ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-22853/13 от 21.01.2014 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«23» января 2014 г. Дело № А53-22853/2013

Резолютивная часть решения объявлена «21» января 2014 г.

Полный текст решения изготовлен «23» января 2014 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Н.И. Воловой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

А.В. Анистратенко,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮГКОРМ» ИНН 6163084791 ОГРН 1076163006182

к Таганрогской таможне, ИНН 6154037435, ОГРН 1026102593120

о признании незаконными решений от 09.08.2013 № 05-30/016, от 20.04.2013 № 0020568/00002/000,

при участии:

от заявителя: представителя Бековой М.Х. по доверенности от 08.09.2013

от заинтересованного лица: представителя Ярмановой Т.В. по доверенности от 20.12.2013 № 05-39/24645, Мелиховой О.В. по доверенности от 14.11.2013 № 113-59/00372

установил: общество с ограниченной ответственностью «ЮГКОРМ» (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Таганрогской таможне (далее – заинтересованные лица) о признании незаконными решений от 09.08.2013 № 05-30/016, от 20.04.2013 № 0020568/00002/000.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель таможенного органа требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.

Между «АО Эли Лили Экспорт» (продавцом) и ООО «Югкорм» (покупатель) был заключен договор № 418878/ELANCO/1 от 28.11.2011, согласно которому продавец передает, а покупатель принимает на условиях СИП – Ростов-на-Дону, РФ, согласно международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс» 2010 г., товар, описание которого, а также данные в ассортименте, количестве и цене указаны в приложении А и в счетах – Проформах, которые выдаются продавцом покупателю в качестве подтверждения каждой отдельной поставки товара. Продавец передает товар покупателю согласно положениям и условиям изложенным в данном документе.

В приложении А к договору стороны определили товары, цены, валюту, порядок заказа товара условия оплаты.

Общая сумма контракта составляла 4 539 000 долларов США.

ООО «Югкорм» ввезло на таможенную территорию и задекларировало по ДТ №10319010/261112/0020568 лекарственное средство для ветеринарии, содержащее антибиотики, без содержания спирта ЭЛАНКОГРАН 200 (гранулы), для профилактики кокцидиоза цыплят-бройлеров, ремонтного молодняка кур и индеек на откорме 280 шт. изготовитель ELI LILLY AND COMPANY, товарный знак: ELI LILLY AND COMPANY.

В графе 33 указанной ДТ декларантом заявлен код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС - 3003 20 000 0 - «Лекарственные средства (кроме товаров товарной позиции 3002. 3005 или 3006), состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи, содержащие прочие антибиотики». Ставка ввозной таможенной пошлины - 0% от таможенной стоимости.

В ходе документального контроля таможенного декларирования таможенный орган принял решение от 20.04.2013 № 0020568/00002/000 о классификации товара № 2 в товарной подсубпозиции 3004 20 000 2 ТН ВЭД. Данное решение содержит такое же наименование и описание товара, как и в графе 31 ДТ № 10319010/261112/0020568. Вместе с решением в адрес декларанта направлена копия заключения таможенного эксперта № 02-01-2012/1989 от 05.04.2013.

Данное решение декларантом обжаловалось в Южное таможенное управление 10.06.2013 и 27.06.2013. Помимо этого декларантом заявлялось ходатайство в Таганрогский таможенный пост 11.06.2013 г. и 08.07.2013 г. о назначении повторной экспертизы.

ЮТУ приняты решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу 24.06.2013, о направлении жалобы по принадлежности в Таганрогскую таможню 08.07.2013.

Таганрогской таможней 09.08.2013 было принято решение № 05-30/016 о признании законным решения Таганрогского таможенного поста от 20.04.2013 № 0020568/00002/000. О принятом решении декларанту стало известно 15.08.2013.

Заявитель, не согласившись с действиями Таганрогской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС от 20.04.2013 № 0020568/00002/000, обратился в суд.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 указанного Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 50 Таможенного кодекса Таможенного союза единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

С 1 января 1997 года для Российской Федерации вступила в силу Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы (пункт а) статьи 1 указанной Международной конвенции).

Согласно пункту 1 статьи 51 Таможенного кодекса Таможенного союза ТН ВЭД основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

В период с 1 января 2010 года по 1 января 2012 года применялась ТН ВЭД ТС, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. № 130, в настоящее время применяется ТН ВЭД ТС, утвержденная решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011г. № 850.

До 1 января 2012 года применялись основные правила интерпретации ТН ВЭД, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. № 130 (далее - ОПИ ТН ВЭД).

Статьей 52 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД (пункт 1). Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2). В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3). Коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 этого Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров (пункт 4).

Приказом ФТС России от 17.03.2010г. № 500 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с подпунктом а пункта 4 данной Инструкции должностные лица таможенных органов самостоятельно классифицируют товары в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании.

До 1 января 2012 года применялись основные правила интерпретации ТН ВЭД, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. N 130 (далее - ОПИ ТН ВЭД).

В соответствии пунктом 1 ОПИ ТН ВЭД (Правило 1) названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.

Пунктом 6 ОПИ ТН ВЭД (Правило 6) предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящих Правил также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Таким образом, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения указанных Правил также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).

Таким образом, выбор конкретного вида кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Судом установлено, что стороны отнесли ввезенный товар к товарной группе 30 «Фармацевтическая продукция». При этом, спор возник по поводу товарных позиций 3003 и 3004.

Из текста товарной позиции 3003 TН ВЭД ТС следует, что к ней относится лекарственные средства, состоящие из смеси двух или более компонентов, для использования в терапевтических или профилактических целях, но не расфасованные в виде дозированных лекарственных форм или в формы или упаковки для розничной продажи. В субпозицию 3003 20 ТН ВЭД ТС включаются указанные средства, содержащие прочие антибиотики.

Согласно тексту товарной позиции 3004 ТН ВЭД ТС в нее включаются лекарственные средства (кроме товарной позиции 3002, 3005 или 3006), состоящие из смешанных или несмешанных продуктов, для использования в терапевтических или профилактических целях, расфасованные в виде дозированных лекарственных форм, включая лекарственные средства в форме трансдермальных систем, или в формы или упаковки для розничной продажи. В субпозицию 3004 20 ТН ВЭД ТС включаются указанные средства, содержащие прочие антибиотики.

Из текстов товарных позиций 3003 и 3004 ТН ВЭД ТС следует, что отнесение товара к одной или другой позиции зависит от того, заключен лекарственный препарат в упаковку для розничной продажи либо не для розничной продажи.

Таганрогская таможня, принимая спорное классификационное решение №0020568/00002/000 от 20.04.2013, обосновала его следующим образом.

В служебной записке начальника ОТНПТиТО С.В. Скрипки от 17.04.2013 №11.3-49.2/0461 «О классификации товара», направленной в адрес начальника Таганрогского таможенного поста С.Л. Трифонова, указано, что, исходя из заключения таможенного эксперта от 05.04.2013 № 02-01-2012/1989 товар №2 по ДТ №10319010/261112/0020568, необходимо классифицировать в товарной подсубпозиции 3004 20 000 2 ТН ВЭД ТС. Таким образом, основанием для принятия решения о классификации товара от 20.04.2013 №0020568/00002/000 явилось указанное заключение таможенного эксперта.

Согласно заключению эксперта, а именно части исследования, касающейся 1-го вопроса - является ли товар лекарственным средством, расфасованным в формы или упаковки для розничной продажи, то для ответа на него эксперт изучил пояснения к товарной позиции 3004, ГОСТ 17527-2003, статью 46 Федерального закона №61 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и в результате исследования предоставленных фотографических копий упаковки товара установил, что товар расфасован в упаковку, составляющую вместе с продукцией единицу для продажи конечному потребителю, что соответствует термину «потребительская/розничная упаковка» по ГОСТ 17527-2003 (6).

Однако эксперт И.Ш. Сюндюков исказил тексты ГОСТа 17527-2003 и статьи 46 Федерального закона № 61 ФЧ «Об обращении лекарственных средств».

На листе 4 в абз. 3 заключения эксперт указал: «Согласно ГОСТ 17527-2003 (6), потребительская/розничная упаковка - упаковка, составляющая вместе с продукцией единицу для продажи конечному потребителю или потребителю в розничной торговле». Однако в ГОСТе 17527-2003 в разделе 3 Термины и определения, подразделе 3.1 Общие понятия пункт 16 гласит: «потребительская тара - тара, предназначенная для упаковывания и доставки продукции потребителю».

Текст статьи 46 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» эксперт также исказил не указав, что на потребительской упаковке помимо иной перечисленной им информации должно быть указано: дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска. Эксперт указал, что на потребительскую упаковку должны наноситься штриховой код, а также надпись «Для животных». Однако в статье 46 Закона указано, что на первичную упаковку и вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных средств для ветеринарного применения должна наноситься надпись "Для ветеринарного применения". На вторичную (потребительскую) упаковку лекарственного препарата наносится штриховой код.

Описав маркировку товара № 2, эксперт сделал вывод, что по маркировке упаковка данного лекарственного средства соответствует требованиям ст. 46 № 61-ФЗ, предъявляемым к потребительской упаковке. Однако и в этой части заключение таможенного эксперта является ошибочным.

Так, статья 46 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» предъявляет некоторые общие требования к объему информации, которая должна быть указана на первичной и вторичной упаковке лекарственных препаратов, поступающих в обращение, а именно, и на их первичной, и на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке должны быть указаны: наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз. Помимо этой информации на вторичной (потребительской) упаковке должны быть указаны следующие сведения: наименование производи гели лекарственного препарата, номер регистрационного удостоверения, способ применения, лекарственная форма, условии отпуска, условии храпении, предупредительные надписи.

На упаковке товара №2 отсутствует указание дозировки или концентрации лекарственного препарата, активности в единицах действия или количество доз в упаковке, что подлежит указанию как на вторичной, так и па первичной упаковке. Помимо этого отсутствует обязательная для вторичной упаковки информации - номер регистрационного удостоверении, условии отпуска.

В силу требований ст. 46 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ отсутствие данных сведений не позволяет квалифицировать такую упаковку в качестве потребительской, что означает невозможность розничной продажи на территории РФ. Доказательством отсутствия указанных обязательных сведений на упаковке спорных товаров является фотография упаковки товара ЭЛАНКОГРАН 200.

Из буквального толкования текстов товарных позиций 3003 и 3004 следует, что розничной является не упаковка, а вид торговли, при котором товар может быть продан в соответствующей этому виду торговли упаковке.

Доказательствами поставки препарата ЭЛАНКОГРАН 200 в упаковке, отличной от розничной, является также договор № 418878/ELANCO/l от 28.11.2011 с Приложением к договору с указанием размера единицы упаковки - мешки 25 кг; регистрационное удостоверение лекарственного препарата для ветеринарного применения от 27.04.2011 с указанием дозировки - мешки по 25 кг; инструкция по применению ЭЛАНКОГРАН 200, утвержденная Россельхознадзором 24.02.2011, согласно разделу 3 пункту 10 которой данный лекарственный препарат применяют цыплятам - бройлерам в дозе 0,45-0,5 кг на 1 тонну корма (90-100 г монензина натрия на 1 тонну корма), ремонтному молодняку кур -несушек и индейкам на откорме лекарственный препарат применяют в дозе 0,3- 0,45 кг на 1 тонну корма (60-90 г монензина натрия на 1 тонну корма). Для обеспечения равномерного распределения суточную дозу ЭЛАНКОГРАН 200 смешивают с небольшим количеством корма (20-50 кг), а затем, при тщательном перемешивании вносят в конечный корм. Указанный препарат не может применяться для розничной торговли, так как фасовка в мешки по 25 кг при установленной норме дозировки означает, что один мешок ЭЛАНКОГРАН 200 предназначен для введения в корм массой от 50 до 70 тонн, что исключает его применение в личном, домашнем использовании, не связанном с предпринимательской деятельностью. Способ применения указанного препарата предполагает смешивание с большими объемами корма, то есть рассчитан на неоднократное применение и не предусматривает его непосредственное потребление как самостоятельного продукта в чистом виде или одноразовой дозе.

Гражданский кодекс Российской Федерации признает розничной торговлей деятельность по продаже товаров в розницу для личного, семейного и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (статья 492).

Согласно разделу «Сведения о видах экономической деятельности» выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «ЮГКОРМ» является прочая оптовая торговля, дополнительными: оптовая торговля кормами для сельскохозяйственных животных: оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями; предоставление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг; производство готовых кормов и их составляющих для животных, содержащихся на фермах; оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных; оптовая торговля фруктами, овощами и картофелем; хранение и складирование.

Кроме того из представленного заявителем письма производителя лекарственных препаратов компанией Eli Lilly Export S.А. - официального представителя производителя следует, что лекарственная продукция для ветеринарного применения, в том числе, ЭЛАНКОГРАН 200, экспортируется компанией Эли Лили Экспорт согласно условиям договора № 418878/ELANCO/l от 28.11.2011, дата истечения срока действия договора 31.12.2012, исключительно в оригинальной упаковке с оригинальной этикеткой в мешках весом 25 кг. Компания запрещает продажу в любой другой, не оригинальной упаковке, перефасовку товара для розничной продажи и какие-либо изменения оригинальной продукции.

Согласно макету этикетки лекарственного препарата Эланкогран 200, утвержденному директором по исследованиям и разработкам «Эли Лили Регионал Оператионс Геем.б.X.» П.Кубаса в 2011 г., согласованному с заместителем Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Н. А. Власовым 24.02.2011, предусмотрен макет первичной упаковки лекарственного препарата Эланкогран 200. Вторичная же потребительская упаковка не предусмотрена.

Таким образом, для однозначного отнесения лекарственного препарата Эланкогран 200 к определенной позиции номенклатуры нельзя ограничиваться лишь исследованием маркировки упаковки товара. Из буквального толкования текстов товарных позиций 3003 и 3004 следует, что речь в них идет не о розничной упаковке, а об упаковке для розничной продажи (либо не для розничной продажи), то есть о виде торговли.

Федеральная таможенная служба в решении № 15-68/9 от 21.03.2013 по жалобе ООО «Югкорм» на решение таможенного органа указала, что при классификации любого товара необходимо исходить, прежде всего, из его уникальных свойств и целевого назначения.

Согласно документам, представленным ООО «Югкорм» при таможенном декларировании спорного товара, в частности, регистрационному удостоверению, декларации о соответствии, инструкции по применению лекарственный препарат Эланкогран 200 состоит из нескольких компонентов, расфасован в многослойные бумажные пакеты по 25 кг, способ применения которого требует смешивание суточной дозы препарата с небольшим количеством корма, а далее при тщательном перемешивании введения в конечный корм.

Таким образом, способ применения Эланкогран 200 предполагает смешивание его с большими объемами корма и не предусматривает его потребление в чистом виде как самостоятельного продукта или одноразовой дозы.

Завезенный заявителем товар, расфасованный в упаковку, одноразовой дозой не является; применяется путем неоднократного смешивания с кормом, в связи с чем, относится к товарной позиции 3003.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях ФАС Московского органа № Ф05-1715/2013 от 21.03.2013 г., Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 г. № 09АП-35807/2012 по делу № А40-95881/2012, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 г. № 09АП-24451/2012  по делу № А40-48961/2012.

При таких обстоятельствах оспариваемые действия не соответствуют требованиям Таможенного законодательства Таможенного союза и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на таможенный орган.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Таганрогской таможни от 09.08.2013 № 05-30/016 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, как не соответствующее таможенному законодательству.

Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.И. Волова