ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-22675/19 от 17.12.2019 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

23 декабря 2019 г. Дело № А53-22675/19

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2019 г.

Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2019 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Захарченко О. П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Какаян А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску акционерного общества «Ростовский порт» ИНН <***> ОГРН <***> к федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ИНН <***> ОГРН <***>, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области», Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, Ростовская таможня, Правительство Ростовской области, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство транспорта Ростовской области, о возврате помещений

при участии:

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 08.07.2019,

от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности от 09.08.2019;

от третьих лиц: ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по РО": ФИО3 – представитель по доверенности от 27.05.2019;

Минтранспорта РО: не явился, извещен;

Ростовская таможня: ФИО4 –представитель по доверенности от 06.08.2019

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РО: не явился, извещен;

Правительство РО: не явился, извещен;

Министерство транспорта РФ: не явился, извещен;

установил:

акционерное общество «Ростовский порт» обратилось в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росгарницы», при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области», Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, Ростовская таможня, Правительство Ростовской области, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство транспорта Ростовской области об обязании вернуть переданные по акту приема-передачи помещения в зданиях литеры Аэ и БМ, расположенные по адресу: <...>, принадлежащие истцу на праве собственности в связи с окончанием срока действия договора безвозмездной передачи объектов основных средств от 28.12.2017 (с учетом уточнения).

Представитель истца настаивает на исковых требованиях.

Представитель ответчика против иска возражает по изложенным в отзыве основаниям.

Представители третьих лиц федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области», Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, Ростовская таможня, полагают требования необоснованными по изложенным в отзыве основаниям.

Представители третьих лиц Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство транспорта Ростовской области полагают требования необоснованными.

Представитель Правительства Ростовской области оставляют решение вопроса на усмотрение суда.

Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующие фактические обстоятельства.

Согласно материалам дела, 28.12.2017 между АО «Ростовский порт» и Федеральным государственным казенным учреждением «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (сокращенное наименование - ФГКУ Росгранстрой) в лице Ростовского филиала был заключен договор безвозмездной передачи объектов основных средств № 176.17/05-Л0/61 (далее – договор), в соответствии с условиями которого, истец (передающая сторона) передал в безвозмездное пользование ответчику (принимающая сторона) объекты основных средств для нужд РФ в целях обеспечения осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в морском пункте пропуска Ростов-на-Дону через государственную границу РФ.

Передаваемые объекты расположены по адресам:1-й грузовой район: <...>, литеры Аэ и БМ; 2-й грузовой район: Ростовская область, Аксайский район, ст-ца Ольгинская, ул. Левобережная, 17; 3-й грузовой район: <...> а; 4-й грузовой район: <...> а.

Полный перечень передаваемых объектов перечислен в приложении к договору.

Пунктом 2.1. договора стороны согласовали срок его действия с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года.

Согласно пункту 2.2 договора по окончании срока действия договора, при сокращении срока действия договора или при досрочном прекращении (в том числе расторжении) договора, передача объектов, с учетом их нормального износа, должна быть произведена от принимающей стороны передающей стороне в день окончания срока действия договора, зафиксированного в акте приема-передачи объектов (приложение № 3 к договору).

01.01.2018 истцом были переданы в безвозмездное пользование ответчику по акту приема-передачи объекты основных средств, расположенные по адресу: 1 грузовой район, <...> грузовой район, ст. Ольги некая, ул. Левобережная, д. 17; 3 грузовой район, <...> грузовой район, <...>, общей площадью по 1,2,3,4 грузовым районам 1 188,5 кв.м.

Письмом № 1/2-481 от 27.11.2018 истец уведомил Ростовский филиал ФГКУ «Росгранстрой» об окончании действия договора безвозмездной передачи объектов основных средств 31.12.2018 года и предложил в срок до 10.01.2019 года освободить занимаемые помещения с подписанием акта приема-передачи.

Дополнительным соглашением от 28.12.2018 срок действия договора безвозмездного пользования продлен до 01.03.2019.

Письмом № 1/2-66 от 20.02.2019 истец уведомил Ростовский филиал ФГКУ «Росгранстрой» об окончании действия договора безвозмездной передачи объектов основных средств 01.03.2019 года и потребовал до 01.03.2019 освободить занимаемые помещения с подписанием акта приема-передачи.

Письмом № 1/2-88 от 06.03.2019 истец уведомил Ростовский филиал ФГКУ «Росгранстрой» о нарушении срока возврата помещений и потребовал незамедлительно освободить занимаемые помещения.

Истцом также направлена претензия № 1/2-115 от 01.04.2019 в адрес ответчика с требованием об освобождении занимаемых помещений в связи с истечением срока действия договора безвозмездного пользования.

Однако ФГКУ «Росгранстрой» требования истца об освобождении помещений не исполнены. Ответчик указал на невозможность освобождения помещений в связи с тем, что это повлечет за собой прекращение возможности осуществления таможенного, пограничного и иных видов контроля. При этом ответчик сослался на Распоряжение Правительства РФ № 1433-р от 11.10.1997 года об открытии Ростовского речного порта для международного грузового сообщения и установления в нем пункта пропуска через Государственную границу РФ, в соответствии с которым, Администрации Ростовской области была вменена обязанность обеспечить необходимое обустройство пункта пропуска в Ростовском речном порту, выделение служебных помещений для органов внутренних дел и иных видов контроля.

В связи с изложенными фактическими обстоятельствами истец обратился с требованиями об обязании ответчика возвратить АО «Ростовский порт», переданные по акту приема-передачи помещения в зданиях литеры Аэ и БМ, расположенные по адресу: <...>.

Исследовав доказательства, заслушав стороны, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению с учетом следующего.

Требования истца основаны на гражданско-правовой сделке. Правоотношения сторон возникли на основании договора безвозмездного пользования, что явилось основанием заявления истцом требований о возврате ему спорных помещений в связи с истечением срока действия договора безвозмездного пользования.

В соответствии со статьей 689 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 690 ГК РФ право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.

В силу п. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

В соответствии с условиями договора безвозмездного пользования в редакции дополнительного соглашения срок его действия истек 01.03.2019.

Истец неоднократно направлял в адрес ответчика письма с требованием освободить спорные помещения в связи с истечением срока действия договора безвозмездного пользования.

Правовые основания для того, чтобы считать договор безвозмездного пользования продленным на неопределенный срок отсутствуют, поскольку из переписки сторон однозначно следует, что воля истца была направлена на прекращение договорных отношений.

Возражая против исковых требований, ответчик указал на обязанность истца по обеспечению осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в морском пункте пропуска Ростов-на-Дону через государственную границу РФ, поскольку истец является морским портом.

Указанные обстоятельства относятся к административно-правовому регулированию деятельности отдельных субъектов гражданского оборота – морских портов. С учетом заявленных требований данные обстоятельства не входят в предмет доказывания по настоящему делу, не оцениваются судом и не исследуются, поскольку исковые требования основаны исключительно на гражданско-правовой сделке.

Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

В силу п. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Гражданский кодекс РФ выделяет общую и специальную правоспособность (ст. 49). Общей (универсальной) правоспособностью обладают коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом), которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

АО «Ростовский порт» имеет статус морского порта (Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2010 г. № 1160-р).

Пунктом 5 Приказа Минтранса России от 04.03.2013 N 62 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Ростов-на-Дону» морской порт расположен на реке Дон от 3121 км (устье реки Аксай) по течению реки Дон до 3151 км реки Дон (устье реки Койсуг). Границы морского порта Ростов-на-Дону установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 1160-р.

Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Деятельность в морских портах осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 261-ФЗ), устанавливает порядок осуществления деятельности в морских портах, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

Законом РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон N 4730-1), а также другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации установлен режим Государственной границы.

В силу абз. 3 ст. 9 Закона N 4730-1 под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Согласно абз. 3 п. 6 Правил обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры возлагается на юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании (субъекты транспортной инфраструктуры).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 N 16-ФЗ (далее - Закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Транспортная безопасность, согласно статье 1 Закона N 16-ФЗ, это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Вопрос о возможности осуществления деятельности истцом в качестве морского порта без предоставления контролирующим органам возможностиобеспечения осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в морском пункте пропуска Ростов-на-Дону через государственную границу РФ не является предметом настоящего спора, равно как не является предметом настоящего спора вопрос о том, является ли предоставление спорных помещений ответчику выполнением обязанности по обеспечению осуществления контроля.

Материалами дела подтверждается, что спорные объекты недвижимости принадлежат АО «Ростовский порт» на праве собственности.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Возможные правовые последствия для истца, в том числе, связанные с возможностью либо невозможностью в дальнейшем продолжать деятельность в качестве морского порта, не являются предметом настоящего спора.

Истец как собственник спорного имущества, обладающий общей (универсальной) правоспособностью, осуществляет гражданские права своей волей и в своем интересе.

Материалами дела подтверждается, и ответчик не отрицает, что по истечении срока действия спорного договора ответчик занимаемые помещения истцу по акту не возвратил, продолжает пользоваться ими до настоящего времени.

Однако с 01.03.2019 года правовые основания для владения и пользования ответчиком помещениями истца отсутствуют в связи с истечением срока действия договора.

Таким образом, прекращение договора безвозмездного пользования является основанием для освобождения ответчиком занимаемых им принадлежащих на праве собственности истцу спорных помещений литер Аэ, БМ, расположенных по адресу: <...>. Следовательно, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обязать федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» возвратить акционерному обществу «Ростовский порт» объекты в зданиях литер Аэ, БМ, расположенные по адресу: <...>.

Взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в пользу акционерного общества «Ростовский порт» 6 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья О.П. Захарченко