АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8а
http://rostov.arbitr.ru
г. Ростов-на-Дону | Дело № | А53-23077/2007-С4-48 | |||
29 | января | 2008 г. | |||
Арбитражный суд Ростовской области в составе: судьи Комурджиевой И.П. | |||
при ведении протокола судебного заседания | судьей Комурджиевой И.П. | ||
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению | |||
ГУВД по Ростовской области Оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям Таганрогский МРО | |||
к ООО «Кафе «Шашлычная»
о | привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ |
при участии:
от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания
от ответчика – директор общества ФИО1, протокол № 1 общего собрания Учредителей ООО «Кафе «Шашлычная» о назначении на должность
установил:
В судебном заседании рассматривается дело по заявлению ГУВД по Ростовской области Оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям Таганрогский МРО о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ООО «Кафе «Шашлычная».
Общество требования заявителя не признало, директор пояснил, что протокол составлен в присутствии ненадлежащего лица, доверенность на подписание протокола об административном правонарушении ФИО2 не выдавалась.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия заявителя.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
На основании распоряжения № 314 от 10.12.2007г. проведена проверка продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции закусочной «Кафе «Шашлычная», расположенной по адресу: Ростовская область, г. Таганрог. Пер. Гоголевский, 31-Г.
При проведении проверки 10.12.07 установлено, что в закусочной «Кафе «Шашлычная»
при реализации алкогольной продукции была допущена реализация водки «Золотой Велес хлебная» в количестве 6 бутылок объемом 250 мл по цене 50 руб. за бутылку, вина «Каберне» в количестве двух бутылок объемом 700 мл по цене 84 руб. за бутылку, вина «Портвеинка 333» в количестве трех бутылок объемом 700 мл по цене 42 руб. за бутылку, вина «Портвеинка 555» в количестве четырех бутылок объемом 700 мл по цене 84 руб. за бутылку без надлежаще оформленных товаротранспортных документов (не заполнен раздел «Б» в справке к товарно-транспортной накладной).
Результаты проверки подтверждаются протоколом осмотра помещений, территорий от 10.12.07, протоколом изъятия вещей и документов № 7710 от 10.12.2007г. В ходе осмотра по протоколу № 7710 изъяты: водка «Золотой Велес хлебная» в количестве 6 бутылок объемом 250 мл по цене 50 руб. за бутылку, вино «Каберне» в количестве двух бутылок объемом 700 мл по цене 84 руб. за бутылку, вино «Портвеинка 333» в количестве трех бутылок объемом 700 мл по цене 42 руб. за бутылку, вино «Портвеинка 555» в количестве четырех бутылок объемом 700 мл по цене 84 руб. за бутылку.
В отношении ООО «Кафе «Шашлычная» 11.12.2007г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной или спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям
Продажа алкогольной продукции осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 22.11.2995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный Закон) и Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.
Согласно пункту 139 раздела 19 Правил продажи отдельных видов товаров,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, алкогольная продукция реализовывалась обществом без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, а именно: не заполнен раздел «Б» в справке к товарно-транспортной накладной.
Однако, при исследовании соблюдения порядка привлечения общества к административной ответственности судом выявлены процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа.
Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Указанное положение обусловлено тем, что, присутствуя при рассмотрении дела, лицо, привлекаемое к ответственности, может реализовать свои права, гарантированные законом, например, дать объяснения по обстоятельствам дела, представить доказательства своей невиновности, ознакомиться со всеми представленными доказательствами его вины. Кроме того, установление законодателем данного положения обеспечивает состязательность сторон при рассмотрении дела.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что составление и рассмотрение административного протокола в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, не будет являться нарушением прав только в случае, если оно было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Выполнение указанных требований к форме и содержанию протокола направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности, и их нарушение носит существенный характер.
В силу пункта 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Из пунктов 3 и 4 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях следует, что представители юридического лица допускаются к участию в
производстве по делу об административном правонарушении на основании оформленной в соответствии с законом доверенности с момента составления протокола об административном правонарушении, подписанного в силу пункта 5 статьи 28.2 Кодекса законным представителем юридического лица.
Таким образом, на стадии составления протокола об административном правонарушении единственным надлежащим законным представителем юридического лица является его руководитель.
Суд, установил, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии заместителя директора ООО «Кафе «Шашлычная» ФИО3, действующего на основании приказа № 146 от 01.01.2006г. Поэтому протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя организации.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
При рассмотрении настоящего дела суду не были представлены доказательства, были ли приняты необходимые и достаточные меры ГУВД для извещения ООО «Кафе «Шашлычная» либо его законного представителя о дате и времени составлении протокола об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного законом порядка.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Принимая во внимание изложенное, требование о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ удовлетворению не подлежит в связи с существенным и грубым нарушением прав и законных интересов лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в вышестоящую инстанцию.
Судья | И.П. Комурджиева |