ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-22210/20 от 25.01.2021 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

01 февраля 2021 года Дело № А53-22210/20

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2021 года

Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2021 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Щербаковой И.Л.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Лазаревой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТАТУС» (ОГРН 1156196057104, ИНН 6164055994)

к Ростовской таможне (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя: представитель Бернев А.Э. (доверенность от 25.05.2020);

от заинтересованного лица: представитель Щербаченко Н.А. (доверенность от 25.12.2020); Бабышева Я.Б. (доверенность от 15.01.2021)

установил: общество с ограниченной ответственностью «СТАТУС» (далее – ООО «СТАТУС») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Ростовской таможни (далее-таможня) от 09.07.2020 по делам об административном правонарушении № 10313000-1087/2020, № 10313000-1088/2020 о привлечении ООО «СТАТУС» к административной ответственности по статье 16.3. КоАП РФ и прекращении производства по указанным делам.

Определением суда от 03.08.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ).

Определением суда от 04.09.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в ранее представленных возражениях.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 18.01.2021 объявлялся перерыв до 12 часов 30 минут 25.01.2021. Информация о перерыве размещалась на официальном сайте суда в сети Интернет, а также доводилась до участвующих в деле лиц в соответствии с частью 1 статьи 122 АПК РФ. После перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица требования в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

09.12.2019 ООО «СТАТУС» в ОТО и ТК Ростовского таможенного поста (ЦЭД) Ростовской таможни была подана к таможенному оформлению по процедуре экспорта декларация на товары (далее – ДТ). ДТ была принята таможенным органом и зарегистрирована за номером 10313140/091219/0082654.

Согласно сведениям под таможенную процедуру экспорта по ДТ № 10313140/091219/0082654 был помещен и вывезен с территории Российской Федерации, в том числе товар № 39 «реагенты лабораторные, предназначенные для обработки диагностируемых растворов, для получения и сравнения контрольных показателей, нитрат серебра: серебро азотнокислое, ЧДА; УП. 0,05 кг шт.». Производитель: ООО «СП-ДМ», страна происхождения Российская Федерация. Код ТНВЭД ЕАЭС 2843210000. Вес брутто 0,138 кг. Вес нетто 0,134 кг.

Товар был вывезен с территории ЕАЭС в рамках контракта № 225 от 06.12.2019, заключенного между ООО «СТАТУС» (Россия) и ООО «ЛАБ-ТРЕЙД» (Украина).

11.12.2019 ООО «СТАТУС» в ОТО и ТК Ростовского таможенного поста (ЦЭД) Ростовской таможни была подана к таможенному оформлению по процедуре «экспорта» декларация на товары (далее - ДТ). ДТ была принята таможенным органом и зарегистрирована за номером 10313140/111219/0083746.

Согласно сведениям под таможенную процедуру экспорта по ДТ № 10313140/111219/0083746 был помещен и вывезен с территории Российской Федерации, в том числе товар № 63 «реагенты лабораторные, предназначенные для обработки диагностируемых растворов, для получения и сравнения контрольных показателей, нитрат серебра: серебро азотнокислое, ЧДА; УП. 0,05 кг шт.». Производитель: ООО «СП-ДМ», страна происхождения Российская Федерация. Код ТНВЭД ЕАЭС 2843210000. Вес брутто 0,350 кг. Вес нетто 0,335 кг.

Товар был вывезен с территории ЕАЭС в рамках контракта № 219 от 01.11.2019, заключенного между ООО «СТАТУС» (Россия) и ТУП ЛНР «ЛУГМЕДФАРМ» (Украина).

19.05.2020 в Ростовскую таможню поступило представление Ростовской транспортной прокуратуры № 23/2-3-2020 «Об устранении нарушений таможенного, административного законодательства», в котором указано, что ООО «СТАТУС» подана декларация на товары №№ 10313140/091219/0082654 (товар № 39 «...нитрат серебра: серебро азонокислое ЧДА.»), при вывозе с таможенной территории ЕАЭС которых не были соблюдены запреты и ограничения, в части не предоставления акта государственного контроля. Ростовской транспортной прокуратурой выставлено требование о принятие мер, связанных с устранением выявленных нарушений таможенного, административного законодательства.

Таможенным органом установлено, что сведения об актах государственного контроля в графе 44 товара № 39 ДТ № 10313140/091219/0082654 и в графе 44 товара №63 ДТ №10313140/111219/0083746 отсутствуют. В пакетах документов, представленных при таможенном декларировании товаров по ДТ № 10313140/091219/0082654 и по ДТ №10313140/111219/0083746 акты государственного контроля также отсутствуют.

В рамках проводимой проверки таможенных, иных документов и (или) сведений (далее - ПДС), заявленных ООО «СТАТУС» при декларировании товара № 39 по ДТ № 10313140/091219/0082654 и товара №63 ДТ №10313140/111219/0083746, 26 декабря 2019 года ООО «СТАТУС» направлены запросы о предоставлении актов государственного контроля, подтверждающих результаты осуществления государственного контроля драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

27.12.2019 по электронным каналам связи получено информационное письмо ООО «СТАТУС» от 27.12.2019 № 1, согласно которому товар № 39 по ДТ № 10313140/091219/0082654 и по товару №63 ДТ №10313140/111219/0083746 используется в качестве лабораторного реагента на галогениды, в гальванике, медицине, оптике и электронике, для химической металлизации.

В соответствии с данным письмом, состав и качество перемещаемого товара подтверждается паспортом качества, выдаваемым производителем товара (ООО «Минимед»). Указанные документы содержат информацию об изготовлении приобретаемого товара в соответствии с ГОСТ 1277-75, согласно которому серебро азотнокислое является химическим реактивом и не относится к драгоценным металлам и сырьевым товарам, содержащим драгоценные металлы.

Таким образом, на момент подачи ДТ № 10313140/091219/0082654 и ДТ №10313140/111219/0083746, а также вывоза товара № 39 и товара №63 по указанным ДТ, акты государственного контроля у ООО «СТАТУС» отсутствовали.

26.05.2020 главным государственным инспектором отдела торговых ограничений и экспортного контроля Ростовской таможни, в присутствии представителей ООО «СТАТУС» Бернева А.Э. и Хлыстунова П.А. по доверенностям, составлены два протокола об административных правонарушениях № 10313000-1087/2020 и №10313000-1088/2020 по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ. Представителям общества были разъяснены права и обязанности и вручена копия протокола под подпись.

09.07.2020 и.о. начальника Ростовской таможни, в отсутствие законного представителя общества при наличии доказательств его надлежащего уведомления, вынес два постановления № 10313000-1087/2020 и №10313000-1088/2020, которым ООО «СТАТУС» привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб. соответственно.

22.07.2020 ООО «СТАТУС» из Ростовской таможни получены два постановления таможенного органа, в соответствии с которыми Общество привлекается таможенным органом к административной ответственности по статье 16.3. КоАП РФ за не соблюдение при вывозе товаров в соответчики с таможенной процедурой «экспорта» товаров (реагенты лабораторные, предназначенные для обработки диагностируемых растворов для получения и сравнения контрольных показателей, нитрат серебра), оформленных в Ростовской таможне по ДТ № 10313140/111219/0083746 (товар № 39) - дело об АП 103131400-108720 и по ДТ№ 103131400/091219/0082654 (товар № 63) - дело об АП № 10313000-1088.

Не согласившись с вынесенными постановлениями, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО «СТАТУС» обратилось в суд с заявлением.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

В свою очередь, частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров и транспортных средств в части, касающейся соблюдения запретов и ограничений, в том числе и мер технического регулирования.

Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является лицо, на которое возложена обязанность по таможенному декларированию товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

В соответствии со статьей 139 ТК ЕАЭС таможенная процедура экспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами.

Подпунктом 2 статьи 140 ТК ЕАЭС установлено, что одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения -применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии с подпунктом 7 и подпунктом 9 статьи 106 ТК ЕАЭС в таможенной декларации подлежат указанию, в том числе сведения о соблюдении запретов и ограничений, а также о документах, подтверждающих сведения, заявленный в декларации на товары.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в декларации на товары, среди прочих относятся Ь документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.

Частью 3 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114-117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи декларации.

Перемещение через таможенную границу ЕАЭС драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, регулируется Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (далее - Положение) (приложение № 14 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

Согласно абзацу 7 пункта 3 Положения «драгоценные металлы» - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), указанные в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 «Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы» Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения при их перемещении через границу Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Единый перечень).

В Разделе 2.10 «Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы» (таблица 3) Единого перечня, включены драгоценные металлы в виде продукции и изделий, в том числе классифицируемые в товарной подсубпозиции 2843 21 0000 ТНВЭД ЕАЭС.

В соответствии с примечанием к Разделу 2.10 для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.

В соответствии с пунктом 7 раздела II Положения помещение товаров, указанных в таблице 3 раздела 2.10 Единого перечня, под таможенную процедуру экспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена акта государственного контроля.

Под актом государственного контроля понимается документ, составленный по форме согласно приложению № 1, подтверждающий результаты осуществления государственного контроля драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (пункт 3 Положения).

Вместе с тем, сведения об актах государственного контроля в графе 44 товара № 39 ДТ № 10313140/091219/0082654 и в графе 44 товара №63 ДТ №10313140/111219/0083746 отсутствуют. В пакетах документов, представленных при таможенном декларировании товаров по ДТ № 10313140/091219/0082654 и по ДТ №10313140/111219/0083746 акты государственного контроля также отсутствуют.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 1567-р утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.

В Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на ввоз и вывоз драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы в торговле с третьими странами является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).

Согласно пункту 19 Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации 20 сентября 2010 г. № 1137, государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из Государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в разделе 2.9 и таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня, осуществляет федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» в соответствии с правилами, предусмотренными приложением № 2 к Положению о ввозе и вывозе драгоценных металлов.

В соответствии с письмом ФКУ «Пробирная палата России» от 21 июня 2018 г. № 40-05-2-05/1047 для нитрата серебра (имеющего код ТНВЭД ЕАЭС 2843210000) необходимо осуществление государственного контроля (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2019 № А56-4344/2019).

27.12.2019 по электронным каналам связи получено информационное письмо ООО «СТАТУС» от 27.12.2019 № 1, согласно которому товары №39 и № 63 по ДТ № 10313140/111219/0083746 и по ДТ №10313140/091219/0082654 используются в качестве лабораторного реагента на галогениды, в гальванике, медицине, оптике и электронике, для химической металлизации.

В соответствии с данным письмом, состав и качество перемещаемого товара подтверждается паспортом качества, выдаваемым производителем товара (ООО «Минимед»). Указанные документы содержат информацию об изготовлении приобретаемого товара в соответствии с ГОСТ 1277-75, согласно которому серебро азотнокислое является химическим реактивом и не относится к драгоценным металлам и сырьевым товарам, содержащим драгоценные металлы.

Таким образом, на момент подачи деклараций, а также вывоза товара №39 и № 63 по декларациям, акты государственного контроля у ООО «СТАТУС» отсутствовали.

Частью 3 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114-117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи декларации.

Судом отклоняется довод общества о том, что заявленные декларантом под таможенную процедуру «экспорт» товары не соответствуют наименованию товаров, указанных в п. 1 таблицы № 3 Положения - драгоценные металлы в виде продукции и изделий», а, следовательно, с учетом положений Примечания к разделу I Положения, не попадают под действия п. 3, раздела I и п. 7 Положения по следующим основаниям.

10.06.2020 в ЭКС - филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону был направлен запрос №30-26/11034 о предоставлении консультации по характеристике товара №39 заявленного в ДТ № 10313140/091219/0082654.

Согласно сведениям, представленным ЭКС - филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Нитрат серебра (AgN03) это химическое соединение, которое получают взаимодействием серебра (Ag) с азотной кислотой (HN03). Он применяется для получения других соединений серебра, как реагент в аргентометрии, для серебрения зеркал, как вяжущее бактерицидное средство (ляпис), в производстве фотографических эмульсий и др. В качестве химического реактива нитрат серебра изготавливается в соответствии с требованиями ГОСТ 1277-75 «Реактивы. Серебро азотнокислое. Технические условия». Таким образом, нитрат серебра представляет собой готовую продукцию - индивидуальное химическое соединение, не является сырьевым товаром, содержащим драгоценные металлы.

В терминах Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» нитрат серебра является драгоценным металлом в виде химического соединения; согласно таблице №3 раздела 2.10 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии №30 от 21.04.2015 года «О мерах нетарифного регулирования» нитрат серебра относится к драгоценным металлам в виде готовой продукции.

Согласно пункту 19 Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации 20 сентября 2010 г. № 1137, государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в разделе 2.9 и таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня, осуществляет федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» в соответствии с правилами, предусмотренными приложением № 2 к Положению о ввозе и вывозе драгоценных металлов.

В соответствии с письмом ФКУ «Пробирная палата России» от 21 июня 2018 г. № 40-05-2-05/1047 для нитрата серебра (имеющего код ТНВЭД ЕАЭС 2843210000) необходимо осуществление государственного контроля.

Таким образом, для помещения по таможенную процедуру товара нитрат серебра (код ТН ВЭД ЕАЭС 2843210000) предоставление таможенному органу акта государственного контроля является обязательным.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 N 13АП-14268/2019 по делу N А56-4344/2019; Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 N 12АП-9992/2020 по делу N А12-16060/2020; постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 N 11АП-13864/2020 по делу N А49-6158/2020

Судом также отклоняется довод общества о том, что ООО «СТАТУС» не является субъектом административного правонарушения, так как не является декларантом товаров.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ является лицо, на которое возложена обязанность по таможенному декларированию товаров.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Согласно п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.

В соответствии с п. 4 ст. 128 ТК ЕАЭС, при помещении товаров под таможенную процедуру обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Согласно графе 14 представленных деклараций, в качестве декларанта при таможенном декларировании товаров выступало ООО «СТАТУС».

В силу требований статей 84, 108 ТК ЕАЭС при вывозе товаров, задекларированных по двум декларациям, именно на декларанта ООО «СТАТУС», была возложена обязанность по соблюдению установленных международными договорами государств-членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина выражается в том, что у общества имелась возможность для соблюдения требований действующего таможенного законодательства, однако им не были приняты все исчерпывающие меры, направленные на их соблюдение.

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность общества при декларировании товаров заявить достоверные сведения о таможенной стоимости товара, обеспечить уплату всех таможенных платежей), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для неукоснительного соблюдения требований таможенного законодательства.

Непринятие всех необходимых мер для заявления достоверных сведений о товарах свидетельствует о пренебрежительном отношении таможенного представителя общества к своим публично-правовым (таможенным) обязанностям.

Общество не воспользовалось своим правом, предусмотренным ст. 24 ТК ЕАЭС, а именно не обратилось в таможенный орган с целью получения предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, что привело к тому, что в декларациях на товары обществом были заявлены недостоверные сведения об описании и классификационном коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 N 15АП-17005/2020 по делу N А32-3581/2020.

Материалами административного дела полностью доказан факт совершения ООО «СТАТУС» административного правонарушения, за которое постановлениями Ростовской таможни от 09.07.2020 №10313000-1087/2020 и №10313000-1088/2020 общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб. соответственно.

Согласно статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Нарушений прав и законных интересов заявителя при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административным органом не нарушен.

При этом совершение указанного правонарушения нельзя отнести к категории малозначительного.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Одновременно с этим в частях 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

С учетом того, что допущенное заявителем правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с порядком таможенного оформления и декларирования товаров, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного деяния, а также доказательств пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права суд пришел к выводу о невозможности применения к рассматриваемому правонарушению положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявителем не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности. Суд учитывает, что общество не признает вину в совершении вменяемого правонарушения, должных выводов не сделал и в содеянном не раскаялся.

Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса.

Оспариваемыми постановлениями обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. (по каждому постановлению), что соответствует минимальной санкции, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку характер и содержание правонарушений свидетельствуют об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.

Суд также не находит оснований для снижения административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество соответствующего мотивированного ходатайства не заявляло, доказательств своего тяжелого финансового положения суду не представило.

На основании изложенного заявление ООО «СТАТУС» удовлетворению не подлежит.

В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «СТАТУС» оставить без удовлетворения.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение, а также в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья И.Л. Щербакова