АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
12 ноября 2013. Дело № А53-21710/13
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2013.
Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2013.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Чернышевой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мищенко Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Финансовый Мир» ИНН <***>, ОГРН 1116193001374
к Межрегиональному управлению Службы Банка России в Южном Федеральном округе (г. Ростов-на-Дону)
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1, доверенность от 03.09.2013;
от заинтересованного лица: представитель ФИО2, доверенность №17 от 08.10.2013;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Финансовый Мир» (далее –общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Службы Банка России в Южном Федеральном округе ( далее - Управление) о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В предварительном судебном заседании стороны признали дело подготовленным к судебному заседанию и суд перешел к рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал, просил признать правонарушение малозначительным.
Представитель заинтересованного лица в удовлетворении заявления просил отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, дополнительно представленные доказательства, суд находит заявление, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении общества Управлением на основании Приказа руководителя от 29.03.2013 № 58-13-132-47/пз была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения, отраженные в акте проверки от 13.05.2013 и послужившие основанием для выдачи предписания об устранении нарушений.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что :
- в нарушение пункта 10 Положения о требованиях к подготовке и
обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными
средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203
(далее - Положение №203), пп. «б» п.1 Постановления Правительства РФ от
05.12.2005 №715 «О квалификационных требованиях к специальным
должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля
и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению
кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем и финансированию терроризма» (далее - Постановление №715), ФИО3, ответственный за организацию внутреннего контроля
общества за период с 17.11.2011 по 29.03.2013 не прошел обучение в форме целевого
инструктажа в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что отражено в
п.1 Акта проверки и пояснениях к Акту.
- в нарушение п.2 Положения №203, в Обществе в проверяемый период
отсутствовал утвержденный директором перечень сотрудников, которые должны
проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и
финансированию терроризма, что отражено в п.2 Акта проверки и пояснениях к
акту.
Обществом в адрес Управления ФСФР был направлен запрос (исх.
от 09.04.2013 в соответствии с п. 22 акта приема-передачи вх.№ 58-13-5874 от
09.04.2013) о предоставлении кода доступа к перечню организаций и физических
лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к
экстремистской деятельности или терроризму, ответ на который РО ФСФР России в ЮФО направило Обществу 11.04.2013 (исх.№58-13-ЕА-13/3643 от 11.04.2013). Других документов, подтверждающих наличие возможности использования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму за проверяемый период, Обществом не представлено. Таким образом, Общество за проверяемый период не проверяло факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, что нарушает п.2.4 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретатей, с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59 , что отражено в п.3 Акта проверки.
Обществом представлены только Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (Правила ПОД/ФТ), утвержденные приказом директора ООО «Финансовый Мир» № 2 от 01.04.2011. Указанные Правила ПОД/ФТ с 18.08.2012 не приведены в соответствие с Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667 (далее -Требования №667), а именно:
«Программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа оценки риска)» не приведена в соответствие с пп. «а», «б» пункта 13 Требований №667.
«Программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма» не приведена в соответствие с пунктом 22 Требований №667.
«Программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению
операций в соответствии с законом» не приведена в соответствие с п.п. «б», «в»
пункта 29 Требований №667.
«Программой проверки внутреннего контроля» Правил ПОД/ФТ ООО «Финансовый Мир» предусмотрено проведение систематически (не реже одного раза в год) ответственным лицом проверки осуществления внутреннего контроля в организации, что нарушает п. 32 Требований к правилам внутреннего контроля № 667.
«Программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа хранения информации)» не приведена в соответствие с п.п. «г», «д», «е», «ж» пункта 33 Требований №667, что отражено в п.4 Акта проверки.
В соответствии п. 32 Требований № 667 и п. 5 «Программы проверки внутреннего контроля» Правил ПОД/ФТ ООО «Финансовый Мир» по результатам проверок выполнения в организации правил внутреннего контроля ответственное лицо составляет письменные отчеты о результатах реализации настоящих Правил за прошедший квартал. В ходе проверки генеральным директором ООО «Финансовый Мир» ФИО3 не предоставлены копии запрашиваемых отчетов специального должностного лица о проведенных проверках выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований законодательства Российской Федерации в целях ПОД/ФТ. Согласно справке от 09.04.2013, предоставленной в соответствии с п. 33 акта приема-передачи вх. № 58-13-5874 от 09.04.2013, указанные отчеты не предоставляются в связи с тем, что необычные сделки и сделки, подлежащие обязательному контролю ООО «Финансовый Мир» не проводились. Таким образом, ФИО3, осуществляя функции специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил ПОД/ФТ, не составлял письменных отчетов, содержащих сведения о не выявленных нарушениях, что нарушает п. 32 Требований № 667 и п. 10 Правил ПОД/ФТ ООО «Финансовый Мир», которые носят не рекомендательный, а обязательный характер, так как они утверждены директором Общества и скреплены печатью 01.04.2011, что нашло отражение в п.5 Акта проверки.
В ходе проверки Обществом были представлены документы, содержащие
отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих
органов микрофинансовой организации по состоянию на 31 декабря 2012 года.
По результатам рассмотрения Отчетности в адрес Общества направлено предписание РО ФСФР России в ЮФО об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 18.04.2013 № 58-13-ЕА-13/3932, что отражено в п.6 Акта проверки.
Согласно справке от 09.04.2013 в соответствии с п. 28 акта приема-
передачи вх. № 58-13-5874 от 09.04.2013 Общество имеет обособленное
подразделение, расположенное по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, пр.
Буденновский, 12А.
Прибыв по месту расположения обособленного подразделения группа инспекторов установила, что копия Правил предоставления микрозаймов не размещена в местах, доступных для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, что нарушает требования пп. 2 п. 2 ст.9 Закона №151-ФЗ.
Таким образом, в нарушение пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона № 151 -ФЗ Обществом не исполнена обязанность по размещению Правил предоставления микрозаймов в местах, доступных для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, что отражено в п.7 Акта проверки и пояснений к Акту.
Неисполнение обществом предписания административного органа в срок, установленный в нем, явилось основанием для возбуждения в отношении ООО «Финансовый мир» дела об административном правонарушении по признакам наличия в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составлен 04.09.2013 в присутствии представителя юридического лица.
Постановлением Управления от 19.09.2013 № 58-13-12/пн общество признано виновным в совершении вмененного ему в вину правонарушения с наложением административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" указано, что предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Не отрицая факт совершения правонарушения, представитель общества указывает, что в настоящее время деятельность не ведется, общество исключено из государственного реестра микрофинансовых организаций, уплата штрафа в размере 500 000 рублей приведет к банкротству организации, причинение вреда обществу, государству или же третьим лицам не последовало, на день вынесения оспариваемого постановления предписание исполнено в полном объеме.
Статья 2.9 КоАП РФ является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному указанным Кодексом, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Следовательно, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, при привлечении к административной ответственности необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Межрегиональному управлению Службы Банка России в Южном Федеральном округе (г. Ростов-на-Дону) от 19.09. 2013 № 58-13-12/пн о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Финансовый мир» к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.В.Чернышева