АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
«31» мая 2011. Дело № А53-21969/10
Резолютивная часть решения объявлена «24» мая 2011.
Полный текст решения изготовлен «31» мая 2011.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Колесник И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фортуна»
к инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
о признании незаконными действий, выразившихся в проведении осмотра 02.04.2010, 14.05.2010 и 24.05.2010 и в составлении протоколов осмотра от 02.04.2010, 14.05.2010 и 24.05.2010
при участии:
от заявителя – представители ФИО5 по доверенности от 03.03.2010, ФИО6 по доверенности от 04.05.2011;
от заинтересованных лиц – представители ФИО7 по доверенности от 11.01.2011, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 до перерыва;
установил:
В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» к инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г.Ростова-на-Дону о признании незаконными действий, выразившихся в проведении осмотра 02.04.2010, 14.05.2010 и 24.05.2010 и в составлении протоколов осмотра от 02.04.2010, 14.05.2010 и 24.05.2010.
В судебном заседании 23.05.2011 был объявлен перерыв до 24.05.2011 до 09 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Представитель Заявителя устно в судебном заседании уточнил предмет требований в порядке статьи 49 АПК РФ, просил суд признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г.Ростова-на-Дону, выразившиеся в составлении протоколов осмотра от 02.04.2010, 14.05.2010 и 24.05.2010.
Заявленное уточнение судом принято.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнениях к нему. Полагают, что сотрудники налоговой инспекции составили протоколы осмотра в нарушение норм права, поскольку в представленных в материалы дела поручениях был указан адрес -ФИО8, 141, в то время как обособленное подразделение ООО «Фортуна» расположено по адресу: ФИО8, 141 «а». В поручениях на осмотр помещений не указано, что подлежат осмотру помещения ООО «Фортуна»; поручения на осмотр помещения не были представлены представителю общества перед началом осмотра; у сотрудников инспекции отсутствовало право на составление протоколов осмотра.
Представители инспекции в судебное заседание явились, просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Осмотры проводились на основании поручений от 02.04.2010 № 84, от 14.05.2010 № 135 и от 24.05.2010 № 151, инспекторы налогового органа действовали в рамках своих полномочий, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, выслушав прояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», с требованиями Закон РФ № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закона РФ № 138-ФЗ от 11.11.2003 «О лотереях», Закона РФ от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», заместителем начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону были выданы поручения от 02.04.2010 № 84, от 14.05.2010 № 135 и от 24.05.2010 № 151 на осмотр помещений, находящихся по адресу: по адресу <...>.
На основании указанных выше поручений, 02.04.2010, 14.05.2010 и 24.05.2010 инспекцией были проведены осмотры обособленного подразделения (пункта приема платежа) ООО «Фортуна», расположенного по адресу: <...> «а».
По итогам осмотра, сотрудники налоговой инспекции составили протоколы осмотра.
Налоговый орган отразил в протоколах осмотра, что по адресу: <...>, в полуподвальном помещении 5-тиэтажного жилого дома, располагается пункт приема платежей ООО «Фортуна». При входе на информационном стенде представлены правила приема ставок и правила посещений игроками пункта приема платежей. Прием денежных средств от посетителей производится в специально огражденном деревянной стойкой помещении. Лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализатором отсутствует. Сотрудник, находящийся во время осмотра в пункте приема платежей, отказался предоставлять и содействовать в проведении осмотра.
Протоколы осмотра от 02.04.2010, 14.05.2010 и 24.05.2010 являются предметом спора по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, заслушав свидетелей, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, как каждому в отдельности, так и в их совокупности, суд пришел к выводу, что заявление общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее - Положение), в соответствии с которым установлен порядок лицензирования деятельности юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон.
Согласно п. 2 Положения лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Федеральной налоговой службой.
На основании п. 3 ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки соблюдения лицензиатом требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Закона о защите прав юридических лиц.
В статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определено, что государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).
Согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона, в распоряжении о проведении мероприятия по контролю указываются: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица
В силу норм Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451 в настоящее время лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Как следует из пояснений инспекторов, показаний свидетеля – администратора пункта приема ставок ФИО9 - сотрудников истца (опрошен в судебном заседании 29.03.2011), проверка проводилась именно в помещении, где расположен пункт приема ставок истца – ул. ФИО8, 141 «а». Помещения по адресу: ФИО8, 141, у истца нет.
Как пояснили инспектора, по адресу: ФИО8, 141, нет аналогичного нежилого помещения, где располагалось бы организация имеющая лицензию, как истец, на осуществление букмекерской деятельности.
Поручение выдавалось и осмотры проводились именно с целью установления вида деятельности общества, зарегистрированного в качестве налогоплательщика и осуществляющего деятельность, которая и послужила основанием для проведения контрольного мероприятия, направленного на установление вида деятельности, осуществляемого по адресу: <...> «а», а то, что допущена описка в адресе (в поручении и в протоколах осмотра), это не помешало инспекторам прийти именно по месту расположения пункта приема ставок истца и провести осмотры именно помещения, где заявитель осуществляет деятельность и данный факт не оспаривается, в том числе и его сотрудником.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 № 451 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения, сооружения), необходимо для осуществления лицензируемой деятельности.
Согласно лицензии заявителя, представленной в материалы дела от 30.06.2009 № 5, ООО «Фортуна» имеет право на осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресу: <...>, Литер Л.
По адресу: ул. ФИО8, 141 «а», находится пункт приема платежей.
Установление факта: какую деятельность заявитель осуществляет по адресу: ул. ФИО8, 141 «а», являлось целью проверки.
Результат контрольного мероприятия отражен в протоколах осмотра.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов ,если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако, обращаясь с заявлением общество в нарушение требований статей 65 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств, подтверждающих реального нарушения оспариваемыми действиями по составлению протоколов осмотра своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах установленных ч. 2 ст. 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления общества отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по данному делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по настоящему делу может быть обжаловано в порядке глав 20, 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.В.Колесник