АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Чернышевой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мищенко Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Трест Росспецэнергомонтаж» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной миграционной службы России по Ростовской области
об оспаривании постановления № 6114/139407 от 12.08.2015 о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя представитель ФИО1, доверенность от 19.08.2015;
от заинтересованного лица : представитель ФИО2., доверенность от 12.01.2015;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Трест Росспецэнергомонтаж» (далее по тексту-общество, Трест «РосСЭМ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы России по Ростовской области (далее- УФМС, миграционная служба) № 6114/139407 от 12.08.2015 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
В предварительном судебном заседании дело признано подготовленным к судебному заседанию и в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по существу.
Представитель общества заявленные требования поддержала.
Представитель УФМС в удовлетворении заявления просила отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, дополнительно представленные в судебное заседание доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Из материалов дела следует, что при осуществлении миграционного контроля, 29.07.2015 установлен факт нарушения обществом требований миграционного законодательства.
Правонарушение выразилось в следующем. Между обществом и гражданином Республики Беларусь ФИО3 02.02.2015 заключен трудовой договор №ТР0000086.
В период времени с 15.03.2015 по 17.04.2015, с 10.05.2015 по 30.06.2015, с 15.07.2015 и по день проверочных мероприятий иностранный гражданин осуществлял деятельность на территории Российской Федерации (Ростовская атомная электростанция) при отсутствии уведомления со стороны работодателя органом миграционного контроля, что и послужило основанием для возбуждения в отношении ООО «Трест РосСЭМ» дела об административном правонарушении по признакам наличия в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом 29.07.2015.
Постановлением Управления от 12.08.2015 общество признано виновным в совершении вмененного ему в вину правонарушении с наложением административного штрафа в размере 400 00 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
При принятии решения суд руководствовался следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса в редакции Закона N 357-ФЗ административная ответственность предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Таким образом, нарушение трехдневного срока уведомления предусмотрено законодателем в качестве составообразующего действия только с 1 января 2015 года.
В обоснование своих доводов, общество ссылается на Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" и Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", предоставляющее гражданам Республики Беларусь равные права с гражданами Российской Федерации в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений, право на свободу передвижения. Действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется. Граждане Республики Беларусь, прибывшие на территорию Российской Федерации, в течение 30 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания.
Данные доводы судом отклоняются, поскольку названные нормы не отменяют установленные Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) обязанности российских организаций, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 22 Закона N 109-ФЗ принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ под стороной, принимающей иностранного гражданина, понимается, в частности, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Из содержания данной статьи следует, что субъектом рассматриваемого правонарушения является принимающая сторона, в которой иностранный гражданин работает или фактически проживает.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности необходимо установить факт принятия соответствующим юридическим лицом иностранного гражданина на работу или предоставления таким лицом жилья иностранному гражданину.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики Беларусь ФИО4 на момент проверки являлся работником заявителя, и из буквального прочтения трудового договора следует, что данный договор заключался с иностранным гражданином Обществом с ограниченной ответственностью «Трест Росспецэнергомонтаж» (далее-наниматель), выступающее на территории Республики Беларусь через представительство ООО Трест Росспецэнергомонтаж» (Российская Федерация) в республики Беларусь в лице директора Представительства, действующего на основании доверенности от 15.05.2014 №2-661.
При создании юридическое лицо подлежит государственной (т.е. осуществляемой от имени государства) регистрации в уполномоченном государственном органе. При этом согласно п. 2 ст. 48 ГК РФ юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК.
Оно считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в Единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения в реестр соответствующей записи (п. 8 ст. 51 ГК РФ).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ общество зарегистрировано на территории Российской Федерации и имеет регистрацию также на территории России: Тверская область, гор. Удомля, Промзона КАЭС, что позволяет признать общество – принимающей стороной.
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор в числе прочих является условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного подразделения и его местонахождения.
При этом законодательство не содержит определения понятия "другая местность".
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и так далее, а под другой местностью - местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.
Местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором (п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).
Организация имеет право командировать в обособленное подразделение работников, постоянным местом работы которых в соответствии с трудовым договором является место расположения организации, и, наоборот, командировать в организацию работников обособленного подразделения.
Из текста представленного в материалы дела трудового договора следует, что стороны определили его предметом: выполнение обязанностей по должности (специальности) арматурщик 4-го разряда (ДО) в ООО «Трест Росспецэнергомонтаж», следовательно по прибытии сотрудника-иностранного гражданина на территорию Российской Федерации, для осуществления профессиональной деятельности в связи с заключенным трудовым договором, работодатель выступает принимающей стороной по отношению к работнику-иностранному гражданину.
Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также форма такого уведомления утверждены Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147.
В соответствии с пунктом 10 Приложения N 6 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147 подтверждением выполнения уведомителем обязанности по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы и органа службы занятости населения является наличие отметки о приеме уведомления, проставляемой в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления указанными органами либо в случае направления уведомления почтовым отправлением организацией федеральной почтовой связи.
В связи с действием Договора о Евразийском экономическом союзе граждане Республики Беларусь могут работать без оформления дополнительных разрешительных документов. Таким образом, ни разрешения на работу, ни патенты им не нужны (ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе).
Вместе с тем, как следует из пп. «з» п. 3, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вносящего изменения в Закон N 115-ФЗ, работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Исключений для трудящихся государства-члена Договора о Евразийском экономическом союзе Закон N 115-ФЗ не содержит, поскольку под иностранным гражданином согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 115-ФЗ понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Оценив и исследовав по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что общество обязано было уведомить органы миграционного учета о заключенном трудовом договоре с гражданином республики Беларусь по прибытии последнего на территорию Российской Федерации для осуществления деятельности, обусловленной условиями заключенного трудового договора.
При таких обстоятельствах вина общества в совершении правонарушения является доказанной, вывод УФМС о наличии в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, является обоснованным, в связи оспариваемое постановление надлежит признать законным.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Чернышева И. В.