникли не по вине РСТ.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 №15АП-4463/2012 по делу №А53-17176/2011.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу статьи 65 АПК РФ другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемых действий (бездействия) РСТ и не доказано, что этими действиями (бездействием) нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд пришел к выводу, что действия РСТ РО не нарушают действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается государственная пошлина для организаций в сумме 2 000 рублей.
В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.1998 №32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» разъяснено, что требование о признании недействительным решения антимонопольного законодательства и выданного на его основе предписания следует рассматривать как одно требование и оплачивается государственная пошлина как за одно требование.
Поскольку заявленные требования не подлежат удовлетворению, то судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В части требований о признании незаконными действий Региональной службы по тарифам Ростовской области, выразившихся в принятии необоснованного решения по установлению цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в отношении МУП «ЖЭУ», производство прекратить.
В остальной части отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Топливно-Энергетическая компания» ИНН <***> ОГРН <***> из федерального бюджета РФ излишне уплаченную госпошлину в сумме 2 000 руб. по платежному поручению №304 от 07.10.2013.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.Н. Паутова