АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
17 января 2019 г. Дело № А53-22116/17
Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2019 г.
Полный текст решения изготовлен 17 января 2019 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Димитриева М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болотовой Е.М., (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ростоввагонпром» ИНН <***>, ОГРН <***>
к Комитету по управлению имуществом Каменского района ИНН <***> ОГРН <***>
третье лицо: государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения»
об изменении базовой ставки расчета арендной платы
при участии:
от истца: до перерыва представитель по доверенности ФИО1; после перерыва представитель не явился, извещен;
от ответчика: до перерыва представитель по доверенности от 10.01.2019 ФИО2; после перерыва представитель не явился, извещен;
от третьего лица: (до и после перерыва) представитель не явился, извещен.
Лица, участвующим в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Ростовской области. Дело рассматривается в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела. Отводов суду не заявлено.
установил: общество с ограниченной ответственностью «Ростоввагонпром» ИНН <***>, ОГРН <***> обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом Каменского района ИНН <***> ОГРН <***> с требованиями:
об обязании внести изменения о применении базовой ставки арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости для расчета арендной платы следующим дополнительным соглашениям:
- от 01.04.2015 к договору аренды земельного участка №71 от 01.10.2012 (с кадастровым номером 61:15:06020101:1440),
- от 01.04.2015 к договору аренды земельного участка №71-1 от 01.10.2012 (с кадастровым номером 61:15:06020101:1449),
- от 30.03.2015 к договору аренды земельного участка №2 от 23.01.2008 (с кадастровым номером 61:15:0601601:134);
об обязании КУИ Каменского района Ростовской области произвести перерасчет начисленной и предъявленной к оплате арендной платы с учетом базовой ставки арендной платы 0,7% от кадастровой стоимости 2016 год и 2017 год по следующим дополнительным соглашениям:
- от 01.04.2015 к договору аренды земельного участка №71 от 01.10.2012 (с кадастровым номером 61:15:06020101:1440),
-от 01.04.2015 к договору аренды земельного участка №71-1 от 01.10.2012 (с кадастровым номером 61:15:06020101:1449),
-от 30.03.2015 к договору аренды земельного участка №2 от 23.01.2008 (с кадастровым номером 61:15:0601601:134) (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2017 по делу №А53-22116/17 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2017 по делу №А53-22116/17 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2018 решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 по делу №А53-22116/17 в части требований об обязании комитета по управлению имуществом Каменского района Ростовской области произвести перерасчет арендной платы, оставлено без изменения, в остальной части отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что отказывая обществу в удовлетворении иска в части внесения изменений в дополнительные соглашения от 01.04.2015 к договорам аренды земельных участков от 01.10.2012 № 71, № 71-1, и в дополнительное соглашение от 30.03.2015 к договору аренды земельного участка от 23.01.2008 № 2, судебные инстанции не учли следующее. Поскольку спорные земельные участки относятся к публичной собственности, арендная плата по договорам, заключенным с обществом (его правопредшественником в арендных правоотношениях) после введения в действие Земельного кодекса, носит регулируемый характер. При этом изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в его текст подобных изменений. В то же время стороны не лишены права требовать внесения в заключенный ими договор аренды изменений, обусловленных изменениями законодательства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09). В данном случае изменение условий договоров аренды связано с принятием Каменским районным Собранием депутатов решения от 25.03.2015 № 229 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков», а возникший спор – с его толкованием и применением арендодателем и арендатором. Судебные инстанции безосновательно заключили об отсутствии у общества права требовать внесения изменений в договоры аренды земельных участков (в редакции дополнительных соглашений к ним) и устранения, тем самым, неопределенности и разногласий в вопросе о размере регулируемой арендной платы. Возражения ООО «Ростоввагонпром» о неверном определении в дополнительных соглашениях от 01.04.2015 к договорам аренды земельных участков от 01.10.2012 № 71, № 71-1, и в дополнительном соглашении от 30.03.2015 к договору аренды земельного участка от 23.01.2008 № 2, подлежащей применению базовой ставки арендной платы, суды надлежащим образом не исследовали и не оценили, по существу, ограничившись указанием на условия пунктов 1.1 данных договоров аренды о целях использования участков, согласованные с предыдущим арендатором и до принятия, вступления в силу решения Каменского районного Собрания депутатов от 25.03.2015 № 229. Суд апелляционной инстанции правильно указал, что согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Между тем, соответствие условий рассматриваемых договоров аренды назначению фактически находящегося на нем имущества, суды не проверили и при разрешении спора не учли, как и положения части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса о порядке использования земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту. Мотивы, положенные в основу вывода об осуществлении производственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером 61:15:0601601:134, предоставленном в аренду для обслуживания здания лаборатории очистных сооружений, в обжалуемых судебных актах не раскрыты.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить недостатки, изложенные в тексте настоящего постановления, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, с достаточной полнотой и достоверностью установить все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, дать исчерпывающую правовую оценку доводам участников спора относительно таких обстоятельств, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт. Согласно абзацу 2 подпункта 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Судом рассматривается требование истца об обязании внести изменения о применении базовой ставки арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости для расчета арендной платы следующим дополнительным соглашениям:
- от 01.04.2015 к договору аренды земельного участка №71 от 01.10.2012 (с кадастровым номером 61:15:06020101:1440),
-от 01.04.2015 к договору аренды земельного участка №71-1 от 01.10.2012 (с кадастровым номером 61:15:06020101:1449),
-от 30.03.2015 к договору аренды земельного участка №2 от 23.01.2008 (с кадастровым номером 61:15:0601601:134).
При новом рассмотрении дела к участию в деле № А53-22116/2017 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения».
В судебном заседании, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 17 часов 00 минут. После объявленного перерыва судебное заседание продолжено без участия представителей сторон, третьего лица.
До объявленного перерыва представитель истца требования поддержал в полном объеме, представил дополнительные письменные пояснения, приобщенные судом к материалам дела.
Представитель ответчика, возражая в удовлетворении требований, указал, что для применения при расчете арендной платы в размере ставки 0,7% необходимо привести в соответствии вид разрешенного использования земельных участков. в случае смены разрешенного вида использования или раздела земельных участков и присвоения им ставки по 0,7 %, эта ставка будет применяться с момента ее присвоения, что говорит о том, что задолженность останется за ответчиком за предыдущие периоды непогашенной.
Согласно отзыву третьего лица, государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» создано на основании Постановления Губернатора Ростовской области от 24.12.2012 г. №1113, в состав предприятия входят 5 филиалов: Шахтинский, Орловский, Белокалитвинский, Усть-Донецкий, Октябрьский. Территория обслуживания ГУП РО «УРСВ» включает 11 сельских районов области (более 60 поселений) и г. Шахты, включает в себя: более 3600 км водопроводных и 464 км канализационных сетей, 83 водопроводных насосных станции, 29 канализационных насосных станций, 8 водопроводных очистных сооружений и 7 канализационных очистных сооружений, 144 скважины и шахтных колодца, 114 водонапорных башен. Для оказания услуг водоснабжения, водоотведения ГУЛ РО «УРСВ» арендованы имущественные комплексы водоснабжения, водоотведения в г. Шахты, г. Белая Калитва, р.п. Усть-Донецкий и иных населенных пунктах, а также на территории Каменского района Ростовской области. 30 марта 2018 года между ООО «Ростоввагонпром» и ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» заключен договор аренды имущества Жилищно-коммунального комплекса, принадлежащего ООО «Ростоввагонпром» на праве собственности. Цель заключения договора - обеспечение водоснабжением и водоотведением на территории муниципального образования г. Каменска-Шахтинского. Переданные по договору аренды объекты недвижимости включают в себя: водозабор - комплекс объектов по водоснабжению, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 61:15:0602101:1440, по адресу: Ростовская обл. Каменский район, х. ФИО3, ул. Набережная 46-а, артезианские скважины, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 61:15:0602101:1449, по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. ФИО3, ул. <...>, комплекс очистных сооружений, расположенный на земельном участке с кадастровым
номером 61:15:0601601:134 по адресу: Ростовская обл. Каменский р-н ст. Погорелово, ул.
Полевая 6. Информацией о производственных объектах, расположенных на данных земельных участках не располагает. Земельные участки и объекты, расположенные на них, находятся в соответствующих зонах, согласно Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Правилам ПЗЗ, Градостроительным регламентам. Следовательно, переданные нам ООО «Ростоввагоппром» объекты и расположенные под ними земельные участки используются ГУП РО «УРСВ» исключительно в соответствии с установленным для них целевым назначением. Все объекты соответствуют их целевым назначениям и применяются в соответствии с ними, для водоснабжения и водоотведения. Соответственно вид разрешенной деятельности на данных земельных участках должен быть установлен «коммунальное обслуживание» и размер арендной платы
рассчитан с применением базовой ставки 0,7% от кадастровой стоимости земельного
участка.
Как следует из материалов дела, между администрацией Каменского района Ростовской области, Комитетом по управлению имуществом Каменского района и открытым акционерным обществом «Каменский машиностроительный завод» были заключены договоры аренды земельных участков №№ 71, 71-1 от 01.10.2012, № 2 от 23.01.2008.
В 2014 году общество с ограниченной ответственностью «Ростоввагонпром» по договору купли-продажи приобрело у открытого акционерного общества «Каменский машиностроительный завод» объекты ЖКХ: водозабор, скважины, очистные сооружения, расположенные на муниципальных землях Каменского района Ростовской области.
По условиям договора аренды №71 от 01.10.2012 администрацией Каменского района Ростовской области открытому акционерному обществу «Каменский машиностроительный завод» был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 61:15:0602101:1440, площадью 66671 кв.м, находящийся по адресу: Ростовская область, Каменский район, юго-западная часть х. ФИО3 на берегу р. Северский Донец, в целях для производственной деятельности.
В связи с заключением между администрацией Красновского сельского поселения и обществом с ограниченной ответственностью «Ростоввагонпром» дополнительного соглашения от 01.04.2015 к договору аренды №71 от 01.10.2012 преамбула договора была изменена в связи с приобретением обществом с ограниченной ответственностью «Ростоввагонпром» права собственности на комплекс недвижимого имущества, а именно:
- нежилое здание, площадью 77,5 кв.м, этажность: 1, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. ФИО4, ул. Набережная, 46-а, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1914;
- резервуар технической воды цилиндрический, объем: 485 куб. м., инвентаризационный номер: 23350-2, литер 6, расположенный по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. ФИО4, ул. <...>, кадастровый (или условный номер) 61:15:0602101:1929;
- встроенное нежилое помещение, площадью 30,2 кв.м, этажность: 1, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. ФИО4, ул. Набережная, 46, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1922;
- здание насосной станции в Бородиновке, площадью 95,5 кв.м, этажность: 1, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. ФИО4, ул. Набережная, 46, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1913;
- здание насосной станции над артезианской скважиной № 8 в Бородинов площадью 17,1 кв.м, этажность: 1, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. ФИО4, ул. <...>, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1912;
- сооружение, площадью застройки 51,8 кв.м, этажность: 1, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, х. ФИО4, ул. Набережная, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1949;
- скважина артезианская № 5А, глубина 50 м., инвентарный номер: 23418, литер 11 , по адресу: Ростовская область, Каменский район, с/п. Красновское, х. ФИО3, 700 м западнее х. Красновка, (кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1933;
- скважина артезианская № 728, глубина 50 м, инвентарный номер: 23374, литер 6 , расположенная по адресу: Ростовская область, Каменский район, с/п. Красновское, х. ФИО3, 4,5 км, к северо-западу от ст. Каменская СКЖД, левобережная пойменная терраса р. Северский Донец, (кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1926;
- скважина артезианская № 9, глубина 50 м, инвентарный номер: 23415, литер 8, расположенная по адресу: Ростовская область, Каменский район, с/п. Красновское, юго-западная часть х. ФИО3 на берегу р. Северский Донец, (кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1935;
- скважина артезианская № 5, глубина 50 м., инвентарный номер: 23417, литер 10, расположенная по адресу: Ростовская область, Каменский район, с/п. Красновское, 700 м западнее х. Красновка, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1934;
- скважина артезианская № 5Б, глубина 50 м., инвентарный номер: 23419, литер 12 , расположенная по адресу: Ростовская область, Каменский район, с/п. Красновское, 700 м западнее х. Красновка, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1936;
- скважина артезианская № 1, глубина 50 м, инвентарный номер: 23416, литер 9, расположенная по адресу: Ростовская область, Каменский район, с/п. Красновское, юго-западная часть х. ФИО3, на берегу р. Северский Донец, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1921;
- скважина артезианская № 10, глубина 50 м., инвентарный номер: 23414, литер 7, расположенная по адресу: Ростовская область, Каменский район, с/п Красновское, в 530 м. северо-восточной поймы реки Северский Донец, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1924;
- скважина артезианская № 1-Г, глубина 64 м, инвентарный номер: 23370, литер 2 , расположенная по адресу: Ростовская область, Каменский район, с/п. Красновское, х. ФИО3, 3,8 км к северо-западу от ст. Каменская СКЖД, левобережная пойменная терраса р. Северский Донец, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1916.
Дополнительным соглашением от 15.07.2016 к договору аренды от 01.10.2012 №71 в связи с установлением кадастровой стоимости земельного участка по решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области от 05.05.2016, были внесены изменения в пункт 3.1 договора в части размера арендной платы.
По условиям договора аренды №71-1 от 01.10.2012 администрацией Каменского района Ростовской области открытому акционерному обществу «Каменский машиностроительный завод» был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 61:15:0602101:1449, площадью 31191 кв.м, находящийся по адресу: Ростовская область, Каменский район, юго-западная часть х. ФИО3 на берегу р. Северский Донец для производственной деятельности (скважины).
В связи с заключением между администрацией Красновского сельского поселения и обществом с ограниченной ответственностью «Ростоввагонпром» дополнительного соглашения от 01.04.2015 к договору аренды №71-1 от 01.10.2012 преамбула договора была изменена в связи с приобретением обществом с ограниченной ответственностью «Ростоввагонпром» права собственности на комплекс недвижимого имущества, а именно:
- скважина артезианская № 20178, глубина 50 м, инвентарный номер: 23368, литер 1, расположенная по адресу: Ростовская область, Каменский район, с/п. Красновское, х. ФИО3, 4,0 км к северо-западу от ст. Каменская СКЖД, левобережная пойменная терраса р. Северский Донец, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1927;
- скважина артезианская № 2-Г, глубина 62 м, инвентарный номер: 23372, литер 4, расположенная по адресу: Ростовская область, Каменский район, с/п. Красновское, х. ФИО3, 3,5 км. к северо-западу от ст. Каменская СКЖД, левобережная пойменная терраса р. Северский Донец, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1928;
- скважина артезианская № 44627, глубина 50 м., инвентарный номер: 23371, литер 3, расположенная по адресу: Ростовская область, Каменский район, с/п. Красновское, х. ФИО3, 3,5 км. к северо-западу от ст. Каменская СКЖД, левобережная пойменная терраса р. Северский Донец, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1930;
- скважина артезианская № 608, глубина 32м., инвентарный номер: 23373, литер 5, расположенная по адресу: Ростовская область, Каменский район, с/п. Красновское, х. ФИО3, 4,5 км. к северо-западу от ст. Каменская СКЖД, левобережная пойменная терраса р. Северский Донец, кадастровый (или условный номер): 61:15:0602101:1915.
Дополнительным соглашением от 15.07.2016 к договору аренды от 01.10.2012 №71-1 в связи с установлением кадастровой стоимости земельного участка по решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области от 05.05.2016, были внесены изменения в пункт 3.1 договора в части размера арендной платы.
По условиям договора аренды №2 от 23.01.2008 Комитетом по управлению имуществом Каменского района открытому акционерному обществу «Каменский машиностроительный завод» был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 61:15:601601:0134, площадью 31585 кв.м, местоположение установлено: Каменский район, 600 м на юг от ст. Погорелово и 150 м к востоку от железной дороги, для обслуживания здания лаборатории очистных сооружений.
В связи с заключением между администрацией Астаховского сельского поселения и обществом с ограниченной ответственностью «Ростоввагонпром» дополнительного соглашения от 30.03.2015 к договору аренды №2 от 23.01.2008 преамбула договора была изменена в связи с приобретением обществом с ограниченной ответственностью «Ростоввагонпром» права собственности на комплекс недвижимого имущества, а именно:
- сооружение, объем 1494 куб. м. кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:201, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, ст. Погорелово, ул. Полевая,6;
- сооружение, площадь застройки 10,2 кв.м, кадастровый номер: 61:15:0601601:189, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, ст. Погорелово, ул. Полевая, 6;
- сооружение, объем 125 куб. м, кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:190, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, ст. Погорелово, ул. Полевая,6;
- сооружение, площадь застройки 1300 кв.м, кадастровый номер: 61:15:0601601:187, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, ст.Погорелово, ул. Полевая,6;
- здание склада хлора, общая площадь 32,9 кв.м, инвентарный номер 05_60_223_100_0300293 20, литер: Г, кадастровый (или условный) номер: 61:15:0080301:166, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, ст. Погорелово, ул. Полевая,6;
- здание хлориторной со складом хлора, общая площадь 39,5 кв.м, инвентарный номер 05 60 223 100 030029320, литер: В. кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:202, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменски район, Астаховское с/п, ст. Погорелово, ул. Полевая,6;
- здание, общая площадь 64,8 кв.м, инвентарный номер 23291-4, кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:207, расположенное по адресу: Ростовская область Каменский район, ст. Погорелово, ул. Полевая, 6;
- нежилое здание, общая площадь 87,5 кв.м, инвентарный номер 23291-9, кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:191, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, Астаховское с/п, ст. Погорелово, ул. Полевая,6;
- здание, общая площадь 69,4 кв.м, инвентарный номер 23291, кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:204, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, ст. Погорелово, ул. Полевая, 6;
- сооружение, площадь застройки 17673 кв.м, кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:188, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, ст. Погорелово, ул. Полевая, 6;
- сооружение, объем 688 куб.м., кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:206, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, Астаховское с/п, ст. Погорелово, ул. Полевая, 6;
- сооружение, объем 688 куб.м, кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:203, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, ст. Погорелово, ул. Полевая,6;
- сооружение, объем 688 куб.м, кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:200, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, ст. Погорелово, ул. Полевая, 6;
- сооружение, объем 815 куб.м, кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:182, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, Астаховское с/п., ст. Погорелово, ул. Полевая, 6;
- сооружение, объем 815 куб.м, кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:181, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, Астаховское с/п., ст. Погорелово, ул. Полевая, 6;
- сооружение, объем 815 куб.м, кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:184, по адресу: Ростовская область, Каменский район, Астаховское с/п., ст. Погорелово, ул. Полевая, 6;
- сооружение, объем 815 куб.м, кадастровый (или условный) номер: 61:15:0601601:186, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, Астаховское с/п., ст. Погорелово, ул. Полевая,6;
- сооружение, объем 815 куб.м, кадастровый (или условный) номер 61:15:0601601:185, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, Астаховское с/п., ст. Погорелово, ул. Полевая,6;
- сооружение, объем 815 куб.м., кадастровый (или условный) номер 61:15:0601601:183, расположенное по адресу: Ростовская область, Каменский район, Астаховское с/п., ст. Погорелово, ул. Полевая,6.
Дополнительным соглашением от 15.07.2016 к договору аренды №2 от 23.01.2008 в связи с установлением кадастровой стоимости земельного участка по решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области от 05.05.2016, были внесены изменения в пункт 3.1 договора в части размера арендной платы.
При расчете арендной платы за земельные участки относительно арендованных участков арендная плата рассчитана арендодателем следующим образом: - по договору № 71 от 01.10.2012 за 2015 год: А=КС(10 672060,58)xКинд2015 (1,055)xСб(0,085)=957 017,03 руб. в год (за участок площадью 6,6 га); - по договору № 71-1 от 01.10.2012 за 2015 год: А=КС(5362857,77)xКинд2015 (1,055)xСб(0,085)=480 914,27 руб. в год (за участок площадью 3,1 га); - по договору № 2 от 23.01.2008 за 2015 год: А=КС(6662482,95)xКинд2015 (1,055)xСб(0,085)=597 458,16 руб. в год (за участок площадью 3,1 га), где П-арендная плата, КС- кадастровая стоимость земельного участка, Сб - базовая ставка арендной платы.
Аналогично был произведен расчет арендной платы в 2016 и в 2017 годах.
Согласно Решению Каменского районного Собрания депутатов № 229 от 25.03.2015, базовая ставка в размере 8,5% от кадастровой стоимости земельного участка применяется в отношении земельного участка, на котором расположены производственные и административные здания, сооружения промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок на территории сельского поселения. Пунктом 2 приложения данного решения предусмотрена базовая ставка в 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Как указывает истец, для расчета арендной платы базовая ставка в размере 8,5 % от кадастровой стоимости земельных участков применена незаконно, так как никаких производственных зданий и сооружений промышленности, материально- технического снабжения, сбыта и заготовок на территории сельского поселения, на спорных участках не было и нет в настоящее время.
На арендуемых обществом земельных участках расположены социально-значимые объекты коммунальной инфраструктуры: на участке с кадастровым номером 61:15:0602101:1440 – объекты водоснабжения и очистки питьевой воды (трубопроводы питьевой воды, хлораторная, резервуар технической воды, три насосных станции, артезианские скважины), на участке с кадастровым номером 61:15:0602101:1449 – артезианские скважины по добыче питьевой воды, на участке с кадастровым номером 61:15:0601601:134 – очистные сооружения.
Общество не выбирало вид разрешенного использования спорных участков; полномочия по определению видов разрешенного использования земельных участков посредством градостроительного зонирования возложены на органы местного самоуправления.
Земельные участки с кадастровыми номерами 61:15:0602101:1440, 61:15:0602101:1449 отнесены к территориальной зоне ЗВ «Зона источников водоснабжения», которая выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, предназначенных для размещения и санитарной охраны объектов водоснабжения, сооружений и коммуникаций, служащих для функционирования и эксплуатации объектов водоснабжения; градостроительные регламенты названной зоны не предусматривают осуществление в ней производственной деятельности; из представленных в материалы дела документов видно, что фактически на земельных участках находятся артезианские скважины, трубопроводы и иные объекты, используемые для водоснабжения и стоков, для которых решением Каменского районного Собрания депутатов от 25.03.2015 № 229 установлена базовая ставка 0,7 % от кадастровой стоимости.
На земельном участке с кадастровым номером 61:15:0601601:134 находятся канализационные очистные сооружения, вид разрешенного использования установлен «для обслуживания здания лаборатории очистных сооружений».
При заключении договоров в дополнительных соглашениях от 01 апреля 2015 года к договору №71 от 01.10.2012 и к договору №71-1 от 01.10.2012, от 30.03.2015 к договору №2 от 23.01.2008 данные объекты были перечислены.
Со стороны истца были направлены протоколы разногласий к дополнительным соглашениям об изменении размера арендной платы и изменения при расчете арендной платы базовой ставки арендной платы с 8,5% кадастровой стоимости земельного участка на 0,7%, однако протоколы разногласий возвращены не были, истцом произведена оплаты аренды земельных участков исходя из расчета 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.
Объекты являются социально-значимыми объектами коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения и предназначены для поставки питьевой воды населению микрорайона Заводской г. Каменска-Шахтинского, муниципальному предприятию «Коммунальщик», Глубокинского городского поселения для поставки питьевой воды жителям Каменского района и очистки стоков воды, поступающих от населения микрорайона Заводской г. Каменска-Шахтинского.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 №540 установлена ставка арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, при этом нет никаких ссылок на виды разрешенного использования земельных участков.
Решением Каменского районного Собрания депутатов от 25.03.2015 № 229 закреплено, что размер арендной платы в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), не может превышать размер арендной платы, рассчитанный в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, муниципальной собственности, предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод – не более 0,7 % кадастровой стоимости таких земельных участков.
Как указывает истец, в комиссию с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельных участков обращались.
09.02.2018 в адрес общества поступил ответ от главного архитектора Каменского района на обращение от 28.09.2017 об отказе комиссии включить в проект изменений в правила землепользования и застройки Красновского сельского поселения вопрос о включении в градостроительный регламент территориальной зоны ЗВ «Зона источников водоснабжения» вида разрешенного использования «коммунальное обслуживание», с целью изменения вида использования земельных участков 61:15:0602101:1440, 61:15:0602101:1449.
Лишь 01 апреля 2018 года был осуществлен выезд комиссии на указанные участки, однако составленный на месте осмотра участков протокол обществу не предоставлен.
Истец, полагая, что базовая ставка, применяемая при расчете арендной платы 8,5% от кадастровой стоимости, установлена на социально-значимых земельных участках жизнеобеспечения населения незаконно, обратился в суд с требованиями о внесении изменений в расчет арендной платы и обязании применить при расчете арендной платы базовую ставку в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлены следующие документы: расчет арендой платы за земельные участки за 2016 года с применением базовой ставки 0,7 от кадастровой стоимости земельного участка, расчет арендой платы за земельные участки за 2017 года с применением базовой ставки 0,7 от кадастровой стоимости земельного участка, договор аренды от 01.10.2012 №71, дополнительное соглашение от 01.04.2015 к договору аренды от 01.10.2012 №71, дополнительное соглашение от 15.07.2016 к договору аренды от 01.10.2012 №71, договор аренды от 01.10.2012 №71-1, дополнительное соглашение от 01.04.2015 к договору аренды от 01.10.2012 №71-1, дополнительное соглашение от 15.07.2016 к договору аренды от 01.10.2012 №71-1, договор аренды от 23.01.2008 №2, дополнительное соглашение от 30.03.2015 к договору аренды от 23.01.2008 №2, дополнительное соглашение от 15.07.2016 к договору аренды от 23.01.2008 №2, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 61:15:0602101:1440 от 03.06.2016, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 61:15:0602101:1449 от 03.06.2016, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 61:15:0601601:134 от 11.08.2015, уведомления о перерасчете арендной платы, решение Каменского районного Собрания депутатов от 25.03.2015 №229 с приложениями 1 и 2, решение Каменского районного Собрания депутатов от 05.11.2015 №11, ответы на обращения от 05.08.2015 исх. №527, от 06.10.2015 исх. 567, письмо от 19.08.2016 №900, протокол разногласий от 14.08.2016 к дополнительному соглашению от 15.07.2016 договора аренды от 01.10.2012 №71, протокол разногласий от 14.08.2016 к дополнительному соглашению от 15.07.2016 договора аренды от 01.10.2012 №71-1, протокол разногласий от 14.08.2016 к дополнительному соглашению от 15.07.2016 договора аренды от 23.01.2008 №2, выписка из правил землепользования, градостроительный регламент, свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о возможности удовлетворения требований истца, приняв во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 № 12505/11).
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды. На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) и статьи 39.7 Земельного кодекса (в действующей редакции) плата за пользование спорным участком относится к категории регулируемых цен.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – постановление Пленума № 73) содержатся следующие разъяснения. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку спорные земельные участки относятся к публичной собственности, арендная плата по договорам, заключенным с обществом (его правопредшественником в арендных правоотношениях) после введения в действие Земельного кодекса, носит регулируемый характер.
При этом изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в его текст подобных изменений. В то же время стороны не лишены права требовать внесения в заключенный ими договор аренды изменений, обусловленных изменениями законодательства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Положение части 4 статьи 39.7 ЗК РФ распространяется на объекты водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального и местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила, утвержденные постановлением от 16.07.2009 N 582).
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 №540 установлена ставка арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Поскольку предельный размер ставок арендной платы земельных участков, на которых расположены названные объекты, утвержден приказом Минэкономразвития России 23.04.2013 № 217 в силу прямого указания Земельного законодательства Российской Федерации, то он является обязательным при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, а их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, которые могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вид разрешенного использования земельного участка зависит от его назначения и определяется градостроительным регламентом, содержащимся в Правилах землепользования и застройки (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства классифицированы на основные, условно разрешенные и вспомогательные (пункт 1). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4). Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса (пункт 6).
В силу ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно п. 1 ст. 615 ГК Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Лицо, получившее участок в аренду с одним видом разрешенного использования, не может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования, изменить его и использовать по своему усмотрению без волеизъявления собственника (решения соответствующего уполномоченного органа).
Так, на территории Красновского сельского поселения действуют Правила землепользования и застройки Красновского сельского поселения, которые утверждены Решением Каменского районного Собрания депутатов от 23.06.2017 № 55.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, осуществляется собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, в соответствии с градостроительными регламентами, установленными Правилами для каждой территориальной зоны, при условии соблюдения требований технических регламентов (статья 11 Правил землепользования и застройки Красновского сельского поселения). Для обеспечения реализации Правил землепользования и застройки городского и сельских поселений Каменского района на основании Постановления Администрации Каменского района от 15.05.2013 №425 «О создании комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки городского и сельских поселений Каменского района» создана Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая является постоянно действующим консультативным органом при Администрации Каменского района и сформирована для обеспечения реализации действующих Правил землепользования и застройки городского и сельских поселений Каменского района (статья 10 Правил землепользования и застройки Красновского сельского поселения). Именно комиссия рассматривает заявления на получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства и подготавливает соответствующие заключения, а следовательно, и заявления об изменении разрешенного вида использования.
В Градостроительном регламенте Каменского района и генеральном плане муниципального образования «Красновское сельское поселение, х. ФИО3» земельные участки с кадастровыми номерами 61:15:0602101:1440 и № 61:15:0602101:1449 расположены в зоне источников водоснабжения. «Зона источников водоснабжения выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, предназначенных для размещения и санитарной охраны объектов водоснабжения, а также сооружений и коммуникаций служащих для функционирования и эксплуатации объектов водоснабжения». Данные градостроительные регламенты не содержат вид разрешенного использования «Для производственной деятельности».
3емельный участок с кадастровым номером 61:15:0601601:134 согласно градостроительному регламенту, утвержденному главным архитектором Каменского района расположен в Зоне канализационных очистных сооружений. Основным видом разрешенного использования в вышеуказанном регламенте указан «Коммунальное обслуживание». Согласно данному регламенту данная зона выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, на которых осуществляется специализированная деятельность. Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставка воды, тепла, электричества отвода канализационных стоков...) .
Правовой режим земельного участка с кадастровым номером 61:15:0601601:134 определен КУИ Каменского района с видом разрешенного использования «для обслуживания здания лаборатории очистных сооружений». На данном земельном участке находиться не только лаборатория очистных сооружений, но и еще 19 объектов - зданий и сооружений канализационного хозяйства, входящих в коммунальное хозяйство, которое используется в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами по отводу канализационных стоков, в том числе и лаборатория очистных сооружений.
Однако в нарушение действующего законодательства арендная плата рассчитана, учитывая вид разрешенного использования «Для производственной деятельности», а не для обслуживания здания лаборатории очистных сооружений (т.е. коммунальное обслуживание).
Соответственно и базовая ставка арендной платы 8,5% от кадастровой стоимости земельного участка установлена как для земель с разрешенным видом использования «для производственной деятельности» незаконно.
Поскольку на указанных земельных участках фактически находятся артезианские скважины, трубопроводы и иные объекты, используемые истцом для водоснабжения и стоков, соответственно и базовая ставка к арендной плате по договорам аренды должна составлять 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка, а вид разрешенного использования земель - «коммунальное обслуживание».
Согласно пункту 2 Решению Каменского районного Собрания депутатов № 229 от 25.03.2015 базовая ставка в 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Истец неоднократно обращался в Комитет по управлению имуществом и Администрацию Каменского района с просьбой об изменении вида разрешенного использования земельных участков и перерасчета арендной платы по базовой ставке 0,7% от кадастровой стоимости земельных участков. В материалы дела имеется переписка сторон.
22.12.2017 общество обратилось в комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки городского и сельских поселений Каменского района с просьбой об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №61:15:0602101:1440 и № 61:15:0602101:1449, на что получено письмо № 76/33/69 от 09.02.2018 о том, что вопрос рассмотрен, составлен протокол №1 от 23.01.2018 и по итогам рассмотрения комиссией принято решение о не включении в проект о внесении изменений в ПЗЗ Красновского сельского поселения вопрос о включении в градостроительный регламент территориальной зоны ЗВ «Зона источников водоснабжения» вида разрешенного использования «Коммунальное обслуживание» с целью приведения в соответствие вида использования земельных участков №61:15:0602101:1440 и № 61:15:0602101:1449.
Администрацией Каменского района совместно с заявителем был осуществлен комиссионный выезд с целью определения технических параметров объектов и возможности раздела и изменения вида разрешенного использования. Выезд был осуществлен 01 апреля 2018 года. По результатам исследования территории комиссией было установлено, что на участке находятся объекты ЖКХ, а не объекты производственной деятельности, представлен фотоотчет объектов.
В настоящее время обществом с ограниченной ответственностью «Ростоввагонпром» данные объекты коммунальной инфраструктуры переданы в аренду Государственному унитарному предприятию Ростовской области «Управления и развития систем водоснабжения» для обеспечения водоснабжения на территории муниципального образования города Каменск-Шахтинский по договору №-85 /2018 от 30.03.2018.
Позиция комитета по делу, по сути, состоит в отрицании всех доводов истца и представленных им доказательств, однако самостоятельных доказательств ответчик не представляет. По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтверждённой позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом внесение изменений в соглашения сторон не изменяют ЕГРН в части видов разрешенного использования земельных участков, такое изменение лишь направлено на защиту прав арендатора в части внесения арендной платы в соответствии с фактическим использованием земельных участков, что соответствует сложившейся судебной практике.
Учитывая изложенное, суд признал требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110,167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Внести изменения в договоры и установить базовую ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующих земельных участков для расчета арендной платы следующим дополнительным соглашениям:
- от 01.04.2015 к договору аренды земельного участка №71 от 01.10.2012 (земельный участок с кадастровым номером 61:15:0602101:1440),
- от 01.04.2015 к договору аренды земельного участка №71-1 от 01.10.2012 (с земельный участок с кадастровым номером 61:15:0602101:1449),
- от 30.03.2015 к договору аренды земельного участка №2 от 23.01.2008 (земельный участок с кадастровым номером 61:15:0601601:134).
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.А. Димитриев