ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-22859/18 от 19.12.2018 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«21» декабря 2018 года                                                                 Дело № А53-22859/2018

Резолютивная часть решения объявлена   «19» декабря 2018 года

Полный текст решения изготовлен            «21» декабря 2018 года

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Паутовой Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черножуковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Братья»  ИНН <***>, ОГРН <***>

к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ИНН <***>, ОГРН <***>

об оспаривании ненормативного правового акта (предписания от 17.05.2018 №0051/01/0094/ПР/2017),

при участии:

от заявителя: представители ФИО1 (доверенность №17 от 12.07.2018), ФИО2 (доверенность №09 от 17.04.2018)

от органа, чей ненормативный правовой акт оспаривается: представитель ФИО3 (доверенность от 09.01.2018)

установил:

общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Братья» (далее – ООО ПКФ «Братья») обратилось в суд с заявлением к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) о признании незаконным предписания от 17.05.2018 №0051/01/0094/ПР/2017 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили удовлетворить их в полном объеме; представили решение Железнодорожного суда г. Ростова-на-Дону, которым признано незаконным и отменено постановление Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о привлечении ООО ПКФ «Братья» к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого выдано оспариваемое предписание.

Представитель Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Азовским отделом по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора с 17.04.2018 по 17.05.2018 на основании приказа Управления от 22.03.2018 №94-КНД проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО ПКФ «Братья» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В результате проверки было установлено, что в процессе осуществления деятельности ООО ПКФ «Братья» образуются отходы производства и потребления 1-5 классов опасности.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разработан в 2017 году (предыдущий проект НООЛР от 2012).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждены в 2017 году сроком действия с 03.05.2017 по 02.05.2022 (приказ Департамента от 03.05.2017 №09/410).

Согласно ПНООЛР общий перечень образующихся отходов в результате деятельности ООО ПКФ «Братья» в среднем за год: 44 вида отходов 1-5 классов опасности.

Общее количество образующихся отходов составляет 4 132,740 т/год (предлагаемый норматив образования в среднем за год), в том числе по классам опасности:

- 1 класса опасности (1 вид) – 0,05 т;

- 2 класса опасности (2 вида) – 0,144 т;

- 3 класса опасности (9 видов) – 16,697 т;

- 4 класса опасности (22 вида) – 261,254 т;

- 5 класса опасности (10 видов) – 3 854,595 т.

ООО ПКФ «Братья» представляет в Департамент Росприроднадзора по ЮФО сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме Росстата №2 – ТП (отходы).

Фактически, согласно сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме Росстата №2 – ТП (отходы), в 2017 году образовалось 363,763 тонн отходов, в том числе: 1 класс опасности – 0,039 т., 3 класс опасности – 12,17 т., 4 класс опасности – 43,1 т., 5 класс опасности – 308,5 т., из которых передано: для обработки – 52,630 т., для утилизации – 260,616 т., для обезвреживания – 12,209 т., для захоронения – 38,308т.

Между тем при проверке установлено, что при перерасчете объем образованных отходов 4 класса опасности равен 43,3 т., а сумма всех образованных отходов за отчетный период – 364,009 т, следовательно, представленные в Департамент Росприроднадзора по ЮФО данные являются искаженными.

Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения 06.06.2018 в отношении ООО ПКФ «Братья» постановления №0278/01/0094/ПР/2018, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.

17.05.2018 должностным лицом Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  ООО ПКФ «Братья»  выдано предписание №0051/01/0094/ПР/2018, которым ООО ПКФ «Братья» предписано в обеспечить в установленные законодательством сроки представление сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировке и размещению отходов производства и потребления по форме Росстата №2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора, с учетом объемов всех образующихся видов отходов производства и потребления.

Не согласившись с вынесенным предписанием, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО ПКФ «Братья» обратилось в суд с заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 (ранее приказ Росстата от 28.01.2011 № 17) «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» определена годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы), а также порядок ее заполнения и сроки ее представления.

В соответствии с пунктом 7 Положения «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответственно, форма электронного документа предусматривает обязательное подписание его усиленной квалифицированной электронной подписью. При отсутствии таковой, какие-либо материалы в электронном виде электронным документом не считаются.

Таким образом, ООО ПКФ «Братья» направило в Департамент Росприроднадзора по ЮФО в установленный срок отчет по форме 2-ТП (отходы) на бумажном носителе с подписями соответствующих должностных лиц (вх. Департамента Росприроднадзора по ЮФО № 1587 от 19.01.2018).

В соответствии с пунктом 7 Приказа Росстата от 10.08.2017 № 529 все показатели, характеризующие количество отходов, отражаются в отчете по массе отхода в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой - для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой (т.е. с точностью - до килограмма) для отходов I, II и III классов опасности.

В соответствии с пунктом 9 Приказа Росстата от 10.08.2017 № 529 в каждой заполняемой строке формы в графах с 1 по 18 проставляются данные о массе отходов, в отношении которых произведена операция согласно наименованию графы.

В соответствии с пунктом 6 Положения «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета», утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620, предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.

ООО ПКФ «Братья» представило в Департамент Росприроднадзора по ЮФО сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме Росстата №2-ТП (отходы) (вх. №1587 от 19.01.2018.

Фактически, согласно сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме №2-ТП (отходы) в 2017 г. образовалось 363,783 т. отходов, в т.ч.:

-1 класс опасности – 0,039 т.;

-3 класс опасности – 12,17 т.;

-4 класс опасности – 43,1 т.;

-5 класс опасности – 308,5 т., из которых передано:

для обработки – 52,630 т., для утилизации – 260,616 т., для обезвреживания – 12,209т., для захоронения – 38,308 т.

По договору с подрядчиком ООО «Ростовский ЦЕПИ-Донн» форма 2-ТП (отходы) была заполнена силами подрядчика в специальном программном модуле. Затем готовая форма отчета была перенесена и распечатана из данного модуля в формате Excel. Отчет в Росприроднадзор сдается в электронном виде и на бумажном носителе.

В связи с особенностями работы файла Excel, масса отходов, которая вносится в эту форму, округляется математически до десятых показателей.

В электронной версии отчета (файл Excel) общая сумма правильная – это сумма не округленных цифр. Разночтения количества отходов 4 класса и суммы всех отходов при формировании печатной формы отчета из модуля природопользователя связано с округлением цифр по одного знака после запятой.

Таким образом, ООО ПКФ «Братья» представлены достоверные первичные статистические данные.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что предписание Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.05.2018 №0051/01/0094/ПР/2017 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды незаконно, поскольку в действиях общества отсутствуют нарушения, подлежащие устранению.

Кроме того, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (часть 2 статьи 19 Закона № 89-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 (далее - Порядок).

Указанный Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.

Таким образом Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предписанием №0051/01/0094/ПР/2018, которым ООО ПКФ «Братья» предписано обеспечить в установленные законодательством сроки представление сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировке и размещению отходов производства и потребления по форме Росстата №2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора, с учетом объемов всех образующихся видов отходов производства и потребления, дублирует положения закона и нормативных правовых актов без указания конкретного нарушения, подлежащего устранению в установленный срок.

Учитывая изложенное, требование ООО ПКФ «Братья» о признании недействительным предписания Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.05.2018 №0051/01/0094/ПР/2017 подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

При обращении с настоящим заявлением в суд ООО ПКФ «Братья» оплачена государственная пошлина в сумме 5 000 руб., что подтверждается платежными поручениями от 13.07.2018 №57845 на сумму 2 000 рублей и от 13.07.2018 №57854 на сумму 3 000 рублей.

Учитывая, что заявленные требования удовлетворены, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей подлежат отнесению на Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 168 - 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные обществом с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Братья»  ИНН <***>, ОГРН <***> требования удовлетворить.

Признать недействительным предписание Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.05.2018 №0051/01/0094/ПР/2017 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Взыскать с Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ИНН <***>, ОГРН <***> в пользу общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Братья» ИНН <***>, ОГРН <***> судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3 000 руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Братья»  ИНН <***>, ОГРН <***> из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 13.07.2018 №57845.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                               Л.Н. Паутова