ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-22170/09 от 13.10.2009 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«19» октября 2009. Дело № А53- 22170/09

Резолютивная часть решения объявлена «13» октября 2009г.

Полный текст решения изготовлен «19» октября 2009г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Еремина Ф.Ф.

при ведении протокола судебного заседания судьей Ереминым Ф.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Отдела Государственного пожарного надзора по г. Ростову-на-Дону МЧС России по Ростовской области

к обществу с ограниченной ответственностью «РостСвязь»

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя: представитель Кириленко П.Н., сл. удостоверение;

от заинтересованного лица: представитель Теняков Е.К., доверенность от 06.10.2009 № 48;

установил:

В открытом судебном заседании рассматривается заявление Отдела Государственного пожарного надзора по г. Ростову-на-Дону МЧС России по Ростовской области (далее административный орган) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РостСвязь» о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РостСвязь» (далее Общество) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении о привлечении к административной ответственности. Считает факт правонарушения и вину общества доказанными материалами дела, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подтверждены представленным в суд материалом. Просил приобщить к материалам дела копию материалов административного дела в отношении ООО «РостСвязь».

С учётом мнения представителя общества, копии материалов административного дела приобщены к материалам арбитражного дела.

Представитель Общества сослался на доводы, изложенные в отзыве. Пояснил, что в связи с финансовым кризисом объем работ резко сократился, в связи с этим общество считает неправомерным решение государственного инспектора о выявлении нарушения требований пожарной безопасности арендуемого помещения. Также сообщил, что сотрудники, имеющие стаж работы более 3-х лет в области лицензируемой деятельности, ввиду сложившейся экономической ситуации в организации уволились по собственному желанию. В настоящее время инженеры электролаборатории проходят повышение квалификации в области монтажа, ремонта и обслуживания средств пожарной безопасности зданий и сооружений. В штатно-должностном списке Общества отсутствуют должности, относящиеся к лицензируемой деятельности, ввиду того, что данные обязанности возложены на инженеров электролаборатории, что подтверждает должностная инструкция вышеназванного специалиста. В подтверждение устранения допущенных нарушений представитель Общества представил акт приемки работ по монтажу пожарно-охранной сигнализации на объекте офисные помещения ООО «РостСвязь». Просил в случае привлечения Общества к ответственности, назначить в качестве административного наказания минимальный размер административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 ст.14.1 КоАП РФ и предоставить рассрочку уплаты административного штрафа сроком на 3 месяца.

Представитель заявителя против предоставления рассрочки по уплате штрафа не возражал.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

17.09.2009 на основании распоряжения № 68 от 18.08.2009 заместителя начальника ГУ МЧС России по Ростовской области - начальника УГПН, сотрудниками отдела ГПН по г.Ростову-на-Дону УГПН ГУ МЧС России по РО проведена плановая проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью «РостСвязь» по вопросу соответствия лицензионным требованиям и условиям при осуществлении деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В ходе проверки установлены следующие нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении обществом деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:

- у ООО «РостСвязь» отсутствуют помещения, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующие установленным законодательством РФ требованиям (Административный регламент (приказ МЧС России от 20.10.08 № 627) п.3.2 пп. «а», Постановление правительства РФ от 25.10.2006 № 625 п.4пп. «а»);

- при проведении планового мероприятия по надзору нежилых помещений, занимаемых ООО «РостСвязь» в соответствии с договором аренды № 35 от 01.10.2008 нежилого помещения, находящегося в собственности арендодателя общей площадью 445.36 кв.м. были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, (Акт проверки, органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 396 от 09.09.2009;

- отсутствуют работники, имеющие стаж работы более 3-х лет в области лицензируемой деятельности (Административный регламент (приказ МЧС России от 20.10.2008 № 627) п.3.3 пп.«б». Постановление правительства РФ от 25.10.2006 № 625 п.4 пп. «б»);

- в предоставленном штатно-должностном списке отсутствуют должности, относящиеся к лицензируемой деятельности (Административный регламент (приказ МЧС России от 20.10.2008 № 627) п. 3.3 пп «в», Постановление правительства РФ от 25.10.2006 № 625 п.4 пп «в»)

По мнению проверяющих, указанные нарушения лицензионных требований относятся к нарушениям условий лицензии на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые указаны в Положении о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности (приказ МЧС России от 20.10.2008 № 627).

По результатам проверки составлен акт № 68 от 17.09.2009 соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; протокол об административном правонарушении № 54 от 18.09.2009.

Совершенное обществом правонарушение квалифицировано на основании части 4 ст. 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1, 28.8 КоАП и ст. 202 АПК РФ заявление о привлечении ООО «РостСвязь» к административной ответственности по части 4 ст. 14.1. КоАП РФ, протокол об административном правонарушении и административные материалы к нему на основании определения от 18.09.2009 направлены для рассмотрения в Арбитражный суд Ростовской области.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявление отдела Государственного Пожарного Надзора по г.Ростову-на-Дону УГПН ГУ МЧС России по Ростовской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, судом не установлены. К моменту рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю лица, привлекаемого к административной ответственности (Мельниченко С.А. доверенность № 12 от 17.09.2009) разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ.

Законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности - Мельниченко С.А. ознакомлен с протоколом об административном правонарушении, в соответствии с требованием статьи 28.2 КоАП РФ, ему разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, копия протокола об административном правонарушении получена им в день его составления, о чем свидетельствует подпись Мельниченко С.А. в протоколе об административном правонарушении (л.д. 8).

Таким образом, нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно п. 39 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Статьей 2 Федерального закона № 128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п.3 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625 (далее – Положение), лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

ООО «РостСвязь» имеет лицензию № 2/10096 от 01.11.2004, выданную Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с п.4 пп. «а» Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, пожарной техники, средств связи, оборудования, инструмента и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;

б) наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет;

в) повышение квалификации указанных в подпункте «б» лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет.

Из содержания п.п. 1, 3 ст. 21 Закона об образовании следует, что профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

В силу ст. ст. 22 - 25 Закона об образовании профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях при наличии соответствующих лицензий.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что у ООО «РостСвязь» отсутствуют помещения, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, нежилые помещения, занимаемые ООО «РостСвязь» в соответствии с договором аренды № 35 от 01.10.2008 нежилого помещения, находящиеся в собственности арендодателя общей площадью 445.36 кв.м.  не в полном объеме оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (ППБ 01-03, п.3; НПБ 110-03, прил.1-4), огнетушители не вывешены на видных местах вблизи от выхода из помещения на высоте не более 1,5 м от пола до нижнего торца огнетушителя (ППБ 01-03 п.108 прил.3 п.19.)

Работники общества Сюсюра С.А., Кордуб Д.И., Мельниченко С.А., Зубов В.Н. не имеют стаж работы более 3-х лет в области лицензируемой деятельности.

Также работники общества: Мельниченко С.А. диплом Г-1 № 084027 от 26.06.1978 выдан по специальности «эксплуатация приборов и систем управления летальных аппаратов», Зубов В.Н. диплом ЭВ № 800679 от 20.06.1996 выдан по специальности «строительство зданий и сооружений», Лябах А.П. диплом Ю № 444432 от 13.06.1972 выдан по специальности «радиотехника», Кордуб Д.И. диплом ИВС 0529089 выдан по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», Сюсюра С.А. диплом ДВС 1323297 выдан по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» не имеют профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности. Выданные ЗАО «Инженерный центр –Спецавтоматика» 13.09.2004 аттестаты Блиновскому В.А., Черезову П.В., Лябаху А.П. о повышении квалификации по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию установок пожаротушения по 72 часовой программе, а также удостоверение выданное Гетманчуку С.В. о прохождении обучения по 70 часовой программе по курсу «Огнезащита материалов, изделий, конструкций» не могут быть признаны подтверждением наличия профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности.

Представленные обществом свидетельства (регистрационный № 164, 163) от 05.10.2009 «об уровне квалификации», подтверждающее окончание Кормазевым С.И., Маликовой А.Я.. обучения в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессионального училища № 42 Ростовской области также не могут свидетельствовать об отсутствии вины общества, так как данные свидетельства на момент проверки – 17.09.2009 отсутствовали и выданы только 05.10.2009.

Таким образом, на момент проведения проверки, работники, состоящий в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего его должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности не имели, что является нарушением п.п. «б» п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625.

На основании изложенного суд пришёл к выводу о том, что имеющихся у работников общества свидетельств и удостоверений (на момент проверки) было недостаточно для профессиональной подготовки такого рода специалистов. При этом иных доказательств, свидетельствующих о наличии у них полученного в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, профессионального образования в области лицензируемого вида деятельности, не установлено.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что обществом совершено нарушение лицензионных условий, предусмотренных п.п. «а», «б», «в» п. 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625.

Суд считает, что собранными в ходе административного производства доказательствами доказан факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 14.1. КоАП РФ, а именно: актом проверки № 68 от 17.09.2009 , протоколом об административном правонарушении № 54 от 18.09.2009, свидетельствами (регистрационный № 164, 163) от 05.10.2009 «об уровне квалификации», подтверждающее окончание Кормазевым С.И., Маликовой А.Я.. обучения в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования, и другими материалами дела.

Доказанность самого факта правонарушения свидетельствует о наличии вины правонарушителя.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что имеются все необходимые основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 ст. 14.1. КоАП РФ.

Санкцией части 4 ст.14.1. КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вместе с тем одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. КоАП Российской Федерации отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.

Исследовав и изучив материалы дела, суд установил, что ООО «РостСвязь» ранее к административной ответственности по однородному правонарушению не привлекалось (данное обстоятельство также подтвердил в судебном заседании представитель административного органа), в подтверждение устранения допущенных нарушений Общество представило акт приемки работ по монтажу пожарно-охранной сигнализации на объекте офисные помещения ООО «РостСвязь».

Суд считает, что указанное позволяет сделать вывод о наличии смягчающих ответственность общества обстоятельств.

С учетом изложенного, суд считает возможным наложить на общество минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, то есть в размере 40 000 рублей и предоставить рассрочку оплаты штрафа сроком на три месяца.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении административного дела судом не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ , 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать общество с ограниченной ответственностью «РостСвязь», расположенное по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Вавилова, 58, свидетельство о государственной регистрации Серия 61 № 006180869, выдано Инспекцией ФНС по Октябрьскому району г.Ростова-на-Дону, ОГРН 1046165003060, ИНН 6165113166, ра.ихайловский, ул.адресу: Краснодарский край, п.ных доказательств по делуенности.атическим обстоятельствам/2005-52/757-28АП навиновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «РостСвязь», расположенное по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Вавилова, 58, свидетельство о государственной регистрации Серия 61 № 006180869, выдано Инспекцией ФНС по Октябрьскому району г.Ростова-на-Дону, ОГРН 1046165003060, ИНН 6165113166, к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб. с рассрочкой уплаты на три месяца с ежемесячной оплатой в равных долях в размере 13 333 рублей, в следующем порядке:

До 02.11.2009 – 13 333 руб.,

До 02.12.2009 – 13 333 руб.,

До 02.01.2010 – 13 333 руб.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Р/с 40101810400000010002

Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области

БИК: 046015001

ИНН: 6164228703

КПП: 616401001

ОКАТО: 60401000000

КБК 177 1 16 27000 01 0000 140

Получатель УФК по Ростовской области (Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ростовской области).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья Ф.Ф. Ерёмин