ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-21841/19 от 20.11.2019 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

27 ноября 2019 года Дело № А53-21841/19

Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2019 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кечеджиян Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово-производственное предприятие «Техноформ» (ИНН 6163084223, ОГРН 1076163003322)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (ИНН 6167080043, ОГРН 1056167010008)

и к третьим лицам не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области», обществу с ограниченной ответственностью «Нордекс»

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 06.06.2019 № 1111

при участии:

от заявителя: представитель Шныдарева Е.И.;

от заинтересованного лица: представитель Загорская В.В., Кильдеева А.С.;

от третьих лиц: представитель Меньшинова Ю.О., представитель Синилейская Б.С., представитель Куликова А.В.

установил: общество с ограниченной ответственностью «Торгово-производственное предприятие «Техноформ» (далее заявитель, общество, ООО «ТПП «Техноформ») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее государственный орган, Управление, Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 06.06.2019 № 1111.

В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» и общество с ограниченной ответственностью «Нордекс».

Заявитель в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в заявлении, и настаивал на их удовлетворении.

Представитель государственного органа в судебное заседание явился, отклонил доводы, изложенные в заявлении, и просил суд отказать в их удовлетворении.

Представители третьих лиц в судебное заседание явились, представили отзывы на заявление, которые удом приобщены к материалам дела.

Представленные в распоряжение суда дополнительные документы приобщены к материалам дела.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы и с учетом доводов сторон изложенных при рассмотрении настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.

В адрес Управления Роспотребнадзора по Ростовской области 28.03.2019 поступила информация от АО «РН-Ростовнефтепродукт» о результатах проведения исследования образцов СИЗ. Как следует из письма между АО «РН-Ростовнефтепродукт» и ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» 18.01.2019 заключен договор на оказание услуг по лабораторным исследованиям образцов спецодежды работников –костюма для защиты от нефти и нефтепродуктов из смешанных тканей или из огнестойких тканей на основе смеси мета и параамидных волокон для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий с масло водоотталкиващей пропиткой, на соответствие требованиям технических регламента таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011.

Для проведения лабораторных исследований было представлено два костюма и были получены протоколы лабораторных исследований. Указанные протоколы лабораторных исследований от 27.02.2019 № 433-В и №432-В, экспертные заключения по результатам лабораторных испытаний № 08-26/65.2-ЭЗ от 27.02.2019, № 08-26/65.1-ЭЗ от 27.02.2019, сертификат соответствия, накладная на отпуск материалов на сторону, счет –фактура от 25.07.2018 АО «РН-Ростовнефтепродукт» были направлены в адрес Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.

Согласно полученным протоколам лабораторных испытаний и экспертных заключений установлено, что исследуемые образцы продукции не соответствуют требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», а именно:

-образец полукомбинезона костюма мужского для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий рабочих в фирменном стиле «Роснефть» (состав комплекта – куртка, полукомбинезон, рубашка, размер -104, 108, рост-158, 164, дата изготовления июль 2018, изготовитель ООО «ТПП «Техноформ» г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 78, офис, 413), не соответствует требованиям таблицы 1 (раздел III) приложения 3 ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» по количеству миграции формальдегида в модельную среду (дистиллированная вода) (превышает допустимое количество в 17 раз), не соответствует требованиям таблицы 2 (раздел 1) приложения 3 ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» по токсиколого-гигиеническим показателям (индекс токсичности меньше нижнего предела интервала допустимых значений на 41,2%);

- образец рубашки не соответствует требованиям таблицы 1 (раздел III) приложения 3 ТР ТС -19/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» по количеству миграции формальдегида в модельную среду (дистиллированная вода) (превышает допустимое количество в 7,7 раз- 077±0,4 мг/дм? при норме не более 0,1 0,4 мг/дм?) не соответствует требованиям таблицы 2 (раздел 1) приложения 3 ТР ТС -19/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» по токсиколого-гигиеническим показателям (индекс токсичности меньше нижнего предела интервала допустимых значений на 26,4% при норме 70,0-120,0%);

- образец полукомбинезона костюма мужского для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий рабочих в фирменном стиле «Роснефть» (состав комплекта – куртка, полукомбинезон, рубашка, размер - 104, 108, рост-182,188, дата изготовления июль 2018, изготовитель ООО «ТПП «Техноформ» г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова,78, офис 413), не соответствует требованиям таблицы 1 (раздел III) приложения 3 ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» по количеству миграции формальдегида в модельную среду (дистиллированная вода) (превышает допустимое количество в 33 раза), не соответствует требованиям таблицы 2 (раздел 1) приложения 3 ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» по токсиколого-гигиеническим показателям (индекс токсичности меньше нижнего предела интервала допустимых значений на 24,2%);

- образец рубашки не соответствует требованиям таблицы 1 (раздел III) приложения 3 ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» по количеству миграции формальдегида в модельную среду (дистиллированная вода) (превышает допустимое количество в 11 раз), не соответствует требованиям таблицы 2 (раздел 1) приложения 3 ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» по токсиколого-гигиеническим показателям (индекс токсичности меньше нижнего предела интервала допустимых значений на 28,8%).

По данному факту 28.05.2019 Управлением в отношении общества был составлен протокол № 804 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Постановлением управления от 06.06.2019 № 1111 общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.43 Кодекса и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

В соответствие с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.

Объективную сторону данного правонарушения охватывают действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

При этом субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.

В силу пункта 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются, в том числе, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 878 утвержден Технический регламент таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011 (далее - ТР ТС 019/2011).

Согласно п. 1.3 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» под безопасностью средств индивидуальной защиты понимается:

- отсутствие недопустимого воздействия на человека и окружающую среду, обусловленного использованием средств индивидуальной защиты, в том числе воздействием материалов, из которых они изготовлены;

- обеспечение безопасности человека при воздействии на него вредных (опасных) факторов в процессе эксплуатации средств индивидуальной защиты, перечисленных ниже:

- механические воздействия и общие производственные загрязнения;

- вредные химические вещества;

- ионизирующие и неионизирующие излучения;

- воздействие повышенной (пониженной) температуры;

- воздействие электрического тока, электрических и электромагнитных полей;

- воздействие биологических факторов (микроорганизмы, насекомые);

- пониженная видимость.

Средства индивидуальной защиты должны быть разработаны и изготовлены таким образом, чтобы при применении их по назначению и выполнении требований к эксплуатации и техническому обслуживанию они обеспечивали: необходимый уровень защиты жизни и здоровья человека от вредных и опасных факторов; отсутствие недопустимого риска возникновения ситуаций, которые могут привести к появлению опасностей; необходимый уровень защиты жизни и здоровья человека от опасностей, возникающих при применении средств индивидуальной защиты. (4.1 ТР ТС 019/2011).

В силу пп. 2 п. 4.2 ТР ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты не должны выделять вещества в количестве, вредном для здоровья человека. Санитарно-химическая безопасность средств индивидуальной защиты характеризуется миграцией в модельную среду вредных химических веществ согласно таблице 1 приложения № 3 указанного в техническом регламенте Таможенного союза:

- для компонентов (материалов) средств индивидуальной защиты, имеющих непосредственный контакт с наружными кожными покровами и слизистыми оболочками тела человека, в том числе для специальной одежды, контактирующей с кожей человека на площади более 5 процентов, допустимое количество миграции химических веществ в водной модельной среде не должно превышать установленные настоящим техническим регламентом таможенного союза значения;

- для компонентов (материалов) средств индивидуальной защиты, имеющих контакт с вдыхаемым воздухом, в том числе для специальной одежды, не контактирующей с кожей человека на площади более 5 процентов, предельно допустимая концентрация химических веществ в воздушной модельной среде не должна превышать установленные настоящим техническим регламентом Таможенного союза значения.

В соответствии с приложением № 3 к ТР ТС 019/2011 (таблица 1) допустимое количество миграции формальдегида для тканевых материалов (натуральное волокно) составляет 0,1 мг/л.

Довод общества о том, что оно не является субъектом правонарушения по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом отклоняется с учетом следующего.

В силу диспозиции части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектами административного правонарушения являются, в том числе изготовители.

Как следует из материла дела ООО «ТПП «Техноформ» является изготовителем спорной продукции - средство индивидуальной защиты (костюма для защиты от нефти и нефтепродуктов из смешанных тканей или из огнестойких тканей на основе смеси мета и параамидных волокон для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий с масло водоотталкиващей пропиткой).

Общество, являясь изготовителем средств индивидуальной защиты, становится субъектом технического регулирования в части соблюдения требований к процессу изготовления и готовому изделию.

Согласно п. 5.14 ТР ТС 019/2011 сертификация средств индивидуальной защиты осуществляется аккредитованным органом по сертификации, включенным в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Обязательная сертификация средств индивидуальной защиты проводится в соответствии с типовыми схемами сертификации, утвержденными решением комиссии таможенного союза:

- для выпускаемых серийно СИЗ, качество которых зависит от показателей безопасности, применяется схема 1С.

Изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо) предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемых средств индивидуальной защиты требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза (для схем сертификации 1С и 5С).

Довод заявителя о пропуске установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока, судом отклоняются с учетом следующим.

Обществу оспариваемым постановлением вменяется нарушение требований технических регламентов.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства о техническом регулировании.

Из материалов дела следует, что исследуемые костюмы (СИЗ) были изготовлены ООО «ТПП «Техноформ» в июле 2018, что подтверждается материалами дела, в том числе, фотографиями этикеток, протоколами лабораторных испытаний.

Оспариваемое постановление вынесено административным органом 05.06.2019.

Таким образом, срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек.

Заявителем в качестве основания для признания незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении указано, что общество за одно и тоже правонарушение привлечено к административной ответственности дважды.

Суд, изучив материалы дела, установил, что указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, административным органом 09.11.2018 в отношении ООО «ТПП «Техноформ», после проведения Ростотребнадзором плановых проверочных мероприятий был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ № 3093. По результатам рассмотрения указанного протокола и других материалов дела, производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении ООО «ТПП «Техноформ» 09.11.2018 прекращено постановлением № 96.

Дело об административном правонарушении № 3093 от 09.11.2018 (рассматриваемое ранее не в рамках настоящего дела) в отношении ООО «ТПП «Техноформ» по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ возбуждено Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области на основании результатов плановой выездной проверки, в том числе протоколов лабораторных испытаний от 16.10.2018 10587-Б и №10588-Б и экспертного заключения по результатам лабораторных испытаний от 18.10.2018 № 07-14/1784, оформленных ИЛЦ ФБУЗ «ЦГиЭ в РО».

При этом, основанием для возбуждения в отношении ООО «ТПП «Техноформ» дела об административном правонарушении № 804 по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ послужила информация АО «РН-Ростовнефтепродукт» о не соответствии костюмов (СИЗ) требованиям ТР ТС 019/2011 которое установлено в ходе лабораторных исследований ИЛЦ ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» (протоколы лабораторных испытаний от 27.02.2019 433-В и № 432-В и экспертные заключения по результатам лабораторных испытаний № 08-26/65.2-ЭЗ и № 08-26/65.1-ЭЗ от 27.02.2019). Фактически после первичной проверки (которая проведена Управлением самостоятельно и производство в рамках названной проверки прекращено) в адрес Управления поступило обращение АО «РН-Ростовнефтепродукт» с жалобой и требованием о проведении проверочных мероприятий, по тем основаниям, что приобретённые у заявителя рабочие костюмы не соответствуют определённым техническим показателям, в связи с чем, Управление обязано было провести проверку по имеющемуся обращению (у государственного органа отсутствует право на игнорирование обращения по тем основаниям что ранее из данной партии товара отбирался товар для исследования).

Объектами исследования являлись разные костюмы, в первом случае образцы для исследования были отобраны специалистами ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» в ходе плановой выездной проверки в отношении АО «РН-Ростовнефтепродукт» на складе, во втором случае образцы были доставлены в ИЛЦ ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» АО «РН-Ростовнефтепродукт» на основании договора для исследования в личных целях.

Кроме того, как было пояснено представителем административного органа, производство по делу об административном правонарушении № 3093 от 09.11.2019 было прекращено в связи с отсутствием подписи должностного лица Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в акте отбора проб (образцов) продукции при проведении плановой выездной проверки в отношении АО «РН-Ростовнефтепродукт», что являлось нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исходя из изложенного, дела об административных правонарушениях № 804 от 28.05.2019 и № 3093 от 09.11.2018 возбуждены по разным фактам и речи о повторности привлечения заявителя за одно и то же правонарушение дважды идти не может.

Одним из оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления заявителем указано, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют акт отбора проб мужского костюма, протокол изъятия мужского костюма с применением фото и видеосъемки, протоколы лабораторных испытаний от 27.02.2019 433-В и № 432-В ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» не содержат сведений о состоянии исследуемые костюма (находился костюм в употреблении, был ли костюм упакован).

Из материалов дела следует, что образцы проб СИЗ доставлены заказчиком АО «РН-Ростовнефтепродукт» самостоятельно, указанный факт подтверждается сведениями, указанными в протоколах лабораторных испытаний от 27.02.2019 №433-В и № 432-В. Ввиду того, что отбор проб административным органом и специалистами ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» не осуществлялся, акт отбора проб не требовался.

Кроме того, исследование продукции производилось вне рамок мероприятий, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» либо административного расследования, порядок проведения которого установлен положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол исследования, испытания - документ, удостоверяющий факт проведения исследования, испытания, содержащий порядок их проведения и полученные результаты.

Протоколы лабораторных испытаний от27.02.2019 433-В и № 432-В оформлены ФБУЗ «ЦГиЭ в РО».

Вместе с тем, в системе Роспотребнадзора не существует единых форм протоколов лабораторных исследований, (испытаний), экспертного заключения, протоколов отбора образцов проб, утвержденных в установленном порядке.

Форма протокола и экспертного заключения в центрах гигиены и эпидемиологии на территории Российской Федерации разрабатывается самостоятельно с учетом конкретных задач, виду и объему выполняемой работы, а также рекомендаций и требований к содержанию протокола установленных пунктами 5.10.2., 5.10.3, 5.10.4. ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Формы протокола и экспертного заключения утверждаются приказом руководителя учреждения.

Протоколы лабораторных исследований содержат идентифицирующие признаки объекта исследования: наименование костюма, вид, состав комплекта, размер, дата изготовления, изготовитель, что не противоречит требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.

Согласно представленным ФБУЗ «ЦГиЭ по РО» фотографиям костюма и пояснениям специалиста, при осмотре упаковки образца, вид образца не вызвал сомнений о не надлежащих условия хранения, в противном случае была бы сделана соответствующая запись в направлении и протоколе лабораторных испытаний.

Относительно ситуации с доставкой проб эксперту, то в материалы дела приобщены фото, подтверждающие факт того, что образцы, представленные на экспертизу, не были в эксплуатации, а также были доставлены в надлежащей упаковке.

Костюм был упакован в прозрачный пакет, на котором имелась наклеенная бумажная этикетка со следующей информацией: Изготовитель: ООО ТПП «Техноформ» Россия 344010 г.Ростов-на-Дону, пр.Соколова, 78, оф.413 (адрес Заявителя) (863) 200-84-19, 200-84-14 info@tehnoform.com Модель РН_ЗМи_ПК_ХБТо_м Наименование костюм мужской для защиты от ОПЗ и механических воздействий рабочих в фирменном стиле «Роснефть». Состав комплекта куртка, полукомбинезон, рубашка, Документация СТО 00044428-017-2015 Защитные свойства З МИ Эс Тот Артикул ткани. костюм: Олеон-Про ТА-28. арт. С4А-ЮД (330 г/м2), рубашка: Термо-Про. арт. С123АС-ЮД (190 г/м2). Состав: костюма: 99% ХБ, 1% антист. нить. огнест. и НМВ отделка; рубашки 98% ХБ, 2% антист. нить, огнест. и НМВО отделка. Таблица размеров (отмечен зеленым цветом размер 104, 108, рост 168; 164) Срок хранения 5 лет с даты изготовления. Дата изготовления Июль 2018 г. Сделано в России. Имеется схема измерения размера и пиктограммы по уходу за изделием.

Довод общества о том, что наличие в исследуемых костюмах формальдегида выше предельно допустимого предела, установленного требованиям ТР ТС 019/2011 является следствием их неправильного хранения, подлежит отклонению ввиду следующего.

Административным органом к материалам дела приобщено письмо АО «Ростовнефтепродукт» согласно которому, хранение поступившей спецодежды для обеспечения работников АО «РН-Ростовнефтепродукт» осуществляется в сухом, крытом, чистом, хорошо вентилируемом складском помещении, защищенном от прямого попадания солнечных лучей и атмосферных воздействий (воды и др.), от повреждения молью и грызунами, от загрязнения. Созданы оптимальные условия для хранения спецодежды — температура около 18-20 °С и относительная влажность воздуха 60—70 %.

Представитель административного органа и представитель ФБУЗ «ЦГиЭ по РО» пояснили, что формальдегид является летучим веществом, а значит для того чтобы произошло пропитывание им волокон ткани костюма в воздухе рабочей зоны должна быть большая концентрация формальдегида. С учетом того, что формальдегид относится ко 2 классу опасности, является аллергеном, веществом с остронаправленным механизмом действия, нахождение в воздухе рабочих зон концентрации формальдегида выше предельно допустимого значения повлекло бы отравление работников АО «РН-Ростовнефтепродукт». Вместе с тем, случаи отравления сотрудников АО «РН-Ростовнефтепродукт» формальдегидом не зарегистрированы.

Также, проникновение, впитывание формальдегида в ткань костюма при хранении в полиэтиленовом пакете возможно только при определенных условиях, а именно при нагревании полиэтилена до температуры выше 140 градусов.

При изготовлении тканей, для придания материалам жесткости, несминаемости, безусадочности, огнестойкости, износоустойчивости, гидрофобности и других свойств, на предприятиях применяются процессы аппретирования (окончательной отделки) различными химическими веществами - аппретами, в результате, чего в тканях и содержится формальдегид.

Изучив материалы дела, пояснения представителей административного органа и ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» суд приход к выводу об отклонении довода общества об отсутствии аккредитации ИЛЦ ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» на исследование средств индивидуальной защиты на показатель «формальдегид» по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 28.122013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» область аккредитации определяет сферу деятельности аккредитованного лица. Область аккредитации ИЛЦ ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» оформлена в соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития Росси от 23.05.2014 № 288 Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о прекращении действия аккредитации и утверждена заместителем руководителя Федеральной службы по аккредитации.

Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 Закона о техническом регулировании, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений перечень документов по стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

В случае отсутствия указанных документов по стандартизации применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 9.1 Закона о техническом регулировании, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Проекты указанных правил и методов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией или в случае, предусмотренном статьей 9.1 Закона о техническом регулировании, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию с использованием документов по стандартизации, опубликовываются в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещаются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня утверждения указанных правил и методов (пункт 11 статьи 7 Закона о техническом регулировании).

Статья 16.1 Закона о техническом регулировании устанавливает правила формирования перечня документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.

Федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона о техническом регулировании не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

Согласно пункту 2 статьи 16.1 Закона о техническом регулировании, в перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты Российской Федерации и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Регистрация международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов осуществляется в порядке, установленном статьей 44 настоящего Федерального закона.

Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов (пункт 4 статьи 16.1 Закона о техническом регулировании).

Согласно пункту 5 статьи 16.1 Закона о техническом регулировании, документы по стандартизации, включенные в перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не реже чем один раз в пять лет.

Целями Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ) согласно пункту 1 части 1 статьи 1 являются установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 102-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений. К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 4 статьи 1 Федерального закона № 102-ФЗ).

Частью 11 статьи 2 Федерального закона № 102-ФЗ дается понятие методика (метод) измерений как «совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности», а согласно части 5 статьи 11 Федерального закона № 102-ФЗ – «аттестация методик (методов) измерений является формой государственного регулирования в области обеспечения единства измерений».

Федеральной службой по аккредитации выдан аттестат аккредитации №RA.RU.510114, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 09.09.2016 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Ростовской области», определяющий в том числе область аккредитации испытательного лабораторного центра.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона № 102-ФЗ, нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы, информационные базы данных, международные документы, международные договоры Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, сведения об аттестованных методиках (методах) измерений, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения об утвержденных типах стандартных образцов или типах средств измерений, сведения о результатах поверки средств измерений образуют Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) (пункт 5.3.3 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».

Федеральной службой по аккредитации ведется реестр аккредитованных лиц, сведения отражены на сайте www.fsa.gov.ru . В национальной части Единого реестра в области аккредитации ИЛЦ ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» указан Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Согласно п. 5.2 ТР ТС 019/2011 методы исследований (испытаний) и измерений средств индивидуальной защиты устанавливаются в документах в области стандартизации, включенных в Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований настоящего технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции. (далее -Перечень).

Документом, устанавливающим правила и методы исследовании (испытаний), измерений, по показателю формальдегид является ГОСТ Р 55227-2012 «Вода. Методы определения содержания формальдегида».

В п. 16 Перечня включен ГОСТ 55227-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Вода. Методы определения содержания формальдегида.

ГОСТ Р 55227-2012 включен действующею область аккредитации ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Ростовской области» (RA.RU.510114), определяемая характеристика «Формальдегид».

Представленное заявителем письмо заместителя директора Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии от 14.01.2019 № 16.13 не может быть принято в качестве доказательства отсутствия у ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Ростовской области» аккредитации на исследование средств индивидуальной защиты на показатель формальдегид, ввиду следующего.

В письме от 14.01.2019 № 16.13 разъяснено, что при оценке соответствия средств индивидуальной защиты требованиям ТР ТС 019/2011 следует применять документы в области стандартизации, включенные в Перечень документов. РД 52.24.492-2006 «Массовая концентрация формальдегида в водах. Методика выполнения измерений фотометрическим методом с ацетилацетоном» в Перечне документов отсутствует, и не применим в целях проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям ТР ТС 019/2011.

Однако, как следует из материалов дела, а именно протоколов лабораторных испытаний от 27.02.2019 № 433-В и № 432-В, исследование спорной продукции ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Ростовской области» на показатель формальдегид производилось в соответствии с ГОСТ Р 55227-2012 «Вода. Методы определения содержания формальдегида».

Специалист ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Ростовской области» пояснил, что в графе 3 «наименование объекта» области аккредитации ИЛЦ ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» на ГОСТ Р 55227-2012 стоит «Питьевая вода, в т.ч…», что не противоречит принципам испытаний, т.к. исследовалась вода (водная вытяжка), после контакта с исследуемым образцом.

С учетом приведённой выше позиции и с учетом анализа норм права суд не находит оснований для удовлетворения заявления общества.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, арбитражный суд, в том числе, решает вопрос о распределении судебных расходов.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения Управления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

С учетом изложенного, суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.

Руководствуясь статьями 168-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Судья Е.В. Бондарчук